Конспект к уроку по истории на тему: " За все на свете я отвечаю головой!" (Великая Отечественная война"
Оценка 5

Конспект к уроку по истории на тему: " За все на свете я отвечаю головой!" (Великая Отечественная война"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
9 кл
24.03.2017
Конспект к уроку по истории на тему: " За все на свете я отвечаю головой!" (Великая Отечественная война"
« Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» М. Горький Урок посвящён Великой Отечественной войне. Мы будем говорить о книгах военной тематики. Вы познакомились с писателями, знавшими войну не из архивных документов. Эти писатели были на войне. На уроках истории мы с вами изучали ход В.О.войны, ее основные сражения и события Цели сегодняшнего занятия: 1. Продолжить формировать у обучающихся знания о ходе ВОВ, об основных событиях и сражениях в годы ВО войны; обобщить полученные ранее знания; формировать у молодежи такие нравственные понятия, как память о ВОВ, уважение к истории своего отечества. 2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой. Совершенствовать монологическую речь. На примере героев прочитанных книг развить интерес учащихся к проблемам нравственного выбора человека, его гражданской ответственности; развивать умения анализировать исторические события, работать с дополнительной литературой; пробуждать творческие способности обучающихся 3. Воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей страны; уметь слушать и принимать другую точку зрения; воспитывать потребности в информационной культуре Форма урока: активный семинар
конспект урока истории на тему За все на свете я отвечаю головой.docx

МАОУ СОШ 3 45г.Златоуста

Учитель истории: Фомина С.А

Тема урока: «За все на свете я отвечаю головой».

Раздел: Великая Отечественная война в истории и литературе

Эпиграф: « Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» М. Горький

Цели:

1.      Продолжить  формировать у обучающихся знания о ходе ВОВ,  об основных событиях и сражениях в годы ВО войны; обобщить полученные ранее знания; формировать у молодежи такие нравственные понятия, как память о ВОВ, уважение к истории своего отечества.

2.      Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой. Совершенствовать монологическую речь. На примере героев прочитанных книг развить интерес учащихся к проблемам нравственного выбора человека, его гражданской ответственности; развивать умения анализировать исторические события, работать с дополнительной литературой; пробуждать творческие способности обучающихся

3.      Воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей страны; уметь слушать и принимать другую точку зрения; воспитывать потребности в информационной культуре

Форма урока: активный семинар

Тип: повторительно-обобщающий

Средства обучения: презентация по теме, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Ржевско-вяземского выступа»; репродукции картин, иллюстрации ВОв, таблица «Этапы основных сражений и событий ВОв», «синквейны», выставка книг, блок-схемы содержания произведений

Оборудование: проектор, экран, компьютер, на каждом столе папка с раздаточными материалами, тексты произведений

Формы работы на уроке: КСО (коллективный способ обучения – групповая работа), индивидуальные задания, проблемные задания, фронтальная беседа.

Оформление:

Выставка книг военной тематики;

Портреты писателей: В. Быкова, В. Кондратьева и др.;

Репродукции ИЗО о войне;

Эпиграф:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том уж речь –

Речь не о том, но все же, все же, все же, все же…

А. Твардовский.

Предварительная подготовка.   Дети работают по подгруппам

Заранее учащимся были предложены для прочтения книги: В. Быков «Сотников», В. Кондратьев «Сашка»; конспекты лекций по истории повторить

 

Структура повторительно-обобщающего урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя
  3. Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера(ист, лит)
  4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости)
  5. Формулирование выводов по изученному материалу
  6. Оценка результатов урока
  7. Подведение итогов Оценочный лист
  8. Задание на дом (не всегда)

Ход урока

I.                   Оргмомент

Сообщение темы и целей урока; отметить отсутствующих; сказать об оценочных листах                                                                                                      Запись темы в тетрадь

II.                Вступительное слово учителя

Уважаемые ребята! Наш урок сегодня посвящён Великой Отечественной войне. Мы будем говорить о книгах военной тематики. Вы познакомились с писателями, знавшими войну не из архивных документов. Эти писатели были на войне. На уроках истории мы с вами изучали ход В.О.войны, ее основные сражения и события

III.             Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера

История:

Вопрос: - А что такое война?;

1.      По подгруппам составляется синквейн со словом «война», затем 1-2 зачитываются вслух

2.      Итоги, цифры о Вов – выступают заранее подготовленные учащиеся (Лена Колюпанова, Чулкова Саша)

Литература:

3. Произведения о войне (учитель)

Работа над 1-ым произведением

4. Биография Быков - Выступление учащихся (Жданова)                        Запись в тетрадь

История:

Вопрос: - А кто такие партизаны?

