КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У МАТУШКИ»
Оценка 4.9

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У МАТУШКИ»

Оценка 4.9
docx
20.10.2021
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У МАТУШКИ»
1.docx

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У МАТУШКИ»

 

 

Цель: Формирование представлений об облике русской избы и предметах старинного быта. Задачи: • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи.

•        Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

•        Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, я бы хотела познакомить с очень старинной книгой, которую мне подарила моя прабабушка. Моя прабабушка говорила мне, что с помощью этой книги, можно с былинными героями встретиться, да в прошлое погрузиться. И клубочек есть, который в прошлое может привести. Вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начнем (берет книгу, сдувает с нее пыль, открывает книгу и читает) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Жил был в стародавние времена богатырь Русский Илья Муромец, защитник земли Русской, родом из крестьян. Защищал Русь он праведно, трепетно. Послал его царь далеко от Руси, с Чудовищем Заморским справиться, да вот только не под рассчитал он силушки богатырской. Враг проворный да ловкий попался, ранил он добра молодца. Вспомнил в тот момент Илья Муромец, землю Русскую, да матушку родную. Затосковал. Да подумывал (в этот момент появляется Илья Муромец).

Илья Муромец: Вот бы мне Землюшки родной потрогать. В родном доме побывать, да пирогов матушкиных попотчивать, тогда бы разгромил Я врага Лютого!» (Теряет сознание).

Воспитатель: Ребята, представляете, мы можем помочь богатырю Русскому. У нас же с вами есть клубочек, который в прошлое к родному дому Ильи приведет. Отправимся в путешествие?

Дети: Да!!!!

Воспитатель: Тогда нам необходимо повторять вот такие слова: «Ты клубочек покати. В прошлое нас приведи.» Звучит музыка и дети с воспитателем движутся «по воротам».

 

Игра «Золотые ворота».

После этой игры дети и воспитатель погружаются в прошлое.

Звучит музыка и все оказались в горнице у Матушки Ильи Муромца.

Матушка: Здраве буде! Милости прошу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Воспитатель: Здравствуй, хозяюшка! Пришли мы к тебе с весточкой от твоего сына Илья Муромеца. Попросил он горсточку земли русской. Да пирогов твоих знатных. Говорит в один миг исцелит все его. Да поможет совладать со врагом Лютым.

Матушка: Не впервой мне, ребята, с этим сталкиваться, соберу я вам, то что надобно. Не сомневаюсь я, что одолеет сын мой врага лютого. Да передохнуть вам надобно. Да пирогов подождать моих. А пока пироги пекутся, побеседуем с вами.

Воспитатель: Раз такая честь нам выпала. На Руси Матушки побывать, да избу русскую на яву увидать! Мы, хозяюшка, знаем немногое, но хочется от тебя услышать, про быт твой, да про хлопоты. 

Матушка: Ребята! Как вы думаете, а что было самым главным в избе? 

Дети: Печь.

Матушка: Совершенно верно! Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Гостя обязательно встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. К собравшимся гостям выходила хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд «целования». Стол обязательно стоял в «красном углу», считалось что гость находится под покровительством святых. По умению испечь хлеб определялась домовитость хозяйки. «Как ни придёшь, у них всегда стол да скатерть», – говорили про хлебосольных хозяев на Руси.

А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Образ русской печки хорошо нам всем знаком с раннего детства. Ваши матушки читали вам русские народные сказки? 

Дети: Да!

Воспитатель: Вот сейчас я проверю. Кто из вас внимательнее всех слушал сказки. Я буду зачитывать отры-

вок сказки, где говорится про русскую печку, а вы отвечаете.

 

      «Бежала девочка, бежала: видит- стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели? Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси- лебеди»)  «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи:

«Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Лиса и заяц»)

      «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению»)

      « Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» («Царевна-лягушка»)

      «Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» («Сивка-бурка»)

      «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» («Колобок»).

 

Молодцы, и с загадками вы справились.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь. 

Матушка: Ребята, как вы думаете, для чего еще нужна печь? А как вам такая фраза: «Зачем баню топить, если в печке помыться можно?»  Ответы детей.

Матушка: Особо крупные печи использовались, в том числе, и для того, чтобы помыться: после растопки пол очищали, выметая тщательно золу и выстилали соломой, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. 

