МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»
внеклассное мероприятие
КТД по краеведению.
Тема: «Путешествие по земле Радонежской»
Провела учитель I квалификационной категории
Тишкина Н. Ю.
1 марта 2012г.
Цели занятия:
1. развивать интерес к изучению родного края;
2. продолжить знакомство детей с историей Сергиево-Посада и Сергиево -Посадской земли;
3. воспитывать уважение к труду мастеров-игрушечников;
4. воспитывать бережное отношение к игрушкам;
5. развивать творческие способности, мышление, речь.
Оборудование.
1. Диск с презентацией (слайды “Куклы-скелетки”, “Преподобный Сергий Радонежский”, “куклы Барби”, “Звёздочкин - токарь”, “Малютин - художник”, “Богородская игрушка - курочки”, “ Богородская игрушка – кузнецы, “Богородская игрушка – поющие медведи»), компьютер, экран, проектор, магнитофон.
2. Музыкальная запись русской народной песни Барыня.
3. Интерактивный музейный материал (игрушки).
4. Нарисованные 3 сундучка.
5. Сундучок.
6. Раздаточный материал:большие, средние и маленькие матрёшки, богородские медведи и куклы.
7. Словарь: “Авторы первой Сергиево-Посадской матрёшки”.
Карточка ресурса
Методическая разработка внеурочного мероприятия по краеведению
«Секреты сундучка»
Внеклассное мероприятие ( КТД)
учителя начальных классов Тишкиной Натальи Юрьевны
Ресурс |
краеведение |
Предмет |
Внеклассное мероприятие (КТД) |
Класс |
1 |
Учитель |
Тишкина Наталья Юрьевна |
Цели занятия |
ü выявить лучших знатоков игрушек; ü способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; ü воспитывать любовь к игрушкам, к их бережному отношению и гордости истории своего родного края. ü обобщение знаний детей по изученным технологии русским народным промыслам; ü развивать художественно-творческие способности детей, умением выделять характерные особенности росписи; ü воспитывать в детях интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций. |
Оборудование занятия |
1. Диск с презентацией (слайды “Куклы-скелетки”, “Преподобный Сергий Радонежский”, “куклы Барби”, “Звёздочкин - токарь”, “Малютин - художник”, “Богородская игрушка - курочки”, “ Богородская игрушка – кузнецы, “Богородская игрушка – поющие медведи»), компьютер, экран, проектор, магнитофон. 2. Музыкальная запись русской народной песни Барыня. 3. Интерактивный музейный материал (игрушки). 4. Нарисованные 3 сундучка. 5. Сундучок. 6. Раздаточный материал:большие, средние и маленькие матрёшки, богородские медведи и куклы. 7. Словарь: “Авторы первой Сергиево-Посадской матрёшки”. |
Формы и виды деятельности учащихся |
Путешествие по истории Сергиева-Посада, его музеям игрушек и фабрик игрушек района |
Виды деятельности преподавателя |
Постановка цели занятия, мотивация на мероприятие, краткий рассказ о игрушках города, о их основателях |
Подготовительная работа |
Экскурсии: в музей игрушки, в исторический музей «Конный Двор», на фабрику игрушек Богородское |
Участники игры |
Три команды
|
Методические рекомендации по проведению занятия |
Данная методическая разработка может использоваться как на уроках истории, так и во внеклассной работе.
|
Пояснительная записка
Данная методическая разработка адресована учащимся 1 класса и может использоваться как на уроках краеведения, окружающего мира, так и во внеклассной работе.
Приобретаемые навыки детей:
Дети совершенствуют умения наблюдать, сравнивать, делать свои выводы, развивают речь, мышление и внимание, эрудицию, смекалку. Самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Активизируется мыслительная деятельность детей. Ребята учатся понимать, осмысливать услышанное.
Особенности роли учителя и учащихся:
Игровые моменты помогают учителю и учащимся работать творчески, вызывают живой интерес учеников. Игровой способ защищает учителя и учеников от однообразия в проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Этот практический материал помогает выявить лучших знатоков исторических музеев нашего района, о их создателях, его игрушек и воспитывает любовь к своим игрушкам и уважение к истории своего родного края.
В этих заданиях сочетается учение с развлечением. Младшие школьники никогда не отказываются выполнять такие задания.
Учитель выступает организатором всего учебного процесса, своего рода технологом.
Организационные формы обучения:
Дети слушают задания, продумывают свои ответы и обосновывают свои рассуждения. Отвечают они устно.
Работа строится по принципу: слушай – думай - говори!
Дети, работая в группе, находят правильный ответ. Проявляются сотрудничество и взаимопомощь.
Сотрудничество, уважение друг к другу становятся нормой успешной работы каждого.
Позиции детей постоянно меняются.
