Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы
Конспект занятия по теме
«Твердые и мягкие согласные звуки»
студии раннего развития «Колокольчик»
(в рамках авторской дополнительной общеобразовательной
программы «Росток»)
Возраст учащихся – 5-6 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Чиликова Екатерина Ивановна
Пенза, 2017
Цель занятия: дать понятие о мягких и твердых согласных звуках.
Задачи:
- учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
- познакомить с условным обозначением твердых и мягких согласных звуков;
- развивать фонематический слух;
- расширять знания детей о значениях слов;
- воспитывать умение слушать друг друга;
Предполагаемый результат:
- умение различать твердые и мягкие согласные;
- умение составлять звуковую схему слова.
Оборудование:
Предметные картинки, игрушки, карточки-схемы, мячик.
Ход занятия
№ |
Этапы работы |
Содержание занятия |
1 |
Организационный момент. (3 мин) Задачи: - создание положительного настроя на занятие.
|
- Здравствуйте, ребята! Выбирайте стульчик и садитесь поудобнее.
Дети садятся на стульчики полукругом.
|
2 |
Актуализация знаний для изучения нового материала. ( 7 минут ) Задачи: - упражнять в различении гласных и согласных звуков; - совершенствовать навыки нахождения позиции звука в слове; - закреплять умение составлять звуковую схему слова.
|
Ребята, давайте вспомним из чего состоят слова. Ответы детей Правильно, слова состоят из звуков. А на какие группы делятся звуки? Ответы детей Молодцы! Звуки делятся на гласные и согласные. Какие звуки мы называем гласными? Ответы детей Правильно, гласные можно петь, при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, не встречая преград, зубки и язычок не мешают проходить воздуху. Давайте вместе назовем гласные звуки (А, У,О,Э,Ы,И) Каким цветом на схеме обозначаются гласные звуки? Ответы детей Молодцы, красным цветом. Ребята, чем согласные отличаются от гласных? Ответы детей Да, при произнесении согласных звуков воздух встречает преграду – мешают зубки и язычок. Назовите согласные звуки. Ответы детей
|
3 |
Изучение нового материала. (10 минут) Задачи: - учить различать твердые и мягкие согласные звуки; - учить переключаться с одного действие на другое; - развивать логическое мышление; - закреплять умение составлять звуковую схему слова; - давать возможность проявить себя в игре.
|
Ребята, рассмотрите картинки. Назовите слова, первые звуки которых одинаковые. Ответы детей Итак, давайте посмотрим, какие пары слов вы нашли. Самолет и слон; заяц и зебра; рак и ракета. Кот и кит. С какого звука начинаются эти слова? Вы согласны, что слова «кот» и «кит» начинаются с одного и того же звука? Ответы детей Произнесите первый звук в слове «кот» - к Теперь произнесите первый звук в слове «кит». Что вы заметили? Ответы детей Ребята, в нашей речи согласные звуки имеют пары по твердости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Давайте произнесем звуки к и кь. Одинакова ли преграда при произнесении этих звуков? Ответы детей Да, преграда сильнее при произнесении мягких звуков. А теперь поиграем. И попробуем услышать, как меняется значение слова, если путать твердые и мягкие согласные. Игра «Озорники» Я буду произносить предложение, а вы – находить в нем звук-озорник. - Корабль сел на мел. В каком слове спрятался звук-озорник? Ответы детей Исправьте ошибку. Что такое мель? (неглубокое место) Ответы детей - Девочка поставила веник в уголь. - Хорь пел весело и звонко. Ответы детей Молодцы. А теперь мы с вами составим звуковую схему слова. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Ответы детей Для того чтобы различить твердые и мягкие согласные звуки, в схеме твердые согласные мы будем обозначать синим цветом, а мягкие – зеленым. Рассмотрите рисунки, что вы видите? (лук, люк) Ответы детей Составим звуковую модель слова ЛУК. А теперь слова ЛЮК. Сравните наши модели. Что вы заметили?
Ответы детей Чем отличаются слова МИШКА - МЫШКА? Ответы детей Физкультминутка Ребята, а вы любите гулять? А с кем вы любьите гулять? Ответы детей. Хорошо. А сейчас я предлагаю вам всем вместе отправиться гулять, даже если на улице дождь. Повторяйте все за мной! проводится игра «Дождик» Дождик по двору гулял (хлопаем в ладоши) И ребяток напугал (хлопаем в ладоши) Кап да кап, кап дп кап (топаем) Разбегайтесь, кто куда (бежим на стульчики) Ребята, давайте рассмотрим еще одну пару рисунков (коса - коса) Посмотрите на звуковые схемы. Что мы наблюдаем? Ответы детей Верно, слова звучат одинаково. А что они значат? Ответы детей
|
4 |
Закрепление материала. ( 5 минут ) Задачи: - закреплять умение различать твердые и мягкие звуки; - давать возможность проявить себя в игре. |
А сейчас поиграем в игру «Поймай звук» Я называю слово, мы вместе проговариваем первый звук. И поднимаем карточку – синюю, если звук какой? (твердый) или зеленую, если звук какой?(мягкий) Игра Молодцы! Ребята, а вы любите играть в мяч? Тогда пойдемте в круг. (Дети встают в круг) Я бросаю мяч и называю согласный звук. Тот, кто поймал, называет его пару по твердости-мягкости. Начали!
|
5 |
Оценочно-рефлексивный этап (5 мин) Задачи: - подведение итогов занятия; - рефлексия. |
Ребята, что нового мы узнали на занятии? Чему научились? Влияет ли на смысл слова замена твердых согласных на мягкие и наоборот? Ответы детей Ребята, я хочу всех вас поблагодарить за хорошую работу. Игра «Спасибо» До встречи на следующем занятии! |
Литература
1. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет: Рекомендации родителям по развитию детской речи. – М., 2004.
2. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1995.
3. Алябьева Е.А. Развитие речи и воображения детей 4 – 7 лет. Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. – М., 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.