Конспект занятия с элементами тренинга для молодых и начинающих руководителей «Современный руководитель – это…»
Оценка 4.7

Конспект занятия с элементами тренинга для молодых и начинающих руководителей «Современный руководитель – это…»

Оценка 4.7
doc
27.04.2020
Конспект занятия с элементами тренинга для молодых и начинающих руководителей «Современный руководитель – это…»
конспект Современный руководитель .doc

Конспект

занятия с элементами тренинга

для молодых и начинающих руководителей

«Современный руководитель – это…»

 

 

Цель: помочь молодым и начинающим руководителям определить, какими качествами                     должен обладать современный  руководитель.

Оборудование и материалы: клубок, ватман, маркеры, бланки методик.

 

Ход:

1. Вводная часть

-          Упражнение «Клубок»

Ведущий представляет себя и свои ожидания от  занятия,   обматывает   палец, передает следующему. В конце ведущий подводит общий итог (все руководители, цель единая и т.д.).

2. Основная часть

Знакомство с темой тренинга, целью

-       Упражнение «Качества»

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать современный руководитель? (записать общий список). В конце выбираются более актуальные качества или ранжируются названные. Одно из немаловажных качеств – бесконфликтность.

-        Упражнение «Гости»

Выбирается один человек – хозяин. Его задача: он принимает у себя в гостях знакомых и малознакомых людей. Главное, чтобы гости чувствовали себя комфортно. На две минуты он уходит за дверь «привести себя в порядок». Остальные участники получают карточки с соответствующими надписями. Кроме самого гостя никто не знает, что там написано. Задача каждого гостя: вести себя в соответствии с надписью, не называя истинной причины поведения и не показывая никому свою карточку. Хозяин заходит, действие начинается (5 минут).

Рефлексия:

- как чувствовал себя хозяин?

- какие действия предпринимал, чтобы всем было комфортно?

- понял ли, кто был каждый из гостей?

- как чувствовал себя каждый из гостей?

- трудно ли было играть свою роль, почему?

Итог: хозяин – это тот же руководитель. Все, с кем ему приходится работать, это «гости», каждый со своим характером, проблемами. Климат в коллективе напрямую зависит от того, какой стиль общения использует руководитель.

-       Стили руководства

Изучение  стиля руководства ведется психологами уже более века, так что исследователями накоплен к настоящему времени немалый эмпирический материал по этой проблеме. Понятие «стиль» (от латинского и греческого – стерженек, палочка для письма) обозначает совокупность методов и приемов деятельности, поведения. Стиль руководства принято рассматривать как «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя» (Русалинова).

Стиль управленческой деятельности руководителя отражает его индивидуальный почерк в реализации своих профессиональных функций. Он представляет собой устойчивую систему характерных подходов, способов, методов и приемов управления, сформированных под воздействием внешних и внутренних факторов и отражающих индивидуальный почерк руководителя в реализации своих управленческих функций.

Стиль современного руководителя обладает такими свойствами, как:

-      адаптивность – способность адекватно приспосабливаться к ситуации;

-      гибкость – применение того или иного типа стиля в зависимости от возможности руководителя, особенностей объекта и факторов среды;

-      социальная ориентированность – кроме экономических показателей каждый руководитель несет определенную меру социальной ответственности перед людьми и обществом;

-      инновационность – поиск и овладение новыми способами деятельности;

-      прогностичность – предвидение и предупреждение негативного воздействия на процесс деятельности и создание благоприятных условий для нее;

-      презентатированность – представленность индивидуального «я», его самовыраженность.

Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны, прежде всего, с именем выдающегося немецкого психолога Курта Левина.  Он выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный (приложение 1).

-       Мини-тестирование.

Участникам предлагается представить ситуацию. С помощью этого тестирования  можно определить, руководителем какого типа каждый из участников является или мог бы быть (приложение 2).