Ученическая жизнерадостность помогает в проведении уроков и внеклассных мероприятий.
В тоже время у детей складывается личностное видение трудности, возникает самостоятельная ориентация в ее содержании. А личностное видение тянет за собой личностную решимость её преодолеть. Такая решимость удваивает силы. Стремление справиться с поставленной задачей идет у детей изнутри и поддерживается собственным видением трудности и пониманием критериев оценки своей работы. Формируется ответственность за качество работы. Ответственные действия участников являются основой успехов учителя.
Методическая разработка по внеклассному мероприятию
Тема: «Секреты сундучка»
Цель:
ü выявить лучших знатоков игрушек;
ü способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти;
ü воспитывать любовь к игрушкам,к их бережному отношению и гордости истории своего родного края.
ü обобщение знаний детей по изученным технологии русским народным промыслам;
ü развивать художественно-творческие и эстетические способности детей, умением выделять характерные особенности росписи;
ü воспитывать в детях интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
Оборудование:
Проектор, экран, компьютер, выставка игрушек района : интерактивный музейный материал (игрушки), словарь: «Авторы первой Сергиево-Посадской матрёшки» и карточка со словом ПАЛИСАДНИК
Нарисованные 3 сундучка.
Сундучок.
Раздаточный материал:большие, средние и маленькие матрёшки, богородские медведи и куклы
Подготовительная работа:
Экскурсии: в музей игрушки, в исторический музей «Конный Двор», на фабрику игрушек Богородское
Возраст: 1 класс
Ход мероприятия
Слайды
|
Комментарии |
СЛАЙД 1
|
- Работали богородские мастера дружно, всей семьёй, с поздней осени до весны, когда не было работы в поле. А если шарик ходит по кругу, То нити приводят в движенье Курочек, рядом стоящих друг с другом, Клюющих своё угощение.
|
СЛАЙД 2
|
Фирменный знак богородских изделий – традиционные кузнецы. В ваших руках игрушка такая Станет подвижной, словно живая, Вот планки – подвинуть их только нужно, Тогда кузнецы заработают дружно. Французский скульптор Огюст Роден, увидев «кузнецов», сказал: «Народ, который создал эту игрушку – великий народ»
|
СЛАЙД 3
|
Деревья различны, как буквы в строках, Но липа – мягка и послушна. У мастера нашего в чутких руках Из липы родится игрушка.
|
СЛАЙД 4
|
Самые дешевые куклы - "скелетки" - одевались "на клею": костюм клеили прямо на куклу и он уже не снимался с нее. Это были первые шарнированные подвижные куклы.
|
СЛАЙД 5
|
Сохранилось предание среди посадских жителей о том, что деревянные игрушки делал и основатель монастыря Сергий Радонежский и дарил их детям.
Была и другая легенда. Жил в Посаде человек по имени Татыга. Он вырезал куклу из липы и продал в лавку. На куклу нашёлся покупатель. Торговец сделал заказ Татыге на деревянные резные куклы. Новое ремесло быстро переняли и другие мастера. Так начался резной игрушечный промысел. |
СЛАЙД 6
|
Были куклы
стройные, под названием "талии". Их делали двух видов: целиком из
папье-маше или головки из папье-маше, а туловище тряпичное. Эти куклы были
особенно красивы. |
СЛАЙД 7
|
Василий Петрович |
СЛАЙД 8
|
Художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии. Но кукла эта, понятно, была японской, точнее даже японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? Заморская пришелица прижилась у нас на диво
быстро. Яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась
из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем.
Дуняша! Маняша! Матрена! И стали новые игрушки матрешками. |
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас много гостей. Это учителя разных школ нашего Сергиево-Посадского района. Пусть вас их присутствие не смущает, работать будем как всегда: ДРУЖНО, АКТИВНО и ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНО.
Постановка цели.
- Сегодня мы с вами будем раскрывать секреты волшебного сундучка. У каждой команды будет свой сундук. Пока сундучки пустые, а вот чем они будут заполнены – зависит от вас. Я вам буду предлагать разные задания про наши национальные игрушки, если вы выигрываете – получаете большую игрушку в свой сундучок, проигрываете – среднюю игрушку, ну а если совсем ничего не сделали – маленькую игрушку. В конце игры подведём итог и победитель будет награждён.
- У меня на столе вы видите сундук, в котором спрятаны секреты. Представитель команды, которая водит - выходит и достаёт любой предмет, который нащупает. Ну а дальше очень внимательно все команды слушаете задание и его выполняете.
ЗАДАНИЯ СУНДУЧКА:
МАТРЁШКА:
1) Ростом разные подружки.
Все похожи друг на дружку.
