Конспект занятия в подготовительной группе "Насекомые наши друзья"

  • pdf
  • 23.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала насекомые_наши_друзья.pdf

Конспект занятия  

по социализации в подготовительной группе «Насекомые – наши

друзья!» 

Подготовила воспитатель  Гоголева М.В. 

Цель:  

Создавать условия для формирования бережного отношения к природе у детей старшего возраста.

Задачи:

-   Формировать знания о жизни и местах обитания насекомых.

-   Развивать интерес к живой природе у детей. 

-   Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

 

                                       Ход занятия.

                                  Беседа с детьми.

 Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.

 

                      Стихотворение.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела. Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.

                   Давайте поговорим о насекомых.

-                     Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

(Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка).

-                     Почти все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Не всех и заметить можно. Почему насекомые легко прячутся? (Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться).

-                     Зачем им такая окраска? (Для защиты от врагов).

-                     Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.

 

Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета. Онато и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц.

Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь. 

А теперь отгадайте загадку:

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

 

-                     Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. 

-                     Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

 

 

 

-                     А это кто?  Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи!

Ужалю!»

 

 

-                     Крылья бабочки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

-                     А где дом у бабочки?

Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.

 

 

-                     У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.

 

-                     У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные насекомые.

                                 А сейчас небольшая викторина:

-                     Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).

-                     Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)

-                     Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей .)

-                     Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)

-                     Назовите вредных насекомых (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений и т.д.)

 

                      Давайте сделаем пальчиковую гимнастику:

 

 

 

                     А теперь поиграем в игру «Назови ласково».

 

Комар- комарик.

Стрекоза-…

Таракан-…

Жук-…

Пчела-…

Муха-…

 

 

 

 

 

                           Игра «Скажи наоборот» (антонимы).

 

Майский жук большой, а божья коровка…

У шмеля крылья короткие, а у стрекозы …

У жука усы толстые, а у бабочки …

Бабочка красивая, а паук …

Муравей передвигается быстро, а гусеница …

 

А теперь давайте найдем домики для насекомых:

 

В конце занятия хотелось бы сказать, что насекомые – это наши друзья, это часть природы. 

Нужно бережно относиться ко всему, что нас окружает, не ловить беззащитных бабочек и жучков, оберегать муравейники и соблюдать чистоту в лесу!

Посмотрите также