 5. Партизаны: сообщение (Балакина Ю.)

Литература:

6.   Просмотр видеофрагментов «Восхождение»

7.    Самостоятельная работа по эпизодам произведения (по проблемным вопросам)

IV.                Проверка выполнения работ, корректировка

8.    Устные ответы обучающихся

V.                   Формулирование выводов

9.    Выступление обучающегося по произведению Быкова «Сотников»

10.    Обобщение (обучающиеся устно отвечают – 1 чел. из подгруппы; итог - преподаватель)

 

Работа над 2-ым произведением

VI.             Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера

Литература:

1.   Кондратьев – биография (выступление обучающегося)

История:

2. Ржевско-вяземский выступ (карта на столах, рассказ учащейся)

3. Стихотворение «Я убит подо Ржевом» читает наизусть учащаяся

Литература:

4. Преподаватель рассказывает о повести В. Кондратьева «Сашка»

5. Работа над эпизодами с использованием текста книги

VII.          Проверка выполнения работ, корректировка

6. Работа над проблемными вопросами

VIII.       Формулирование выводов по изученному материалу

7.   Преподаватель литературы подытоживает, делает выводы по пройденному материалу

8.   Звучит песня В.Высоцкого « Он вчера не вернулся из боя»

IX.             Оценка результатов урока

X.                Подведение итогов. Оценочный лист.

АКТИВНЫЙ СЕМИНАР

 

Форма семинара в системе дистанционного образования. Включает такие виды деятельности, как деловая, ролевая и организационная игра, ситуативный тренинг, круглый стол, конференция, тестирование, анкетирование и др.

 

Такой же фронтовик, не ….. Кондратьев «Сашка».

Кондратьев Вячеслав Леонидович (1920 - 1993), русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Родился в Полтаве. В 1939 г. с первого курса института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года ушел на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен и награжден медалью «За отвагу». Затем после отпуска снова получил уже тяжелое ранение, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом.

В 1958 г. окончил Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем.

Все произведения Кондратьева в той или иной мере автобиографичные. В 1979 г. опубликовал первую повесть «Сашка»; в 1980 г. были напечатаны рассказ «День победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению».

21 сентября 1993 года во время тяжелой болезни покончил жизнь самоубийством.

Ржевско-вяземский выступ

С.А.  Ржевско-вяземский выступ — плацдарм, образовавшийся в обороне немецких войск в ходе наступления советских войск зимой 1941/1942 года на западном направлении. Имел размеры: до 160 км в глубину и до 200 км по фронту (у основания). Немецкое командование рассматривало этот выступ как плацдарм для наступления на Москву. Зимой 1942/1943 года здесь было сосредоточено около 2⁄3 войск группы армий «Центр», против которой действовали основные силы Калининского и Западного фронтов. Войска последнего прикрывали кратчайшее направление на Москву (от линии фронта до Москвы по прямой около 150 км). Данный плацдарм был ликвидирован в ходе Ржевско-Вяземской операции к концу марта 1943 года.

Битва за Ржев

Когда в середине лета 1942 года, дивизия Куприянова прибыла на Калининский фронт (в состав 30-й армии), Битва за Ржев уже миновала первый трагический этап и линия обороны в этом районе была достаточно стабильной.

Шёл второй этап летнего наступления на Ржевский выступ. В первых числах сентября, 215-я стрелковая дивизия получила приказ одним стрелковым полком форсировать Волгу возле дома отдыха имени Семашко (запад Ржева), с целью расширения плацдарма у села Знаменского, и наступать западнее Ржева в направлении деревень Гришино, Перхурово, Домашино. Овладев ими она должна была отрезать пути отхода ржевской группировки врага. Однако неоднократные попытки переправиться на другой берег, оказались тщетными. Бойцы или шли на дно, или возвращались в свои траншеи. Существенно расширить правобережный плацдарм не удалось. Тогда задача была изменена. Теперь бойцам было приказано пройти по левому берегу вверх и форсировать Волгу у деревень Строево и Смыково. Но и эта операция была безуспешной. Куприянов видел, как страдают от неудач его солдаты и командиры, как рвутся они в бой, и как нужно им сейчас прямое столкновение с противником, пока не истаяли силы дивизии.

