Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".
Оценка 4.6

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
классное руководство
6 кл
04.03.2018
Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".
Классный час в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина" был проведен в ОГБОУ "Рязанская школа-интернат" для детей с интеллектуальной недостаточностью с разной степенью наличия дефекта (от задержки психического развития до более сложных диагнозов интеллектуальной недостаточности). Многие дети в классе имеют также и инвалидность по другим заболеваниям.
Конспект.docx
Православные традиции.  Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве  С.А. Есенина.  Классный час в 6 классе Подготовила и провела  Мукомолова С.Н. 2016 год Цели:  ­ формировать общечеловеческие духовные ценности на примере знакомства  с традиционным православным праздником Пасхи и его отражением в  творчестве С.А. Есенина; ­ расширить знания учащихся о православных традициях русского народа.  Задачи: образовательные: ­ познакомить учащихся с историей и традициями праздника Пасха; ­ познакомить учащихся со стихами С.А. Есенина о Пасхе и изображением в  них православных традиций; ­ закрепить знания о традиционном празднике Пасха через игровые формы и  конструирование пасхального яйца; воспитательные: ­ сформировать     позитивное     отношение    к    христианским    нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа; ­ побуждать детей к изучению духовного опыта народа; ­ воспитывать бережное отношение к его культурному наследию; ­ воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный              подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей; ­ укрепление   дружеских   и   творческих   контактов   между учениками; ­ формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности; коррекционно­развивающие:  ­ формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем  ответа на вопросы, предусматривающих необходимость анализа, сравнения и  обобщения; ­ активизация устной, опосредованной речи, умения использовать в речи  различные части речи; ­ развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение  индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности; ­ формирование навыков самостоятельной работы по инструкции; ­  развитие мелкой моторики рук путем аппликации;  оздоровительная: ­ рациональная организация классного часа с позиций здоровьесбережения,  предупреждение утомляемости. Оборудование: презентации, экран, проектор, пасхальные яйца, оформленные различными способами, деревянные ложки. Ход классного часа   " Не умирают обычаи, которым  определено быть вечными…"  Н.В.Гоголь Классный руководитель.  Говорят, что Пасху раньше  Отмечала вся страна.  На качелях сидя, дружно  Улыбалась детвора.  Молодёжь теперь не знает,  Как же Пасху отмечать:  Яйца красить, кулич стряпать  И гостей к столу встречать.  Заглянули в старину мы­  Будто дождь омыл сердца.  И сегодня мы узнаем,  Как же было всё тогда. Классный руководитель.  Душе человеческой нужен праздник! Это необходимо для высвобождения её для   добра,   простых   радостей   бытия.   И   мы   с   любопытством   и   любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков. ­ Любите ли вы праздники? ­ Какие праздники вы знаете? ­ Какие из них отмечаются весной? ­ Ребята! Представьте себе такую картину. Весна, апрель. За окном уже стаял снег,   в   доме   вкусно   пахнет   сдобным   тестом   для   куличей,   и   на   столе   в широком  блюде  зеленеет  проросший  овёс,  а в него  уложены  разноцветные яички. ­ Какого праздника это приметы? ­ Приближается самый большой праздник христиан ­ Пасха. Это самый великий,  самый светлый и самый любимый праздник. Это праздник радости, любви,  доброты и справедливости. В день Святой Пасхи христиане вспоминают и славят  Воскресение Иисуса Христа. Православные   называют   этот   день   «праздником   праздников», «торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года.   В   дословном   переводе   на   русский   язык   слово   «пасха»   означает «переход».   Это   воскресение   (переход)   из   мёртвых   Иисуса   Христа,   это переход от тьмы к свету, это победа добра над злом. Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других ветвей христианства. Похожие праздники есть и в других религиях. Пасхе предшествует Великий пост, который длится 48 дней. Пост ­ это время молитвы и покаяния, когда каждый должен испросить у Господа прощение своих грехов. Во время поста происходит духовная и телесная подготовка к Великому Воскресению Пасхальные обычаи и традиции. Празднование Пасхи. Накануне Пасхи задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм, чтобы присутствовать на церковной службе, увидеть крестный   ход,   услышать   церковное   пение.   