Конспект занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов» (старшая, подготовительная группы)

  • docx
  • 13.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word (2).docx

Конспект занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов» (старшая, подготовительная группы)

Цель: формирование у детей основы музыкальной культуры. Развивать их музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств. Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Развитие фантазии.

Задачи: закреплять знания детей о музыкальных инструментах, с помощью музыкального, поэтического, театрального искусства воспитывать у детей любовь и уважение к сверстникам. Развивать общительность и коммуникабельность. Создать обстановку взаимопонимания, непринуждённости, творческой активности детей. Познакомить с понятиеминструменты струнные, духовые, ударные и клавишные. Познакомить с понятием гостиная.

Программное содержание: воспитывать у детей чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально на неё откликаться. Учить различать группы музыкальных инструментов, слышать и узнавать русские народные инструменты (ложки, балалайка, баян). Передавать различные ритмические рисунки.

Предварительная работа. Знакомство с музыкальными инструментами, прослушивание пьес П. И. Чайковского, игра на ложках, металkафонах, ксилофонах, шумовых инструментах. Пение цепочкой распевок, инсценировка песен.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель. Ребята, я пригласила вас в музыкальный зал, который сегодня мы назовём - музыкальной гостиной. Почему я назвала наш зал гостиной я объясню вам позже, ну а так как у нас гостиная музыкальная, то и говорить мы будем о музыке и об инструментах, на которых исполняют музыку. Скажите, а кто сочиняет музыку(Ответ детей.) Правильно, композитор. Обратите внимание; в нашей музыкальной гостиной на стене висят портреты композиторов, вы их знаете? (Чайковский, Филиппенко, Попатенко, Красев.) Ребята, а кто из этих композиторов является детским композитором, т. е. писал для детей музыку(Ответы детей).

Ребята, а какие музыкальные инструменты вы знаете?

(ответы детей)

Хорошо. А теперь посмотрите на этот стол, какие музыкальные инструменты вы здесь видите?

(ответы детей)

Молодцы, а какие музыкальные инструменты есть у вас дома?

(ответы детей)

А кто на них играет?

(ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что инструменты делятся на струнные, духовые, ударные и клавишные. (разбираем, почему инструменты делятся на такие группы, называют какие знают инструменты). Давайте-ка посмотрим на картинки и найдём эти музыкальные инструменты.

(дети рассматривают и называют изображённые на картинках инструменты)

Ребята, а сейчас я прошу вас выйти всех на ковёр. Посмотрите какой у меня есть кубик, на нём изображены инструменты.Мы поиграем с вами в такую игру: вы бросаете по очереди кубик, какой инструмент вам выпадает, вы представляете, что на нём играете и показываете как это вы делаете, но сначала вы называете к какой группе инструментов он относится.

(Игра с кубиком)

Ребята, а если эти инструменты будут играть все вместе, коллективом? Как мы этот коллектив назовём? (Оркестр.) Молодцы.

Прощу занять свои места за столом. Мы послушаем сейчас музыку изобразительного характера – это значит музыка нам рассказывает о чём-нибудь или о ком - нибудь. Будьте внимательны, вы должны ни только пофантазировать о чём рассказывает вам музыка, но и услышать какие инструменты звучат в оркестре.

(Звучит музыка П. И. Чайковского отрывок из «Пиковой дамы»).

(Ответы детей на вопрос о чём эта музыка и какие инструменты они услышали)

(На столе лежат ложки)

А как вы думаете, ложки это музыкальные инструменты или нет?

(ответы детей). Конечно музыкальный инструмент, и мы сейчас попробуем сыграть на них ритмический рисунок распевочки «Скок скок поскок»(далее каждый придумывает любой ритмический рисунок приветствия.)

Ребята, я думаю пришло время сказать вам почему я назвала наш зал гостиной. А вы знаете какое помещение или какую комнату называют гостиной? (ответы детей). Гостиной называют комнату в которой принимают гостей. И сегодня в нашем зале мы принимаем гостя. Знакомьтесь: Ольга Дмитриевна – преподаватель музыкальной школы. Она может играть на многих инструментах, но сегодня она познакомит вас с музыкальным инструментом – домра.

(Небольшой рассказ о домре и исполнение инструментальной пьесы).

(Благодарим гостя)

Ребята, а загадки вы умеете отгадывать? Ну, тогда слушайте

1 Струн дано мне очень мало

Но пока что мне хватало.

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень,длень.

Ну-ка, кто я, угадай-ка?

Озорная (балалайка)

2 Только кнопочки затронешь,

Нежно разведёшь меха….

Сразу в музыке утонешь,

Унесёт тебя река. (баян, гармонь)

3 Не рояль и не гармошка,

Растяни меха немножко,

Сбоку клавиши нажми

Звук получишь: до, ре, ми.

И в походе нужен он.

Боевой (аккордеон)

Молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Музыкальный театр»

(Дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.

Каждый участник игры представляет свой инструмент.

Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.

Например: Карабас – Барабас – бубен и звуки половинной ноты.

Буратино – ксилофон – четвертная, две восьмых.

Мальвина – колокольчик.

Пьеро - треугольник

Артемон - трещётки пауза, четвертная ит. д.

Ну, и закончим мы нашу встречу весёлым оркестром, исполнив русскую народную мелодию светит месяц в импровизации.