И вот такой момент настал. 20 сентября 1942 года, 215-я дивизия получила приказ наступать непосредственно на Ржев. 24 сентября полки дивизии во главе со своим командиром ворвались на северо-восточную окраину Ржева. Уральцы, ярославцы и ивановцы дрались яростно и иступлённо. Бои в городских кварталах то и дело переходили в рукопашную. По рассказам очевидца (одного из жителей города), в сентябре, каждое утро слышалось мощное «Ура!».

Части 215-й дивизии очистили несколько кварталов Ржева, но дальше ни «Куприяновская», ни другие дивизии наступавшие по их следам, продвинуться не смогли. Настолько мощно был укреплён врагом каждый дом, каждый квартал.

Командующий 30-й армией приказал Куприянову закрепить завоёванные рубежи и перейти к обороне. Немцы пытались отрезать нашу городскую группировку. При поддержке танков и артиллерии, 2 октября 1942, они повели контрнаступление на всём фронте дивизии, но, встретив упорное сопративление, вынуждены были откатиться назад.

За год боёв, с зимы 1942 до зимы 1943, фронт дивизии расширился до протяжённости 18 км. 215-я заняла позиции постепенно переведённых из-под Ржева 2-й гвардейской, 375-й, 52-й стрелковых дивизий. В феврале 1943 года 215-я держала фронт на линии кирпичный завод – совхоз «Зеленькино» (северо-восточная окраина Ржева по реке Холынке).

В начале февраля 1943 года, Куприянову было присвоено звание «генерал-майор». В те времена под Ржевом это было очень редким фактом. Тем самым отмечалась его боевая и воинская доблесть, высокий профессиональный уровень командира.

2 марта 1943 года, получив приказ о наступлении, 215-я стрелковая дивизия, при поддержке сил 274-й стрелковой дивизии полковника Шульги В.П., взяв город в кольцо, решительно вошла в него с трёх направлений: от «Калининских домов» (север, въезд со стороны Калинина), от деревень Хорошево (запад) и Пестриково (юго-восток). С юга им оказывала содействие 371-я стрелковая дивизия генерал-майора Олешева Н.Н.

3 марта передовые части дивизий соединились на Советской площади (центр Ржева), Куприянов вошёл в город вместе с пехотой, город был взят.

А.Б.В повести В. Кондратьева «Сашка» развёрнута психологическая картина фронтовых будней под Ржевом. С осени 1941 года по март 1943 года здесь велись ожесточённые бои с группой немецких армий «Центр». Памятью этих изнуряющих, затяжных боёв подсказано А.Твардовскому одно из самых горьких военных стихотворений

 «Я убит подо Ржевом …»

                                             Фронт горел, не стихая,

                                              Как на теле рубец.

                                              Я убит и не знаю

                                              Наш ли Ржев наконец?

                                              … Летом, в сорок втором,

                                              Я зарыт без могилы.

                                              Всем, что было потом,

                                             Смерть меня обделила.

От «я» рассказ переходит к солдатскому «мы»:

                                              … Что недаром боролись

                                              Мы за родину-мать,

                                              Пусть не слышен наш голос,

                                              Вы должны его знать.

Я убит подо Ржевом,

             В безыменном болоте,

             В пятой роте, на левом,

             При жестоком налете.

             Я не слышал разрыва,

             Я не видел той вспышки,--

             Точно в пропасть с обрыва --

             И ни дна ни покрышки.

             И во всем этом мире,

             До конца его дней,

             Ни петлички, ни лычки

             С гимнастерки моей.

             Я -- где корни слепые

             Ищут корма во тьме;

             Я -- где с облачком пыли

             Ходит рожь на холме;

             Я -- где крик петушиный

             На заре по росе;

             Я -- где ваши машины

             Воздух рвут на шоссе;

             Где травинку к травинке

             Речка травы прядет, --

             Там, куда на поминки

             Даже мать не придет.

