Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
doc
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл
03.03.2019
Цели и задачи мероприятия:
- закреплять знание правил общегражданского этикета: по культуре речи, элементарной вежливости, умению вести себя в общественных местах и в разных ситуациях, умению поддерживать беседу при общении людей друг с другом, умению управлять своими эмоциями (как отрицательными, так и положительными);
- воспитывать вежливость, учтивость, манеру поведения в обществе;
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, умение самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- формировать готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.
этикет.doc
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
закреплять знание правил общегражданского этикета: по культуре речи,
элементарной вежливости, умению вести себя в общественных местах и в разных ситуациях,
умению поддерживать беседу при общении людей друг с другом, умению управлять своими
эмоциями (как отрицательными, так и положительными);
воспитывать вежливость, учтивость, манеру поведения в обществе;
развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности, умение самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного
обсуждения;
формировать готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.
Формы и виды деятельности: интеллектуальная играпутешествие; мультимедийная
анализ и объяснение
презентация, разгадывание анаграммы, просмотр видеоролика,
этикетных ситуаций, выполнение конкурсных заданий, работа в группах.
Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран, мультимедийная презентация,
видеоролик); раздаточный материал – жетоны, листочки с записью различных ситуаций,
чистые листы бумаги, анкеты, ручки; грамоты, медали победителям. ПРОВЕДЕНИЕ: 29 сентября 2017 г.
Воспитатель – Мокшанова И.В.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
I.
1. Организация, мотивация
Здравствуйте, уважаемые старшеклассники! На экране перед вами – анаграмма.
Решив её, вы узнаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие: ИЭТТКЕ.
Этикет.
Умение знать правила этикета и применять их в общении – большое искусство и
одновременно один из секретов человеческого счастья. Известный французский писатель и
поэт Антуан де СентЭкзюпери писал: «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь
человеческого общения».
В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на
единый стержень вежливости, внимания к людям. Сегодня мы вспомним и подытожим знания
о всех проявлениях общегражданского этикета, изученных на предыдущих занятиях.
Что такое этикет?
Перечислите его виды.
Для чего нужны знания этикета?
Ответы учащихся.
2. Целеполагание
Наше занятие будет проходить в форме игры: мы отправимся в путешествие в
удивительную страну ОПЭ – Объединённые Правила Этикета. Чтобы начать игру, разделимся
на 2 команды – «Леди» и «Джентльмены» (деление на команды – по половому признаку).
Теперь обратите внимание на названия станций, которые нам предстоит сегодня
посетить во время путешествия, и сформулируйте цель нашего сегодняшнего занятия.
Ответы учащихся.
Запись цели на доске.
Как правильно приветствовать друг друга, делать комплименты, разговаривать по
телефону, вести себя в гостях и принимать друзей у себя дома этим и другим вопросам норм
поведения в обществе посвящена наша игра.
За каждый правильный ответ команде будет выдаваться жетон, а победителем игры
станет та команда, у которой окажется наибольшее количество жетонов. Итак, мы начинаем!
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Станция «Этикет приветствия»
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых
всем было бы удобно и комфортно, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно
проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя в обществе.
Начнём с приветствий.
1) Блицопрос «Как было принято приветствовать друг друга в разных странах
и в разные века?»
Капитаны команд отвечают, выбирая соответствующую картинку в
презентации. Если ответ неверный, право отвечать переходит другой команде. У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех
пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы.
Иногда для приветствия они снимают обувь.
В 1718 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры
долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку
закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.
У японцев для приветствия применяются три вида поклонов самый низкий,
средний поклон с углом 30 градусов и лёгкий с углом в 15 градусов.
Пожимание рук. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот
жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь,
пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует
слушателей.
А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по
голове и плечам.
Лапландцы трутся носами.
2) Конкурс «Ситуационная пантомима»
Сейчас конкурс пантомимы. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты,
покажет ситуацию?
Выходят 2 пары: по 1 паре от каждой команды, вытягивают вариант ситуации.
А) Ситуация 1. На улице
Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом,
напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?
Подсказка для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой.
Б) Ситуация 2. На уроке
Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик
сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?
3) Конкурс «Вы сказали «здравствуйте»…
Сейчас вам будут предложены несколько ситуаций встреч и прощания.
Задание: внимательно прослушать заданную ситуацию и правильно ответить на
вопрос, аргументируя свой ответ.
