конспект занятия по шахматам "В королевстве шахмат"

  • docx
  • 27.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект занятия по шахматам В королевстве шахмат.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по шахматам (для дошкольников 6-7 лет)

Тема:  «В королевстве шахмат»

 

 

 

 

 

Составитель: п.д.о. I кв. категории Валишева А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кувандык 2020г.

Конспект занятия по шахматам «В королевстве шахмат».

Составитель: п.д.о. I кв. категории Валишева А.М.

Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

- образовательные: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре;

- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность;

- воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение; партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитная шахматная доска, демонстрационные шахматные фигуры, «Волшебный мешочек» с шахматными фигурами, наборы шахмат на каждого ребенка; комплект квадратиков из белого и черного цвета.

Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации и линейного мата.

Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.

Активизация словаря: Ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка, шах, мат.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте уважаемые ребята! Я вас приветствуем в шахматном королевстве. (Дети здороваются).

- Ребята, сегодня на адрес ДПШ пришла посылка. (педагог показывает детям посылку).

- Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке еще есть открытка. (Ребенок читает открытку, педагог помогает).

«Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданий".

Педагог : И так вы готовы, к выполнению заданий? (ответы детей).

Педагог  для того, чтобы было интереснее, вы сейчас поделитесь на команды: белые и черные. А я, посмотрю чья команда умнее, сильнее и быстрее.

1. Игра «Составь доску». У каждой команды комплект полосок из белого/черного цвета. Чья команда быстрее правильно выложит на столе шахматную доску, тот победит.

2. «Отгадай-ка». Каждая команда отгадывает загадки про шахматные фигуры.

Маленькая, удаленькая

Прыгнет он - подковы звяк.

Через поле пройдет

Необычен каждый шаг,

И награду найдет. (Пешка)

 Буква "Г" и так, и сяк. (Конь)

Это есть не пораженье,

Если в шахматы играешь,

Не фиаско, и не крах, То, конечно, это знаешь-

А всего лишь нападенье-

Будет лучший результат

Королю объявлен. (Шах) Если ты поставишь. (Мат).

 

Слабый в шахматах готов

И поймать такой «улов».

Я ответу буду рад-

Результат ничейный. (Пат).

3. «Волшебный мешочек» (дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру).

Физкультминутка: «Мы поднялись, потянулись - Это раз!».

Мы поднялись, потянулись - Это раз!

Наклонились и прогнулись - Это два!

И в ладоши три хлопка - Это три!

Руки в стороны пошире - Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать - Это пять!

И опять за столик сесть - Это шесть

4. Эстафета "Расставь шахматные фигуры" (каждая команда по очереди расставляет свои фигуры на доске, называя при этом каждую шахматную фигуру в соответствии с цветом). Побеждает та команда, которая правильно расставит фигуры.

5. "Блиц-опрос".

– Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

– Без какой фигуры не бывает игры? (король)

– Где возникли шахматы? (Индия)

– Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

– Что такое шах?

– Что такое мат?

– Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

– Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

Педагог: - Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Победила дружба. Но осталось самое главное задание, без чего мы не сможем открыть нашу посылку. Это, всеми ваша любимая - шахматная партия. (Дети присаживаются за столы).

- Ребята, прежде чем начать игру, какое мы правило должны совершить? (ответы детей- рукопожатие).

- Молодцы! Шахматную партию вы сыграли. И посылка открылась. Что же там. (Воспитатель и воспитанники открывают посылку, достают дипломы и медали).

Педагог подводит итоги.

- Уважаемые ребята, подойдите к демонстрационной магнитной шахматной доске и если вам понравилось занятие, прикрепите на шахматную доску белую шахматную фигуру, если что-то я не учла прикрепите черную шахматную фигуру.