Конспект занятия по русскому языку на тему "Братство славянских народов"
Оценка 4.8

Конспект занятия по русскому языку на тему "Братство славянских народов"

Оценка 4.8
docx
18.03.2022
Конспект занятия по русскому языку на тему "Братство славянских народов"
Конспект занятия по русскому языку Братсво славянских языков.docx

Автор: Ефременко Е.В., преподаватель ГПОУ МПТ

 

Дисциплина: русский язык и литература.

 

Тема занятия: Братство славянских языков.

Цели  занятия:

ü  выявить родство славянских языков;

ü продолжать формирование навыков монологической и дискуссионной речи;

ü  способствовать развитию познавательных, аналитических,  творческих умений обучающихся;

ü  воспитывать у обучающихся чувство гордости за свою культуру, сопричастности к общеславянским ценностям; формировать уважительное отношение к культурному наследию;

ü основываясь на знакомстве с памятниками литературного и исторического наследия России, Украины и Белоруссии, сформировать у обучающихся понимание единства общекультурного пространства народов этих стран.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

I. Организационный момент.

 

-Здравствуйте! Тема нашего занятия «Братство славянских языков».

Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма "Тихий Дон" 1957г по роману М. Шолохова "На мельнице" (Михаил Шолохов, "Тихий Дон", кн. 1, ч.2, глава V) и ответить на вопросы: в чем заключается причина конфликта между людьми (кроме бытового)? Каких взглядов придерживаются относительно национальности человека? И как тема занятия связана с этим материалом?

 

II. Беседа после просмотра отрывка.

-- Итак, причина конфликта возникла из-за неграмотности. Нет четкого представления у людей, кто такие "хохлы", "казаки", "цыгане" и "русские".

         Не будем вдаваться в историю казачества и разбирать как, когда, где и зачем появились казаки и т. д. А разберёмся всего лишь в конкретном одном вопросе, поставленном в заголовке темы. Развеем очередной миф, который существовал ранее. Во-первых, понятие «казаки» – это, прежде всего, сословие, а не национальность. И по этой причине, сами казаки, действительно, не всегда считали себя русскими, но это не значит что никогда. Точнее русскими себя не считали только некоторые их представители и вот почему. Берём характерный пример из просмотренного отрывка:

Человек улыбнулся смущенно, но без боязни, снял шляпу, жестом
беспримерной простоты вытирая лоб, улыбкой обезоружил вконец.
- В чем дело? - Он махнул сложенной вдвое шляпой, указывая на черную,
впитанную землей кровь у дверей весовой.
- Хохлов били, - мирно ответил безрукий Алексей и подморгнул щекой и
глазом.
- Да за что били?
- За очередь. Не залазь наперед, - пояснил Подкова...

--А ты кто?

 - Я-то казак, а ты не из цыганев?

- Нет. Мы с тобой обое русские.

- Брешешь! - раздельно выговорил Афонька.

- Казаки от русских произошли. Знаешь про это?

- А я тебе говорю - казаки от казаков ведутся.

- В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками.

- Иди-ка ты, милый человек, своим путем, - сжимая запухшие пальцы в кулак, сдержанно-злобно посоветовал Алексей безрукий и заморгал чаще.

- Сволочь поселилась!.. Ишь поганка, в мужиков захотел переделать!..."

-- Т.к. казаки – это, прежде всего сословие, то русские у казаков ассоциировались с русским крестьянином или мужиком и поэтому они не хотели быть «пониженными в статусе». И только поэтому они не всегда хотели считаться русскими. Всё же - казаки в своей истории себя считали русскими. Знаете, кстати, какой был лозунг у запорожских казаков?  А лозунг был следующий: «ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ» ("Тарас Бульба" Н.Гоголь)

         Трактовка слова "хохол" встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально "хохлом" называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки, в старину выбривавшие голову и оставлявшие чуб (оселедец). 
Хохол (жен. хохлушка, хохлячка) — русское прозвище украинцев, часто воспринимаемое как пренебрежительное.     

III. Постановка цели занятия.

 

         Итак, тема нашего занятия «Братство славянских языков».

--Какие задачи вы поставите перед собой? В чем заходите разобраться? (кто такой брат, кого принято называть братьями, суть братства; кто такие славяне, почему они так названы и т.д.)

 

IV. Работа с лексическим значением слов темы

1.Индивидуальная работа с ассоциациями со словами: брат, братство, славяне.

Ассоциации к слову брат

Ассоциации к слову братство

Ассоциации к слову славяне

родственник

родня

родной

сородич

друг

близкий

семья

союзник

сходство

ответственность

авторитет

дружба

помощь

фамилия

человек...