А) 1я ситуация
Вы входите в помещение. Кто должен поздороваться первым?
В этикете учитывается «неравенство», поэтому всегда молодые обязаны
первыми приветствовать старших, входящие – присутствующих, запаздывающие –
ожидающих и т.д. В гостях, в первую очередь, приветствуют хозяйку и хозяина, после них
– женщин, (сначала пожилых, затем молодых), затем – более пожилых и старших по
положению мужчин, а затем остальных гостей.
Б) 2я ситуация Вы идёте по улице и встречаете знакомых. Какие требования этикета необходимо
соблюдать при встрече?
На улице идущий молодой человек первым кланяется стоящему. Девушка первой
приветствует юношу, если она его обгоняет. Приветствуя знакомого на улице, мужчина
приподнимает шляпу или кепку (но не берет, шапочку или зимнюю шапку). Если
приветствие сопровождается рукопожатием, мужчина должен снять перчатку, а
женщина может её не снимать, поскольку перчатки являются частью дамского
туалета. Однако варежку или тёплую перчатку рекомендуется снять и женщине.
В) 3я ситуация
Молодой человек сидит. Как ему следует приветствовать входящую девушку или
старшего по возрасту человека?
Сидящий молодой человек, приветствуя женщину или старшего по возрасту и
положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц,
проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь
приподняться.
Г) 4я ситуация
Общение знакомых закончено и говорящие расходятся. Какие формулы используются
при прощании?
В конце общения используются следующие формулы: «До свидания», «Всего
доброго», «До скорой встречи», «До завтра». Все они означают окончание разговора и
прощание, хотя имеют разную смысловую окраску — пожелание, предчувствие новой
встречи, а то и вовсе сомнение в ней («Прощайте»).
2. Станция «Искусство комплимента»
1) Блицопрос
Что такое комплимент? (Похвала, выражение одобрения, восхищения внешним
видом, его манерами, удачно сказанным словом.)
Для чего произносят комплименты? (Чтобы человеку было приятно, чтобы
показать своё дружелюбное отношение, чтобы доставить удовольствие. Иногда – чтобы
поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: каждому
нравится слышать приятные слова в свой адрес.)
Какие комплименты говорят люди друг другу? (Как прекрасно ты выглядишь, как
ты правильно поступила, как хорошо сказала, подумала...)
Какими комплиментами можно награждать сильный пол? (Между мужчинами
комплименты не приняты, это неприлично. Женщины, девушки также не должны
говорить комплименты мужчинам.)
2) Конкурс комплиментов
Предлагается выйти 2 участникам по 1 от каждой команды. Задание: Сказать
комплимент, учитывая предложенную ситуацию.
Участники вытягивают листочки, зачитывают предложенные ситуации и
выполняют задания:
Ситуация 1. После летних каникул вы обратили внимание, что ваша одноклассница заметно
изменилась: загорела, повзрослела.
Ситуация 2.
Ваша мама чемто расстроена. Вы делаете ей комплимент, который мог бы поднять ей
настроение.
3. Станция «Телефонный этикет».
Просмотр 1й части видеоролика «Разговор по телефону». Анализ
Посмотрите видеоролик. Прослушав разговор по телефону, дайте ответы на вопросы:
Что не так сделал герой видеоролика?
Какие правила телефонного разговора следовало соблюдать?
Что такое культура телефонного общения?
Что нужно сделать после того, как вам ответили по телефону?
Как следует поступить, если телефон взял не тот человек, которому вы
звонили?
Как пригласить к телефону того, кому адресован звонок, если позвонили по
городскому телефону?
В какое время можно звонить по телефону?
Что такое словапаразиты и допустимо ли их употребление в речи, в том числе
и в телефонном общении?
4. Станция «Гостевой этикет»
Культурный и воспитанный человек, соблюдая приличия, будет понят и принят
обществом лучше, чем невежа. Как же вести себя в гостях?
1) Ситуационный анализ
Попробуйте поставить себя на место героев маленькой истории и подумайте, как бы
вы себя повели.
Команды вытягивают задания из предложенных и зачитывают ситуации:
Ситуация 1.
Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого
порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.
Это ваза? Нуну!
Это лампа? Нуну!
А это сушки? – спросил он, загребая в карман горсть сушек.
Ну, ладно, сказал он, я пошёл…
И ушёл.
«Для чего он, интересно, приходил? – подумал(а) я. – Ведь кроме грязных следов на
полу, он ничего не оставил».
