Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса
Оценка 4.8

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса
снег и лёд.docx

 

 

Внеурочное занятие по программе курса «Я – исследователь»

для учащихся 2 класса

Тема: «Снег, снежинки. лед»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Василькова Наталия Ивановна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: Снег, снежинки

Возраст обучающихся - 2 класс

Название программы: Я – исследователь

Направление внеурочной деятельности -  общеинтеллектуальное

Форма занятия - кружок

Цель занятия:

- познакомиться с различными видами снежинок, их особенностями и образованием;

- развивать исследовательские способности;

- воспитывать эстетические чувства.

Проблемы, решаемые обучающимися:

- Где рождается снег?

- Что такое снежинки? Как они образуются?

- Почему снег скрипит под ногами?

Планируемые результаты:

Регулятивные: составлять план и последовательность действий;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из разных источников;

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Методы: наблюдение, исследование, анализ

Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, презентация «Снег, снежинки», тексты, вопросы исследования, бумажные облачка для ответов-предположений, снежинки для фиксации фактов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

I. Мотивация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.      Предлагает разгадать загадку:

-        Учитель читает стихотворение: - Предположите о чём сегодня пойдёт речь? (Лед и снег).

-        Молодцы! Посмотрите,  у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька.

-        У нас сегодня на уроке еще две необычные гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.

 

 

 

- дети отгадывают загадку (снег, снежинки)

Снежинка.   В небе зародилась я из капельки воды

-                                   Звездочка резная дивной красоты

-                                     Хрусталиком искристым с неба прилечу

-                                   Сяду и растаю, если захочу

Льдинка.     И я тоже капелькой чистою была

-                                   А когда замерзла, словно замерла

-                                  Тоже я искристая, ростом невеличка

-                                   Льдинка я лучистая – я твоя сестричка

 

2. Подводит к постановке темы занятия и формулировке проблемы:

Представьте человека, который никогда не видел снег, гуляющего в парке. Мягкие пушистые снежинки медленно падают ему на рукавичку. Он их разглядывает. И ему очень захотелось узнать… Как вы думаете, о чем?

Учитель выводит на экран вопросы:

·         Где рождается снег?

·         Что такое снежинки? Как они образуются?

·         Узнать свойства снега и льда.

- дети формулируют вопросы

3. Постановка задачи исследования

Можем ли мы сейчас ответить на все эти вопросы? Выступление  (лед)

- дети высказывают свои ответы-предположения

4. Постановка цели исследования

Что же нужно сделать, чтобы

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая работа.

   Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. - Наша задача – установить родство между Льдинкой и Снежинкой.

Для этого изучим их свойства. Работаем в  группах. дать ответы на все интересующие нас вопросы?

- дети отвечают (найти информацию)

 2 ученика готовят устное сообщение для других детей

 

Просмотр презентации о снеге,льде

II. Исследование в малых группах. Обмен информацией, фиксация фактов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Работа со снегом и льдом материал с иллюстрациями  каждой группе

 Опыт №1

 Узнаем первое свойство. Сравните цвет снега и льда с листами картона

- Посмотрите на снег. цвета? Верно, белее снега нет ничего Какого он на свете. Недаром говорят «белоснежная скатерть», «белоснежные лепестки». - Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым.

- А теперь рассмотрите лед. Что вы скажете о цвете льда?        

Опыт №2

б) Рассмотрим второе свойство.

            - Положите на пустую тарелочку открытку. Засыпьте ее снегом. Видна ли открытка через снег? О чем это говорит?

            - А теперь посмотрите на эту открытку через пластинку льда. Видите рисунок? Какой лед?

 

 

Опыт №3 «Исследование свойств льда»

-Давайте проверим лед на хрупкость.

(учитель проверяет лед на хрупкость самостоятельно в целях безопасности)

- О каком свойстве льда вы можете сказать? - Лед расколоть трудно, потому что он твердый, возьмите пластиночку льда, попробуйте её расколоть,  но хрупкий.

Беседа о безопасном поведении на водоемах в зимний период.

– Ребята, кто из вас был у водоемов в зимний период?

- Чем они покрыты?

- Когда река или пруд покроются льдом, некоторые дети любят кататься на коньках или просто играть на льду. А есть люди, которые хотят сократить дорогу и не идут в обход, по мосту, а прямо по льду с одного берега на другой.

На самом деле переходить реку по льду и играть на ней или водоеме опасно. Лучше не полениться и пройти по мосту. А для игры безопаснее пользоваться катками в городе. Почему это так, как вы думаете?

