Конспект занятия по развитию речи «Волшебство музыкальных инструментов».
Цель:
· развитие связной речи у детей, систематизация знаний о музыкальных инструментах.
Задачи:
· расширять представления о музыкальных инструментах;
· развивать речь, память, мышление, мелкую и общую моторику;
· познакомить со сказкой «Гармошка для крокодила»;
· продолжить обогащение словаря детей новой лексикой;
· воспитывать умение детей дружно и согласованно работать в коллективе.
Оборудование и материалы, используемые на занятии:
· магнитная доска, магниты, мел, маркер, ИКТ;
· канцтовары: простой карандаш, цветные карандаши, стёрка, пенал (на каждого ребёнка);
· демонстрационный и раздаточный материал по теме: музыкальные инструменты;
· Рабочая тетрадь «Окружающий мир: предметы». Часть 1, стр. 20-21;
· Сказка «Гармошка для крокодила»; (текст, иллюстрации).
· Бланк для раскрашивания (иллюстрация).
Методы и приёмы:
I. Методы организации и осуществления деятельности:
1. Аспект восприятия и передачи информации:
· словесные: беседа, вопросы;
· наглядные: демонстрация, иллюстрация;
· практические: упражнения, игры.
2. Аспект мышления:
· репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу.
3. Аспект управления:
· работа под руководством педагога;
· самостоятельная работа: творческая работа.
II. Методы стимулирования и мотивации деятельности:
· интереса к учению: творческие задания;
· долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.
III. Методы контроля и самоконтроля:
· устного: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами;
· практического: проверка умений и навыков.
IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю:
· метод личного примера;
· убеждения: инструктаж.
V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности:
· поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети заходят в группу и располагаются за столами.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Проверим, всё ли у нас с вами готово для занятия. Тетради и пеналы кладём на край стола.
Сегодня на занятии мы, как всегда, услышим новые слова, узнаем их значение, выполним несколько грамматических упражнений, послушаем сказку «Гармошка для крокодила» и ответим на ряд вопросов.
Педагог: У нас с вами сегодня необычная встреча. И я хотела бы её начать с вопроса: «А что такое музыка? Как она влияет на нас?».
Ответы детей.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах, которые и «создают» музыку. Точное происхождение слова «музыкальные инструменты» определить невозможно, так как термин «музыкальный инструмент» субъективен и его трудно определить. Считается, что история музыкальных инструментов восходит к истокам человеческой культуры. Первые музыкальные опыты связаны с общественной деятельностью человека: погребальные ритуалы, охота, церемонии. К примеру, к эпохе палеолита относят дудки и свистульки из рогов и костей животных с просверленными отверстиями. Некоторые названия музыкальных инструментов имеют иностранное происхождение:
Валторна — заимствование из немецкого языка, Waldhorn (Вальдхорн) дословно переводится как «лесной рог».
Гобой — слово пришло в русский язык из французского, это изменённое за многие годы словосочетание «hautbois» — «высокое дерево».
Флейта — слово восходит к глаголу fluere — «течь». Названа так потому, что представляет собой трубку, через которую проходит воздух.
И сегодня я предлагаю нам всем угадать мои загадки и поделиться тем, что вы знаете про музыкальные инструменты.
II. Основная часть.
1. «Загадки».
Педагог:
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут её? (гармонь)
Педагог: Что же это, ребята?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, это гармонь. А как выглядит этот музыкальный инструмент? Какого он цвета и размера?
Ответы детей.
Педагог: А теперь послушаем, как звучит гармонь. Какое звучание у гармони? Как меняется настроение? Попробуйте угадать мою следующую загадку.
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет… (скрипка).
Ответы детей.
Педагог: Правильно, это скрипка. А вы слышали, как звучит скрипка? Какие настроение создаёт её звучание? Как она выглядит? Что такое «смычок»?
Ответы детей.