             Подсчитайте, живые,

             Сколько сроку назад

             Был на фронте впервые

             Назван вдруг Сталинград.

             Фронт горел, не стихая,

             Как на теле рубец.

             Я убит и не знаю,

             Наш ли Ржев наконец?

             Удержались ли наши

             Там, на Среднем Дону?..

             Этот месяц был страшен,

             Было все на кону.

             Неужели до осени

             Был за ним уже Дон

             И хотя бы колесами

             К Волге вырвался он?

             Нет, неправда. Задачи

             Той не выиграл враг!

             Нет же, нет! А иначе

             Даже мертвому -- как?

             И у мертвых, безгласных,

             Есть отрада одна:

             Мы за родину пали,

             Но она -- спасена.

             Наши очи померкли,

             Пламень сердца погас,

             На земле на поверке

             Выкликают не нас.

             Нам свои боевые

             Не носить ордена.

             Вам -- все это, живые.

             Нам -- отрада одна:

             Что недаром боролись

             Мы за родину-мать.

             Пусть не слышен наш голос, --

             Вы должны его знать.

             Вы должны были, братья,

             Устоять, как стена,

             Ибо мертвых проклятье --

             Эта кара страшна.

             Это грозное право

             Нам навеки дано, --

             И за нами оно --

             Это горькое право.

             Летом, в сорок втором,

             Я зарыт без могилы.

             Всем, что было потом,

             Смерть меня обделила.

             Всем, что, может, давно

             Вам привычно и ясно,

             Но да будет оно

             С нашей верой согласно.

             Братья, может быть, вы

             И не Дон потеряли,

             И в тылу у Москвы

             За нее умирали.

             И в заволжской дали

             Спешно рыли окопы,

             И с боями дошли

             До предела Европы.

             Нам достаточно знать,

             Что была, несомненно,

             Та последняя пядь

             На дороге военной.

             Та последняя пядь,

             Что уж если оставить,

             То шагнувшую вспять

             Ногу некуда ставить.

             Та черта глубины,

             За которой вставало

             Из-за вашей спины

             Пламя кузниц Урала.

             И врага обратили

             Вы на запад, назад.

             Может быть, побратимы,

             И Смоленск уже взят?

             И врага вы громите

             На ином рубеже,

             Может быть, вы к границе

             Подступили уже!

             Может быть... Да исполнится

             Слово клятвы святой! --

             Ведь Берлин, если помните,

             Назван был под Москвой.

             Братья, ныне поправшие

             Крепость вражьей земли,

             Если б мертвые, павшие

             Хоть бы плакать могли!

             Если б залпы победные

             Нас, немых и глухих,

             Нас, что вечности преданы,

             Воскрешали на миг, --

             О, товарищи верные,

             Лишь тогда б на воине

             Ваше счастье безмерное

             Вы постигли вполне.

             В нем, том счастье, бесспорная

             Наша кровная часть,

             Наша, смертью оборванная,

             Вера, ненависть, страсть.

             Наше все! Не слукавили

             Мы в суровой борьбе,

             Все отдав, не оставили

             Ничего при себе.

             Все на вас перечислено

             Навсегда, не на срок.

             И живым не в упрек

             Этот голос ваш мыслимый.

             Братья, в этой войне

             Мы различья не знали:

             Те, что живы, что пали, --

             Были мы наравне.

             И никто перед нами

             Из живых не в долгу,

             Кто из рук наших знамя

             Подхватил на бегу,

             Чтоб за дело святое,

             За Советскую власть

             Так же, может быть, точно

             Шагом дальше упасть.

             Я убит подо Ржевом,

             Тот еще под Москвой.

             Где-то, воины, где вы,

             Кто остался живой?

             В городах миллионных,

             В селах, дома в семье?

             В боевых гарнизонах

             На не нашей земле?

             Ах, своя ли. чужая,

             Вся в цветах иль в снегу...

             Я вам жизнь завещаю, --

             Что я больше могу?

             Завещаю в той жизни

             Вам счастливыми быть

             И родимой отчизне

             С честью дальше служить.

             Горевать -- горделиво,

             Не клонясь головой,

             Ликовать -- не хвастливо

             В час победы самой.

