Конспект открытого комбинированного занятия по ФЭМП с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
«Удивительная математика»
Цели:
- закрепить знания о геометрических фигурах, уточняя понятия «целое» и «часть»;
- закрепить понятия «маленький», «меньше», «еще меньше» «средний», «средний», «узкий» т.д. и умение находить нужный размер, развивая глазомер;
- совершенствовать счет в пределах 10;
- совершенствовать умение составлять задачи по картинкам;
- развивать логическое мышление;
- развивать речь и учить давать полный ответ;
- учить находить нужные решения и поставленные задачи;
- развивать фантазию и воображение.
- скомбинировать занятие по ФЭМП с другими образовательными деятельностями.
Оборудование: - изображение корабля из геометрических фигур;
- письмо от зверушек;
- магнитофон и мелодия про море;
- изображение колобка разных размеров,
- разнообразные природные материалы;
- «волшебная палочка»;
- сказочный персонаж волк;
- 2 сосуда с водой разного цвета и запаха;
- 4 отрезка ткани разной расцветки и размеров;
- имитация 3 гор; - цифры «2» и «5»;
- изображения животных в виде геометрических фигур;
- «овощи и грибы для супа», кастрюля, рецепт
Ход занятия:
- Дорогие мои, ребята, сегодня утром я получила письмо от наших добрых зверушек, которые просят о помощи. Они не знали, как сварить грибной суп, и Баба-Яга заколдовала их.
Я нашла волшебный корабль, который сможет доставить нас в волшебный лес. Только, чтобы отправиться в плавание, нужно внимательно рассмотреть из каких геометрических фигур он состоит и сколько каждой из них. (Картинка №1) Звучит музыка, «поплыли».
Выходя на берег, встречаем колобка.
- Здравствуй, румяный колобок, отчего ты такой грустный? Он рассказывает, что у него есть волшебная палочка, но он не знает., как ей воспользоваться, чтобы его не съела лиса.
1. Можем предложить ему уменьшиться в размерах (повторяем понятия большой, средний, маленький, очень маленький, еще меньше).
2. Вспоминаем из чего сделан Колобок и предлагаем сменить материал изготовления. Например, сделаться железным, стеклянным и т. д.
В награду, он указывает нам направление: идти не по широкой и не по узкой тропинке, не по желтой и не по синей. Ищем нужную и идем дальше.
Встречаем волка, спрашиваем, о чем он тужит. Выясняем, что нес он воду для Ивана-Царевича, только запутался, какая «живая», а какая «мертвая».
Исследуя воду, делаем вывод, что черного цвета будет «мертвая», а небесно –голубая – «живая». Можно подсказать детям, что если опустить веточку или цветок, то в мертвой воде он конечно, же погибнет. А еще попробовать понюхать, живая очень приятно пахнет.
В награду волк тоже подсказывает дорогу. Говорит о том, что нужно идти туда, где стоят 3 горы.
Дойдя до них, замечаем, что на одной горе «живет» цифра «6» и жалуется, что не хочет быть «маленькой», хочет подрасти. Вспоминаем, что это цифра – перевёртыш и если перевернуть ее, то станет она цифрой «9».
На другой горе цифра «2» «рассказывает она нам, что плохо быть двойкой, ведь это самая плохая оценка в школе, помогаем ей стать «пятеркой» с помощью переворота и с изнанки. Думаем, как нам одолеть эти горы:
1, Перелететь.
2. Подняться в горы,
3. Обойти
(И т.д. на сколько хватит детской фантазии)
Обойдя горы, попадаем на цветочную поляну, где помогаем Дюймовочке отправить весточку своей маме с помощью воздушного шарика. На нем написано слово «мама», но буквы очень маленькие, их почти не видно, но если шарик надуть, то буквы увеличатся. Далее попадаем в волшебный лес и ищем зверей, говорим из каких геометрических фигур они состоят и в каком количестве, тем самым их расколдовываем.
Помогаем сварить суп из предложенного рецепта:
4 гриба (вспоминаем какие съедобные, а какие нет)
1 целая луковица (уточняем, что есть еще 1 луковица и половинка)
2 морковки
2 картофелины
1 перец
В кастрюле уже лежат 2 морковки и 2 картофелины:
2+2=4
Добавим 4 гриба
4+4=8
А потом 1 перец
8+1=9
И 1 луковицу
9+1=10
Всего 10 ингредиентов нам понадобилось.
Предлагаю посчитать сколько овощей понадобилось. (10 штук)
Звери спрашивают нас о том, много ли нам пришлось преодолеть препятствий и какие. (Подводим итог, какие препятствия преодолевали)
Зверушки благодарят нас, дарят подарки. Садимся в кораблик и плывем домой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.