     Итог: стиль общения играет немаловажную роль в управлении. Как правило, руководителю трудно объективно оценить собственный стиль. Психологические процедуры и методы позволяют углубить рефлексию, самоанализ деятельности, стать более регулируемыми. Хорошие результаты дает аутодиагностика (самодиагностика). Весьма популярной является методика, разработанная Рубахиным и Журавлевым. Эта методика может использоваться как для определения преимущественного стиля управления педагогическим коллективом администрацией школы, так и определением стиля управления классом учителем (с незначительной модификацией).

Работа с методикой заключается в выборе одного утверждения в каждом виде деятельности, наиболее характерного для руководителя. Все выборы заносятся в бланк ответов, затем суммируются по каждому стилю (приложение 3).

3. Заключительная часть

         -  упражнение «Синквейн».

Синквей — это пятистрочный стих, являющийся быстрым и мощным инструментом для рефлексирования. Состоит из 5 строчек:

          1 — одно существительное

          2 — 2 глагола

          3 — 3 прилагательных

          4 — предложение из нескольких слов

          5 — одно ключевое слово, охватывающее все вышеописанное, своего рода          вывод

    Итак, в результате сегодняшнего занятия мы с вами пришли к выводу, что современный руководитель – это…

-       упражнение «Продолжи фразу: мне сегодня...»

 

Литература

 

1.     Грибенюк Г.А. Психодиагностическое исследование  индивидуальных особенностей управленческой деятельности  М, 1994

2.     Журавлев А.Л. Взаимосвязь личности руководителя и стиля руководства в условиях совместной деятельности коллектива М, 1988

3.     Комендант А.Г., Михайлов Г.С. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя  М, 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Психологическая характеристика стилей руководства

 

Общие психологические характеристики

 руководителя

Отношение

к подчиненным

Характеристика

 групповых отношений

 

1.     Стиль преимущественно директивный (авторитарный)

 

Часто озабочен и хмур, категоричен, предельно раздражен. Резок с людьми. Около 90% поведенческих действий состоят из команд и приказов

Официальность в обращении, не склонен считаться с мнением коллектива

Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность.

 

2.     Стиль преимущественно коллегиальный (демократический)

 

Активен, ровен в обращении, самокритичен

Главная черта – постоянный контакт с людьми, склонность к делегированию власти, доверие к самостоятельным действиям подчиненных

Минимум агрессивности друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, творческое отношение друг к другу.

 

3. Стиль преимущественно либеральный (нейтральный)

 

Недостаточно активен, боится конфликтов, стремиться к безответственности

Панибратство в отношениях, согласие с мнением подчиненных, переходящее в безответственность, обязанности не распределены, наказания и поощрения субъективны, основаны на внешних впечатлениях, без основательного анализа

Состояние неуверенности,

все плывет по течению, могут возникать неожиданные ситуации и конфликты

 

 

 

 

 

Приложение 2

Мини-тестирование

Ситуация:

Управляющий ожидает машину с ценным грузом.

Не просто ценным, а  очень ценным.

Вдруг раздается телефонный звонок.

Незнакомый голос сообщает, что машина попала в аварию.

Управляющий — это вы.

Какой первый вопрос вы зададите позвонившему вам человеку?

Спрашивайте, не задумываясь.

 

Рис. Дм. Майстренко

 

Согласно теории Р. Бейлеса, руководство малой группой имеет два аспекта – инструментальный и социоэмоциональный. Если руководитель в большей степени сориентирован на реализацию целей организации и рассматривает подчиненных как средство достижения цели, он является «инструментальным» лидером.

Если для руководителя важны люди, их интересы и благополучие, он является «социоэмоциональным» лидером. Соответственно, реакция на происшествие с грузом выдает характер лидера.

Если вы непроизвольно задали первый вопрос «Цел ли груз?», то вы, скорее всего, являетесь инструментальным лидером.

Если задан второй вопрос («Все живы?»), вы можете считаться лидером социоэмоциональным.
       