- Лед на реке не везде одинаковой толщины. Поэтому не так уж редки случаи, когда лед ломался, и люди проваливались в образовавшуюся полынью. Это очень опасно, особенно, когда некому помочь или друзья не знают, как правильно нужно спасать оказавшегося в воде человека. Поэтому избегайте игр на льду водоемов и рек, для перехода на другой берег реки идите только по мосту.

 

 Опыт №4 «Исследование свойств льда»

(учитель дает детям в руки кусочки льда)

– КАКОЙ лед? Что вы чувствуете? Расскажите.

– Какими становятся у вас руки после того, как вы подержали кусочек льда в ладошке?

– Что стало с кубиком льда?

– Какие вы замечательные исследователи! Смотрите, сколько свойств льда вы открыли! Давайте перечислим их еще раз.

2. Выводит на экран результаты опытов

 

 

Вывод делает первая группа учащихся, остальные оценивают. На листах появляется запись «Снег белый, лёд бесцветный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа № 2 делает вывод: Лед прозрачный, снег непрозрачный.

 

 

 

 

 

 

 

Группа № 3делает вывод, в тетради ведется запись: лед - твердый

 

 

 

Вывод: чем лед тоньше, тем он быстрее ломается.

 

Группа № 4делает вывод и запись в тетради: лед - холодный, гладкий, скользкий

 

III.             Связывание информации, формулирование вывода

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. – Что мы узнали о снежинках? Что такое снежинка?  Как рождаются снежинки?

- дети отвечают, используя свои «снежинки»

 

IV.             Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- На какие поставленные вопросы мы получили ответы? Итог.  Вот и кончился урок, и подводим мы итог!

Какие открытия вы сделали на этом уроке?

    Давайте посмотрим. Справились ли мы с задачами урока?

- Что исследовали?

Я узнал…    Я запомнил…        Я удивился…

 

- Вы открыли свойства снега и льда?.

Узнали, как образуется снег и лед?.

Вспомнили о значении снега и льда для людей.           

        -А почему снег скрипит? Интересно? Попробуйте об этом найти информацию дома.

            - А что вам поможет в поиске? Чем воспользуетесь?

            - (спросить у родителей, вместе поискать ответ в интернете, воспользоваться энциклопедиями).

-         Снеговик не успел дорисовать снежинки, надо ему помочь.

-        А я предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать с их помощью как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

Вы хорошо потрудились, и Снеговик благодарит всех за хорошую работу.

Дарит вам снежинки.

            Рефлексия

            - Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

-Было здорово. Я доволен.(белая снежинка)

- Я немного неуверен. Надо поработать. (голубая снежинка)

  -Я желаю вам удачи и новых открытий!

 

 

- дети отвечают и снимают с доски соответствующие таблички

 

V.                Оценка деятельности. Самооценка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выводит на доску фразы и просит учащихся их продолжить:

- Я узнал…

- Я понял, что…

- Я почувствовал …

- Было интересно…

- Меня удивило …

- Мне захотелось…

- Я поработал сегодня…

- дети заканчивают предложения, тем самым подводят итог своей работы

 

Приложение

- Тексты по книге: Куколевская Г.И., Курапова И.И. Природоведение для 2-3 классов. – М., 1996.

Такие разные снежинки

По виду снежинки напоминают разные фигурки правильной формы: цветок с шестью лепестками, звездочка с шестью лучами, шестигранные пластинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее и правильнее по форме снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы, и звезды превращаются в снежную пыль.

Когда же дует очень сильный ветер при небольшом морозе, он может скатать снежинки в плотные белые шарики, и тогда мы говорим, что с неба падает крупа. Она напоминает снежки, толь очень маленькие.

Падая на землю из-за тучи, снежинки, как и капли дождя, постепенно делаются крупнее. И если с неба летят очень крупные снежинки, это означает, что пожаловали они к нам с большой высоты!

В тех случаях, когда в облаках нет сильного мороза и на земле сравнительно тепло, снежинки лепятся друг к другу и падают хлопьями. Слой за слоем ложится снег на землю. Каждый новый слой бывает рыхлым, потому что между снежинками всегда много воздуха.

 

 

 

У колыбели снежной пушинки

Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем так, как дождь.

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. Позже была разгадана тайна рождения снежинок. Узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки.

 

 

 

Снежный кристаллик

Снежинки – это замерзший водяной пар. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки – кристаллики. Но это еще не снежинка, которую ты разглядывал у себя на рукаве. Маленький кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крохотные кристаллики. Постепенно кристаллик становится красивой звездочкой. И наконец, потяжелев, снежинка опускается на землю.

Если не очень морозно и нет ветра, снежинки слипаются во время падения и образуют снежные хлопья.

 

 

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса

Конспект занятия по внеурочной деятельности " Я - исследователь" для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020