Конспект занятия учителя- логопеда в подготовительной группе по обучению грамоте

  • docx
  • 09.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия на тему Л-Р.docx

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков Р- Л»

Цель: создание условий для расширения представлений о звуках «Л» и «Р», ознакомление с буквами «Л» и «Р».

Задачи: закреплять  навык сопоставления звуков; закреплять умение определять положение звуков в словах; упражнять в умении детей составлять схемы слов; развитие зрительного внимания и памяти; развитие фонематического слуха; воспитывать желание работать в микрогруппе.

Ход занятия:

1.             Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет согласный звук. (Дети называют согласные звуки и садятся).

2.             Объявление темы. Игра «Чего не стало?» (с 10 картинками)

Не стало (ромашка, лампочка). Какие звуки находятся в начале этих слов? (Правильно, звуки «Р» и «Л»).

Сегодня мы с вами будем говорить об этих звуках.

3.             Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. Акустико- артикуляционный образ звука. Давайте произнесем звук «Р». (Дети произносят). Проверьте, правильно ли у вас ребята работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук Р. Кончик языка поднят за верхние зубки и дрожит - это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Послушайте свое горлышко, оно вибрирует. Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий).

А теперь давайте произнесем звук «Л». (Дети произносят). Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх, прижимается за верхние зубки; горлышко дрожит. Какой это звук?

( согласный, твердый, звонкий).

Развитие фонематического слуха.

Ребята, когда услышите слово со звуком «Р» хлопаем в ладоши, а если со звуком «Л» топаем ногами. (Роза, рак, лак, лото, рука, ласточка и тд. )

Дифференциация звуков «Р- Л»

Нужно разложить картинки по разным корзинкам, в одну со звуком Р, в другую со звуком Л.  Каждый ребенок выбирает картинку, называет ее, делит слово на слоги и кладет в нужную корзину.

Игра «Наоборот». Замени Л на Р, а Р на Л.

Лак- рак, ложки- рожки, ложь- рожь, лов– ров, жил- жир, пир- пил.

4.             Физминутка «Бабочка».

Весной бабочка проснулась (порхание крылышек)

Улыбнулась, потянулась! (движения по тексту)

Раз – росой она умылась (умываются)

Два- изящно покружилась (кружатся)

Три – нагнулась и присела (движения по тексту)

На цветочек тихо села . (сесть на корточки)

5.             Звуковой анализ слов. Составление цветной схемы из фишек.

На доске написаны слова (палка, крот, луна, рак, комар). Дети составляют цветные схемы, определяют количество звуков и букв в этих словах, определяют количество слогов и составляют с каждым словом предложение. Составление схемы предложения (определение количество слов в предложении).

6.      Пальчиковая гимнастика : «Листочки»

Ветер по лесу летал, (плавные волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибание пальцев на обеих руках, начиная с большого)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (укладывание ладоней на стол).

7.      Работа в тетрадях (О.С. Гомзяк , 3 период обучения в подготовительной группе).

8.      Итог занятия и оценка работы детей.

Какие звуки мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этим звукам. Какие они?

Молодцы , ребята. Занятие закончено.