Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"
Оценка 4.8

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка +1
3 кл—4 кл
18.04.2018
Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"
Интегрированный урок "Государственные символы России" разработан для знакомства учащихся начальных классов с гербом, флагом и гимном Российской Федерации и Ульяновской области. Учитель выводит учащихся на понятие «Конституция», кратко рассказывает о ее содержании и предлагает познакомиться с некоторыми статьями, которые касаются в том числе их, детей. Для этого класс делится на 4 группы, и каждой дается выдержка из статьи Конституции. Дети знакомятся с содержанием и подбирают примеры реализации конституционного права на практике.
Урок Государственные символы России в 3-4 классахДокумент Microsoft Office Word.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Радищевская средняя общеобразовательная школа №1 Инновационный образовательный проект «Мы имеем право. Мы – дети!» Интегрированный урок музыка ­ окружающий мир в 3­4 классах Государственные символы России Автор: Коваленко Елена Витальевна, учитель  музыки, заместитель директора по  воспитательной работе Радищево ­2012 Цель урока: введение ребенка в мир общественных отношений; ­усвоение нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для  развития положительных качеств личности  через знакомство с гимнами Российской  Федерации, Ульяновской области, Радищевского района; ­воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам. Оборудование урока: карта России, изображения государственного герба, флага,  запись гимна России, мультфильм  «Лунтик», баян, мультимедиа, экран ФОРМЫ и методы работы: беседа, краткие сообщения школьников, чтение  стихов, пословиц, кроссворды, исполнение гимна России, привлечение актуального  краеведческого материала.  Ход урока: 1 Оргмомент. (Учащиеся входят в класс под музыку гимна школы) 2. Распевка. ­ Здравствуйте, ребята! ­Добрый день! Учитель:  «Трактом, проселками, бродами              Путь заповедный пролег.              Имя любви моей – Родина,              Каждый ее василек.              Каждая рощица дикая,               Каждый над речкой рассвет…              Не удивляет великое,              Если в нем малого нет». Беседа учителя с учащимися о том, чем их тронули строки, как они понимают слова «Имя любви моей ­ Родина» и «не удивляет великое, если в нем малого нет». Работа с настенной картой «Физико­географическая карта РФ», обращая внимание на   огромные   просторы   страны,   разнообразие   климата,   природные   богатства многонациональный состав населения  страны. Вопрос к школьникам: Каким образом возможно организовать мирную, трудовую жизнь такой огромной страны, как наша? Примерные ответы ребят: с помощью избрания органов власти, состоящих из умных, справедливых   руководителей,   которые   бы   управляли   жизнью   граждан   России,   и   еще   с помощью законов. Учитель выводит учащихся на понятие «Конституция», кратко рассказывает о ее содержании и  предлагает познакомиться с некоторыми статьями, которые касаются в том числе их, детей. Для этого класс делится на 4 группы, и каждой дается выдержка из статьи Конституции.   Дети   знакомятся   с   содержанием   и   подбирают   примеры   реализации конституционного права на практике. 1 группа: 1.   Каждый   имеет   право   на   жилище.   Никто   не   может   быть   произвольно   лишен жилища.  2 группа:  1. Каждый имеет право на образование.  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.  3 группа 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь   в   государственных   и   муниципальных   учреждениях   здравоохранения оказывается   гражданам   бесплатно   за   счет   средств   соответствующего   бюджета, страховых взносов, других поступлений.  4 группа 1.   Каждому   гарантируется   свобода   литературного,   художественного,   научного, технического и других видов творчества.  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.  Учитель резюмирует обсуждение и подчеркивает значимость Конституции для всех граждан страны. Учитель:   День   12   декабря   праздник   –   День   Конституции   .   А   как   мы   можем подчеркнуть значение этого дня для россиян?  Ответы   школьников:   украсить   улицы   поселков,   городов   флагами,   гербами, транспарантами, включить праздничную музыку и т.д. Учитель: А сейчас я хочу прочесть небольшое четверостишие – загадку. Ваша задача – определить, о чем нам предстоит повести разговор?  Начинается Родина с памяти,              С почитанья истоков своих,              С герба, гимна, Российского знамени,               С уваженья заветов святых.              Начинается с русской истории,             Что описывал Нестор­монах,             Благовеста с степными просторами, Шапки той, что носил Мономах.             