Вопрос: Как бы вы повели себя на месте хозяина квартиры?
Ситуация 2.
Однажды я был(а) у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое
веселье! Я ко всем приставал(а), кричал(а) во всё горло разные смешные глупости, жевал(а)
конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил(а). А всем это не нравилось. И
хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется,
гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.
Вопрос: Как бы вы поступили на месте хозяина? 2) Письменная работа в группах. Задания:
А) Команде «Джентльмены» записать правила поведения в гостях;
Б) Команде «Леди» записать правила поведения хозяина, принимающего гостей.
Регламент – 5 минут, после чего группы представляют свои ответы.
Подсказка для жюри:
Если ты гость:
Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём
визите. Получив приглашение, важно придти без опозданий;
Звонить в дверь надо не более двух раз;
Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, а особенно делать
критические замечания;
Не принято с любопытством рассматривать предметы интерьера в
комнате. Категорически запрещается брать чтолибо из вещей в руки без
ведома хозяев;
Не выпытывайте, что сколько стоит и где было куплено;
Долго засиживаться в гостях неэтично, хозяева должны отдыхать.
Нетактично злоупотреблять гостеприимством культурных людей;
Вести себя в гостях нужно так, чтобы всем было комфортно, удобно и
безопасно в вашем обществе.
Если ты хозяин:
Принимать гостей следует любезно и сердечно, одновременно держать
себя просто и естественно. Если у хозяина или хозяйки плохое настроение,
постараться, чтобы гости этого не заметили;
Если гость зашёл более, чем на несколько минут, предложить ему
раздеться, причём следует помочь повесить пальто на вешалку и дать
тапочки;
При приёме хозяева не должны отдавать предпочтение комунибудь из
гостей. Особое внимание нужно уделять гостям, которые пришли
впервые;
Нужно постараться, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя
комфортно: предложить ему сесть на самое удобное место, занять гостя
беседой, пусть гость сам выберет тему для разговора. Нельзя оставлять
гостя надолго одного;
Приглашая гостей, необходимо заранее подготовить развлекательную
программу;
Если гость засиделся и не собирается уходить, а у вас неотложные дела,
вы должны найти тактичную форму, как дать ему это понять;
Заканчивая приём, хозяевам полагается проводить гостей до двери.
5. Станция «Деловой этикет». Блицтурнир
Завершается наше путешествие блицтурниром. Вам предлагается определить
название страны по некоторым национальным особенностям делового этикета. За правильный
ответ команда получает жетон. Если команда затрудняется с ответом, право ответить
передаётся другой команде.
Внимание, начали: 1) Для этой страны характерны: хороший настрой, энергичность, проявление
дружелюбия и открытости, не слишком официальная атмосфера при ведении переговоров.
Здесь ценят шутки и хорошо реагируют на них. Если вы хотите с кемто встретиться, нужно
предварительно позвонить, известить о своём приезде и ждать приглашения. Не следует
обмениваться рукопожатиями при каждой встрече. Если вас куданибудь приглашают, нужно
прибыть в точно назначенное время. Малейшее опоздание – недопустимая грубость. Эта
страна … (Америка).
2) В этой стране не уделяют особого внимания подготовке к деловым переговорам.
Одновременно здесь очень тщательно соблюдают формальности и обращают внимание на
детали. Здесь важно разбираться в титулах и званиях, а также строго соблюдать процедуру
знакомства. Ни к кому нельзя обращаться по имени, если вы не получили на то специального
разрешения. Не позволительно говорить друг другу «ты». Здесь пожимают руку весьма редко,
лишь при первом представлении. Нельзя целовать руку женщине. Считается неделикатным
публично делать комплименты типа: «У вас красивое платье» или « Эти пирожные
восхитительны». Эта страна … (Англия).
3) Главное отличие национальной манеры вести дела в этой стране – официальность,
сдержанность и соблюдение всех формальностей. Все встречи назначаются заблаговременно.
Этот народ обращает внимание на вашу пунктуальность. Когда вы говорите с представителем
этого народа или пожимаете руку, нельзя оставлять руки в кармане: это считается верхом
неуважения. Желательно называть титул того, с кем разговариваете. Если титул неизвестен,
то можно обращаться так: «Herr Doctor!». Слово «доктор» употребляется в любом случае,
независимо от специальности или профессии. Страна эта называется … (Германия).
