Тема: "Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях дошкольной организации».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре. Знакомство с региональным компонентом начинается с малого. Дети-дошкольники живут в своем маленьком мирке: вот мама, вот папа, вот моя квартира, мой детский сад. И в детском саду у нас все такое маленькое, уютное: мой шкафчик в раздевалке, мой стол, моя кровать, моя группа. Необходимо воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя, с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны, края и, наконец, - жителями Земли.
Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством, изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы, педагоги, вводим его в мир общечеловеческих ценностей, где национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса.
Задача
современного дошкольного образования— заложить нравственные основы в детях,
которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края,
созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине,
воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он
родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;
желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому
реализация регионального компонента является важнейшей составляющей
современного образования.
Этой задаче служит формирование пространственных представлений. Схемы, планы детского сада, участка, района, карты, глобус – все это модели окружающего мира. Начинаем обучение с того, что ребенок может увидеть своими глазами в пространстве, а потом – нарисовать на листе бумаги, сравнить и понять. Это план стола и расположенные на нем предметы. Затем составляем план группы, участка, ДОУ, улицы и наконец, ориентируемся на карте города.
Специально организованная работа по ориентировке в пространстве дает существенный сдвиг в умственном развитии детей и широкий перенос разнообразных умений в свободную деятельность.
Кроме этого в ДОУ реализация регионального компонента осуществляется через: ООД, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей, сотрудничество с музеями, привлечением родителей, организацию праздников и развлечений, работой «Русской избы». Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Специально организованные занятия (ООД)
Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию образовательных областей. По каждой области разрабатываются темы занятий, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание занятий в соответствии с общей темой.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе любого занятия. Так, например, по обучению грамоте это может быть работа с предложением, словарная работа.
При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил:
- события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;
- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе. Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли», поэтических сезонных утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре. А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, а также организацию предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности.
Организация праздников и развлечений
Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В нашем ДОУ ежегодно проходят такие праздники как «Калядки», «Масленица», «Веснянка».
Экскурсии по городу
Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым постоянно организуются экскурсии. Вместе с детьми посещаем Краеведческий музей, Дома Творчества, где узнаём много интересного об истории города, жизни и быте людей. А также, знакомим дошкольников с историей города, организуя пешие прогулки к памятникам нашего города
Взаимодействие с родителями.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А методические продукты проекта «Люби и знай родной свой край» альбомы, фотографии, схемы, худ. и энциклопедическая литра, широко используются в работе воспитателей.
По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал. Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература: сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей природы, сборники музыкальных произведений.
Организация праздников и развлечений
Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В нашем ДОУ ежегодно проходят такие праздники как «Колядки», «Масленица», «Веснянка».
Вывод: таким образом, реализация регионального компонентав социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется в следующих формах, взаимно дополняющих друг друга:
- образовательная программа;
- годовой план работы;
- рабочая программа на каждую возрастную группу (перспективное планирование на год по каждому возрасту для воспитателей и специалистов на основе годового цикла народного календаря)
- календарное (ежедневное) планирование.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Создать атмосферу взаимопомощи, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
- Активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей, поддерживать из уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность ребенка в условиях семьи и детского сада;
- Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, в разных событиях, в совместной познавательной и трудовой деятельности.
Принципы работы, по реализации задач по региональному компоненту:
· принцип региональности (ориентация на учёт особенностей региона во всём образовательно-воспитательном процессе);
· принцип историзма (раскрытие исторической обусловленности тех или иных явлений, процессов);
· принцип комплексности и интегративности (объединение различных аспектов содержания в единое целое, развитие новой целостности);
· принцип природосообразности, учёта природного развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;
· принцип вариативности воспитательных стратегий в воспитательном пространстве региональной культуры.
Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:
- Первое направление: природно-климатические особенности родного края
- Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края
- Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений
- Четвертое направление: символика края
В целом, всё это закладывает основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.