брат

братва

воинство

группа

демократия

друзья

единство

клан

клятва

кольца

команда

компания

любовь

люди

мужчина

народ

независимость

неравенство

общество

община

объединение

помощь

равенство

родня

свобода

связь

секта

семья

сила

товарищ...

русь

народ

братья

нация

слава

слово

православие...

1.      

1.      

 

 

2. Коллективная "ассоциативная корзина". Сбор ассоциаций.

3. Беседа

- Кого принято называть братьями? (Людей, родившихся в одной семье).

--А почему русских и украинцев, а так же белорусов, тоже часто называют братьями? (Они имеют общее происхождение. До 18 века считались одним народом. Борящийся за ра с тобой. Получается, что братом может быть не только формальный кровный родственник, а тот человек кто борется вместе с тобой за свет истины, разделяет твои ценности. Твоя опора).

Братство:

1. Содружество, основанное на общности целей, взглядов, принципов.

2. Люди, объединенные общей целью, общим делом, общими интересами.

3. Религиозная община.

 

--Теперь рассмотрим ваши ассоциации со словом "славяне". Почему славян называли славянами?

Существуют несколько версий происхождения этнонимa «славяне» .

Этно́нимы — названия различных видов этнических общностей, как народов и народностей, так и племён, племенных союзов, родов и тому подобное. 

1.  Словене – означает «народ»

2. Славяне жили на реке Слава (Предполагается, что это может быть Днепр, который исстари назвали Словутичем, река Слуя, сербская река Славница или польские реки Sɫawa и Sɫawica, однако достоверных доказательств этой теории тоже не существует).

3. Славяне – от «слова» (название «славяне» может означать «те, кто говорит по-нашему, на нашем языке», эту версию подтверждает наличие в древнерусском слова «язык»(ѩзыкъ), в значении «народ»)

4. Ранее существовало название slověnji, которое означало «племя Словена», а само имя Словен (Словѣнъ) имеет праславянский корень slow- с вполне современным значением — «славный» или «овеянный славой». Косвенно это могут подтверждать княжеские имена, имеющие тот же корень: Гореслав, Святослав, Всеслав, Изяслав, Мстислав и т. д. Об этом сообщает

5. Самое распространённое объяснение термину «славяне» вот какое: он происходит от глагола «слыть» или «слыву» (быть известным).

Этот же корень сохранился теперь у современных словенцев (группа южных славян), и у словаков (западные славяне) в несколько изменённом состоянии СЛВК.

Вывод: Слово «славяне» — до сих пор остаётся загадкой. Гипотез много. Мы все еще не разобрались окончательно в происхождении нашего племенного имени. Но все эти гипотезы объединяет одно: это народ.

 

V. Слово преподавателя (с элементами беседы с обучающимися)

 

-- Несмотря на то, что слова «народ» и «люди» считаются синонимами, раньше они обозначали разные понятия.

 -- Как вы думаете,  в чем различие между словами "люди" и "народ"?

Правильно. Люди -это слово "человек" во мн. ч.

Слово «народ» произошло от древнейшего праславянского корня «родъ». Производные от него имеются во многих языках: русском, латышском, белорусском, украинском и др. От этого же корня произошли слова «народ», «родовой», «родословная», «родственник», «уродиться» и т.д.

 

--Что объединяет людей в народ?

(единство происхождения, места проживания, языка, культуры).

Язык -  основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка.

Языки народов мира очень разнообразны по структуре и по истории своего развития. Некоторые из языков обнаруживают сходство в словарном запасе, фонетическом строе и грамматике, другие, напротив, далеки друг от друга.

         Классификация языков по степени их родства называется генеалогической (от греч. «родословная»). Генеалогически языки делятся на семьи, а внутри семей – на группы. В семьи и группы языки объединяются по общности их древнего источника.

 

 

Русский язык входит в индоевропейскую семью. Эта семья – самая многочисленная (в неё входят около ста языков). Среди групп индоевропейских языков выделяется славянская группа, она одна из самых крупных в этой семье. Число говорящих на современных славянских языках составляет около трёхсот  миллионов человек.

Все славянские языки восходят к древнему праязыку, который условно называют общеславянским языком. Выделение славян из общеиндоевропейского единства произошло в глубочайшей древности, приблизительно к началу 3 тысячелетия до нашей эры. В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселявший обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Общеславянский (праславянский) язык просуществовал до середины 1 тысячелетия нашей эры.

Первая славянская азбука возникла предположительно в 863 году в эпоху зарождения первых славянских государств. Такая письменность сохранилась и в наши дни с некоторыми изменениями.
Кирилл и Мефодий вошли в историю прежде всего, как создатели славянской азбуки

Древние славянские азбуки -- глаголица и кириллица.