Но этот вывод в достаточной степени условен. Как пишет В.Б. Ольшанский, функция управления всегда содержит в себе оба аспекта. Только находятся они в разных соотношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Определение стиля руководства (методика Журавлева-Рубахина)

 

1.      

а) Централизует руководство: требует, чтобы обо всех делах докладывали ему;                                                            

б) руководитель пассивен в выполнении управленческих фун­кций;

в)  четко распределяет функции между собой, своими замами и подчиненными;                                                      г)  ожидает указаний сверху и даже требует их;

д)  централизует руководство только в трудных ситуациях.

 

2.      

а) В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;

б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;

в)  в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г)  сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

д)  в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

 

3.      

а) В отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б)  коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;

в)  исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;

г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководи­теля;

д)  в отсутствие руководителя коллектив работает с перемен­ным успехом.

 

4.      

а) Недостаточно общительный человек, с людьми разгова­ривает мало;

б)  регулярно общается с подчиненными, говорит о положе­нии дел в коллективе, о трудностях,

в)  умеет общаться, но специально ограничивает общение с руководимыми, держится от них на расстоянии;

г)  старается общаться с подчиненными, но испытывает труд­ности в общении;

д)  общается в основном с активом коллектива.

 

5.      

а) Сам обращается за советом к сотрудникам;

б) не допускает, чтобы сотрудники ему советовали и тем более возражали;

в) сотрудники не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;

г)  руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

 

6.      

а) Контролирует работу от случая к случаю;

б)  всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные резуль­таты, хвалит исполнителей;

г)  контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д)  нередко вмешивается в работу исполнителей.

 

7.      

а) Руководителя интересует только выполнение плана, а не отношения людей друг к другу;

б)  решая производственные задачи, старается создать хоро­шие условия для отношений между людьми;

в)  в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г)  больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не к выполнению  заданий;

д)  когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

 

8.      

а) Приказывает так, что хочется выполнять;

б)  приказывать руководитель не умеет;

в)  просьба руководителя не отличается от приказа;

г)  приказы принимаются, но выполняются недостаточно хо­рошо и быстро;

д)  его приказы вызывают недовольство подчиненных.

 

9.      

а) На критику руководитель обычно не обижается, прислу­шивается к ней;

б)  критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ни­чего не делает;

в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть этого;

г)  принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д)  не реагирует на критику.

 

10.  

а) Руководитель сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится показать это и обраща­ется за помощью к другим;

в)  руководитель стремится восполнить недостаток знаний;

г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоя­тельно восполнить недостатки знаний;

д) если не знает, как решить вопрос, то поручает своим подчи­ненным.

 

11.  

а) Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;

б) ответственность распределяет между собой и своими подчи­ненными;

в)  всю ответственность возлагает только на себя;

г)  нередко подчеркивает ответственность вышестоящих рук-лей, старается ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов.

 

12.  

а) Старается, чтобы заместители были квалифицирован­ными специалистами;

б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощ­ников;

в)  руководителю безразлично, кто у него работает заместите­лем (помощником);

г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боит­ся за свое положение; д)  не желает иметь рядом очень квалифицированных специа­листов.

 

13.  

а) Исполнители довольны, когда отсутствует руководитель: они чувствуют некоторое облегчение;

б)  с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в)  отсутствие руководителей не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутству­ет, а потом скучают;

д)  сначала отсутствие руководителя чувствуется, а затем быс­тро забывается.

 

14.  

а) Для выполнения какой-то работы руководителю неред­ко приходится уговаривать своих подчиненных;

б)  всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьба­ми, советами;

г)  часто делает подчиненным замечания и выговоры;

д)  его замечания всегда справедливы.

 

15.  

а) Всегда обращается с подчиненными вежливо и добро­желательно;

б)  по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;

в)  в обращении с подчиненными часто проявляет равноду­шие;

г)  создается впечатление, что вежливость руководителя неис­кренняя;

д) характер обращения с подчиненными у него часто меняется.

