Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №77 «Золотая рыбка» города Ставрополя
Конспект
образовательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
на тему:
«Защитники Отечества»
Тема:«Защитники Отечества».
Вид: объяснительный, частично-поисковый.
Форма: маршрутная игра.
Основное направление: социально-коммуникативное развитие личности.
Цель: расширение представлений детей о защитниках Отечества в истории Великой Отечественной войны и современной армии России.
Задачи:
1. Воспитыватьу детей уважение и благодарность к людям, стоявшим на защите нашей Родины; воспитывать чувствогордости и собственного достоинства у детей как представителей своего народа – победившего в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей гражданскую позицию и желание принимать активное участие в праздничных акциях, посвященных Празднику Победы.
2. Развивать ориентировку в двухмерном пространстве, слуховое и зрительное восприятие, логическое и креативное мышление, коммуникабельность, мелкую и крупную моторику; расширять словарь, активизировать интерес к спортивно-военной подготовке, поддерживать готовность работать в команде;
3. Расширять представления детей о роли танковых, воздушных и морских родов войск в защите границ нашей Родины и победе в Великой Отечественной войне через формы познавательной, творческой и динамической детской деятельности; формировать практический опыт детей в выполнении определенной деятельности защитников Отечества, усиливать мотивационную направленность на активную гражданскую позицию детей в доступном им социокультурном пространстве.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое, художественно-творческое.
Работа над словарём: виды войск: военно-воздушная армия, военно-морские силы, танковые войска, пехотные войска, перевоплощение, шифрограмма, штаб войск, патриотическая акция.
Методы:
· Метод комплексного применения (словесный, наглядный, практический)
· Метод организации подгрупповой подвижной деятельности детей.
· Метод игры.
· Методические приемы повышения телесно-двигательной активности (упражнения на развитие общей и мелкой моторики детского организма, беговые упражнения, упражнения, развивающие чувство глазомера, упражнения на активизацию артикуляционного аппарата, упражнения на тренировку усидчивости и выдержку).
· Методический прием сюжетного комплекса поэтапной тренировки (движение по маршруту).
· Методический прием насыщения воспитательного пространства импровизацией, коллективным творчеством (вводная беседа про качества и умения солдат; импровизация с заполнением карты Родины и самостоятельным выполнением заданий).
· Методический прием игровой позиции педагога во взаимодействии с детьми; осуществление педагогической поддержки ребенка в рамках технологии сотрудничества (педагог –участник единой с детьми военной команды).
· Методический прием преобразования развивающей для ребенка среды в актуальное и оптимальное пространство реализации его потенциала социально-коммуникативного развития (вариативность инвентаря и оборудования, чередование видов деятельности по содержанию и динамичности).
Виды детской деятельности:социально-познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, художественно-творческая.
Формы взаимодействия: совместно с педагогом, совместно со сверстниками, самостоятельно.
Планируемые результаты(из текста ФГОС ДО):
· Дети самостоятельно придумывают объяснения социальным явлениям и поступкам людей; обладают начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором они живут.
· Дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым, участвуют в совместных играх; способны договариваться, сопереживать и радоваться.
· Дети различают условную и реальную ситуации; умеют следовать социальным нормам поведения и правилам.
· Дети проявляют любознательность, пытаются самостоятельно придумывать объяснения.
· У детей развивается крупная и мелкая моторика; они подвижны, могут контролировать свои движения и управлять ими.
· Дети овладевают основными культурными способами двигательной деятельности, проявляют самостоятельность в разных видах двигательной деятельности.
Создание среды для организации и проведения: мультимедиа, головные уборы военной формы, браслеты – передатчики, макет корабля, карты-схемы для заполнения, плакат штаба танковой дивизии, макет стенда "Часы обратного отсчета», карта страны, веревки для завязывания морских узлов по количеству детей, музыкальное сопровождение, наушники-радиста, значки для награждения, камуфляжная сетка для создания военной базы.
Ход организованной образовательной деятельности
- Здравствуйте, дети, спасибо, что согласились встретиться со мной.
