Тема: Русская народная сказка «Белая уточка».
Задачи: познакомить
учеников с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её;
формировать функциональную грамотность детей в ходе работы с
текстом;воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать
творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в
творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений,
творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по
отношению к близким людям.
наглядность: сборник сказок, иллюстрации к сказке, слова,карточки,
аудиозапись сказки, толковый словарь В.Даля.
Ход занятия:
I.
Организационный момент.
Вы готовы совершить маленькое открытие? Тогда в
путь!
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарям нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
II. Актуализация знаний.
Ребята, что вы видите на доске? Попробуйте
расположить слова так, чтобы получилось предложение.
«В какой семье любовь да совет, в той и горя
нет».
Докажите, что это предложение? А можете ли вы определить жанр этого предложения?
Как вы понимаете данную пословицу? Прочитайте пословицу дружно шепотом.Быстро и громко. Читаем с
интонацией удивления, восторга. А какое ключевое слово есть в пословице? Как называется раздел, который мы изучаем? Вы,
наверное, уже догадались с произведением какого жанра и на какую тему мы
познакомимся сегодня на занятии. Давайте проверим ваше предположение.Прочитайте
название произведения, жанр.
Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке
III. Постановка задач.
Познакомимся со сказкой, обсудим её, попытаемся понять её основную
мысль. Сегодня на занятии мы продолжим учиться работать с текстом произведения
и постараемся раскрыть ваши творческие способности.
IV. Знакомство со сказкой.
Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои
предположения. Прослушивание сказки с одновременным слежением по тексту.
Понравилась ли вам сказка?
V. Выявление первичного восприятия.
Поделитесь своими впечатлениями от услышанного.Какие чувства вы
испытывали, слушая сказку? Посмотрите внимательно текст и найдите слова,
которые мы сейчас не употребляем в речи . Где можем узнать лексическое значение
слова? Давайте попытаемся объяснить их толкование.
Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.
Завопила – жалобно запела, запричитала.
Заповедовал – завещал, наказывал.
Не ватажиться – не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не
знакомиться.
Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.
Физкультминутка
Раз - подняться,
потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
VI. Анализ произведения.
А теперь давайте поближе познакомимся со сказкой и обсудим ее. О ком
эта сказка?
А как одним словом можно их назвать? Зачитайте. С чего
начинается сказка?
Так почему же князю и княжне пришлось расстаться? Какой наказ дал
князь своей жене? Зачитайте. Как вы думаете, каким он был? А как
повела себя княгиня? Рассмотрите иллюстрацию, соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте
выразительно. Что случилось с бедной княгиней? Как вы думаете, почему
эта беда произошла с ней? Сказка учит тому, что нельзя доверяться
чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.
Зачем ведьма превратила княжну в белую уточку? Зачитайте.
Рассмотрите иллюстрацию, соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте
выразительно. Как вы думаете, а какой матерью была княгиня? Докажите словами из
текста. Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. Какими
были ее сыновья? Случалось ли в вашей жизни нарушать запреты своих родителей?
В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе».
Как вы понимаете такое высказывание? Зачитайте, что случилось с
детьми? Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в
сказке? Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? Сердце
матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать.
Найдите в тексте слова, которые передают тревогу мамы-утки. Зачитайте.
Какие слова говорила уточка своим
сыновьям? Зачитайте. Какие слова
передают тяжелую жизнь уточки? Какие еще
слова говорила уточка своим сыновьям?
На что похожи эти слова? Какие чувства уточки
выражаются в плаче-причитании? Как вы думаете,
а с какой целью в сказке даны стихотворные вставки? Они не только раскрывают душевные переживания матери, но и
в сжатой форме повторяют рассказ о предыдущих событиях, уже от лица самой
уточки-матери.
Рассмотрите уточку, какие цвета и оттенки использовал художник? Какая она?
Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?
Кто разрушил колдовские чары? С помощью чего были сняты колдовские чары
с уточки-матери? Прочитайте его. А с помощью чего разрушены
колдовские чары и оживили детишек? Зачитайте. Что стало с
источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.
Что вы сейчас прочитали? Что такое присказка? Что же помогло князю и княгине справиться с бедой? Семья
воссоединилась, злые силы побеждены.
Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро
победило зло?
Главная мысль сказки еще заключается в том, что нужно остерегаться незнакомцев и не доверять их речам, какими бы ласковыми и обходительными они нам не казались. Сказка учит нас быть осмотрительными и осторожными, держаться от незнакомых людей подальше и никуда с ними не ходить. Только так мы можем обезопасить себя от возможных несчастий и бед.
VII. Работа в группах.
1 группа – составьте модель обложки, пользуясь составленной вами моделью, расскажите о произведении все. Какие признаки волшебной сказки присутствуют?
2 группа – обсудите в группе, кто из героев сказки является
положительным, а кто отрицательным. Соедините стрелками героя и качество,
которым этот герой обладает.
Вывод: посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни
бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает
зло.
3 группа – расположите иллюстрации в порядке развития сюжета.
VIII. Подведём итоги вашей работы.
Вспомните пословицу в начале урока.
Подходит она к нашей сказке? Докажите. О какой
семье идет речь в этой сказке? Какой же мы назовём семью, в которой
княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену,
спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге?
Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам?
Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье
всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.
Ребята, многое в семье зависит и от вас,
детей. Вы же не всегда слушаете своих родителей, выполняете их просьбы.
Постарайтесь понять своих родных. Они хотят вам счастья. Все родители хотят
гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас. Мы с вами одна школьная семья и в отношениях между нами
тоже должно быть взаимопонимание, доброта, помощь, дружба. И тогда мы сможем
назвать нашу школьную семью счастливой, и с радостью будем спешить встретиться
друг с другом.
Мне было очень приятно с вами общаться. Вы были активными и
интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать.
IX. Рефлексия
- Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой?
- Что нового для себя сегодня узнали?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.