16.  

а) Руководитель привлекает к управлению рядовых членов  коллектива;

б)  нередко перекладывает свои функции на других;

 в)  управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;

г)  бывает, что управленческие функции принимает на себя фактически не руководитель, а другие члены коллектива.

 

17.  

а) Руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

б)  не может влиять на дисциплину и порядок;

в)  руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боят­ся руководителя;

д)  руководитель недостаточно пресекает нарушения.

 

18.  

а) Общается с подчиненными только по деловым вопро­сам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спраши­вает их о личном, о семье;

в)  часто обращается по личным вопросам, не касаясь дела;

г)  инициатива общения исходит от сотрудников, руководи­тель редко заговаривает сам;

д)  нередко руководителя трудно понять в процессе общения.

 

19.  

а) Руководитель единолично вырабатывает решения и отме­няет их;

б) редко берется за выполнение сложного дела, старается все­гда уходить от него;

в)  старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только срочные и оперативные вопросы;

г)  решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;

д)  берется за решение в основном мелких вопросов.

 

20.  

а) В коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

б)  старается, чтобы у сотрудников было хорошее настроение;

в)  в коллективе — повышенная текучесть кадров;

г) люди в коллективе относятся друг к другу чутко, по-дружес­ки;

д)  в присутствии руководителя людям приходится постоянно работать с напряжением.

 

21.  

а) Руководитель способствует тому, чтобы сотрудники работали самостоятельно;

б)  иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

в)  сотрудники работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;

г)  сотрудники предоставлены сами себе;

д)  предоставляет руководимым самостоятельность лишь вре­мя от времени.

 

22.  

а) Руководитель регулярно советуется с сотрудниками, особенно с опытными;

б)  советуется с сотрудниками только в сложной ситуации;

в)  обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;

г)  с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д)  советуется с вышестоящими руководителями.

 

23.  

а) Инициатива сотрудников руководителем не принимает­ся;

б)  считает, что лучше сделать меньше, тогда меньше спросят;

в)  руководитель поддерживает инициативу сотрудников;

г)  не может действовать сам, а ждет подталкивания со сторо­ны;

д)  инициативы не проявляет ни сам, ни его сотрудники.

 

24.  

а) Любимый лозунг руководителя «Давай! Давай!»

б)  он требователен, но одновременно и справедлив;

в)  о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г) он не может действовать сам, а ждет подталкивания со сто­роны;

д)  руководитель требователен к себе и другим.

 

25.  

а) Наверное, руководитель консервативен, потому что бо­ится нового;

б)  охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в)  поддерживая нововведения в сфере производства, с боль­шим трудом меняет характер общения с людьми;

г)  у него лучше получается с нововведениями в непроиз­водственной сфере (в быту, отдыхе и т.д.)

д)  нововведения проходят мимо руководителя.

 

26.  

а) В своей работе широко опирается на активность сотруд­ников;

б)  многие вопросы решаются на общем собрании;

в)  некоторые важные дела фактически решаются без участия руководителя;

г)  большинство вопросов за коллектив решает сам руководи­тель;                                                                                                                   д) в коллективе все решается по взаимной договоренности со­трудников.

                                                                         

27.  

а) Руководителю безразлично, что о нем думают сотрудни­ки;                                                                                  

б)  никогда ни в чем не проявляет своего превосходства над сотрудниками;

в)  считает себя незаменимым в коллективе;

г)  увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;

д)  руководитель излишне критичен по отношению к сотруд­никам.