- Меня зовут –Елена Александровна. А вас?(Выслушиваются имена детей)
- Вот мы уже и познакомились. Ребята, а вы любите праздники? (Выслушиваются ответы детей)
На экране слайд 1 (Открытка)
- Здорово! А какое настроение всегда на празднике? (радостное, веселое, хочется смеяться, играть…)
- Верно, праздник – это всегда радость…. Но есть и такой праздник, когда радость со слезами на глазах… Вы догадались что это за праздник? (ответы детей)
На экране слайд 2 (Открытка)
- Да это самый Великий праздник нашей Страны – День Победы! Нелегко далась Победа солдатам-защитникам Родины, ног они отстояли свое Отечество как настоящие герои!
- Дети, а какими должны быть солдаты-защитники по-вашему мнению? (Сильными, ловкими, смелыми….).
- Правильно, ребята, солдаты не только ловкие, но и умные, не только быстрые и отважные, но и аккуратные и внимательные. Именно поэтому наши солдаты победили, и каждый год ветераны войны надевают ордена и медали как знак отличия в военной подготовке и преданности своей Родине.
- Приглашаю вас поучаствовать вместе со мной в военной игре «Защитники Отечества», чтобы понять что приходилось выполнять нашим солдатам во время войны, чтобы защитить нашу Родину. Готовы приступить прямо сейчас? (Выслушиваются ответы детей)
- Хорошо, тогда перенесемся на военную базу. В этом нам помогут браслеты-передатчики.Давайте активизируем их – становимся около своих стульев (стулья стоят в ряд перед экраном), теперь это наша военная база, а мы закрепленные за своей базой солдаты. Наденем свой браслет на руку (дети надевают приготовленные браслеты).Солдаты, внимание, слушайте мою команду: сделайте два шага вперед. Запускаем свои передатчики вместе со мной:
Двигательная разминка:
- Поднимаемся на носки выше и тихо входим в систему GPS навигации(ходьба на месте на носках с поднятыми вверх руками).
-Увеличиваем скорость передачи информации в сети. Бегом марш! (обычный бег на месте).
- Развиваем скорость передачи на всю мощность (повороты с размахом в стороны).
-Запускаем систему слежения (нагнуться, присесть, встать, потянуться).
-Снижаем скорость, мы у цели(Вдох-выдох.)
- Разминка закончена. Проверьте себя. Те, кто считает, что справился с заданием,отдайте мне честь.
-Присаживайтесь. Скажите, а солдаты все имеют одинаковую форму? (Выслушиваются ответы детей).
На экране слайд 2 (солдаты Российской армии в разной военной форме)
- Правильно. Российская армия защитников Отечества имеет разные виды войск. Давайте и мы определимся, какие войскабыли в ВОВ.
- Внимание, солдаты, задание на определение рода войск:
· Кто знает, тот руку поднимает - Кто небо Родины нашей охраняет? (Летчики) Какая техника им помогает? (Самолеты)
· Кто знает, тот руку поднимает - Кто море Родины нашей охраняет? (Моряки). Какая техника им помогает? (Корабли)
· Кто знает, тот руку поднимает - Кто землю Родины нашей охраняет? (Пехотинцы и танкисты). Какая техника им помогает? (Танки, зенитные установки «Катюши»)
· Кто знает, тот руку поднимает - Кто границы Родины нашей охраняет? (Пограничники)Какая техника им помогает? (Техника слежения)
- Молодцы, товарищи военные. Развернитесь и возьмите со стола свою форму. Теперь каждый из нас представляет определенные войска Российской армии и сможет выполнять специальные военные операции.
- Готовы бойцы? (Выслушиваются ответы детей). Давайте проверим. Повторяйте и не отставайте, следите внимательно, выполнять обязательно!
Игра
«Бойцы-молодцы» (пальчиковая гимнастика)
Пальцы эти — все бойцы, (Дети показывают ладони
с выпрямленными пальцами).
Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы
обеихрук).
Два — больших и крепких малых. ( Пальцы сжаты в
кулак, подняты только большие).
Как солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца-храбреца, (Показывают
указательные пальцы)
Два — сметливых молодца. (Показывают средние
пальцы).
Два — героя безымянных, (Показывают безымянные
пальцы)
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца — коротышки – (Показывают мизинцы).
