Занятие по звуковой культуре речи в старшей логопедической группе на тему: «Звук и буква «Э»».
Подготовила учитель-логопед: Коклягина Т.Ю.
Цель: познакомить детей с буквой Э, закрепить графическое изображение звука Э.
Коррекционна-развивающие задачи:
· развивать навыки чёткого произношения и различения звука [э] в слогах, словах, фразах;
· развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие и внимание, устную речь, мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение), расширять кругозор и словарный запас.
Коррекционно-образовательные задачи:
· дать детям понятие о механизме образования звука Э;
· учить выделять звук Э из состава слогов, слов, предложений;
· обучать постижению смысла новых слов.
Коррекционно-воспитательные задачи:
· воспитывать самоконтроль за речью, развивая умение полно и грамотно отвечать на заданные вопросы;
· воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: предметные картинки, конверт с текстом письма, изображения мальчика и девочки, фей Графики и Фонетики, красные кружочки (символы звука «Э»), зеркала, буквы Э из различного материала и разных размеров, красные ручки, тетрадь логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Садится на место тот, кто угадает звук по артикуляции («А», «У», «И»).
2.Игра «Письмо от феи Фонетики».
-Фея Фонетика прислала нам письмо. Послушайте, какую историю она нам написала.
Однажды Эмма и Эдик пошли в лес за грибами. Не заметила Эмма, как отстала и заблудилась. «Э-э-э-эдик, Э-э-э-эдик», - позвала Эмма. «Э-э-э-эдик», - кто-то повторил высоко над деревьями. «Кто это?» - удивилась Эмма. «Э-э-э-эдик, Э-э-э-эдик», - опять крикнула Эмма. «Э-э-э-эдик», - кто-то опять повторил высоко над деревьями. «Эй!» — крикнула Эмма. «Эй!» — отозвалось в вышине. И тут из-за деревьев показался Эдик с полной корзинкой грибов. «Кто это все повторяет за мной?» - спросила Эмма. «Э-э-э-это? Это эхо!» - объяснил Эдик. Вот послушай: «Эмма!» - крикнул Эдик. «Э-э-э-эм- ма», — послышалось сверху. «Электричка». — «Э-э-э-электричка», — повторило эхо. «Этаж». - «Э-э-э-этаж». - «Эскалатор». - «Э.-э-э- эскалатор», — повторяло за Эдиком эхо.
Эмме эта игра очень понравилась. Когда дети вернулись домой, Эмма рассказала, как она разговаривала с эхом, своей подруге Элле.
3.Упражнение «Новый звук».
Предложить детям назвать имена ребят и слова, которые они кричали в лесу, подумать и ответить, с какого звука начинаются эти слова. По мере ответов детей выставлять на доску соответствующие предметные картинки.
4.Упражнение «Звук «Э»».
Уточнить артикуляцию звука «Э». Попросить детей произнести его перед зеркалами. Предложить произнести его громко, тихо, долго, коротко, спеть. Закрепить понятие «гласный звук», познакомить с символом звука «Э». Поупражнять детей в узнавании звука «Э» среди других гласных (услышав «Э», дети поднимают красный кружочек).
5.Упражнение «Знакомство с буквой Э».
— Фея Графика тоже прислала письмо.
Рассмотреть букву Э из письма и прочитать стихотворение про нее:
Это Э с открытым ртом
И большущим языком.
6.Игра «Отгадай-ка».
Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.(Эхо.)
Неясно, зверь он или птица.
Есть перья, а летать боится.
Быть может, ты решишь проблему:
Зверь или птица страус ... (эму).
Предложить детям подумать и ответить на вопрос, почему загаданы такие загадки.
7.Упражнение «Звук „Э"».
Предложить детям произнести звук «Э» долго, коротко, громко, тихо, спеть.
-Какой звук «Э»? Почему он гласный?
8.Упражнение «Угадай, сколько звуков?».
Логопед закрывает рот экраном и произносит: «Э-э-э-эу-у-у-у». («АЭ», «ИЭ», «ЭИ» и т.д.)
-Сколько звуков вы услышали? Какой первый звук? Второй?
9.Упражнение «Угадай, какая буква?».
Предложить детям найти и обвести букву Э среди неправильно написанных и зашумленных.
10.Работа с кассой букв.
Предложить детям выложить в кассах ЭА, ЭУ, ИЭ с предварительным буквенным анализом и прочитать выложенные буквосочетания.
11. Итог занятия. Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.