 --Кириллица получила свое название от имени ее создателя святого равноапостольного Кирилла. А как получила   свое название глаголица?  (глаголь-буква, "говорить")

Кириллица состояла из 43 букв, более простых по начертанию, чем знаки глаголицы. 

Итак, с течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племён продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности.

Задание. Соотнесите предлагаемые слова с их эквивалентами в разных языках. Как вы думаете, что означают эти слова в русском языке?

 

Русск.

Украин.

Белорусск.

Сербский

Болгарский

?

батько

бацька

 отац

баща

?

батьківщина

радзіма

домовина

родина

?

музика

музыка

музика

музика

?

школа

школа

школа

училище

?

книга

кніга

књига

книга

?

кіт

кот

мачка

котка

?

дружба

дружба

пријатељство

приятелство

?

мати (маты)

маци

мати, majka (майка)

майка

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Постепенно общеславянские языки разделились на три группы: восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую.

         Особенности славянских языков. Грамматика.

         Для большинства языков, которые относятся к славянской группе, характерна достаточно сложная грамматика. Существительные и прилагательные изменяются по шести-семи падежам, трем родам и числам. Кроме того, существует категория вида глагола: глагол может быть совершенным или несовершенным. Исследователи подчеркивают, что наличие шести –семи падежей в языках славянской группы говорит о их близости к праиндоевропейскому языку, в котором, как предполагается, было восемь падежей (именительный, винительный, родительный, дательный, творительный, отделительный, местный, звательный)

         Родство славянских языков несомненно. Оно проявляется, например, в лексическом составе. Так, одинаково или похоже звучат некоторые названия близких родственников в русском, украинском, белорусском, болгарском, польском и чешском языках, например, отец, мать, сын, сестра и др.

         Письменность и алфавит. Славянские языки используют две основные системы письменности. Наиболее распространен кириллический алфавит. Он используется в России, Белоруссии, на Украине, в Македонии, Сербии, Черногории и Болгарии. Кириллический алфавит основан на греческом алфавите и был исторически принят в странах, обращенных Греческой церковью в христианство.

         В Польше, Чехии, Словении и Хорватии используется латинский алфавит. В соответствующих славянских языках он был частично преобразован с помощью диакритических знаков. Интересно, что в Боснии и Герцеговине используется как латиница, так и кириллица, а в течение какого-то времени использовался даже арабский алфавит.

         Фонетика. В чешском и словацком языках ударение, как правило, будет падать на первый слог, в польском языке—на предпоследний, а в русском, белорусском и украинском ударение может падать на любой слог.

         Сегодня в мире на славянских языках говорит от 400 до 500 млн человек, хотя, конечно, не каждый из славяноговорящих является славянином. Совокупная численность собственно славянских народов насчитывает от 300 до 350 млн человек.

         Основные регионы распространения языков, которые относятся к славянской языковой группе—Центральная и Восточная Европа и Северная и Центральная Азия.

         Славяне составляют большинство населения Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении. Есть еще Приднестровская Молдавская Республика, Донецкая и Луганская народные республики – также преимущественно славянские по своему составу. Кроме того, внушительные славянские общины проживают в Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Эстонии, Литве, Молдавии, США, Канаде, Австралии и многих других странах мира.

         Каждый славянский язык имеет свой литературный язык (обработанная часть общенародного языка с письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры) и свои территориальные диалекты, которые внутри каждого славянского языка неодинаковы. 

Славянские языки сохранили значительное сходство между собой, но в то же время каждый из них обладает уникальными особенностями.

Восточнославянская группа языков просуществовала примерно до 14 – 15 в. и в связи с расселением племён со временем распалась на русский, украинский и белорусский – близкородственные языки.

Всегда считалось, что среди славянских народов русские, украинцы и белорусы занимают особое место, считались наиболее братскими народами и это действительно было так: общая религия и культура, масса смешанных браков, единая (с небольшими нюансами) письменность.

Памятники народного творчества: песни, пословицы и поговорки, былины, сказки – объединяют людей разных национальностей общим чувством любви к доброму и прекрасному, внушают уважение к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений и охватывающему все стороны жизни народов.

         Задание. Давайте вспомним украинские, белорусские и русские пословицы и поговорки. Попробуйте определить, народ какой из стран – автор каждой из них. В каждой пословице или поговорке есть подсказка, которая указывает на принадлежность к тому или иному языку. Какой можно сделать вывод?

}  На чужой каравай рта не разевай, а раньше вставай да свой добывай. (белорус.)

}  Нет друга — ищи, а нашел — береги. (рус.)

}  Моя хата с краю, ничего не знаю. (укр.)

}  Как кот наплакал. (белорус.)