Во   время   службы   священники несколько   раз   произносят   слова   «Христос   воскресе»,   на   что   все   верующие отвечают: «Воистину воскресе». Все наполнено радостью, все озаряется светом и теплом зажженных свечей. Колокольный звон.  В течение Пасхальной недели во всех храмах разрешается любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение.  (прослушивание Пасхального звона колоколов)   Пасхальный благовест  Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздается Голос по лесам. Скрылась за рекою, Бледная луна, Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон, Где­то за дорогой Замирает звон. (С. Есенин) ­ Это стихотворение написал Сергей Есенин в 1914 году.      Любовь к народным традициям, к русскому фольклору неразрывно связана  с нравственными идеалами поэта — любовью к родине, к простому народу, с  понятием о чести, достоинстве, долге.       Так же, как и в народном творчестве, в лирике Есенина часто встречаются  религиозные образы. Причем эти образы никогда не выступают сами по себе.  Они — часть того традиционного крестьянского уклада жизни, к которому  привык и сам автор, и его лирический герой. "Троицыно утро, утренний  канон" — это так знакомо и дорого с детства. Именно поэтому религиозный  образы естественно и органично становятся метафорами пейзажа:  "вызванивают в четки ивы, кроткие монашки". Русские хаты с православными  иконами, небесная синь — неизменно присутствуют в поэзии Сергея Есенина.  Поэт тонко вплетает их в картины сельских гуляний, в описание  установленных веками народных традиций.       Именно в религии, в песнях, в церковных праздниках Есенин видел  отражение самой русской души. Традиции и обряды, передававшиеся из  поколения в поколение, были для него воплощением истории и жизни родного народа.      А образ русской деревни часто становится для автора воплощением  настоящего рая на земле. Православные образы в лирике Есенина органично  переплетаются с языческой славянской мифологией и фольклорными  началами. И это вполне естественно, поскольку и сама народная лирика —  обрядовые песнопения, частушки, лирические песни — несла на себе  отпечаток этой славянской языческой мифологии.       И точно так же, как в поэзии Сергея Есенина, в народных песнях с  переходом к христианству часто можно встретить сочетание языческих и  православных образов. Потому таким естественным и знакомым кажется нам  соседство пасхального благовеста, "кроткого Спаса" с "чародейным  теремом", так близки нам как образы гадающих красавиц, так и образы  девушек, пускающих венки по воде.       К какому стихотворению поэта ни обратишься, в каждом можно увидеть  отголоски народных мотивов.  Чары В цветах любви весна­царевна По роще косы расплела, И с хором птичьего молебна Поют ей гимн колокола. Пьяна под чарами веселья, Она, как дым, скользит в лесах, И золотое ожерелье Блестит в косматых волосах. А вслед ей пьяная русалка Росою плещет на луну. И я, как страстная фиалка, Хочу любить, любить весну.       Благодаря сравнениям, метафорам, иносказаниям, символичным  цветообозначениям, произведения Есенина напоминают нам любимые с  детства народные песни и сказки.       Все эти цветообозначения символичны: желтый— цвет солнца, славы,  богатства, осени.       Древнейшее значение красного цвета — красота, любовь, полнота жизни.  Этим символом передается отношение автора к происходящему, душа его  переполняется любовью к миру.       Голубой и синий — это любимые есенинские цвета. Они символизируют  чистоту. В христианской культуре эти цвета ассоциируются с вечной  божественной истиной.       Зеленый цвет — это цвет травы и листьев. Он символизирует юность,  обновление, надежду.       Цветовые эпитеты органично вплетены у Есенина в ткань произведения. С  помощью цветописи он создает пластические зрительные образы, которые,  приобретая символическое значение, несут дополнительную смысловую  нагрузку.       ­ Что ещё напоминают вам эти цвета? (Цветные яйца на Пасху).      Данью фольклорной традиции в лирике Есенина являются также аналогии,  проводимые между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и  черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия,  предметы деревенского быта, явления природы.      Ярко выраженная приверженность фольклорным традициям делает Сергея  Есенина по­настоящему народным поэтом, произведения которого были и  остаются близкими и понятными миллионам людей многих поколений.   ­ Пасха – один из любимых и главных праздников, символизирующих победу  жизни над смертью, а света над тьмой. Это был один из любимых праздников С. Есенина. И на родине поэта, в Константинове, в светлое Христово  Воскресенье ходили друг к другу в гости, дарили яйца и куличи. ­ Ребята, вспомните, как мы приветствуем друг друга в день Пасхи? (Христос  Воскрес). ­ А отвечаем на приветствие? (Воистину Воскрес!) Пасхальные обычаи. Качели. В старину невозможно было представить  празднование Пасхи без качелей. На Пасху на Руси всегда устанавливали  качели разного устройства. Качели – это и традиционное развлечение, и ворожба. Парни раскачивали  качели. Считалось, что чем выше взлетали девушки на качелях, тем выше  поднимутся хлеба в поле. Народные гуляния продолжались всю неделю. Традиционно на Руси утраивали Пасхальные игры: стучалки (битки), покатушки, яйцо на ложке. Играли в  битки: бились острыми или тупыми концами яиц. Чье окажется крепче –  победитель! Любил на Пасху и маленький Серёжа Есенин «чокаться» яйцами,  ударяя тупым концом крашеного яйца яйцо соперника. Среди малышей  особенно популярна была игра «Покатушки». Яйца скатывают с горки или с  наклонной поверхности, у кого яйцо дальше укатится – тот и победил.  Давайте и мы с вами поиграем. Проведение игры «Яйцо на ложке». Правила игры: участники кладут «яйцо» на деревянные ложки, а ручку ложки  зажимают зубами. Нужно добежать до финиша, держа руки за спиной, а ложку в зубах, и не выронить «яйцо» из ложки. Кто это сделал первым – тот и  победил. Пасхальные угощения.        Кулич  – праздничный хлеб, символ страданий Господа. Он должен быть высоким, округлой формы.        Творожную пасху  обычно украшают свечками, пророщенными зернами и буквами «ХВ». В некоторых деревнях до сих пор украшают деревья.         Яйцо   пасхальное  ­   это   символ   таинства   воскресения,   вечной   жизни,   а окрашенное в красный цвет (кровь Христа) ­ возрождение людей. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета ­ это уже крапанка.     Яйца освящают в церкви, затем дарят друг другу, несут на могилы умерших родственников.   Происхождение   этих   обычаев   по   церковному   преданию: связано с именем Марии Магдалины, которая явилась к императору Тиберию в Рим и, поднеся ему в дар красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!», а потом начала проповедовать о вознесении Христовом.            Еще   были   писанки   ­   яйца,   раскрашенные   от   руки   сюжетными   или орнаментальными   узорами.  Яйцо   символизирует   возрождение   рода человеческого, а окрашенное в красный цвет, знаменует наше возрождение ценою крови Иисуса Христа.  Классный   руководитель.  С   Пасхой   традиционно   связано   большое количество   народных   поверий,   примет,   обрядов.   На   Руси   особо   почитали пасхальные   яйца,   поэтому   именно   с   пасхальными   яйцами   связано   больше всего народных примет. Ученик   1.   Воду,   в   которой   варили   пасхальные   яйца,   не   выливали,   а   ей умывались   девушки   и   молодые   женщины,   чтобы   сохранить   красивый   цвет лица. Ученик 2. Считалось, что пасхальное яйцо, зарытое на огороде или на поле, обеспечит плодородие и богатый урожай. Ученик 3. Яйцо, спрятанное в хлеву, спасет от болезней скот, увеличит надои молока. Ученик   4.  «Дорого   яичко   к   Христову   дню»   ­   так   говорят,   когда   хотят подчеркнуть, что всякому делу есть свой срок. Классный руководитель: Сложились приметы, связанные с погодой. *На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету. *На Пасху дождь – к урожаю. *На второй день ясная погода ­ лето будет сухое. Классный руководитель:  Существовало у народа и такое поверье: первое крашеное   яйцо,   полученное   на   Пасху   в   подарок,   хранит   от   пожара.   У пасхальных   яиц   символична   даже   раскраска:   красный   цвет   символизирует радость о Воскресении Спасителя и напоминает о пролитой крови за людей. Классный руководитель. В расписывании и украшении яиц тоже есть  символы. Символы: Солнце – символ света и жизни. Крест – символ Вселенной. Треугольник – символ огня, бессмертия. Ветка – символ вечной жизни. Цвета: Красный – цвет радости, жизни, любви. Желтый – посвящается солнцу, луне, звездам. Зеленый – символизирует весну, природу. Сочетание красного и белого – благодарение Бога за защиту от зла. Коричневый – плодородие земли. ­   Используя   эти   символы,   вы   сейчас   «раскрасите»   пасхальные   яйца. Объявляется конкурс на самое красивое яйцо. Дети выполняют аппликацию на бумажных заготовках яиц. Выставка работ. Классный руководитель. ­   Мы   видим,   что   традиции   русского   народа   сохраняются   и   в   русской литературе,   в   творчестве   нашего   земляка,   известного   русского   поэта   С.А. Есенина, и в жизни. Зависит от нас, будут ли сохраняться эти традиции и в будущем. То, что складывалось веками, должно быть сохранено и нами. ­ Для своих близких из деревянных заготовок вы сделаете красивые и долговечные  пасхальные яйца, используя подручные средства и свою фантазию.

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".

Конспект классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018