Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Конспект занятия по шахматам (для дошкольников 6-7 лет)
Тема: «В королевстве шахмат»
Составитель: п.д.о. I кв. категории Валишева А.М.
г. Кувандык 2020г.
Конспект занятия по шахматам «В королевстве шахмат».
Составитель: п.д.о. I кв. категории Валишева А.М.
Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
- образовательные: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре;
- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность;
- воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение; партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитная шахматная доска, демонстрационные шахматные фигуры, «Волшебный мешочек» с шахматными фигурами, наборы шахмат на каждого ребенка; комплект квадратиков из белого и черного цвета.
Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации и линейного мата.
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Активизация словаря: Ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка, шах, мат.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте уважаемые ребята! Я вас приветствуем в шахматном королевстве. (Дети здороваются).
- Ребята, сегодня на адрес ДПШ пришла посылка. (педагог показывает детям посылку).
- Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке еще есть открытка. (Ребенок читает открытку, педагог помогает).
«Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданий".
Педагог : И так вы готовы, к выполнению заданий? (ответы детей).
Педагог для того, чтобы было интереснее, вы сейчас поделитесь на команды: белые и черные. А я, посмотрю чья команда умнее, сильнее и быстрее.
1. Игра «Составь доску». У каждой команды комплект полосок из белого/черного цвета. Чья команда быстрее правильно выложит на столе шахматную доску, тот победит.
2. «Отгадай-ка». Каждая команда отгадывает загадки про шахматные фигуры.
Маленькая, удаленькая
Прыгнет он - подковы звяк.
Через поле пройдет
Необычен каждый шаг,
И награду найдет. (Пешка)
Буква "Г" и так, и сяк. (Конь)
Это есть не пораженье,
Если в шахматы играешь,
Не фиаско, и не крах, То, конечно, это знаешь-
А всего лишь нападенье-
Будет лучший результат
Королю объявлен. (Шах) Если ты поставишь. (Мат).
Слабый в шахматах готов
И поймать такой «улов».
Я ответу буду рад-
Результат ничейный. (Пат).
3. «Волшебный мешочек» (дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру).
Физкультминутка: «Мы поднялись, потянулись - Это раз!».
Мы поднялись, потянулись - Это раз!
Наклонились и прогнулись - Это два!
И в ладоши три хлопка - Это три!
Руки в стороны пошире - Вот четыре!
На носочки встать и руками помахать - Это пять!
И опять за столик сесть - Это шесть
4. Эстафета "Расставь шахматные фигуры" (каждая команда по очереди расставляет свои фигуры на доске, называя при этом каждую шахматную фигуру в соответствии с цветом). Побеждает та команда, которая правильно расставит фигуры.
5. "Блиц-опрос".
– Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
– Без какой фигуры не бывает игры? (король)
– Где возникли шахматы? (Индия)
– Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
– Что такое шах?
– Что такое мат?
– Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
– Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Педагог: - Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Победила дружба. Но осталось самое главное задание, без чего мы не сможем открыть нашу посылку. Это, всеми ваша любимая - шахматная партия. (Дети присаживаются за столы).
- Ребята, прежде чем начать игру, какое мы правило должны совершить? (ответы детей- рукопожатие).
- Молодцы! Шахматную партию вы сыграли. И посылка открылась. Что же там. (Воспитатель и воспитанники открывают посылку, достают дипломы и медали).
Педагог подводит итоги.
- Уважаемые ребята, подойдите к демонстрационной магнитной шахматной доске и если вам понравилось занятие, прикрепите на шахматную доску белую шахматную фигуру, если что-то я не учла прикрепите черную шахматную фигуру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.