4) Осторожность – главное, что характеризует поведение этого народа в деловых
отношениях. Они не столь церемонны, как англичане, но любят соблюдать протокол. По
сравнению с американцами, они менее свободны и самостоятельны в принятии окончательных
решений. В этой стране широко практикуется обсуждение дел за едой. Деловой обед может
длиться часа полторадва, а ужин может занять весь вечер. Деловые увеселения чаще
организуются в ресторане, а не дома. Название этой страны … (Франция).
5) Есть ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться, посещая эти
страны: все дела пять раз в день прерываются для совершения молитвы (намаза). И хотя
приезжим вовсе необязательно преклонять колени и молиться, вы должны уважать право
хозяина всё это проделать. Здесь никогда не следует заводить беседы о религии и политике. В
условленное место вы должны являться вовремя, но хозяин может задержаться. Вне
помещения принято рукопожатие. В своём же доме хозяин может приветствовать вас
поцелуем в обе щёки, и ваш долг ответить ему тем же. Что это за страны? (Мусульманские).
6) В этой стране при знакомстве принято называть полное имя и фамилию, нельзя
ограничиваться одним именем. Обращаясь к человеку, называют его фамилию и добавляют
слово «сан» (господин). Очень важно соблюдать пунктуальность. Когда приступают к
налаживанию контактов с этим народом, большое значение имеет процедура обмена
визитными карточками. Здесь очень соблюдают субординацию, крайне церемонны, протоколу
придаётся большое значение. Шутить или прикасаться к людям во время деловых
переговоров не рекомендуется. Первое приветствие – не рукопожатие, а долгий низкий
поклон. Назовите эту страну. (Япония).
7) В этой стране при ведении деловых переговоров большое внимание уделяется
внешнему виду партнёров и манере их поведения с целью определения статуса каждого из
участников. На переговорах большое значение для этого народа имеет «дух дружбы». В
национальной делегации от этой страны бывает много экспертов, что увеличивает её численность. Большое значение в этой стране придаётся выполнению достигнутых
договорённостей. В деловой жизни здесь практикуется вручение подарков, но подарки
принято дарить исключительно после завершения всех сделок. Нельзя дарить часы, поскольку
в языке этой национальности слово «часы» и «похороны» звучат похоже. Страна называется
… (Китай).
8) Эта нация характеризуется открытостью, прямотой и простотой. Она очень
космополитична. Приветствуя человека в этой стране, можно сказать и «шолом» и «хелло».
Почти все говорят поанглийски и ещё на одномдвух языках, особенно в деловых кругах.
Уже при первой встрече вам могут предложить перейти на «ты». В гости необязательно
являться с подарком, хотя сувенир для ребёнка или цветы для хозяйки будут очень кстати. К
своей внешности этот народ относится очень беззаботно. Эта страна … (Израиль).
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
Проводится анкетирование:
На занятии я работал(а)
Своей работой на занятии я
Занятие показалось для меня
На занятии я
Моё настроение
Материал занятия мне был
активно
пассивно
доволен(льна)
недоволен(льна)
долгим
коротким
устал(а)
не устал(а)
улучшилось
стало хуже
понятен
не понятен
2. Итог
1) Самооценка
Оцените свою деятельность:
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Я научилась (лся)…
Меня удивило…
Мне захотелось…
2) Оценка жюри. Награждение победителей
Команды награждаются грамотами,
самые активные обучающиеся
награждаются медалями.
3) Заключительное слово ведущего (воспитателя)
Закончилось наше путешествие в удивительную страну ОПЭ. Мы с вами вспомнили
об основных правилах приветствия и разговора по телефону, правилах поведения в гостях,
закрепили знания о том, как ходить в гости и принимать гостей у себя дома, поговорили о
национальных особенностях делового этикета. Смею надеяться, что эта игра по этикету была
вам интересна и, возможно, какието сведения оказались для вас новыми и полезными.
А пока – до свидания и до новой встречи! Используемые электронные ресурсы:
1) http://megapoisk.com/kulturapovedenijapravilaetiketa
2) https://naparah.com/predmet/etika
3) http://www.calameo.com/read/000713153b61068cb5838
4) http://www.luxemag.ru/etiquette/7893/page2.html
5) http://www.styleadvisor.ru/samorazvitie/pravilaetiketa/
6) http://www.wildmistress.ru/i_am_woman/rules_decorum/everyday_decorum/
7) https://youtu.be/SDOsKKvOUOw
Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Конспект интеллектуальной игры-путешествия на тему "Этот удивительный этикет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.