Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 г. Выборга»
Конспект НОД
по ФЭМП
в старшей группе
«Поможем бабушке Федоре»
(лексическая тема «Посуда»)
Подготовила и провела
воспитатель первой категории
Шульпина Ольга Александровна
г. Выборг
2019 г.
Задачи:
1.Учить детей при измерении предметов использовать условную мерку.
2. Закреплять счет в пределах первого десятка.
3.Развивать умение сравнивать предметы по количеству, уравнивать неравенства.
4. Закреплять умение составлять из частей целое.
5. Развивать внимание, мышление, речь.
6. Формировать зрительное восприятие.
7. Воспитывать интерес к занятию, способность к самоконтролю, отзывчивость, желание помочь ближнему.
Демонстрационный материал:
- карточки с цифрами от 1 до 10;
- игра «Блоки Дьенеша»;
- схемы построек по блокам Дьенеша (для подгрупповой работы);
- ленточки - полоски зеленого и красного цвета;
- мерка – полоска бумаги;
- фишки;
- набор игрушечной посуды;
- раздаточный материал «Чашка» (разрезана на три части).
Ход НОД:
Дети входят в группу и находят письмо.
- Ребята, давайте поздороваемся (общий круг)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!!!
- Ой, ребята, посмотрите письмо! От кого же оно? На письме загадка, может она нам поможет отгадать, кто же нам его прислал:
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли,
Ищет их она, зовёт и в дороге слёзы льет!
- Кто же это? (бабушка Федора).
- Мы с вами читали сказку про Федору. Чем же закончилась сказка?
(бабушка Федора исправилась и посуда к ней вернулась).
- А еще я вам скажу, что Федора даже подружилась с принцессой Чистюлей!
- Что же случилось у бабушки Федоры? (читаем письмо)
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам бабушка Федора. Злой противный Тараканище рассердился на меня за то, что я выгнала его таракашек из своего дома, он пробрался опять ко мне в дом и разбил мой любимый чайник. Я так расстроилась, у меня нет настроения, мне очень – очень грустно. Помогите мне пожалуйста!»
- Как же можно помочь бабушке Федоре.
Воспитатель предлагает отправиться к волшебнице Чистюле.
Предупреждает их, для того, чтобы справиться со злым Тараканищем, необходимо выполнить 6 заданий.
- Впереди нас ждут разные приключения.
1 задание. Игра с цифрами «Составь мостик».
Воспитатель обращает внимание на то, что наш путь начинается с мостика, но злой Тараканище и здесь набезобразничал: мостик то сломанный! Мостик необычный – на дощечках написаны цифры. И чтобы построить мостик снова, надо выложить дощечки по порядку (цифровой ряд).
(Дети выполняют задание)
Воспитатель обращает внимание на снежную преграду впереди, снежные комочки. Снежные комочки не простые, а на них написаны цифры.
2 задание. Игра с цифрами «Назови соседей».
Нужно расставить комочки по порядку и назвать соседей числа, которое назовет воспитатель.
- Приближаемся к замку доброй волшебницы. Но представляете, злой Тараканище разрушил все замки в округе и из-за разрухи к дому Чистюли не пробраться. Воспитатель предлагает восстановить разрушенные постройки, назвав правильно все геометрические фигуры.
3 задание. Игра «Построй по образцу замок» (подгрупповая работа с игрой «Блоки Дьенеша»)
- Вот мы и в замке, но посмотрите, что-то случилось и здесь. Все ленточки разбросаны. Посмотрите, вот еще записка.
«Ребята, мне очень срочно нужно было уехать. И я знаю, что в мое отсутствие злые таракашки похозяйничали и у меня в доме! Разбросали мои любимые чашки и ленточки. Помогите мне, разложите короткие и длинные ленточки и расставьте чашки с блюдцами и тогда вы найдете заклинание, произнеся которое Тараканище навсегда пропадет из дома Федоры»
4 задание. Игра «Найди чашке блюдце» (набор игрушечной посуды 5 чашек и 5 блюдец)
- На какие геометрические фигуры похожа расставленная на столе посуда?
- Какая это посуда? (чайная)
- Посмотрите, для всех ли чашек есть блюдце? (предварительно воспитатель выставляет на одно блюдце меньше).
- А как вы смогли это узнать? (1 - посчитать, 2 - расставить под чашки)
- Посчитаем чашки, посчитаем блюдца. Сколько чашек? сколько блюдец?
- Чего больше? Меньше? На сколько чашек больше? На сколько блюдец меньше? Как сделать чтобы было поровну?
(добавить блюдце)
- Сколько добавили?
- Сколько стало?
Но чтобы ручки наши хорошо работали сделаем пальчиковую гимнастику
Скачет сито по полям, Чередование положений кулачки-ладони.
А корыто по лугам. Чередование положений ладони-замок.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла. Пальчики гладят одну ладошку, потом другую.
А за нею вилки, Чередование положений
Рюмки да бутылки, «коза»-ладони.
Чашки да ложки Круговые движения.
Скачут по дорожке. 4 хлопка.
Работа на местах
5 задание. Игра «Найди короткую и длинную ленточку».
Воспитатель предлагает детям взять одну зелёную и одну красную ленточку и сесть за столы.
- Какая ленточка длиннее? (зелёная)
- Какая ленточка короче? (красная)
- Как можно проверить правильно ли вы выбрали?
(Приложить, наложить)
- А еще можно измерить с помощью полоски бумаги, которая называется мерка.
Воспитатель показывает и объясняет, как надо измерить длину ленточки с помощью мерки.
- Аккуратно укладываем мерку прямо от угла по прямой линии.
- Посмотрите, сколько раз уложилась мерка? (один раз)
- Конец мерки отметим фишкой
- Всю длину ленточки измерили? (нет)
- Отмеряем второй раз, прикладываем начало мерки мерки прямо фишке, в конце мерки ставим ещё одну фишку.
- Сколько раз мы укладывали мерку мерка? (два раза).
6 задание. Игра «Собери чайник».
(работа с раздаточным материалом: конверты с разрезанными чайниками на каждого ребенка)
После выполнения заданий появляется конверт с заклинанием.
«Крибле, крабле, бумс – тараканов не боюсь!
Уходи, пропадай и Федору не пугай!»
Раздается телефонный звонок и воспитатель говорит, что звонила бабушка Федора, она сказала, что ребята молодцы, и злой Тараканище сбежал.
Итог занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.