ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия:
Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1)
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоролик,
- распечатанный файл с фрагментами словарных статей,
- комплект интерактивных заданий.
Необходимое оборудование для занятия:
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране.
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране. 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат. 2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать. 3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является. 4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор. 5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. |
Блоки:
1. Мотивационный этап, вступительное слово учителя
2. Организация деятельности учащихся.
- Путешествие по городу Тавде
- Загадки о достопримечательностях и знаменитых местах г.Тавды
- Беседа о гербе, флаге и гимне г.Тавды
3. Рефлексия. Вариант творческого задания
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
- тема занятия;
- ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
- основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
- ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
- творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
- любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
СЦЕНАРИЙ
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.
Ход урока:
Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране. 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат. 2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать. 3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является. 4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор. 5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. |
Учитель: А как называется
главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы
гордимся нашей страной.
Россия - ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина
начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Тавда, которому в этом году исполнилось 85 лет.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути.
(Показ презентации о достопримечательностях и известных местах г.Тавды)
Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Тавды, а вы должны будите отгадать, что это за место.
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Музыкальная школа)
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школы)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (Супермаркеты)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детские сады)
Здесь работают врачи
Не шуми и не кричи
Попил из холодильника
Идите в ……..(Поликлинику)
Здесь спортплощадки и аллеи
Детские есть карусели
Здесь на тренажеры можно сесть,
Голубям зерна дать поесть. (Парк)
Площадь памяти бойцам,
Сохранившим жизни нам.
Здесь за Родину сражались,
В вечной памяти остались. (Площадь и Парк Победы)
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем
в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным
предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои
символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн) (В
презентации)
Учитель: Посмотрите – это герб Тавды. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей)
Герб Тавды
Исторически принято, что каждый город обязан иметь свою символику. Официально самарский герб появился в 1790 году. Первоначально он отличался от современного варианта и в зависимости от исторических событий на протяжении трехсот пятидесяти лет в него привносились довольно значительные изменения.
Особенности изображения
Геральдическое описание гласит:
«В рассечённом зелёном и червленом поле серебряная ладья на веслах под парусом и с вымпелом на мачте, обремененная золотым с черными камнями по ободу тарчем (щитом Ермака), сопровождаемая во главе щита серебряным же скачущим лосем с черными глазами, золотыми вооружениями. Щит увенчан золотой территориальной короной о трех остроконечных зубцах».
Основными символами территории были определены лось и ладья со щитом Ермака, что должно напоминать об истории освоения края русскими поселенцами. Ладья также должна символизировать роль реки Тавды как транспортной артерии, обеспечивающей сообщение между Россией (красное поле) и Сибирью (зелёное поле). Фигура скачущего лося символизирует силу и независимость обитателей, лесные богатства округа
История самарского герба
1992г.
Первый герб Тавды был разработан в 1992 году. На нём изображены на синем фоне шестерня, реторта, стилизованные ели и волны реки Тавды. Этот герб был опубликован в книге «Каталог современных гербов городов стран содружества на значках». Данные символы рассказывают об машиностроительной, химической и лесоперерабатывающей промышленности города.
2002г.
Работа над современными гербом и флагом началась в марте 2001 г. Первоначально при составлении герба упор был сделан на представление лесных богатств района. В соответствии с решением Думы муниципального образования от 28 февраля 2002 г. № 23 «О согласовании проекта герба муниципального образования Тавдинский район» был принят за основу вариант с изображением соболя перед хвойно-лиственным деревом переменных с полем цветов.
Описание этого герба гласило:
«Щит рассечен зеленью и золотом, справа половина липы, слева половина сосны переменных цветов; поверх всего серебряная рысь с золотым языком».
Однако позже концепция герба изменилась. Герб и флаг Тавдинского района Свердловской области приняты Решением Думы МО «Тавдинский район» № 31 от 24 апреля 2003 года. После преобразования Тавдинского района в Тавдинский городской округ герб используется с рекомендованной для городских округов короной (золотой стенчатой с пятью зубцами)
Учитель: Второй символ Тавды – это флаг. Описание флага.
Флаг Тавдинского района
Историческая справка о флаге*
Флаг Тавдинского района Свердловской области принят решением Думы МО «Тавдинский район» от 24.04.2003 года № 31. Прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, разделено по вертикали на две равные полосы: зеленую и красную. По центру полотнища помещено изображение фигур районного герба: ладья со щитом и скачущий лось, выполненные белым, желтым и черным цветами. Обратная сторона зеркально воспроизводит лицевую.
Учитель: Третий символ – это гимн.
Учитель: Может, кто-то из вас знает,
что такое гимн? (ответы детей: это песня о Тавде)
Учитель: Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он
исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема
государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения
воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны
люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется
уважение к стране.
Учитель: Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте. (Дети поют гимн города Тавды)
Гимн г.Тавды является официальным символом г.Тавды и Тавдинского района.
Гимн родного города был ранее направлен на конкурс гимнов муниципальных образований РФ. Знаменитая и любимая всеми тавдинцами и гостями города песня "Тавдинская земля", автором слов и музыки которой является Тавдинский композитор Герман Храмцов, была написана к 70 -летию со дня создания города Тавда.
Имя Г. Храмцова занесено в книгу Почета Тавдинского городского округа. Песня "Тавдинская земля" прошла первый этап Всероссийского конкурса, далее она прозвучит на территории столицы в исполнении Сергея Савина.
(Текст гимна на доске или экране)
Рефлексивный этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
1. Вам оно понравилось?
2. По какому городу мы путешествовали? (Тавде)
3. Чем для нас является Тавда? (малой родиной)
4. Какие памятные места Тавды Вы запомнили?
5. Какие символы Тавды вы запомнили? (герб, флаг, гимн)
Перспективный этап:
Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях Тавды и Тавдинского района, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой Тавда была раньше.
Творческое задание: сделать небольшое сообщение об одной из достопримечательностей г.Тавды
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.