Конспект занятия по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе по теме «Учимся вежливости» (2 четверть)

  • docx
  • 17.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Иванчикова_Материалы.docx

 

Конспект занятия по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе по теме «Учимся вежливости»  (2 четверть)

 

Иванчикова Елена Викторовна

 

Цель: обобщение знаний учащихся о правилах вежливого поведения в обществе.

Задачи: 

·                   формировать навыки культурного поведения в обществе, уважительное отношение к иному мнению;

·                   активизировать познавательную деятельность учащихся: мышление, память, внимание, речь;

·                   развивать умение воспринимать и понимать содержание сказочных текстов, умение уместно использовать формулы речевого этикета в разных жизненных ситуациях, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

·                   воспитывать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.

Форма: урок - путешествие

Оборудование:

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Fdrive%2Ffolders%2F16uR9ggcP8IZO5QdGRBTMEg7O2v5fQYTD%3Fusp%3Dsharing&4&0Город вежливых слов с его жителями (Чебурашка, Слон, Буратино, Мальвина, Пчела), паровозик с 5 вагонами, 7 гекс, 2 корзины, карточки с вежливыми словами, карточки-ситуации, вежливые слова для игры «Переводчик», колонка - usb.

 Раздаточный и наглядный материал:

 

 

 

Ход учебного занятия:

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку

2.Эмоциональный настрой.

·                   Отгадывание загадки

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска её боится.

-О чем эта загадка? (улыбка, - открываю на доске улыбку) Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок.

3.Сообщение темы занятия

·                   Проблемная ситуация. Прослушивание песенки «Вежливые слова»

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О вежливости, о «волшебных» словах)

- Мы продолжим разговаривать о «вежливых словах» и вспомним то, что узнали на прошлых уроках.

- Сегодня мы будем путешествовать по необычному городу. (открываю доску) Он называется город «Вежливости». В этом городе может жить каждый, но там свои правила.

Какие же это правила? А это правила вежливости и вежливых слов. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по - волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть. И только тогда вы сможете стать жителем города Вежливости.

Итак, мы отправляемся в путь на нашем поезде.

4. Повторение пройденного материала

1. Первая остановка «У Чебурашки».

·                   Игра «Поймай вежливое слово»

- Сейчас мы проверим, знаете ли вы вежливые слова. Я буду читать стихотворение, а вы должны поймать вежливое слово (хлопать в ладоши, когда слышим вежливые слова).

·                   Игра «Переводчик»

– Я вижу, что вы хорошо знаете вежливые слова. А так ли вы хорошо знаете их  в белорусском языке?

Доброе утро! (добрай раніцы!)

Спасибо! (Дзякуй!)

Приятного аппетита! (Смачна есці!)

Ну а мы продолжаем путешествовать дальше.

 

2. И следующая наша остановка «Вежливый слон».

·                   Восприятие на слух стихотворения «Вежливый слон». Учебник, стр. 30, задание 9.

Как вы думаете? Вежлив ли слон? Какие вежливые слова говорят воспитанные люди, если, например, нечаянно кого-то толкнут или наступят на ногу?

А сейчас мы узнаем, насколько вы сможете разобраться в вежливых словах. Наш вежливый слон приготовил для вас задание.

·                   Работа в команде. Игра «Волшебные корзины». Синтез (объединить по общему признаку).

Разделить на 2 группы «Вежливые слова», «Обычные слова» следующие слова: Спасибо, утро, солнце, доброе утро, обед, будьте здоровы.

-Молодцы! Я вижу, вы правильно разделили по корзинам вежливые и обычные слова.

·                   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3. Остановка «Буратино».

Некоторым людям очень не хватает умения правильно себя вести в обществе, от чего они сами и окружающие очень страдают. И в сказках есть подобные персонажи. Вот и наш герой тоже попал в неловкую ситуацию и запутался.

·                   Чтение и обсуждение сказки. Учебник, стр. 30, задание 8.

Слуховое восприятие отрывка из сказки «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с одновременным рассматриванием иллюстрации к тексту.

В чьем доме проснулся Буратино? Как вел себя Буратино за столом во время завтрака? Почему Мальвина сказала, что Буратино не способен к арифметике? Можно ли Буратино назвать воспитанным мальчиком? А Мальвину - воспитанной девочкой? Почему?

4. Остановка «У Мальвины».

 Сейчас мы прибыли к домику Мальвины.

·                   Ситуации вежливости. Работа на карточках

Как говорила Мальвина, наше вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Я предлагаю вам поиграть в игру «Приветливые люди».

Работа в парах

Детей нужно разделить на пары и раздать им карточки с заданием: разыграть ситуацию, используя слова вежливости.

Пара 1.

Никогда не груби, не кричи, разговаривай со всеми спокойным и вежливым тоном.

Говори «спасибо», если с тобой делятся.

Пара 2.

Умей признавать и исправлять свои ошибки.

Помогай страшим.

·                   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.Закрепление материала

5.Остановка «Пчёлка»

·                   Эвристическая беседа. Прием «Гексы».

Когда люди произносят эти слова? Давайте поможем пчелке собрать мёд из сот. (Разделить вежливые слова на группы слова-приветствия, слова- благодарности, слова-пожелания, слова-просьбы, слова-извинения, слова-прощания)

-Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (вежливым, спокойным, радостным, уважительным).

-Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг. Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

 

 5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Ребята, чему учились на занятии? (ответы детей)

-Дорогие ребята! Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

·                   Прием «батарейка».

Учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей деятельности на уроке, закрашивая заряд батарейки.

-Ребята, закончив наш урок, какой совет на прощание мы можем дать нашим гостям?

Слова «До свиданья», «Спасибо», «Простите»,          
«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
ВМЕСТЕ: Слова эти надо с улыбкой дарить.

 

 

Список использованных источников

  1. Антипова, М.Б. Русский язык: Учебное пособие для 1 класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским языком обучения и воспитания / М.Б.Антипова, Е.С.Грабчикова. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2024. – 86 с.
  2. Мавлютова, Т.М. Современные формы воспитательной работы в начальной школе: методические разработки / Т.М.Мавлютова. – Мозырь: Содействие, 2012. – 240 с.