МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Урок цифры. Разработка игр»
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Разработал: педагог
дополнительного образования
Викторова Юлия Тенгизовна
Гатчина
2022 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Урок цифры. Разработка игр» посвящено разбору понятий, задач и профессий, связанных с разработкой видеоигр.
Игровой рынок - один из самых активно развивающихся ИТ-рынков в мире. Игра - практически всегда имитация реальной деятельности. Строительство, управление персонажами, машинами, самолётами - всё это существует и в жизни.
В разработке видеоигр и геймификации неигровых проектов участвует множество профессионалов разных специальностей. Благодаря этому свойству индустрии знакомство с ней помогает профессиональному самоопределению школьников в области информационных технологий.
Основная идея занятия - сформировать у учеников представления о специалистах, которые участвуют в создании игр, о принципах их работы, о возможностях профессионального развития в этой сфере. Важно показать, что увлечение видеоиграми может перерасти в полноценную профессию, если активно изучать предметы школьной программы и проходить дополнительные курсы по разработке игр или смежным с ней направлениям. Все это поможет ребятам выбрать профессию и мотивирует их осваивать умения и навыки в сфере ИТ.
Занятие имеет просветительскую направленность и способствует раннему профессиональному самоопределению школьников в области информационных технологий.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 10-13 лет.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Занятие может быть использовано для проведения «Урока цифры», тематических занятий по информатике, профориентации. В начале занятия можно совместно, а можно индивидуально через наушники, посмотреть и обсудить видеоролик по теме занятия. После просмотра предлагается детям создать свою первую компьютерную игру в среде программирования Scratch. При работе в среде программирования «Scratch», следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж (спрайт) должен реагировать именно на отправленное ему сообщение, чтобы спрайты выполняли действия в правильном порядке. Также следует обращать внимание детей на то, что ненужные блоки лучше сразу убирать, перетаскивая их в ту часть окна, где находятся блоки программы. В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога.
Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить повторить создание игры, но с другими персонажами и другим фоном, постараться проделать задание по памяти. Можно добавить в игру несколько персонажей и внести изменения в скрипты программ.
В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.
Дополнительно можно познакомить детей с профессиями, задействованными при разработке игр. Важно профориентировать и мотивировать детей к приобретению знаний, умений, навыков в этой сфере.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.
Тип занятия: развитие знаний, умений и навыков.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: групповая.
Состав учебной группы: до 14 обучающихся в возрасте 10-13 лет.
Место занятия: относится к самостоятельной теме занятия.
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: научить обучающихся создавать простейшую компьютерную игру в среде программирования Scratch.
Задачи:
- обучающие:
· обсудить видеоигры и процесс их создания;
· разобрать, какие профессии задействованы при разработке игр и какие знания при этом используются;
· изучить видеоролик, рассказывающий о разработке игр и профессиях;
· научить создавать компьютерную игру в среде программирования Scratch;
· научить использованию встроенных библиотек персонажей;
· актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.
- развивающие:
· развивать познавательные способности;
· развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
· развивать логическое и пространственное мышление;
· развивать словарный запас и навыков общения;
· развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
· воспитать бережное отношение к оборудованию;
· воспитывать ответственность за результат труда;
· воспитывать уважительное отношение друг к другу;
· повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
· формирование интереса к общей теме занятия;
· развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;
· понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для создания игр.
- метапредметные:
· умение понять задание при создании компьютерной игры в среде программирования Scratch;
· умение в общей теме занятия запускать программное обеспечение и составлять логическую последовательность работы в нем;
· умение понять и применить алгоритм действий при создании компьютерной игры в среде программирования Scratch;
· формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания компьютерных игр;
· развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
· формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе как средстве для создания игр;
· умение использовать новые знания при работе в среде программирования Scratch;
· понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.
Методы обучения:
- практический (работа на компьютере).
Технологии:
- информационно-коммуникационные.
Дидактический материал:
- видеоролик на тему: «Видеоигры – это развлечение или работа?»;
- распечатанная инструкция «Создание компьютерной игры «Кот бегает за мячиком» в программе Scratch» (Приложение 1);
- список профессий в области разработки игр (Приложение 2).
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленной программной средой Scratch;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
План занятия:
1. Организационная часть (2 мин).