             И беречь ее свято,

             Братья, счастье свое --

             В память воина-брата,

             Что погиб за нее.

Двадцатилетний Сашка воюет под Ржевом. Остался ли он в живых, как далеко прошёл дорогами войны, чем отличился, мы так и не узнали. Сашка переживал свою первую любовь к медсестре, приводил своего первого пленного, отправлялся на нейтральную полосу за валенками для командира, которые присмотрел ещё в бою «местного значения» на мёртвом немце.

  В грязи, холоде и голоде, в дни, когда мало кто из стоявших на одном рубеже с ним мечтал или надеялся дожить до победы, Сашка по совести решает поставленные перед ним жизнью нравственные проблемы и выходит из испытаний возмужавшим и духовно окрепшим.

 

Повесть «Сашка».

Эта повесть была написана после войны. Но в жизни Кондратьева все-таки был толчок, который спустя десятилетия после войны вернул его к событиям фронтовой молодости в лесах и болотах под Ржевом. Он еще не писатель, когда, бросил все дела, едет, потом по грязи и слякоти шагает до той станции, где началась для него война, и оказалось, что он узнает и лес, и овраг, и ручей, а на каждом шагу попадались ему стреляные гильзы, заржавленные каски, цинковые ящики из под патронов.… Именно здесь родился сюжет повести «Сашка», которая сразу же выдвинула Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения.

Война Кондратьева – это обыденная, страшная, святая и грешная, полная боли и памяти, правда, солдатской жизни. Это Овсянниковский овраг, где воюют лейтенант и его рота – шестнадцать человек. В коротком бою Сашка, главный герой повести, захватил немца, но не испытал особого торжества – устал очень. Вот с этого и начинается такая негероическая война в повести Кондратьева. Несколько дней фронтовой жизни. Быт войны, тяжелый быт, в котором нет ни прошлого, ни будущего, одно только настоящее: пережить утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой пшенки. Сашка и его товарищи обвыклись в этом быту, насколько силы позволяют. «Жить можно», - задумчиво говорит один. Есть в этой повести слово, которое объясняет все: надо. Надо жить и воевать. Сашка далек от того героя, который не дрогнув героическим лицом, героически действует, подбивает танки, сжигает мосты… Он и немцев-то раньше других заметит не потому, что горит желанием биться с коварным врагом не щадя себя день и ночь, а потом, что впереди роты, на ничейную землю полез за валенками – очень уж хороши были валенки на убитом немце!

Но это «надо», по которому живет Сашка, не заставляет его в себе что-то преодолевать, разве что усталость.

Читая повесть, иногда думаешь, зачем писатель дотошно выписывает убогий быт войны («С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшенки на двоих – и будь здоров. Распутица.», «В общем, лежа снять с трупа валенки не получалось, пришлось на колени привстать, но тоже не выходит, тянется весь фриц за своим валенком, ну что делать?», голод, о том, как перед атакой лопатку саперную за ремень засовывали только бы не в живот пуля!), и понимаешь, что эта правда быта выводит к главной истине, ради которой живет наша литература, - к правде человека, решившегося остаться человеком даже в этой страшной войне.

Герой Сашка – обычный узнаваемый человек, да и имя у него свойское. Мы не узнаем никогда его фамилию, потому что он один из тех безвестных рядовых войны. Его день прост и ясен. Вечером вышел на пост, на рассвете увидел немцев, успел своих предупредить, в бой ввязался, пленного взял, отвел в штаб, получил приказ расстрелять и не выполнил его… и все это в один день.

А потом своего пленного поведет Сашка к комбату, и они вместе сядут перекурить, и окажется немец «вроде бы Сашкин одногодок, лет 20 – 22». Произойдет что-то странное: немец из фашиста на этой недлинной дороге превратится в человека. И позже, когда Сашка получит приказ «Немца в расход», он попытается что-то исправить, объяснить, потому что за эти два месяца на войне, он знает, что такое жизнь человека. «Мы не фашисты», - скажет он ординарцу Толяну. Толян живет просто, свой принцип он уже высказал Сашка: «Наше дело телячье». А Сашка не хочет быть теленком, ему нужно остаться человеком!