Начинается Родина с Пушкина,            Чудных сказок, что прелесть одна,            Деревень с их кривыми избушками,            Где жива всё ещё старина. Учащиеся высказывают предположения, что разговор пойдет о символике государства.  Учитель:  Какие символы страны вам известны? (Флаг, герб, гимн.) Догадайтесь, о каких символах страны идет речь? а) Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких  цветов. (Флаг.) б) Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях,  государственных и других официальных документах. (Герб.) в) Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн.) В декабре 2000 г. Государственная дума приняла законы о государственной символике РФ  – гербе, флаге, гимне. Эти символы занесены в Конституцию России и закреплены в статье 70. (Показать документ, прочитать статью 70.) Показ презентации, используя  репродукции   произведений русских художников­ пейзажистов, фотографии Кремля и Красной площади, запись Государственного гимна  Российской Федерации. Создать торжественную и праздничную атмосферу в классе  помогут записи гимна Ульяновской области и Радищевского района Учитель: ребята подготовили интересные рассказы о символах страны 1 Сообщение о гербе (слайд     ). У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый, Он – России дух свободный.  Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны. На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Над головами орла мы видим  три короны (две малые и одну большую). В его левой лапе – держава, а в правой – скипетр. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. А на груди на красном щите – всадник. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом  коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье,  которое помогло ему победить дракона. ­ Три короны (две малые и одна большая) – символы союза республик, краев и областей, из  которых состоит РФ. Скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства. Всадник, поражающий копьем дракона, – готовность народа встать на защиту родной земли от врагов. Почему у орла две головы?  Среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем  считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости. А еще Россия – страна, которая расположена в двух частях света – Европе и Азии, потому  и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы,  другая в сторону  Азии. Конечно, это не птица с двумя головами, а две птицы. Одна смотрит на запад, другая – на  восток, охраняя государство. Интересно узнать, кто такой Георгий Победоносец?  В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Георгии,  царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье: напал на людей лютый  змей­дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый  день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и  вскоре ни у кого не  осталось ни овец, ни коров, ни коз. Змей велел приводить к нему людей  на съедение.  Бросили жребий  и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили  там. В это время проезжал молодой воин по имени Георгий на добром коне. Не мог он  оставить царевну  в беде, сразился со змеем и победил его. ­ В центре герба еще один герб. Кто догадается – какой? (Герб Москвы.). Изображение  Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины ­ Москвы. Святой Георгий  изображен на фоне красного поля, поражающий копьем черного змея. Герб был утвержден  в 1781 году, в годы правления Екатерины  Второй. ­ Почему он расположен в центре Российского герба? (Москва – столица России.) Зачем нужен герб России?  Ответы школьников: Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на  специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости – туристы, предприниматели , приезжающие из других государств,  видят герб – двуглавого орла и бело­сине­красный флаг на границе РФ. Нужен герб и для  того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и грамот. Кроме герба страны, существуют гербы городов. И у нашего областного центра есть герб.  Если позволяет время, то ребята могут попытаться описать герб Ульяновской области. 2 сообщение « Государственный флаг». ­ Теперь поговорим о государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлевским  дворцом, в котором находится государственная резиденция (место пребывания) главы  государства – Президента России.  Флаг имеет свою историю.  Флаги появились   в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени –  стяг. Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке  пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом.  Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли,  села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая  уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались. На них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» (священные знаки).  