Конспект занятия внеурочной деятельности «Соединения кальция. Карбонат кальция»
Оценка 4.9

Конспект занятия внеурочной деятельности «Соединения кальция. Карбонат кальция»

Оценка 4.9
pdf
07.12.2024
Конспект занятия внеурочной деятельности          «Соединения кальция. Карбонат кальция»
Конспект _Первухиной ОК_ Калининская СОШ.pdf

 

 

 

 

      Конспект занятия внеурочной деятельности          «Соединения кальция. Карбонат кальция»

                                  химии 9 класс

 

 

 

 

 

Первухина О.К., учитель химии

МКОУ «Калининская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: формирование естественнонаучной грамотности,  формирование понятия о кальции и его соединениях, познакомиться с практическим применением соединений кальция.   Задачи:

Образовательная:   

-         Рассмотреть  соединения кальция. Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств соединения.

Развивающая:

-         Продолжить формировать умения проводить эксперимент, составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства соединений кальция.

-         Развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся, находить причинно-следственные связи, аргументировать ответ, делать выводы на основе имеющихся теоретических знаний и проделанных опытов. 

Воспитательная:

-         Воспитывать интерес к химии как науке, через примеры связанные жизнью. Воспитание у школьников интереса к месторождениям Урала.

 Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения, свойства соединений кальция.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и соединений кальция.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование:  ПСХЭ, интерактивная доска, реактивы для химического эксперимента  

Ход занятия:

Учитель предлагает прочитать текст «Тайны школьного мела» и выполнить  задания

Текст «Тайны школьного мела»

 

Мел имеет как растительное, так и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей, а также рачков и улиток, которые извлекали из морской воды кальций и строили свои раковинки и скелетики. Около 79 миллионов лет на Земле существовал Меловый период. Это самый продолжительный из периодов мезозойской эры.

Погибая, растения и животные опускались на дно и накапливались там. Со временем образовался толстый слой из этих останков. На это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой цементировался на дне океана и превращался в мягкий известняк, который мы называем мелом. Он состоит на 40% из кальция, на 12 % из углерода и 48% кислорода.

В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа, школьный мел и мрамор, известняк и прозрачные кристаллы исландского шпата.

Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей. Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды. Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора. Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик. Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета

                  Задание №1 Прочитав текст, предположите класс веществ, к которому относится известняк:

 

Класс веществ

Да/Нет

объяснение

а) кислота

 

 

б) оксид

 

 

в) основание

 

 

г) соль

 

 

 

Задание №2  

Прочитав текст, проведите необходимые вычисления и выведите формулу известняка. Выберите соотношение индексов в формуле известняка, не подходящие под расчеты. Са: С: О

 

а)               1:1:2

б)              2:1:1

в)              1:1:3

 

Задание №3  

 

Составив химическую формулу известняка (задача №1), напишите уравнение реакции его взаимодействия с соляной кислотой. Сопоставьте формулы веществ и коэффициенты, стоящие перед ними:

 

а) СаСО3

1) 0

б) НСl

2)1

в) CaCl2

3) 2

г) CO2

4) 3

д) Н2О

5) 4

Ответ:                                                  

 

К какому типу реакции относится данное уравнение?

1)  Соединение

2)  Разложение

3)  Обмен

4)  Замещение

5)  Окислительно-восстановительная

6)  Без изменения степени окисление

Объясните, какой признак реакции можно наблюдать?

Ответ:                                                                                                                   

Задание №4 (интерпретировать научную информацию; задания с множественным выбором ответов)

Используя текст, выберите способы очистки известняка, используемые при производстве школьного мела:

а) фильтрование

б) выпаривание

в) центрифугирование

г) отстаивание

д) адсорбция

е) растворение

Расположите выбранные способы очистки в определённой последовательности

Ответ:    

Задание№5

Наиболее     богат          известняковыми залежами   Южный      Урал:       в Оренбургской области Аккермановское является крупнейшим в этом регионе месторождением флюсовых известняков. Массовая доля карбоната кальция в среднем составляет 81%. Для исследования было взято 45 г известняка, взятого в месторождении.

