КОНСПЕКТ
занятия по внеурочной деятельности
курс Школа развития речи
Учитель начальных классов: Валеева Ж.К.
2020г.
Курс: Школа развития речи.
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед педагогами является не только научить ребёнка ясно, понятно и красиво говорить, но и в то же время развивать у детей культуру мыслей. Для полноценного языкового развития ребёнка и воздействия на чувства необходимы встречи с прекрасным: картиной, музыкой, словом - способными заворожить ребёнка.
План – конспект занятия по развитию речи, 3 класс.
Тема: Работа по картине И.И.Шишкина «На севере диком» (подготовка к сочинению).
Цель: формирование языковой компетенции через потребность в высказывании, желание выразить свои чувства.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к русской поэзии и изобразительному искусству.
3.Развивать культуру речи и чувств у детей.
4. Учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения
Дидактическое пространство.
1.Стенд «Зима» (рисунки детей).
2.Картина И.И.Шишкина «На севере диком».
3.Портреты И.И.Шишкина, М.Ю.Лермонтова.
4. Музыка Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель».
План.
1. Работа со стихотворением М.Ю.Лермонтова «На севере диком».
2.Работа по картине И.И.Шишкина « На севере диком».
а) словарно-орфоэпическая работа
б) ответы на вопросы
3. Итог занятия.
4. Домашнее задание – творческая работа.
Ход занятия.
1. Работа со стихотворением М.Ю.Лермонтова «На севере диком».
Актуализация знаний.
Учитель: хотите узнать, какие сны снятся сосне?
Послушайте стихотворение
- Чтение стихотворения учителем.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
- Беседа с фрагментами дискуссии
Вопросы детям:
- Радостные или грустные сны видит сосна?
- Почему ей снится тихая и грустная пальма, а не берёзки и ёлочки в лесу?
- О чём ваши сны?
- Были ли в ваших снах картины природы?
- Какие это были картины – во сне?
- Итог беседы: Вы, конечно, знаете, что сны бывают радостными и грустными. А от чего это зависит? Если вы спокойны, добры и в хорошем настроении проводите день, то сны снятся красивые, добрые и сказочные. А если вы обижены, сердиты и злы, в плохом настроении – то и сны снятся такие же недобрые и даже страшные. Я желаю вам радостно провести этот день и увидеть только приятные сны!
2. Работа по картине.
Создание проблемной ситуации..
Учитель: Сейчас ребята мы с вами поговорим об одной прекрасной картине, называется она «На севере диком».
- Почему я выбрала эту картину?
Дети: И.И.Шишкин написал эту картину по мотивам стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком».
Учащиеся рассматривают картину под музыку Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.
Учитель: Ребята мы внимательно рассмотрим картину, и постараемся рассказать, передать свои чувства вопросам, которые вы сами составите. Работа в группах.
Задание:
1 группа – составляет вопросы
2 группа – отвечает на вопросы.
а) словарно-орфоэпическая работа
Данные слова, словосочетания помогут вам рассказать о картине.
Словарь:
одинокая ель - под скалами, до самого горизонта, в темно-серых тонах, тёмно-синих, чувство голода, грусти и одиночества.
высокая красивая ель - ветви опустились под тяжестью снега; пушистым белым ковром; стоит на краю скалы; глубокое чувство любви; сугроб.
б) ответы на вопросы
Работа в группах.
Примерные вопросы, которые могут придумать дети:
-Что вы видите на переднем плане?
- В каком наряде стоит ель? Где она стоит?
- Посмотрите на ветви ели, что вы скажите о них?
- Вам нравится зимний наряд ели?
- Что вы скажите о поверхности земли?
- Что мы видим под елью?
- На каком фоне нарисована ель?
- В каких тонах нарисована картина?
-Какие чувства передают тёмные и светлые тона?
- Вам нравится картина?
3. Итог занятия.
Конструирование знаний.
– Совпадают ли по настроению стихотворение М.Ю. Лермонтова и содержание картины И.И. Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению).
– Какими средствами художник Шишкин передает настроение, созданное стихотворением? (В картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато-зеленоватых оттенков. Картина темная, мрачная. Не видно, откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой тени становится еще холоднее и тоскливее).
– Картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания самого художника.
Вывод.
– В стихотворении М.Ю.Лермонтова и в картине И.И.Шишкина главным является образ сосны. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. И человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной. Художник И.И.Шишкин своей картиной усилил звучание поэтических строчек.
– Какими художественными средствами удалось поэту Лермонтову и художнику Шишкину передать настроение, чувства тоски, одиночества, грусти? (Поэт использовал эпитеты, олицетворение, образы сосны и пальмы. Художник выбрал темные и мрачные тона.).
– Мы еще раз убедились, как два шедевра искусства, взаимно обогащая друг друга, выражают настроение, мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.
Рефлексия.
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
– Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы с ним справлялись?
– Как вы думаете, для чего нужна такая работа со стихотворением?
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами описали по вопросам при помощи опорных слов и словосочетаний картину И.И.Шишкина «На севере диком». Вы хорошо отвечали, молодцы!
4. Домашнее задание написать сочинение по картине « На севере диком».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.