}  Одно дерево еще не лес. (рус.)

}  Не говори гоп, пока не перепрыгнул. (укр.)

}  Когда паны дерутся – у холопов чубы трещат. (укр.)

Не только в науке немало примеров того, как близкие по происхождению и духу люди сформировали единую основу, которую мы сейчас можем назвать славянской культурой. В первую очередь это, конечно, литература.

Задание. Знаете ли вы русских поэтов и писателей, родившихся на Украине и в Белоруссии? Каких белорусских и украинских поэтов и писателей, писавших на русском языке, вы знаете?

}  Тарас Шевченко «Назар Стодоля», «Художник» (укр.)

}  Николай Васильевич Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души» (укр.)

}  Анатолий Рыбаков (Аронов) «Дети Арбата», «Кортик» (укр.)

}  Андрей Жвалевский (происхождение Белоруссия) «Кот да Винчи», «Порри Гаттер» (белорус.)

}  Анна Ахматова (Горенко) «Сероглазый король», «Реквием» (укр.)

}  Василь Быков «Сотников», «Обелиск», «Журавлиный крик» (белорус.)

}  Владимир Короленко «Дети подземелья», «Слепой музыкант» (укр.)

}  Евгения Пастернак «Москвест», «Я хочу в школу», «Время всегда хорошее» (белорус.)

}  Иван Франко «Захар Беркур», «Мойсей» (укр.)

}  Илья Ильф «12 стульев», «Письма о любви» (укр.)

}  Леся Украинка «Лесная песня» (укр.)

}  Михаил Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (укр.)

}  Михаил Зощенко «Сколько человеку нужно», «Мелкий случай»

}  Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва» (белорус.)

}  Михаил Шолохов "Тихий Дон", "Судьба человека" (укр.)

Как мы видим, история и культура России, Украины и Белоруссии, несмотря на уникальность каждой из них, не просто тесно переплелись в веках, а существенно взаимообогащают и дополняют друг друга.

 

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Рефлексия

Напишите синквейн на тему занятия

 

VIII. Заключительное слово преподавателя.

 

Да, Россия, Белоруссия и Украина отделены друг от друга территориально. Но почти у каждого русского в Белоруссии или на Украине есть родственники, а у украинца и белоруса - в России. Мы знаем и любим одни и те же народные песни, читаем одни и те же книги, с удовольствием едим одни и те же блюда. 

         Осознание своего общего происхождения, единых корней – характерная черта менталитета трех братских восточнославянских народов.

Все славянские языки родственны по происхождению. Россия, Украина и Белоруссия- единые славянские народы, у нас общие интересы, общая история, общий язык (восточнославянский язык).

         Люди разных культур могут понимать друг друга, хотя они говорят на разных языках и имеют разные мировоззрения, потому что многие основные понятия универсальны.
         Для реализации и развития культуры язык играет решающую роль для людей. Чтобы обеспечить успех в общении и сотрудничестве, необходимо стремиться к пониманию. Поскольку общение является конечной целью межкультурной коммуникации, нам необходимо содействовать этому пониманию, выявляя потенциальные возможности конфликта (неправильное толкование, недопонимание, культурные барьеры и т. д.), которые могут возникнуть в результате культурных различий. Качественное общение приводит к хорошей атмосфере сотрудничества.

VIII. Домашнее задание.

Напишите эссе на одну из тем: "Что такое мир?",  «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор: Ефременко Е.В., преподаватель

Автор: Ефременко Е.В., преподаватель

Человек улыбнулся смущенно, но без боязни, снял шляпу, жестом беспримерной простоты вытирая лоб, улыбкой обезоружил вконец

Человек улыбнулся смущенно, но без боязни, снял шляпу, жестом беспримерной простоты вытирая лоб, улыбкой обезоружил вконец

Ассоциации к слову брат

Ассоциации к слову брат

Теперь рассмотрим ваши ассоциации со словом "славяне"

Теперь рассмотрим ваши ассоциации со словом "славяне"

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка

Центральной, Восточной и Юго-Восточной

Центральной, Восточной и Юго-Восточной

Исследователи подчеркивают, что наличие шести –семи падежей в языках славянской группы говорит о их близости к праиндоевропейскому языку, в котором, как предполагается, было восемь падежей…

Исследователи подчеркивают, что наличие шести –семи падежей в языках славянской группы говорит о их близости к праиндоевропейскому языку, в котором, как предполагается, было восемь падежей…

Восточнославянская группа языков просуществовала примерно до 14 – 15 в

Восточнославянская группа языков просуществовала примерно до 14 – 15 в

Илья Ильф «12 стульев», «Письма о любви» (укр

Илья Ильф «12 стульев», «Письма о любви» (укр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2022