МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка – Детский сад № 9» «Солнечный город»
Муниципального образования города Братска
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ
с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет)
ТЕМА: «Транспорт будущего»
Составила: Давидовская Н.А.
Воспитатель высшей кв. категории
Братск-2022 г.
Цели:
Образовательные: формировать представления о датчиках, используемых в конструкторе Lego WeDo; познакомить с датчиком движения, продолжать формировать умение работать с деталями конструктора Lego WeDo, программировать рабочую модель; учить использовать датчик движения в программе, упражнять в самостоятельном конструировании построек по заданным условиям и по замыслу; продолжать учить модифицировать конструкцию и вносить изменения в программу; вызвать интерес к поисковой деятельности;
Развивающие: развивать творческий потенциал, логику, воображение; развивать умение творчески подходить к решению поставленной задачи, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости; учить видеть и выделять проблему эксперимента;
Воспитательные: воспитывать интерес к профессии инженера-конструктора, воспитывать трудолюбие, любознательность, коммуникативные навыки.
Оборудование: наборы конструкторов Lego WeDo, ноутбуки, простые карандаши, ластики, инженерные книги, презентация, инструкция по сборке автомобиля.
Предварительная работа: беседы о ПДД, рассматривание фотографий, иллюстраций и сюжетных картинок по теме; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; чтение литературы по теме.
Список источников информации:
1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. СПб.: Наука,
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997,
3. Корягин, А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo) [Текст]: Сборник методических рекомендаций и практикумов. / А.В. Корягин, Н.М. Смольянинова. – М.: ДМК Пресс, 2016,
4. Петерсон, Л.Г. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Выпуск 5 [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина, А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева. – М.: Педагогическое общество России, 2013,
5. Михайлова И.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА LEGO EDUCATION WEDO ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Парциальная программа дошкольного образования. Режим доступа: https://dou53angarsk.ru/images/19-20/doc/ppdo_obrazovat_robototehnika__lego_educution_wedo_dlya_doshk-ov.pdf,
6. ПервоРобот LEGO WeDo [Электронный документ]: Книга для учителя. Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/view/1520221167/?page=4&*=zShD1%2BZNe6r0EALoM4DSnbI%2BU5R7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vYjMwbGZZYzNOM0NGb01FM2RORjkyV01pbTBTSmVHbm1OaC9XYmUzdWFNST0iLCJ0aXRsZSI6IkxFR08gRWR1Y2F0aW9uIFdlRG8gVGVhY2hlcidzIEd1aWRlLnBkZiIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMTUyMDIyMTE2NyIsInRzIjoxNjQ4ODk5Njg1ODkwLCJ5dSI6IjU4MTc4NTU3MjE2MTU4MzMwNjgifQ%3D%3D.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом.
(Дети по кругу приветствуют друг друга.)
- Ребята, к нам обратился Самоделкин. Он работает инженером-конструктором. А что вы знаете о работе конструктора? (ответы детей)
- Знаете ли вы, что входит в обязанности конструктора? (ответы детей)
(разработка, регулировка, настройка и испытание первого образца и опытных моделей, которые планируются к производству в дальнейшем).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать инженер-конструктор? (ответы детей)
(технический склад ума, широкий кругозор, повышенное внимание, навыки общения и умение работать в команде, способность к творчеству).
- Самоделкин просит нас помочь ему придумать транспорт будущего. Как вы думаете, каким должен быть транспорт будущего? (ответы детей)
- Как вы считаете, должен ли быть «умным» транспорт будущего? (ответы детей)
- Что это значит? (ответы детей)
- Как вы думаете, самоуправляемые автомобили, которые могут оценить ситуацию на дороге, принять решение вовремя остановиться и предотвратить аварию, можно назвать «умными»? (ответы детей)
- Хотите помочь Самоделкину в разработке такого умного автомобиля, который сможет останавливаться перед пешеходами, переходящими дорогу, который позволит пешеходам переходить дорогу безопасно? (ответы детей)
- Хотели бы вы попробовать себя в роли инженеров-конструкторов и создать модель такого автомобиля? (ответы детей)
2. Основная часть.
2.1. Актуализация знаний.
- Ребята, вы дружите с Лего-конструктором? (ответы детей)
- Точно знаем, ты и я, LEGO – лучшая игра!
- Для начала предлагаю вам вспомнить правила робототехника.
- Посмотрите на экран.
(Воспитатель обращает внимание детей на слайд № 2 в презентации. Дети повторяют правила)
- Ребята, посмотрите на следующий слайд. Из каких частей состоит машина? (ответы детей)
(Рассматривают изображение машины на слайде № 3.)
- Какой должна быть модель такого автомобиля? (ответы детей)
- Как вы думаете, какие детали вам понадобятся для создания машины? (ответы детей)
- Вы можете выбрать себе напарника-конструктора, с кем вы хотите строить. Садитесь за столы рядом.
- Если вы работаете с напарником, помните, что вы дружная команда, всю работу делайте вместе, дружно. Советуйтесь друг с другом.
- Итак, приступаем к работе. Соберите из деталей конструктора модель автомобиля.
- Если вы затрудняетесь сконструировать самостоятельно, то можете воспользоваться инструкцией по сборке автомобиля.
(Столы стоят отдельно, но расположены по кругу, чтобы дети могли видеть процесс постройки и готовые модели.
Дети конструируют модель автомобиля по собственному замыслу или по предложенной воспитателем инструкции. Во время выполнения постройки воспитатель оказывает при необходимости помощь.)