Очень славные мальчишки!
Пальцы встали дружно в ряд — (Показывают ладони
с сомкнутыми пальцами).
Десять крепеньких солдат. (Хлопают в ладоши).
- Проверка закончена. Проверьте себя. Те, кто считает, что справился с заданием,отдайте мне честь.
На экране слайд 3 (карта маршрута)
-Товарищи солдаты, чтобы переплыть через пролив (показывает на карте), нам нужно расшифровать радиограмму. В ней сообщается, какая погода ожидает нас на море.
Игра «Радиограмма» (артикуляционная гимнастика)
-У меня в руках стрелка. Стрелка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], стрелка вниз - звук [с]. Это такая специальная азбука моряков. Так они могут расшифровать радиограмму, а мы, как усилитель, ее повторим(повторить показ -2 раза). Приступаем к расшифровке, внимание на экран.
На экране слайд 4(стрелки, окрашиваются цветом, и дети повторяют звуки по направлению стрелок).
- Расшифровка закончена. Проверьте себя. Те, кто считает, что справился с заданием,отдайте мне честь.
- Молодцы! Если бы вы служили на корабле, то не подвели бы честь Российского флота!
- Мы правильно расшифровали радиограмму и вот что мы получили из центра:
На экране слайд 5(бегущая строка на экране:«В ближайшее время ожидается сильный ветер, гроза».)
- Раз на море гроза, что может быть с кораблем? (Выслушиваются ответы детей). Правильно, сильный ветер, большие волны, качка могут нам помешать. Нам необходимо укрепить все на корабле веревками.
- Поднимемся на корабль!Итак, наш корабль в открытом море. (Музыкальное сопровождение: морской прибой, чайки)
-Займем места на палубе и возьмем веревки в руки. (Дети вместе с воспитателем проходят на макет «корабля»).
- Давайте мы научимся завязывать морскойузел как настоящие герои-моряки. Смотрите….(Воспитатель подробно рассказывает и показывает, как завязать морской узел).
- На что он похож? (Выслушиваются ответы детей).
- Моряки (имена)проверьте качество завязанных узлов. Все справились с заданием?(Выслушиваются ответы моряков)
- Переправа закончена. Те, ктосправился с заданием,отдайте мне честь.
- Молодцы! Мы переправились через пролив! Сходим с корабля.
На экране слайд 6 (военная карта с маршрутом)
- Обратим внимание на карту. Пришло время двигаться дальше. Как вы думаете, кто поможет нам пройти по маршруту в небе?(Летчики).
-Какая задача стояла перед летчиками в Великую Отечественную войну? (В воздушных боях уничтожали самолеты противников, разведывали обстановку, прикрывали военные части от атаки врага).
- Что помогало летчикам во время войны быть зоркими, внимательными? (тренировки, упражнения….). Правильно, потренируем и наши глаза.
- Солдаты, внимание, начинаем лётную разведку.
- Сейчас двигаются только глаза, внимательно следим за перемещением самолета.
На экране слайд 7 (передвижение самолета)
Игра «Самолет» (корригирующая гимнастика для глаз). (Самолет перемещается по экрану, дети следят за его движениями).
- Наш самолет совершил вылет и внимательно изучил территорию противника. Как вы думаете, зачем? (Что бы провести разведку, определить возможности противника).
-Теперь после разведкимы можем составить карту-схему расположения танков противника. Пройдемте к столам. Выполнять задание вы можете как, сидя так и стоя.(Воспитатель в наушники получает координаты, и дети составляют карту-схему расположения танков).Я буду называть координаты, а вы отмечайте их на карте вот так (пример). Будьте внимательны: А-3, Д-8, К-10,Е-5.
- Какая фигура у вас получилась? (Выслушиваются ответы детей)
- Летчики (имена) пройдите и проверьте карты – на всех ли картах отмечено правильно?Эти карты пригодятся для танкистов.
- Разведка закончена. Те, ктосправился с заданием,отдайте мне честь.
- Отлично, вы не подвели Воздушные войска России!
На экране слайд 8 (карта)
- Танкисты (имена), соберите карты у солдат и сложите в этот конверт.