Взрослые мылись сами, чаще по одному, а детей и стариков подавали внутрь на деревянной лопате. 

Мылись щелоком, для мытья волос использовали золу или яйцо. Поддавали пару, обливая водой горячие стены печи. Русским людям нравилось мыться в печке, баню топили, только для большой компании.

Именно поэтому предложение "в печи попариться", которое для современного человека звучит подозрительно и даже дико, в контексте старорусских времён звучало совершенно нормально.

Воспитатель: Ещё одна функция печи, это использование ее для сна. Полати, это приподнятые полкилежанки для спанья, расположенные обычно между стеной дома и печью, либо между углом двух стен и печью. Обогрев полатей – тоже задача печи. На больших печках на полатях помещается до пяти-шести человек, то есть по сути, полати, это общая спальня.

Летом, когда печь для обогрева не топится, на полатях сушили овощи и фрукты. В зимний же период, нет лучшего места для сна, чем на теплых, от долго остывающей печи, полатях. 

Полати могли быть и двухэтажными, где снизу спали взрослые, греясь теплом от печки, а вверху дети – теплый воздух поднимается вверх и там тоже всегда тепло. 

На больших печках на полатях помещается до пяти-шести человек, то есть по сути, полати, это общая спальня.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, в русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

 

Стоит жилище 

Деревянные бочища, 

Внутри печь да дрова Это русская… (изба).

 

Зимой нет, теплей,  Летом нет, холодней (печь).

 

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват).

 

Воду дед носил с утра, Каждый раз по два ведра, 

На плечах дугой повисло.  Держит ведра... (коромысло).

 

Он как круглая кастрюля  Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк Кашу сварит... (чугунок).

 

Выпускает жаркий пар  Древний чайник... (самовар).

 

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.  Влезут дети на полати, У печи оставят... (лапти).

 

Матушка: Молодцы! Все вы знаете о русском народе и о его быте. А знаете ли вы русские народные частушки?

Воспитатель: Конечно, хозяюшка. Сейчас мы их для тебя исполним: 

Матушка: А еще русский народ очень славиться своими заводными частушками. А кто из вас, ребята, знает

частушки про печь?

 

Кто сказал – частушки вроде, В наши дни уже не в моде?  Да и дело разве в моде, Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать, 

Ножками задрыгаю – Печь, кастрюли и ухват По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора, 

Бежит печка со двора, А за нею – чашки

От грязнули Машки.

Как у нашего Егора Пузо стало, как пригорок – Целый день он на печи  Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели  Хорошо ли, плохо ли.  А теперь мы вас попросим,  Чтоб вы нам похлопали!

 

Матушка: Молодцы! А давайте с вами поводим хоровод пока пироги пекутся?

Хоровод.

Матушка: А вот и пироги поспели. Угощайтесь, ребята. А вот и для Илюшеньки мешочек собрала. Передавайте ему, что веруем в него, и что со врагом справиться, не посрамит честь богатырскую. Спасибо вам, гости дорогие. Низкий поклон вам, да скатертью дорога!

Матушка достает мешочек с землей Русской, отдает воспитателю. 

Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяюшка, за радужный прием, за гостеприимство.

Гости берут угощения, кланяются Матушке. Воспитатель бросает клубок, звучит музыка и все перемещаются в настоящее. Все подходят к Илье Муромцу, он открывает глаза, встает. 

Воспитатель: Илья Муромец, были в гостях у твоей Матушки. Приняла она нас радостью, да, столько интересного рассказа. Мешочек тебе собрала, да землицы родной положила. Чтобы силушка твоя богатырская росла, да не кончалась. 

Илья Муромец (кланяется):

Спасибо вам, мои дорогие, за то, что выручили. Низкий вам поклон, да пора мне. Силы мои покрепчали, дух мой воспрял. Низкий вам поклон (уходит).

Воспитатель берет книгу и закрывает ее.

(Смотрит на гостей и говорит)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.


 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

Воспитатель: Раз такая честь нам выпала

Воспитатель: Раз такая честь нам выпала

Матушка: Ребята, как вы думаете, для чего еще нужна печь?

Матушка: Ребята, как вы думаете, для чего еще нужна печь?

Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили

Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили
Скачать файл