Он ходил в атаки, часто безнадежные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападение немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда он не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком. Это не слабость – это сила Сашкиной души. Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духов нее. Чище. (1942г.Под Ржевом)

Обсуждение:

Какие эпизоды вас наиболее заинтересовали?

В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и боец? Почти все отметили эпизод, как Сашка полез, чтобы снять с убитого немца валенки. «Для себя ни за чтобы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались…»; эпизод «И подумал: коли живой останется, то из него, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым» - история с пленным немцем; эпизод в лесу с тяжело раненым.

Какие нравственные проблемы решает писатель? Повесть о страшной войне, на которой человек сохраняется человеком. Бесчеловечная война так и не смогла обесчеловечить Сашку. «Ну, Сашок… Ты человек…» - говорит Сашке лейтенант Володька. А Сашка докажет совсем просто: «Люди же мы, а не фашисты».

Заключительное слово учителя.

Да, современная проза – это история личности, волею обстоятельств, которое всегда сильнее тебя, заброшена в бесконечную кровь и смерть. Человек в современном мире ощущает себя не частью целого, а отдельным, с другим разобщенным миром. Может быть, именно поэтому литература о войне стала теперь иной, непривычной, не традиционной.

Но все-таки главное, наверное, в русской литературе – ее обращенность к человеку страдавшему, убежденность, что страдание и сострадание – это и есть путь к постижению истины. В современной литературе о войне страдания есть, осталось обрести сострадание.

Я надеюсь, что мы заинтересовали вас современной прозой, тема которой война, человека на войне, роль и значение его нравственного выбора, который определяет его поведение, жизнь.

Все меньше людей остается, которые пережили войну. Обязанность молодых – хранить память о них, изучать историю своих прадедов, историю своего Отечества. И, видимо, прислушаться к голосу писателей, всмотреться в жизнь их героев, войти в мир их чувств, раздумий, постараться постичь особенности человеческих характеров, взаимоотношений людей, отношение человека к миру. Определяя свое нравственное поведение – быть всегда человеком!

Литература: Быков, В. «Сотников». М; «Просвещение», 1984 г./  Воробьев, К. «Убиты под Москвой». М; «Художественная литература», 2000 г./  Кондратьев, В. «Сашка». М; «Просвещение», 2002 г./   Ходякова, И. «Великая Отечественная война в произведениях русской литературы ХХ века», «Литература в школе» № 4,5/ 2004г.

 

   После чтения таких произведений невольно задумываешься вновь о характере советского воина, о поведении его на войне.

Сашка добывает валенки для ротного; раненный Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненному; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстреливать; встреча с Зиной; Сашка выручает Лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другими людьми.

 

К.Симонов писал в предисловии к “Сашке” В.Кондратьева: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдат”.

 

Писательский взгляд движется не от события к событию, а скорее, сосредоточен на том, что заполняет обычные дни между событиями.


 

 

 

Каким вы видите главного героя – Сашку. Время повести – ранняя весна 1942 года, место – под Ржевом, где идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут, все Сашка да Сашка, так он молод, уже два месяца находится на ”передке”.

Сашка захватит “языка”, будет ранен, откажется расстреливать пленного, утешит тяжело раненного солдата и приведет к нему санитаров, спасет от трибунала горячего лейтенанта Володьку.   Эта нехитрая фабула повести, однако, дала возможность автору показать удивительный характер советского солдата и создать произведение глубоко идейно- художественного содержания. Автору удалось создать обаятельный образ человека, воплотившего лучшие человеческие качества. Ум, смекалка, нравственная определенность героя проявляются так непосредственно, открыто, что сразу вызывают к нему доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Об этом свидетельствует эпизод пленения немца. Он постоянно в действии, в движении, многое видит вокруг себя, думает, размышляет. В Сашке Кондратьева воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия: мужество, ум, бодрость духа в самых критических положениях, выносливость, трудолюбие, гуманизм и глубочайшая вера в победу.  Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – все это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени.

 

 

 

3.      Какие нравственные проблемы решает писатель?  Один из главных эпизодов повести – отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ – не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: “Люди же мы, а не фашисты…” В этом он непоколебим. Простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности.

 

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.    Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. “Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании”. И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. “И отвернул глаза капитан”, отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит, будто впервые и “церкву разрушенную”, и “синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо” и думает: “коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным…”«История Сашки -   это история человека, показавшегося в самое трудное  время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождается у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты.

