Конспект занятия внеурочной деятельности «Соединения кальция. Карбонат кальция»
Первухина О.К., учитель химии
МКОУ «Калининская СОШ»
Цель: формирование естественнонаучной грамотности, формирование понятия о кальции и его соединениях, познакомиться с практическим применением соединений кальция. Задачи:
Образовательная:
- Рассмотреть соединения кальция. Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств соединения.
Развивающая:
- Продолжить формировать умения проводить эксперимент, составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства соединений кальция.
- Развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся, находить причинно-следственные связи, аргументировать ответ, делать выводы на основе имеющихся теоретических знаний и проделанных опытов.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к химии как науке, через примеры связанные жизнью. Воспитание у школьников интереса к месторождениям Урала.
Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения, свойства соединений кальция.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и соединений кальция.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: ПСХЭ, интерактивная доска, реактивы для химического эксперимента
Ход занятия:
Учитель предлагает прочитать текст «Тайны школьного мела» и выполнить задания
Текст «Тайны школьного мела»
Мел имеет как растительное, так и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей, а также рачков и улиток, которые извлекали из морской воды кальций и строили свои раковинки и скелетики. Около 79 миллионов лет на Земле существовал Меловый период. Это самый продолжительный из периодов мезозойской эры.
Погибая, растения и животные опускались на дно и накапливались там. Со временем образовался толстый слой из этих останков. На это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой цементировался на дне океана и превращался в мягкий известняк, который мы называем мелом. Он состоит на 40% из кальция, на 12 % из углерода и 48% кислорода.
В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа, школьный мел и мрамор, известняк и прозрачные кристаллы исландского шпата.
Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей. Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды. Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора. Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик. Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета
Задание №1 Прочитав текст, предположите класс веществ, к которому относится известняк:
Класс веществ |
Да/Нет |
объяснение |
а) кислота |
|
|
б) оксид |
|
|
в) основание |
|
|
г) соль |
|
|
Прочитав текст, проведите необходимые вычисления и выведите формулу известняка. Выберите соотношение индексов в формуле известняка, не подходящие под расчеты. Са: С: О
а) 1:1:2
б) 2:1:1
в) 1:1:3
Составив химическую формулу известняка (задача №1), напишите уравнение реакции его взаимодействия с соляной кислотой. Сопоставьте формулы веществ и коэффициенты, стоящие перед ними:
а) СаСО3 |
1) 0 |
б) НСl |
2)1 |
в) CaCl2 |
3) 2 |
г) CO2 |
4) 3 |
д) Н2О |
5) 4 |
Ответ:
К какому типу реакции относится данное уравнение?
1) Соединение
2) Разложение
3) Обмен
4) Замещение
5) Окислительно-восстановительная
6) Без изменения степени окисление
Объясните, какой признак реакции можно наблюдать?
Ответ:
Задание №4 (интерпретировать научную информацию; задания с множественным выбором ответов)
Используя текст, выберите способы очистки известняка, используемые при производстве школьного мела:
а) фильтрование
б) выпаривание
в) центрифугирование
г) отстаивание
д) адсорбция
е) растворение
Расположите выбранные способы очистки в определённой последовательности
Ответ:
Наиболее богат известняковыми залежами Южный Урал: в Оренбургской области Аккермановское является крупнейшим в этом регионе месторождением флюсовых известняков. Массовая доля карбоната кальция в среднем составляет 81%. Для исследования было взято 45 г известняка, взятого в месторождении.
Проведите необходимые вычисления и запишите массу карбоната кальция в образце. Масса г.
Мел используют в строительстве. В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Отличить материалы можно с помощью: а) азотной кислоты
б) воды
в) соляной кислоты
г) соды
е) поваренной соли
Выберите верные ответы. Напишите одно из уравнений соответствующих реакций. Укажите признак реакции и ее тип.
Ответ:
В пакетах без этикеток имеются порошки мела, гипса и кальциевой селитры. В вашем распоряжении только вода и соляная кислота. Опишите ход распознавания и отличительные признаки, составьте уравнение реакции.
Ответ:
Рассмотрите выданное вам вещество. Вещество Х: белый порошок, в воде
. Со щелочью не реагирует, но при добавлении
кислоты (НСl) реакция протекает бурно и наблюдается
. При нагревании происходит
разложение, одним из продуктов разложения является газ, о чем свидетельствует лучинка.
Проделайте опыты, описанные выше, запишите внешние признаки реакций, выбрав из перечня:
1) растворяется в воде,
2) нерастворим в воде,
3) белый осадок,
4) бесцветный газ с резким запахом,
5) бесцветный газ без запаха, 6) лучинка продолжает гореть,
7) лучинка потухает.
Газ, полученный при разложении карбоната кальция, пропустили через раствор гидроксида кальция, в результате наблюдали помутнение раствора.
Выберите из перечня формулы веществ, о которых идет речь в задаче:
1) Са(ОН)2
2) СО
3) СО2
4) Са(НСО3)2
5) СаСО3
6) Н2О
Составьте цепочку превращений, напишите уравнения соответствующих реакций. Определите, в результате чего произошло помутнение раствора.
Ответ:
Подведение итогов
Дается общая оценка работы класса на занятии.
Рефлексия учебной деятельности на занятии.
Запиши на лепестке, что запомнил. Прочитай и приклей на доску к желтому кругу.. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Список используемых источников и литературы
1) Текст «Тайны школьного мела» - интернет ресурс
2) [электронный ресурс] URL: https://fipi.ru/
3) Габриэлян О.С.Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия.8 класс
М.: Просвещение, 2021
4) Габриэлян О.С.Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия.9 класс
М.: Просвещение, 2021
«Цифровая система ДПО» «Школа современного учителя. Химия»] URL: https://education.apkpro.ru/
5) [электронный ресурс:Материалы курсы повышения квалификации
«Цифровая система ДПО» «Кванториум» и «Точка роста» учителя химии» ] URL: https://education.apkpro.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.