Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»
Воспитатель I квалификационной категории
Ярина Татьяна Ивановна
Конспект занятия во второй младшей группе
по естествознанию (опытно-экспериментальная деятельность)
«Что вырастет из семени?»
Образовательные области: Познание, Коммуникация.
Раздел: Естествознание
Тема: Что вырастет из семени?
Цель: формирование представлений о семенах фасоли.
Задачи: совершенствовать навыки наблюдения за посадкой семян. Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережного, заботливого отношения к природе.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: название овощей, фруктов, цветов, деревьев.
Понимают: что растение развивается из семени.
Применяют: навыки посильной трудовой деятельности, наблюдения за посевом семян фасоли.
Предварительная работа: посильная трудовая деятельность; наблюдение за огородом на окне; рассматривание фотографий, видеоматериала по теме, рассматривание иллюстраций.
Оборудование и материалы: иллюстративный материал по теме, контейнеры с землей, стеки, лейки, салфетки, семена фасоли.
Словарная работа: семена, углубление.
Ход занятия:
1. Загадка:
Раскололся тесный домик
На две половинки
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки.
Воспитатель выслушивает ответы детей, делает вывод, что это фасоль, объясняет, что тесный домик, где находятся горошинки – это стручок. Затем спрашивает, хотят ли они узнать, как фасоль растёт в поле.
2. Исследовательская деятельность:
Высыпает из мешочка семена и предлагает исследовать, что это? (тұқым - семена).
Дети рассматривают фасоль, определяют, какой она формы (овальной), на ощупь гладкая, ее можно покатать, она круглая. Предполагают, на что она похожа – на конфетки, на витаминки. Фасоль бывает разного цвета.
(показ иллюстрации).
3. Слушание сказки: «Путешествие фасольки».
А сейчас ребята я расскажу вам сказку. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций и музыкой).
Как-то раз летела маленькая птичка и держала в клювике семя фасоли. Летела она, чтобы накормить своих малюток птенцов, но не удержала, и оно упало в землю.
Вот лежит себе семя и думает: «Как же так? Росло я вместе со своими братьями и сестрами фасолинками в большом красивом стручке, и вот теперь лежу себе одно-одинешенько в земле. Никому я теперь ненужное, ничего-то я теперь не увижу, хорошо, что хоть птичка меня не съела». Лежит и скучает.
Пошел дождик, напоил семя, а потом выглянуло солнышко, пригрело фасолинку и стало ей интересно, что там наверху творится.
Потянулось семя наверх к солнышку, потянулось, потянулось, и…появился из земли маленький зелененький росточек. Это он из нашей фасолинки стал расти. Поглядело семя-росточек по сторонам, понравилось ему над землей, солнышко согревает, ветерок обдувает. И стал росточек вверх расти. Растет, тянется к солнышку, дождик его водичкой поит, хорошо росточку.
Вскоре превратился наш росточек в стебелек и что не день, то становился он все выше и выше,
появлялись на нем новые зеленые листочки.
Через несколько недель выросли на стебле белые цветы. «Ах, в какое красивое растение я превратилось!»- подумало бывшее маленькое семя.
Вскоре внутри белого цветка появился стручок, а в нем много бело-зеленых фасолин, потом они созрели и стали коричневого цвета. Фасоль шелестела своими листиками, улыбалась солнышку и думала: «Как же все-таки удивительно устроен этот мир! Совсем недавно я со своими братьями и сестрами семечками преспокойно жила в большом красивом стручке. Прилетела птичка, схватила меня в клювик, да не удержала и выронила на землю. Потом я проросло, превратилось в росточек, потом в стебелек, росло, росло и стало большим настоящим кустом фасоли. Теперь у меня самого много - много стручков, которые вскоре рассыплются, и вырастут из них большие красивые кусты фасоли».
4. Физминутка: Игра "Зернышко"
Представьте, что вы зернышки, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы - зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.)
Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.)
Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).
Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)
Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)
И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)
Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)
И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца.
- Вам понравилось быть живым зернышком?
- Воспитатель: какие условия нужны для роста растений?
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
Далее воспитатель приглашает детей к столу, где стоят контейнеры с землёй и замоченные семена фасоли. Сообщает, что сейчас они будут сажать фасоль.
Воспитатель делает лунки, комментирует свои действия. Просит 3-х, 4-х ребят повторить слово «лунка».
Затем воспитатель засыпает лунки землёй, просит ответить детей, что она делает и что нужно сделать дальше.
- Ребята, что надо сделать, чтобы семена дали начало новому растению? (полить, поставить поближе к свету.)
– Ребята, вот мы с вами посадили фасолинки в землю, полили их. А что ещё нужно, чтобы они росли? (чтобы солнышко их пригрело и стало тепло).
– Давайте попросим об этом наше солнышко с помощью заклички:
6. Чтение детьми заклички.
Солнышко- ведрышко
Взойди поскорей
Освети, обогрей
Телят да ягнят
Еще маленьких ребят.
7. Проблемный вопрос: Что ещё может вырастить из семени?
8. Работа в рабочих тетрадях. Воспитатель просит детей выполнить задание в рабочей тетради. Нужно обвести карандашом те предметы на картинке, которые выросли из семени.
9. Итоговая часть.
Анализирует занятие. Что понравилось, что было легко, с чем не справились.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.