Педагог: Предлагаю послушать «голос» скрипки. Что вы чувствуете? Как изменилось ваше настроение? Следующая загадка.
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль).
Ответы детей.
Педагог: Молодцы, это действительно рояль. Опишите, пожалуйста, этот инструмент. Предлагаю послушать, как он звучит.
Педагог: Угадайте-ка еще несколько моих загадок
Треугольной формы корпус,
3 струны и звонкий голос.
Ну, попробуй отгадай-ка!
Это наша… (балалайка)
Есть у нас веселый друг,
Очень любит громкий стук.
Тут ответ совсем не труден -
Знают все, что это…(бубен)
Справа – клавиши блестят,
Слева – кнопочки стоят.
И меха посередине –
Он у нас в почетном чине.
А звучит так громко он!
Что это? (аккордеон)
Деревянные, резные,
Расписные, озорные.
А в руках как застучат −
Всех порадуют ребят. (ложки)
Она у папы шестиструнная,
Её настройка – дело трудное.
И, чтобы папу не расстраивать,
Её нам лучше не настраивать. (гитара)
Взбодрят, удивят и тебя, и меня,
Испанскому танцу добавят огня!
Но где они? Ты догадаешься скоро,
Хоть их не видать на ладонях танцора! (кастаньеты)
Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан!
Он ритмичен, он отличен –
Наш веселый … (барабан)
Ответы детей.
Педагог: Одним словом, о чем были эти загадки?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, все отгадали загадки! Сегодня мы с вами вспомнили о том, какие бывают музыкальные инструменты и теперь сможете рассказать об этом свои родителям. Молодцы! А где можно увидеть и услышать инструменты?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, в филармонии. В нашем городе она тоже есть, и в ней выступает Рязанский губернаторский симфонический оркестр под руководством дирижёра Cергея Оселкова.
Оркестр - это коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Дирижёр - это руководитель музыкально-исполнительского коллектива (оркестра, хора и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения.
Устали? Давайте отдохнём.
2. Физкультминутка «Весёлый оркестр»:
Дружно
наш оркестр играет,
Всё о музыке он знает. (Дирижируют).
Нежно скрипочка поёт,
За собой она зовёт. (Имитируют игру на скрипке).
Трубы громко затрубили,
И тарелки в такт забили. (Хлопают ладонями с раскрытыми пальцами).
Следом дудочка дудит,
И струна гитар звенит. (Имитируют игру на гитаре).
Барабан вступил, как гром,
Всех перекрывает он. (Имитируют игру палочками на барабане).
Педагог: Молодцы! Что мы сейчас делали?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, играли на музыкальных инструментах в оркестре. А теперь, ребята, присаживаемся обратно на свои места.
3. Рабочая тетрадь «Окружающий мир: предметы». Часть 1, стр. 20-21.
Педагог: Откройте, пожалуйста, ваши тетради (часть 1) на странице 20-21.
Дети открывают тетради.
Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на первое задание.
Какие музыкальные инструменты нарисовал художник? А какие ещё музыкальные инструменты знаете вы?
Педагог: Отлично, вы сможете сейчас раскрасить понравившийся вам музыкальный инструмент. Проверим для начала, готовы ли ваши пальчики сегодня рисовать.
4. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Упражнение «Оркестр».
Педагог: Повторяйте за мной.
Наши пальчики – артисты:
(Сжимать и
разжимать пальцы обеих рук)
Пианисты, баянисты,
(Пальцы обеих рук
выполняют движения, соответствующие игре на перечисленных музыкальных
инструментах)
Скрипачи и трубачи,
Гитаристы, гармонисты, -
Все хорошие артисты
(Поочередное
соединение всех пальцев с большим)
Музыканты хоть куда,
(То же в обратном
порядке)
Веселят народ всегда!
(Хлопать в ладоши)
После упражнения дети выполняют графическое задание.
Педагог: Отлично, ребята. Все готовы играть дальше?
Ответы детей.