Так появилось слово «знамя». Издавна на Руси любимым цветом для флага был красный цвет. Считается, что красный  цвет – цвет жизни, цвет человеческой крови. Впервые в России бело­сине­красный флаг появился в конце XVIII века на первом боевом  корабле «Орел». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввел царь Петр Первый. Белый цвет – березка, Синий – неба цвет, Красная полоска –  Солнечный рассвет! Вот он, флаг! Это бело­сине­красное полотнище. Белый цвет означает мир, чистоту,  совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует  энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, за страну. Когда поднимают флаг?  Ответ: Во время спортивных соревнований в случаях победы наших спортсменов; его  вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.) Какую форму имеет флаг? (Прямоугольную.) Когда мы отмечаем День Государственного флага России? (22 августа.) Каково старинное название флага? (Стяг.) Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет. 3 сообщение « Государственный гимн РФ». Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну, самая главная песня  государства. Музыку гимна написал композитор А.В. Александров (1883 – 1946), а слова – поэт С.В.  Михалков (1913 – 2009). На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают,  мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. Наша страна встречает и  провожает новый день мелодией гимна. Его исполняют перед началом  и после окончания  передач по радио и телевидению. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на  Спасской башне Московского Кремля пробьют 12 раз. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. Музыке гимна уже более 50 лет. Звучит запись гимна. (Ребята исполняют 1 куплет и припев) Беседа после прослушивания гимна: ­ Как автор называет Россию? (Священная держава, любимая страна; могучая, великая;  Отечество, Отчизна.) ­ Когда исполняется гимн? (При поднятии Государственного флага, после принятия  присяги вновь избранным президентом, при вручении государственных наград.) ­ А вы знаете какие ещё бывают гимны? (Ответы детей) ­ Вы знаете, что свой гимн имеет Ульяновская область и наш Радищевский район. Я  предлагаю исполнить  эти гимны. (Исполнение по куплету и припеву) ­А теперь посмотрим мультфильм  о гимне.  (Показ мультфильма. «Лунтик. Гимн») ­ Ребята,  а у вашего класса есть гимн? ­Нет. ­ Давайте попробуем придумать его. Вы будете высказывать пожелания, а я записывать их  на доске. О чём будет ваш гимн? Дети: о дружбе, о хорошей учёбе, о заботе о малышах и пожилых людях, о наших правах.  (Учитель записывает на доске) ­ Домашним заданием будет: сочинить слова гимна класса, а мы на следующем уроке  придумаем мелодию к нему. Итоговая рефлексия. Учитель: Мы сегодня узнали очень много интересной и полезной информации. Я  предлагаю проверить, как мы ее усвоили. Мы  совершим увлекательное путешествие в мир  главных символов России.  На каждом этапе оценивать знания мне помогут ребята,  которые готовили сообщения для сегодняшнего урока. Игра ­ путешествие состоит из 4 этапов – Станция  «Кроссворд», станция  «Собери  герб», станция «Музыкальная», станция «О чем рассказывают флаги» и станция «О Родине  – с любовью».  Кроссворд «Государственные символы России» 1.Цвет геральдического щита герба РФ. 2.Центральная фигура герба России. 3.Во время  правления какого царя  трехцветный флаг стал указывать на  государственную принадлежность? 4.Автор текста гимнов СССР и России. 5.Флаг, герб, гимн одним словом. 6.В каком документе утверждены гос.символы России. 7.Торжественная песнь 8.Какой флаг является боевым знаменем на кораблях российского флота. 9.Отличительный знак государства 10.Как называется трехцветное полотнище флага? 11.Автор гимна «Боже, царя храни» Станция «Собери герб» На столах у ребят изображения скипетра, державы, одной большой и двух малых  корон, ленты, двуглавого орла, большого геральдического щита, малого геральдического  щита с изображением всадника, поражающего копьем дракона, Задача ребят – сложить герб и определить цвет каждой детали герба. Станция «Музыкальная» Звучат  музыкальные отрывки гимна России, Ульяновской области, Радищевского  района. Задача ребят определить, какой гимн  звучит. Станция «О чем рассказывают флаги» Ребята получают карточки синего, белого, голубого, зеленого, черного и красного  цветов. Их задача ­  объяснить значение того или иного цвета, собрать флаг России. Можно предложить объяснить цвета флага Ульяновской области, района. Станция «О Родине с любовью»  Конкурс на знание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине. Прошедшие конкурс получают отметку на маршрутном листе. По итогам  выставляются оценки.

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"

Конспект интегрированного урока музыка-окружающий мир в 3-4 классе по теме "Государственные символы России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018