 

 

 


 

 

Очень хорошо передал атмосферу войны знаменитый белорусский писатель Василь Быков.

 

В.Быков начал войну семнадцатилетним юношей. После окончания Саратовского пехотного училища он воевал командиром взвода. Приходилось и наступать, и отступать, и обороняться, окружать и выходить из окружения. В 1944г. Семья получила извещение, что командир взвода В. Быков погиб смертью храбрых в бою. Но взводный выжил и воевал дальше в Румынии, Венгрии, Австрии, был награжден. 19 июня 1945 года ему исполнился 21 год.

 

Спустя годы В. Быков снова вернулся на войну, чтобы увидеть её, как прежде – в упор: вокруг себя и в своем герое. Чтобы услышать тяжелое дыхание человека, бегущего рядом вверх по склону высоты в атаку, склониться над молодым лейтенантом, умирающим в одиночестве посреди голого поля, увидеть звезды в небе со дна окопа… . Он предпочел остаться на войне во имя тех, кого уже давно нет, но кто продолжает жить в памяти солдата, в памяти народа.

 

Среди произведений о войне книги Быкова занимают особое место. Свою точку зрения на этот вопрос он высказал в статье «Живая память поколений». В ней он писал: «Сороковые годы дали нашей литературе ряд замечательных образов героев: мы привыкли за много лет к мужественному неунывающему рядовому В. Теркину, к несгибаемому в своем священном стремлении стать в строй бойцов Мересьеву, к мужественным разведчикам Э. Казакевича.» Однако « правда о войне, о подвиге народа была высказана далеко не вся.» Эту неполноту можно было как-то понять, оправдать(писатели «шли по горячим следам событий», не имели ни времени, ни возможностей для осмысления всех проявлений войны), но согласиться, примириться с нею – значило бы для Быкова изменить своему опыту, памяти, совести. Все изменилось, когда вернулись с войны и получили образования ее рядовые участники. Среди них был и Василий Быков, будущий писатель.

 

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удалось с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Этот герой не содержал ни чего, что отделяло бы его от других, обозначало бы его превосходство. Он сознавал себя частицей защищающегося народа. Война представала тягчайшим бременем, общей бедой и несчастьем, страшным ударом по всему нормальному и человеческому, и этот удар нужно было отразить. Но сделать это очень трудно, и потому в повестях Быкова так велика тяжесть войны. И тем дороже выдвинутый этой прозой герой – человек, не убирающий плеча из-под общей ноши, не отворачивающий лица от правды, человек, выстаивающий до конца. 


 

 

 

   


 

МАОУ СОШ 3 45г.Златоуста Учитель истории :

МАОУ СОШ 3 45г.Златоуста Учитель истории :

Уважаемые ребята! Наш урок сегодня посвящён

Уважаемые ребята! Наш урок сегодня посвящён

В 1958 г. окончил Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем

В 1958 г. окончил Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем

А.Б. В повести В. Кондратьева «Сашка» развёрнута психологическая картина фронтовых будней под

А.Б. В повести В. Кондратьева «Сашка» развёрнута психологическая картина фронтовых будней под

И хотя бы колесами

И хотя бы колесами

Из-за вашей спины

Из-за вашей спины

В боевых гарнизонах

В боевых гарнизонах

Герой Сашка – обычный узнаваемый человек, да и имя у него свойское

Герой Сашка – обычный узнаваемый человек, да и имя у него свойское

К.Симонов писал в предисловии к “Сашке”

К.Симонов писал в предисловии к “Сашке”

Каким вы видите главного героя –

Каким вы видите главного героя –

Очень хорошо передал атмосферу войны знаменитый белорусский писатель

Очень хорошо передал атмосферу войны знаменитый белорусский писатель

Конспект к уроку по истории на тему: " За все на свете я отвечаю головой!" (Великая Отечественная война"

Конспект к уроку по истории на тему: " За все на свете я отвечаю головой!" (Великая Отечественная война"

Конспект к уроку по истории на тему: " За все на свете я отвечаю головой!" (Великая Отечественная война"

Конспект к уроку по истории на тему: " За все на свете я отвечаю головой!" (Великая Отечественная война"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017