5. Грамматика «Слова-предметы (существительные) среднего рода в единственном и множественном числе».
Педагог: Тогда мы продолжаем. А давайте мы с вами поиграем в такую игру. Мы с вами говорили, что нас окружают разные слова, которые мы слышим, читаем, видим. И есть такие слова, которые обозначают живых существ или неживые предметы. И такие слова мы с вами называем слова-предметы. А теперь вспомните, какого рода бывают это слова? Я напомню, их три.
Ответы детей.
Хорошо, а как мы с вами определяем род таких слов? Какие слова нам помогают?
Ответы детей.
Сегодня вам будет немного сложновато. Потому как найти вокруг слова-предметы среднего рода очень не просто. Но я уверена, что вы обязательно справитесь. Итак, ваше задание, вспомните и назовите слова-предметы среднего рода.
Далее проводится фронтальный опрос. Педагог просит каждого ребенка назвать слово-предмет среднего рода в единственном и во множественном числе.
6. Музыкально-дидактическая игра для дошкольников «Узнай, какой инструмент звучит».
Педагог: Итак, мы продолжаем. И я предлагаю сыграть в ещё одну интереснейшую игру.
За ширмой я буду играть на музыкальном инструменте, ваша задача по звучанию инструмента угадать его. Тот, кто первым угадает музыкальный инструмент, сможет на нём поиграть. Когда все инструменты будут названы, мы вместе сыграем оркестром, а остальные будут хлопать в ладоши, изображая зрителей.
Педагог: Что ж, вы большие молодцы, во все игры мои поиграли. А теперь пришла пора немного отдохнуть и послушать рассказ. Сегодня я прочитаю вам сказку «Гармошка для крокодила».
7. Чтение детской литературы: сказка «Гармошка для крокодила».
8. Работа по вопросам.
Педагог:
· Почему крокодил из сказки хотел стать добрее?
· Кто решил помочь в этом крокодилу?
· Какой музыкальный инструмент подарила крокодилу птичка?
· Кто принёс крокодилу барабан? Научился ли он на нём играть?
· Какой сюрприз ждал крокодила на берегу?
· От кого африканский крокодил получил посылку?
· Какой инструмент лежал в посылке?
· Представьте, что крокодил решил отблагодарить птичку и сделать для нее сюрприз. Что это за сюрприз?
· Какую музыкальную посылку вы бы послали африканскому крокодилу?
III. Заключение.
Педагог: Давайте вспомним, ребята, чему же мы с вами сегодня научились?
Ответы детей.
Педагог: А что узнали нового?
Ответы детей.
Педагог: С каким настроением вы уходите с занятия?
Ответы детей.
На этом наше занятие заканчивается. На память о нашем путешествии я дарю вам волшебные раскраски к сказке «Гармошка для крокодила» и предлагаю их дома раскрасить.
До свидания, ребята!
Приложение 1
Сказка «Гармошка для крокодила»
Крокодил лежал на берегу реки Лимпопо, а маленькая птичка сидела неподалеку на кусте и пела веселую песенку. Из глаза крокодила вдруг выкатилась огромная слеза.
– Перестань плакать, крокодил, все равно никто не поверит твоим слезам, – прощебетала птичка.
– Я плачу не для того, чтобы верили. Я услышал твою песенку и понял, что не хочу больше быть злым, но не могу-у-у-у, – просипел крокодил и зарыдал настоящими крокодильими слезами.
– Постой, крокодил, я думаю, тебе можно помочь, – защебетала птичка.
Крокодил вытер слезы и с надеждой взглянул на нее.
– Ты услышал мою песенку и заплакал, потому что моя песенка добрая, а ты злой.
– Да, я злой, – вздохнул крокодил и снова заплакал.
– Постой, крокодил, не перебивай, – попросила птичка. – Я думаю, надо подарить тебе добрую песенку, и тогда ты сразу станешь добрее.