 

 

Ключ для определения стиля руководства

 

 

А

Б

В

г

д

1

дз

Л2

КЗ

ЛЗ

К2

2

дз

К2

Л1

КЗ

ЛЗ

3

Л1

К2

Д2

К1 Л2

К2

4

Д1

К2

Л2

Л1

К2

5

КЗ

Д2

Л2

Л2 К1

К2

6

лз

ДЗ

КЗ

ДЗ

Д2

7

Д1

К1

Л2

Л1 К1

К1

8

КЗ

ЛЗ

Д2

Л2

ДЗ

9

К2

Л2

Д2

Д2 Л2

Л2

10

Д2

K2

Л1

Д2 К2

К1 Л2

11

Л2

К2

Д2

Д1 Л2

Д2 Л1

12

К1

Д1

Л1

Д2

ДЗ

13

Д2

К2

Д2

К1

Д1 Л2

14

ЛЗ

Д2

КЗ

Д2

КЗ

15

К2

Д2

Л2

Д2

Л2 Д2

16

К2

Д1 Л1

Д1

Л2 ЛЗ

17

Д2

Л2

К2

Д2

ЛЗ

18

дз

КЗ

Л2 К1

Л2 Д1

Л1

19

ДЗ

Л2

КЗ

ЛЗ

ЛЗ

20

Д1

К1

Л1

К2

Д2

21

К2

Д2

Д2

Л2

Д2

22

К2

Д1 К2

К1

К2

Д2

23

Д2

Л2

К2

Л2

ЛЗ

24

дз

КЗ

Д2

ЛЗ

К2

25

Л1

К1

Д1

К2

Д2

26

К2

КЗ

ЛЗ

дз

КЗ

27

Л1

К2

Д1

К2

дз

 

Три стиля руководства:

Д — директивный,

К — коллегиальный,

Л — либеральный.

Степень выраженности стиля:

3 — высокий,

2 — достаточно высокий,

1 — средний


Конспект занятия с элементами тренинга для молодых и начинающих руководителей «Современный руководитель – это…»

Конспект занятия с элементами тренинга для молодых и начинающих руководителей «Современный руководитель – это…»

Стили руководства Изучение стиля руководства ведется психологами уже более века, так что исследователями накоплен к настоящему времени немалый эмпирический материал по этой проблеме

Стили руководства Изучение стиля руководства ведется психологами уже более века, так что исследователями накоплен к настоящему времени немалый эмпирический материал по этой проблеме

Итак, в результате сегодняшнего занятия мы с вами пришли к выводу, что современный руководитель – это… - упражнение «Продолжи фразу: мне сегодня

Итак, в результате сегодняшнего занятия мы с вами пришли к выводу, что современный руководитель – это… - упражнение «Продолжи фразу: мне сегодня

Приложение 1 Психологическая характеристика стилей руководства

Приложение 1 Психологическая характеристика стилей руководства

Приложение 2 Мини-тестирование

Приложение 2 Мини-тестирование

Приложение 3 Определение стиля руководства (методика

Приложение 3 Определение стиля руководства (методика

Руководителя интересует только выполнение плана, а не отношения людей друг к другу; б) решая производственные задачи, старается создать хоро­шие условия для отношений между людьми; в)…

Руководителя интересует только выполнение плана, а не отношения людей друг к другу; б) решая производственные задачи, старается создать хоро­шие условия для отношений между людьми; в)…

Для выполнения какой-то работы руководителю неред­ко приходится уговаривать своих подчиненных; б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит; в) часто обращается к подчиненным…

Для выполнения какой-то работы руководителю неред­ко приходится уговаривать своих подчиненных; б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит; в) часто обращается к подчиненным…

Руководитель способствует тому, чтобы сотрудники работали самостоятельно; б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства; в) сотрудники работают больше по указаниям…

Руководитель способствует тому, чтобы сотрудники работали самостоятельно; б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства; в) сотрудники работают больше по указаниям…

Руководителю безразлично, что о нем думают сотрудни­ки; б) никогда ни в чем не проявляет своего превосходства над сотрудниками; в) считает себя незаменимым в коллективе; г)…

Руководителю безразлично, что о нем думают сотрудни­ки; б) никогда ни в чем не проявляет своего превосходства над сотрудниками; в) считает себя незаменимым в коллективе; г)…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020