Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков Р- Л»
Цель: создание условий для расширения представлений о звуках «Л» и «Р», ознакомление с буквами «Л» и «Р».
Задачи: закреплять навык сопоставления звуков; закреплять умение определять положение звуков в словах; упражнять в умении детей составлять схемы слов; развитие зрительного внимания и памяти; развитие фонематического слуха; воспитывать желание работать в микрогруппе.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет согласный звук. (Дети называют согласные звуки и садятся).
2. Объявление темы. Игра «Чего не стало?» (с 10 картинками)
Не стало (ромашка, лампочка). Какие звуки находятся в начале этих слов? (Правильно, звуки «Р» и «Л»).
Сегодня мы с вами будем говорить об этих звуках.
3. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. Акустико- артикуляционный образ звука. Давайте произнесем звук «Р». (Дети произносят). Проверьте, правильно ли у вас ребята работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук Р. Кончик языка поднят за верхние зубки и дрожит - это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Послушайте свое горлышко, оно вибрирует. Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий).
А теперь давайте произнесем звук «Л». (Дети произносят). Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх, прижимается за верхние зубки; горлышко дрожит. Какой это звук?
( согласный, твердый, звонкий).
Развитие фонематического слуха.
Ребята, когда услышите слово со звуком «Р» хлопаем в ладоши, а если со звуком «Л» топаем ногами. (Роза, рак, лак, лото, рука, ласточка и тд. )
Дифференциация звуков «Р- Л»
Нужно разложить картинки по разным корзинкам, в одну со звуком Р, в другую со звуком Л. Каждый ребенок выбирает картинку, называет ее, делит слово на слоги и кладет в нужную корзину.
Игра «Наоборот». Замени Л на Р, а Р на Л.
Лак- рак, ложки- рожки, ложь- рожь, лов– ров, жил- жир, пир- пил.
4. Физминутка «Бабочка».
Весной бабочка проснулась (порхание крылышек)
Улыбнулась, потянулась! (движения по тексту)
Раз – росой она умылась (умываются)
Два- изящно покружилась (кружатся)
Три – нагнулась и присела (движения по тексту)
На цветочек тихо села . (сесть на корточки)
5. Звуковой анализ слов. Составление цветной схемы из фишек.
На доске написаны слова (палка, крот, луна, рак, комар). Дети составляют цветные схемы, определяют количество звуков и букв в этих словах, определяют количество слогов и составляют с каждым словом предложение. Составление схемы предложения (определение количество слов в предложении).
6. Пальчиковая гимнастика : «Листочки»
Ветер по лесу летал, (плавные волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибание пальцев на обеих руках, начиная с большого)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (укладывание ладоней на стол).
7. Работа в тетрадях (О.С. Гомзяк , 3 период обучения в подготовительной группе).
8. Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этим звукам. Какие они?
Молодцы , ребята. Занятие закончено.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.