– Ты хочешь, чтобы я тебя проглотил вместе с твоей доброй песенкой? – с удивлением спросил крокодил.
– Конечно, нет. Жди меня, я принесу тебе песенку, – пообещала птичка и улетела.
Крокодил не успел даже проголодаться, как птичка вернулась. В клюве она несла трубочку.
– Это тростниковая дудочка. Я выпросила ее у пастуха. В ней живут добрые песенки. Нужно подуть в дудочку, и песенки вылетят из нее, – объяснила птичка крокодилу.
Крокодил с опаской взял дудочку в пасть, сжал ее зубами, но дунуть не успел. Дудочка преломилась пополам, как соломинка.
– Я же говорил, что не могу быть добрым, – снова заплакал крокодил.
– Нет, можешь, но тебе нужен большой и крепкий музыкальный инструмент, – прощебетала птичка и снова улетела.
Крокодил устал ждать и нырнул в реку, чтобы поохотиться. Тут послышался щебет птички, и крокодил вылез обратно на берег.
Возле птички на берегу стоял человек с большим барабаном. Увидев крокодила, человек испуганно попятился.
– Не бойся, человек. Этот крокодил станет добрее, когда научится играть на барабане, – прощебетала птичка.
Человек положил барабан на землю и сказал:
– Я лучше пойду, пока он не научился. Вы просили крепкий музыкальный инструмент. Этот барабан сделан из пустого ствола железного дерева, а сверху на него натянута крепкая шкура буйвола. Это самый лучший барабан нашего племени. Если он научит крокодила доброте, люди обрадуются.
Говоря это, человек с опаской пятился назад от реки, пока совсем не скрылся в зарослях.
– Видишь, крокодил, как все тебя боятся, – укоризненно прощебетала птичка. – Скорее бей в барабан, и тогда из барабана выскочат песенки.
Крокодил попытался дотянуться до барабана своими лапами, но они были слишком короткими, и размахнуться ими было невозможно.
Тогда крокодил взмахнул головой и ударил по барабану зубами. Шкура буйвола разлетелась в клочья, и железное дерево треснуло.
– Нет, никогда мне не научиться доброте, – вздохнул крокодил.
– Научиться доброте можно всегда. Тебе нужен не крепкий инструмент, а подходящий, – упрямо прощебетала маленькая птичка и улетела.
Прошло много времени. Крокодил уже забыл про птичку и про доброту. Он так и остался кровожадным и злым зверем, которого все боялись.
Но однажды крокодил вылез на берег и увидел там большой ящик. На нем сидела знакомая птичка. Она весело прощебетала:
– Крокодил, тебе посылка.
– Я еще ни разу в жизни не получал посылок. Что там? – заволновался крокодил.
– Открой, и все поймешь. Только осторожно, – ответила птичка.
На крышке посылки было написано: «Африканскому крокодилу от крокодила Гены. Самый лучший музыкальный инструмент».
Крокодил осторожно, одним зубом, открыл посылку и увидел внутри гармонь. Справа и слева у гармошки были деревянные планки с кнопочками, которые идеально подходили для крокодильих лап. Между планками располагались меха, сложенные гармошкой. Крокодил слегка раздвинул меха, нажал на кнопочки, и гармошка что-то пропела.
Но самое главное, внутри посылки лежало письмо от крокодила Гены:
«Дорогой, африканский крокодил! Посылаю тебе гармошку – самый подходящий для крокодилов музыкальный инструмент, самоучитель и песенку. Тот, кто играет на гармошке, становится добрым, я это на себе проверил. С крокодильим приветом, Гена».
Трудно сказать, стал ли крокодил добрее, с тех пор как научился играть на гармошке.
Но когда на берегу реки раздается веселая песенка,
«Я играю на гармошке,
И добрею понемножку,
Крокодильих слез не лью,
Я играю и пою!»,
все люди и звери знают, что можно спокойно пить воду из реки и даже купаться.
Приложение 2
Раскраски
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.