Конспект занятия
по социализации в подготовительной группе «Насекомые – наши
друзья!»
Подготовила воспитатель Гоголева М.В.
Цель:
Создавать условия для формирования бережного отношения к природе у детей старшего возраста.
Задачи:
- Формировать знания о жизни и местах обитания насекомых.
- Развивать интерес к живой природе у детей.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Ход занятия.
Беседа с детьми.
Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.
Стихотворение.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела. Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.
Давайте поговорим о насекомых.
- Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?
(Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка).
- Почти все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Не всех и заметить можно. Почему насекомые легко прячутся? (Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться).
- Зачем им такая окраска? (Для защиты от врагов).
- Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.
Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.
А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета. Онато и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц.
Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
А теперь отгадайте загадку:
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)
- Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.
- Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.
- А это кто? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи!
Ужалю!»
- Крылья бабочки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
- А где дом у бабочки?
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.
- У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.
- У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные насекомые.
А сейчас небольшая викторина:
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)
- Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей .)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)
- Назовите вредных насекомых (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений и т.д.)
Давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
А теперь поиграем в игру «Назови ласково».
Комар- комарик.
Стрекоза-…
Таракан-…
Жук-…
Пчела-…
Муха-…
Игра «Скажи наоборот» (антонимы).
Майский жук большой, а божья коровка…
У шмеля крылья короткие, а у стрекозы …
У жука усы толстые, а у бабочки …
Бабочка красивая, а паук …
Муравей передвигается быстро, а гусеница …
А теперь давайте найдем домики для насекомых:
В конце занятия хотелось бы сказать, что насекомые – это наши друзья, это часть природы.
Нужно бережно относиться ко всему, что нас окружает, не ловить беззащитных бабочек и жучков, оберегать муравейники и соблюдать чистоту в лесу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.