2.2. Проблемная ситуация.
- Следующий этап – программирование. Какие блоки нужны для программирования модели? (ответы детей)
- Начало работы, запуск мотора.
- Составьте программу.
(Дети программируют модель, проводят пробный запуск модели.
Программа демонстрируется на слайде № 4.)
Программа № 1
начало работы, запуск мотора
- Получилось у вас сконструировать модель автомобиля, которая будет останавливаться перед пешеходом, который переходит дорогу? (Нет, не смогли)
- Почему не смогли? (ответы детей)
- Значит, что нам нужно сделать, узнать? (ответы детей)
- Нужно узнать, какой датчик отвечает за остановку модели в нужный момент.
- Предлагаю вам, рассмотреть датчики, которые находятся в наборе Lego WeDo. Как они выглядят? (ответы детей)
- В одном из датчиков есть две лампочки. Предлагаю рассмотреть его.
(Дети рассматривают датчики. Изображение датчика на слайде № 5.)
- Одна лампочка принимает сигнал, а другая отправляет его. Этот датчик называется датчиком движения. Датчик движения (расстояния) позволяет роботам обнаруживать объекты в диапазоне 1-15 см. Работает датчик в трёх режимах – обнаружение приближения объекта, его удаление, или любое изменение расстояние в поле действия датчика. Его показания затем отправляются на компьютер.
- Чтобы запрограммировать модель останавливаться в определенном месте, при приближении пешехода, нужно использовать блок работы с датчиком движения. Обратите внимание на слайд.
(Демонстрация блока работы с датчиком движения на слайде № 6.)
2.3. Экспериментальная деятельность.
- Ребята, предлагаю вам изменить свою модель, добавив необходимый датчик. А затем внести изменения в программу.
(Слайд № 7- пример модификации автомобиля)
- Придумайте такую программу управления автомобилем, чтобы, увидев перед собой пешехода, идущего по пешеходному переходу, автомобиль останавливался и издавал звуковой сигнал аварии.
(Дети модифицируют модель, экспериментируют со звуковыми эффектами и опытным путём находят необходимый звук, вносят изменения в исходную программу, проводят повторный запуск модели, вносят при необходимости коррективы. Тем детям, которые затрудняются, воспитатель оказывает помощь, предлагает готовую программу модели.
Слайд № 8 - Программа № 2 (увидев перед собой пешехода, автомобиль останавливается и издаёт звуковой сигнал аварии.)
(начало работы, запуск мотора, ожидание приближения объекта датчиком движения, остановка мотора, звук аварии)
- А теперь предлагаю поэкспериментировать.
1. Придумайте такую программу, чтобы после встречи с пешеходом автомобиль остановился, издал звуковой сигнал аварии и затем через 2 секунды продолжил движение в том же направлении.
(Слайд № 9 - Программа № 3 (после встречи с пешеходом автомобиль останавливается, издаёт звуковой сигнал аварии и затем через 2 секунды продолжает движение в том же направлении.)
(начало работы, запуск мотора, ожидание приближения объекта датчиком движения, остановка мотора, звук аварии, мотор не работает, спустя 2 секунды мотор начнет работу в том же направлении)
2. Как вы думаете, только 1 пешеход может встретиться автомобилю на пути его следования? (ответы детей)
- Что нужно добавить в программу, чтобы последовательность действий повторялась, т.е. чтобы автомобиль останавливался каждый раз, увидев перед собой пешехода, издавал звуковой сигнал аварии и продолжал движение в том же направлении? (ответы детей)
- Нужно добавить блок «Цикл».
(Слайд № 10 - Программа № 4 (автомобиль останавливается каждый раз, увидев перед собой пешехода, издаёт звуковой сигнал аварии и продолжает движение в том же направлении)
(начало работы, запуск мотора, ожидание приближения объекта датчиком движения, остановка мотора, звук аварии, мотор не работает, спустя 2 секунды цикл повторяется)
- Молодцы, ребята! Отлично поработали!
3. Заключительная часть.
3.1. Рефлексия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
- Как вы считаете, смогли мы помочь Самоделкину и сконструировать умный автомобиль, который сможет останавливаться перед пешеходами, переходящими дорогу? (ответы детей)
- Как вам это удалось? (ответы детей)
- Понравилось вам быть в роли инженеров-конструкторов? (ответы детей)
- Поделитесь впечатлением. Что было самым интересным? Что запомнилось? Почему? (ответы детей)
- Что было самым трудным? Расскажите, почему? (ответы детей)
- Самоделкин очень доволен нашей помощью. Из вас получились настоящие инженеры-конструкторы, которые очень ответственно подошли к такому важному и серьёзному делу.
- Мы трудились очень дружно - получилось то, что нужно!
(Слайд № 11 – спасибо.)
3.2. Работа с инженерной книгой.
- А сейчас обратимся к нашим инженерным книгам и поработаем с ними. Каждый из вас в своей книге отметьте необходимую картинку, обведите её в кружок или поставьте галочку. Отметьте конструировали вы в одиночку или работали в паре, работали вы по предложенной схеме или конструировали самостоятельно, какой датчик использовали в конструкции, как вы оцениваете свою работу, выбрав подходящий смайлик.
(Дети работают в инженерной книге, выбирают необходимую картинку и отмечают её.
Воспитатель предлагает детям сделать фотографию сконструированной модели умного автомобиля, чтобы затем вклеить в инженерную книгу.
Детям предоставляется возможность обыграть созданные модели, организовывать выставку.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.