Конспект занятия внеурочной деятельности «Соединения кальция. Карбонат кальция»

  • pdf
  • 07.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект _Первухиной ОК_ Калининская СОШ.pdf

 

 

 

 

      Конспект занятия внеурочной деятельности          «Соединения кальция. Карбонат кальция»

                                  химии 9 класс

 

 

 

 

 

Первухина О.К., учитель химии

МКОУ «Калининская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: формирование естественнонаучной грамотности,  формирование понятия о кальции и его соединениях, познакомиться с практическим применением соединений кальция.   Задачи:

Образовательная:   

-         Рассмотреть  соединения кальция. Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств соединения.

Развивающая:

-         Продолжить формировать умения проводить эксперимент, составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства соединений кальция.

-         Развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся, находить причинно-следственные связи, аргументировать ответ, делать выводы на основе имеющихся теоретических знаний и проделанных опытов. 

Воспитательная:

-         Воспитывать интерес к химии как науке, через примеры связанные жизнью. Воспитание у школьников интереса к месторождениям Урала.

 Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения, свойства соединений кальция.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и соединений кальция.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование:  ПСХЭ, интерактивная доска, реактивы для химического эксперимента  

Ход занятия:

Учитель предлагает прочитать текст «Тайны школьного мела» и выполнить  задания

Текст «Тайны школьного мела»

 

Мел имеет как растительное, так и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей, а также рачков и улиток, которые извлекали из морской воды кальций и строили свои раковинки и скелетики. Около 79 миллионов лет на Земле существовал Меловый период. Это самый продолжительный из периодов мезозойской эры.

Погибая, растения и животные опускались на дно и накапливались там. Со временем образовался толстый слой из этих останков. На это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой цементировался на дне океана и превращался в мягкий известняк, который мы называем мелом. Он состоит на 40% из кальция, на 12 % из углерода и 48% кислорода.

В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа, школьный мел и мрамор, известняк и прозрачные кристаллы исландского шпата.

Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей. Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды. Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора. Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик. Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета

                  Задание №1 Прочитав текст, предположите класс веществ, к которому относится известняк:

 

Класс веществ

Да/Нет

объяснение

а) кислота

 

 

б) оксид

 

 

в) основание

 

 

г) соль

 

 

 

Задание №2  

Прочитав текст, проведите необходимые вычисления и выведите формулу известняка. Выберите соотношение индексов в формуле известняка, не подходящие под расчеты. Са: С: О

 

а)               1:1:2

б)              2:1:1

в)              1:1:3

 

Задание №3  

 

Составив химическую формулу известняка (задача №1), напишите уравнение реакции его взаимодействия с соляной кислотой. Сопоставьте формулы веществ и коэффициенты, стоящие перед ними:

 

а) СаСО3

1) 0

б) НСl

2)1

в) CaCl2

3) 2

г) CO2

4) 3

д) Н2О

5) 4

Ответ:                                                  

 

К какому типу реакции относится данное уравнение?

1)  Соединение

2)  Разложение

3)  Обмен

4)  Замещение

5)  Окислительно-восстановительная

6)  Без изменения степени окисление

Объясните, какой признак реакции можно наблюдать?

Ответ:                                                                                                                   

Задание №4 (интерпретировать научную информацию; задания с множественным выбором ответов)

Используя текст, выберите способы очистки известняка, используемые при производстве школьного мела:

а) фильтрование

б) выпаривание

в) центрифугирование

г) отстаивание

д) адсорбция

е) растворение

Расположите выбранные способы очистки в определённой последовательности

Ответ:    

Задание№5

Наиболее     богат          известняковыми залежами   Южный      Урал:       в Оренбургской области Аккермановское является крупнейшим в этом регионе месторождением флюсовых известняков. Массовая доля карбоната кальция в среднем составляет 81%. Для исследования было взято 45 г известняка, взятого в месторождении.

Проведите необходимые вычисления и запишите массу карбоната кальция в образце. Масса      г.

Задание №6

Мел используют в строительстве. В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Отличить материалы можно с помощью: а) азотной кислоты

б) воды

в) соляной кислоты

г) соды

е) поваренной соли

Выберите верные ответы. Напишите одно из уравнений соответствующих реакций. Укажите признак реакции и ее тип.

Ответ:                                                                                                                       

Задание №7

В пакетах без этикеток имеются порошки мела, гипса и кальциевой селитры. В вашем распоряжении только вода и соляная кислота. Опишите ход распознавания и отличительные признаки, составьте уравнение реакции.

Ответ:                                                                                                                           

 

Задание №8

 

Рассмотрите выданное вам вещество. Вещество   Х:   белый   порошок,   в воде

 . Со щелочью не реагирует, но при добавлении

кислоты        (НСl)        реакция        протекает        бурно        и        наблюдается

                                                                        .     При     нагревании     происходит

разложение,         одним         из         продуктов         разложения         является      газ, о чем свидетельствует              лучинка.

 

Проделайте опыты, описанные выше, запишите внешние признаки реакций, выбрав из перечня:

1)    растворяется в воде,

2)    нерастворим в воде,

3)    белый осадок,

4)    бесцветный газ с резким запахом,

5)    бесцветный газ без запаха, 6) лучинка продолжает гореть,

7) лучинка потухает.

 

Задание №9

 

Газ, полученный при разложении карбоната кальция, пропустили через раствор гидроксида кальция, в результате наблюдали помутнение раствора.

Выберите из перечня формулы веществ, о которых идет речь в задаче:

1)    Са(ОН)2

2)    СО

3)    СО2

4)    Са(НСО3)2

5)    СаСО3

6)    Н2О

Составьте цепочку превращений, напишите уравнения соответствующих реакций. Определите, в результате чего произошло помутнение раствора.

Ответ:                                                                                                                         

Подведение итогов

Дается общая оценка работы класса на занятии. 

Рефлексия учебной деятельности на занятии.

«Ромашка Знаний»

Запиши на лепестке, что запомнил. Прочитай и приклей на доску к желтому кругу..  сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…


Список используемых источников и литературы

 

1)      Текст «Тайны школьного мела» - интернет ресурс

2)      [электронный ресурс] URL: https://fipi.ru/

3)      Габриэлян О.С.Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия.8 класс

М.: Просвещение, 2021

4)      Габриэлян О.С.Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия.9 класс

М.: Просвещение, 2021

 «Цифровая система ДПО» «Школа современного учителя. Химия»] URL: https://education.apkpro.ru/

5)      [электронный ресурс:Материалы курсы повышения квалификации

«Цифровая система ДПО» «Кванториум» и «Точка роста» учителя химии» ] URL: https://education.apkpro.ru/