- Внимание, перед нами маршрутная линия, постройтесь за танкистами друг за другом и осторожно продвигайтесь в штаб дивизии (все за танкистами двигаются по маршрутной линии к штабу).
- Мы добрались до штаба.
- Скажите, какая роль была у танкистов во время Войны? (Освобождали территорию, уничтожали технику противника и т.д.). Вы правы, танкисты не только сами умели водить тяжелую технику и передвигаться на ней по разной местности, но и хорошо разбирались в военной технике и ее деталях.
- Присаживайтесь на свои стулья лицом к столам. Перед каждым из вас «Секретныйпакет» (перед каждым небольшой конверт).
- Наша задачасобрать из частей целое боевое оружие и определить что это за техника.Сделать это нужно быстро, до наступления противника (Выполнение творческого характера).
- Сбор оружия закончен.Те, ктосправился с заданием,отдайте мне честь.
- Молодцы, вы правильно и быстро выполнили задание и не подвели танковые войска России!
-Посмотрите на технику, которую вы собрали. Давайте назовем технику, которая помогла победить солдатам Вов (самолеты, танки, пушки, ракеты, подводные лодки).
- Теперь, давайте пройдем к карте нашей Родины и распределим эту технику так, чтобы все границы нашего Отечества были защищены: на земле, в небе, на море (дети выполняю творческое задание).
- Внимание, пограничники,возьмите карту слежения и сравните, проверьтевсе ли границы находятся под защитой.
- В чем должен разбираться пограничник, ребята и почему? (Выслушиваются ответы детей). Хорошо. Пограничная служба всегда связана с разной местностью, разной техникой, разной аппаратурой и во всем этом должен разбираться пограничник.
- Защита границ закончена. Те, ктосправился с заданием,отдайте мне честь.
- Молодцы! Вы не подвели честь Пограничных войск России!
-Вот мы и провели военные операции солдат Вов. Многие из них попали на войну совсем молодыми, многие погибли, потеряли своих друзей, родных. Но все они были защитниками своей Родины и подарили нам мир.
- Совсем скоро мы будем праздновать 9 мая. Как вы думаете, это праздник только Победы и Мира или еще и памяти тех, кто погиб за этот Мир? (Выслушиваются ответы детей).
- Верно, вот почему День Победы, называют праздником со слезами на глазах тех, кто потерял в этой войне своих близких….
- Как в нашем городепразднуется День Победы? (парад, салют, военные песни и т.д.).
- Правильно. В этом году наш народ празднует 70 лет со Дня Победы. В память о героях-защитниках Вов будет организован «Автопробег по Ставрополю», и акция «Часы обратного отсчета времени».
- Вот и в вашем детском саду сегодня находятся эти часы.
- Кто знает, сколько дней осталось до Великой Победы? (выслушиваются ответы детей, затем воспитатель включает табло с датой).
- Да, эти светящиеся цифры напоминают каждому из нас, что до 70-летия Великой Победы осталось 50 дней.
-Что мы с вами можем успеть сделать для наших ветеранов? (сделать открытки, выучить стихи, пригласить на концерт военной песни и т.д.).
-Да вы совершенно правы! Мы все можем стать участниками акции памяти «Великая Победа» и вместе со взрослыми помочь почувствовать ветеранам нашу благодарность и уважение за их героический подвиг 70 лет назад.
- Теперь вы знаете, кто носил во время войны гордое имя – Защитник Отечества и как много испытаний они прошли, чтобы победить!Сегодня вы показали, что вы будете достойной сменой наших ветеранов! (Педагог отдает честь)
-Займите свои позиции около стульев. Снимите военную формы и браслеты. Пусть они останутся на базе. А я вручаю вам отличительный значок праздничной акции «Великая Победа» (Звучит песня «День Победы», воспитатель вручает значки).
- Давайте предложим и нашим гостям стать участниками нашей акции памяти….. (дети раздают гостям значки)
- Спасибо, вам, ребята, наша игра закончилась, но акция 70-летия Победы только началась. Давайте пройдем в группу и подумаем, что еще мы можем сделать для этого праздника со слезами на глазах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.