1, 2, 3, 4, 5…
Даже всех не сосчитать (читает учитель)
Угадать, сколько внутри спрятано матрёшек. (10, 7 и 5)
2) Поле чудес (на доске вывешиваются листы А4 и на них пишутся учителем маркером буквы)
- Вам надо по буквам отгадать 2 фамилии людей – авторов первой Сергиево-Посадской матрёшки.
М |
А |
Л |
Ю |
Т |
И |
Н |
- художник
З |
В |
Ё |
З |
Д |
О |
Ч |
К |
И |
Н |
- токарь
Затем на доске вывешивается лист на котором написано:
|
Теперь давайте Теперь давайте познакомимся с первыми
познакомимся с первыми авторами нашей матрёшки.
СЛАЙДЫ 7 – 8
3) Хоровод матрёшек (по 2 человека от команды= (6чел.) и 7 матрёшек, которые ставятся по кругу).
По музыку барыня дети идут по кругу и с остановкой музыки должны схватить матрёшку. Кто остался без матрёшки – выбывает.
БОГОРОДСКОЕ:
1) Медведь (кольцовка сказок с медведем)
Ø Краденое солнце
Ø Колобок
Ø Маша и медведь
Ø Три медведя
Ø Теремок
Ø Зимовье зверей
Ø Вини Пух и все, все, все
|
- Кто быстрее увидит в слове название дерева, из которого делается богородская игрушка (липа)
Деревья различны, как буквы в строках,
Но липа – мягка и послушна.
У мастера нашего в чутких руках
Из липы родится игрушка.
3) Оживить богородские игрушки-дергунчики . Если команды отгадывают, то показывающая команда в сундучок получает большого медведя.
Тук-тук, щёлк-щёлк
Медведь, мужик, коза и волк.
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки –
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
· Курочки СЛАЙД 1
· Кузнецы СЛАЙД 2
· Поющие медведи СЛАЙД 3
КУКЛЫ:
1) Веришь?
· в то, что в Сергиевом-Посаде делались куклы, которые назывались скелетки? (да) СЛАЙД 4
· в то, что Сергию Радонежскому мы должны быть благодарны за то, что матрёшка сохранена по сей день? (да) СЛАЙД 5
· в то, что Барби начали делать на фабрике игрушек в Сергиевом-Посаде? (НЕТ. В 80-х годах её начали изготавливать в США, а в России начали их производить в 90-х годах) СЛАЙД 6
2) Кто быстрее оденет куклу. (3 стула, а на них: бусы, шарфы, шляпы, пояса, зонты, сумки)
В КОСТЮМЫ КРАСИВЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
ХУДОЖНИКИ КУКОЛ СВОИХ ОДЕВАЮТ.
И, С КУКЛОЙ ИГРАЯ, СОРЕВНУЯСЬ СКВОЗЬ ГОДЫ
ВЕСЁЛЫЙ ПОХОД МАЛЫШИ СОВЕРШАЮТ.
Команды встают в шеренгу и по команде , под музыку «Калинка» начинают одевать свои куклы. (каждый участник одевает только одну вещь!)
- Когда будете одевать свои куклы – проявляйте фантазию!!!
3) Дорисовать наряд куклы.
Каждой команде раздаются силуэты куклы, которые надо одеть.
Итог.
-Давайте подведём итоги. Кто же победил?
- Вы получаете подарки – заготовки матрёшек, которые мы с вами разукрасим на следующем занятии и грамоту.
- Другие команды, за участие так же получают утешительный приз – матрёшки.
- С какими же секретами сундучка вы сегодня познакомились?
- О чём мы сегодня с вами говорили? (о игрушках)
- С какими игрушками вы познакомились? (Сергиево-Посадской матрёшкой, Богородской игрушкой и куклами скелетками и Барби)
- Чему учат детей куклы? (быть заботливыми мамами и папами, наряжать и шить для них одежду).
- Как зовут первых мастеров Сергиево-Посадской матрёшки?
- Из какого дерева изготавливают богородские игрушки?
- Назовите фирменный знак богородских изделий?
- Как нужно относиться к игрушкам? (не бросать, не ломать, ремонтировать, убирать на место, дружно играть с товарищами)
И ЗАКОНЧИТЬ НАШЕ МЕРОПРИЯТИЕ ХОЧУ СЛЕДУЮЩИМИ СЛОВАМИ:
Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине.
Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать!!!
***
Наш город строился много веков,
Но можно забыть едва ли,
Что много талантливых мастеров
Игрушки здесь создавали.
(читает ученик)
МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»
Открытое районное
внеклассное мероприятие
конкурс «Самая «классная» классная»
КТД по краеведению.
Тема: «Путешествие по земле Радонежской»
Провела учитель I квалификационной категории
Тишкина Н. Ю.
1 марта 2022г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.