2. Просмотр видеоролик на тему: «Видеоигры – это развлечение или работа?» (8 мин)
3. Выполнение практического задания (15 мин).
4. Подведение итогов (5 мин).
Общая продолжительность занятия: 30 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Организационная часть |
Приветствует ребят Сообщает тему занятия |
Рассаживаются за компьютерные столы |
Просмотр видеоролика |
Включает видеоролик на тему: «Видеоигры – это развлечение или работа?» |
Смотрят |
Выполнение практического задания |
Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку. Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением задания |
Включают компьютеры. Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции. |
Подведение итогов |
Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. Вопросы: Какая информация была для вас новой? Какие профессии вас больше всего привлекают? Какие знания и умения по вашему мнению для этого требуется получить? |
Каждый обучающийся запускает свою компьютерную игру |
Список литературы
1. Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.
2. https://scratch.mit.edu/download
3. https://урокцифры.рф/
Приложение 1
Создание
компьютерной игры «Кот бегает за мячиком»
в программе Scratch
Цель игры: пользователь будет перемещать курсор мыши с мячиком, а кот будет за ним бегать.
Спрайты:
Скрипт для спрайта-кота
Скрипт для спрайта-мяча
Приложение 2
Профессии в области разработки видеоигр
• Гейм-дизайнер – специалист, отвечающий за разработку правил и содержания игрового процесса создаваемой игры. Гейм-дизайнер должен уметь донести свое видение игры до остальных членов команды — поэтому важны навыки общения, он должен уметь понятно излагать свои мысли, также приветствуются знания в разработке игр, художественный вкус, навыки рисования, 3D-моделирования, знание математики, физики и навыки программирования.
• Игровой продюсер — самая широкая специализация из перечисленных, он может отвечать и за гейм-дизайн, и за креатив, и за производственный процесс в целом. Он следит за бюджетом игры в процессе её создания, выполнением дедлайнов со стороны разработчиков и в целом контролирует весь проект. А ещё такому специалисту просто необходимо чувствовать и понимать тренды и интересы аудитории, чтобы создавать действительно нужные продукты.
• Разработчик игры — одна из самых востребованных профессий в игровой индустрии. Понятное дело, он пишет сам код на выбранном игровом движке (наиболее популярные – Unity и Unreal Engine). В зависимости от платформы игры — мобильной, ПК или консольной — нужно обладать разным набором навыков: знать разные языки программирования, уметь работать с разными игровыми движками, разбираться в теории программирования.
• Тестировщик — специалист, который занимается тестированием игр и выявлением ошибок и недоработок. Прежде чем выпустить любую игру, над ней трудится целая команда тестировщиков, которые помогают сделать ее лучше и комфортнее для пользователя. Есть заблуждение, что такие специалисты целыми днями играют, но это не так: современным тестировщикам тоже нужны навыки программирования, а внимательность и усидчивость – обязательные для тестировщика качества.
• Комьюнити-менеджер — специалист, который занимается развитием и поддержкой сообществ в играх. Комьюнити-менеджеры отвечают за создание, развитие, управление и общение с участниками сообщества, а также занимаются созданием контента для групп сообщества. Работа такого специалиста лежит на стыке педагогики, PR, HR и других гуманитарных дисциплин, поэтому если вы не тяготеете к точным наукам, то вы можете присмотреться к этой профессии.
• Игровой художник занимается отрисовкой 2D- и 3D-графики для игр. Все, что мы видим в играх, нарисовано художниками: персонажи, одежда, средства передвижения, здания, весь мир в целом.
• Аниматоры вдыхают жизнь в персонажей и миры, которые создали художники, и заставляют их двигаться и совершать действия. Аниматоры игры добавляют глубину и реализм, добавляя правдоподобное движение персонажам, объектам и окружающей среде.
• Маркетолог занимается продвижением игры. Без маркетологов вы не узнали бы ни про одну игру, в которую сейчас играете. Каким бы ни был отличным проект, он не сможет увидеть свет без грамотной маркетинговой поддержки. Маркетолог занимается продвижением игры, делает ее привлекательной и узнаваемой для игроков, анализирует аудитории и рынки.
• Звукорежиссёр отвечает за создание звуков, которые не менее важны для верной передачи атмосферы игры.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.