Проведите необходимые вычисления и запишите массу карбоната кальция в образце. Масса      г.

Задание №6

Мел используют в строительстве. В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Отличить материалы можно с помощью: а) азотной кислоты

б) воды

в) соляной кислоты

г) соды

е) поваренной соли

Выберите верные ответы. Напишите одно из уравнений соответствующих реакций. Укажите признак реакции и ее тип.

Ответ:                                                                                                                       

Задание №7

В пакетах без этикеток имеются порошки мела, гипса и кальциевой селитры. В вашем распоряжении только вода и соляная кислота. Опишите ход распознавания и отличительные признаки, составьте уравнение реакции.

Ответ:                                                                                                                           

 

Задание №8

 

Рассмотрите выданное вам вещество. Вещество   Х:   белый   порошок,   в воде

 . Со щелочью не реагирует, но при добавлении

кислоты        (НСl)        реакция        протекает        бурно        и        наблюдается

                                                                        .     При     нагревании     происходит

разложение,         одним         из         продуктов         разложения         является      газ, о чем свидетельствует              лучинка.

 

Проделайте опыты, описанные выше, запишите внешние признаки реакций, выбрав из перечня:

1)    растворяется в воде,

2)    нерастворим в воде,

3)    белый осадок,

4)    бесцветный газ с резким запахом,

5)    бесцветный газ без запаха, 6) лучинка продолжает гореть,

7) лучинка потухает.

 

Задание №9

 

Газ, полученный при разложении карбоната кальция, пропустили через раствор гидроксида кальция, в результате наблюдали помутнение раствора.

Выберите из перечня формулы веществ, о которых идет речь в задаче:

1)    Са(ОН)2

2)    СО

3)    СО2

4)    Са(НСО3)2

5)    СаСО3

6)    Н2О

Составьте цепочку превращений, напишите уравнения соответствующих реакций. Определите, в результате чего произошло помутнение раствора.

Ответ:                                                                                                                         

Подведение итогов

Дается общая оценка работы класса на занятии. 

Рефлексия учебной деятельности на занятии.

«Ромашка Знаний»

Запиши на лепестке, что запомнил. Прочитай и приклей на доску к желтому кругу..  сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…


Список используемых источников и литературы

 

1)      Текст «Тайны школьного мела» - интернет ресурс

2)      [электронный ресурс] URL: https://fipi.ru/

3)      Габриэлян О.С.Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия.8 класс

М.: Просвещение, 2021

4)      Габриэлян О.С.Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия.9 класс

М.: Просвещение, 2021

 «Цифровая система ДПО» «Школа современного учителя. Химия»] URL: https://education.apkpro.ru/

5)      [электронный ресурс:Материалы курсы повышения квалификации

«Цифровая система ДПО» «Кванториум» и «Точка роста» учителя химии» ] URL: https://education.apkpro.ru/

 

 

 

Конспект занятия внеурочной деятельности «Соединения кальция

Конспект занятия внеурочной деятельности «Соединения кальция

Цель : формирование естественнонаучной грамотности, формирование понятия о кальции и его соединениях, познакомиться с практическим применением соединений кальция

Цель : формирование естественнонаучной грамотности, формирование понятия о кальции и его соединениях, познакомиться с практическим применением соединений кальция

Текст «Тайны школьного мела»

Текст «Тайны школьного мела»

А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета

А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета

Ответ:

Ответ:

Для исследования было взято 45 г известняка, взятого в месторождении

Для исследования было взято 45 г известняка, взятого в месторождении

Проделайте опыты, описанные выше, запишите внешние признаки реакций, выбрав из перечня: 1) растворяется в воде, 2) нерастворим в воде, 3) белый осадок, 4) бесцветный газ…

Проделайте опыты, описанные выше, запишите внешние признаки реакций, выбрав из перечня: 1) растворяется в воде, 2) нерастворим в воде, 3) белый осадок, 4) бесцветный газ…

Рефлексия учебной деятельности на занятии

Рефлексия учебной деятельности на занятии

Список используемых источников и литературы 1)

Список используемых источников и литературы 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2024