Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01
Оценка 4.9

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Оценка 4.9
Лекции
docx
информатика
Взрослым
20.01.2018
Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01
Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" разработан для использования в учреждениях среднего профессионального образования для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение на основании ФГОС третьего поколения. Данные материалы предназначены для обеспечения лекционных занятий. Материалы охватывают все темы дисциплины "Информатика" и могут использоваться в качестве конспекта лекций.
Лекции Информатика 034702 ДОУ.docx
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ­ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования «Санкт­Петербургский технический колледж управления и коммерции»  Конспект лекций ЕН.02 «Информатика» код и наименование дисциплины 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» Код и  наименование специальности  Специалист по документационному  обеспечению управления, архивист                                               Квалификация  выпускника 2 Санкт­Петербург   2013г. Рассмотрен и одобрен  предметной (цикловой) комиссией математических и общих естественно­научных  дисциплин  Протокол № __ от «__»________ 20__г. Председатель  ____________________  Е.В.Фролова Авторы: Е.Л.Куприянова, преподаватель информатики ГБОУ СПО «СПб ТКУиК» 3 Оглавление АННОТАЦИЯ...............................................................................................................4 Раздел 1. Автоматизированная обработка информации.......................................6 Тема 1.1. Информация. Представление информации........................................6 Тема 1.2. Информационные системы и технологии.........................................13 Тема 1.3. Автоматизированные системы...........................................................30 Раздел 2. Компьютер и программное обеспечение.............................................44 Тема 2.1. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем..................................................................................................................44 Тема 2.2. Программное обеспечение вычислительной техники......................55 Тема 2.3. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации.........................................................................................................56 Раздел 3. Системное программное обеспечение.................................................59 Тема 3.1. Операционные системы и оболочки..................................................59 Тема 3.2. Защита информации от несанкционированного доступа................76 Тема 3.3. Антивирусные средства защиты информации..................................78 Раздел 4. Компьютерные сети...............................................................................82 Тема 4.1. Локальные и глобальные вычислительные сети..............................82 Тема 4.2. Сетевые технологии обработки информации. Информационно- поисковые системы.............................................................................................82 Раздел 5. Системное программное обеспечение.................................................91 Тема 5.1. Текстовый процессор..........................................................................91 Тема 5.2. Табличный процессор.......................................................................101 Тема 5.3. Система управления базой данных.................................................111 Тема 5.4. Электронные презентации...............................................................117 Тема 5.5. Графический редактор.....................................................................118 4 АННОТАЦИЯ 1.      Область применения  Конспект лекций предназначен для изучения учебной дисциплины «Информатика», являющейся   частью   основной   профессиональной   образовательной   программы   по специальности   СПО   034702   «Документационное   обеспечение   управления   и архивоведение», составленной на основании ФГОС третьего поколения. 2.       Место   учебной   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: Дисциплина   ЕН.02   «Информатика»  относится   к   математическому   и   общему естественнонаучному циклу дисциплин.   3.      Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  работать   с   современными   операционными   системами,   текстовыми   редакторами, табличными   процессорами,   системами   управления   базами   данных,   программами подготовки   презентаций,   информационно­поисковыми   системами   и   пользоваться возможностями глобальной сети Интернет; профессионально осуществлять набор текстов на персональном компьютере.    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: технические средства и программное обеспечение персональных компьютеров; теоретические   основы   современных   информационных   технологий   общего   и специализированного назначения; русскую и латинскую клавиатуру персонального компьютера;   правила оформления документов на персональном компьютере. 4.  Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   рабочей   программы   учебной дисциплины (по ФГОС): Максимальная учебная нагрузка обучающегося___97____часов, в том числе: ­ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __64___ часов; ­ самостоятельной работы обучающегося __33__ часа. Объем учебной дисциплины и вид учебной работы. Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные работы      контрольные работы Самостоятельная работа студента (всего) в том числе: 97 64 34 5 33 Подготовка рефератов Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 12 5 6 РАЗДЕЛ 1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Тема 1.1. Информация. Представление информации  Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами  преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой  применения. ИЗМЕРЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах,  свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности,  неполноты знаний. Данные – не используемая хранящаяся информация, представленная в форме, пригодной  для постоянного хранения, передачи и (автоматизированной) обработки. Автоматизированная обработка данных – это обработка данных, выполняемая в основном  средствами вычислительной техники ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ по форме представления по общественному значению по способам восприятия визуальная  текстовая аудиальная тактильная числовая графическая  обонятельная вкусовая звуковая  Чаще всего используется  комбинированная форма  представления  информации. массовая  специальная  личная   обыденная  общественно­  политическая    эстетическая  научная        производственная  техническая  управленческая знания, умения  прогнозы, планы  чувства, интуиция СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ 7 1. Объективность информации. Информация объективна, если она не зависит от чьего  либо мнения, суждения.  2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное  положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация  может быть как объективной, так и субъективной. 3. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для  понимания и принятия решения.  4. Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для  настоящего времени.  5. Полезность или бесполезность (ценность) информации. Самая ценная для нас  информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. 6. Понятность. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для  получателя. ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ За единицу количества информации принято такое количество информации, которое  содержит сообщение уменьшающее неопределенность знания в два раза. Такая единица  названа бит. Следующей по величине единицей является байт. Компьютер оперирует числами не в  десятичной, а в двоичной системе счисления, поэтому в кратных единицах измерения  количества информации используется коэффициент 2n: 1 байт =23 бит = 8 бит 1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт 1 Мбайт = 210 Кбайт= 1024 Кбайт 1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт Информация и языки. Информация хранится, передается, обрабатывается в символьной  (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в разной форме, с  помощью различных знаковых систем. Язык – это определенная знаковая система представления информации. 8 Существуют естественные (разговорные) языки и формальные языки. Естественные языки  носят национальный характер. Формальные языки чаще всего относятся к специальной  области человеческой деятельности. Примеры формальных языков: язык музыки (нотная  грамота), язык математики (цифры и математические знаки) и др. В некоторых случаях  разговорную речь может заменять язык мимики и жестов, язык специальных знаков  (например, дорожные знаки). Одно и то же сообщение можно закодировать разными способами, т.е. выразить на разных  языках. В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число  языков. К ним относятся:  разговорные языки (русский, английский, хинди и др. – всего более 2000);       язык мимики и жестов;  язык рисунков и чертежей;  язык науки (математические, химические, биологические и другие символы);  язык искусства (музыки, живописи, скульптуры и т. д.);  специальные языки (эсперанто, морской семафор, азбука Морзе, азбука Брайля для  слепых и др.).  В специальных языках особо выделим языки программирования. Программирование –  кодирование информации на языке, “понятном” компьютеру. Итак, одну и ту же информацию мы можем выразить разными способами. Например, каким образом вы можете сообщить об опасности?  Если на вас напали, вы можете просто крикнуть: Караул!!” (англичанин  крикнет “Неlр me!”).   Если прибор находится под высоким напряжением, то требуется оставить  предупреждающий знак (рисунок).   На оживленном перекрестке регулировщик помогает избежать аварии с  помощью жестов.   В театре пантомимы вся информация передается зрителю исключительно с  помощью мимики и жестов.   Если ваш корабль тонет, то вы передадите сигнал “SОS” (...– – –...).   На флоте помимо азбуки Морзе используют также семафорную и флажковую  сигнализацию.  В каждом из этих примеров мы должны знать правила, по которым можно отобразить  информацию об опасности тем или иным способом. Такое правило назовем кодом. 9 Обычно каждый образ при кодировании (иногда говорят – шифровке) представлен  отдельным знаком. Знак – это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов. Знак вместе с  его смыслом называют символом. Набор знаков, в котором определен их порядок, называется алфавитом. Существует множество алфавитов.  алфавит кириллических букв (А, Б, В, Г, Д, Е, ...)     алфавит латинских букв (А, В, С, D, Е, F, ...)  алфавит десятичных цифр(0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)  алфавит знаков зодиака (^ , _ , ` , a , b , c , d , e , f , g , h , i ) и др.  Имеются, однако, наборы знаков, для которых нет какого­то общепринятого порядка:   набор знаков азбуки Брайля (для слепых);     набор китайских идеограмм;  набор знаков планет;  набор знаков генетического кода (А, Ц, Г, Т).  Особенно важное значение имеют наборы, состоящие всего из двух знаков:  пара знаков (+, – );     пара знаков “точка”, “тире” (., – )  пара цифр (0, 1).  пара ответов (да, нет);  Как бы вы назвали такие наборы знаков?  Правильно вы подумали: их называют двоичными. Рассмотрим более подробно двоичный  алфавит (0, 1). Чтобы отличить входящие в его состав знаки от привычных (десятичных)  нуля и единицы, про каждый знак мы должны сказать: знак “0” из двоичного набора знаков; знак “1” из двоичного набора знаков. Удобнее было бы сказать: двоичный знак, но тогда  нам безразлично – “0” это или “1”, главное, что это какой­то один из двух знаков двоичного алфавита. Двоичный знак (англ. binary digit) получил название “бит”. Компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую видео­ и звуковую  информацию. Возникает вопрос: “Как, каким образом процессор обрабатывает столь  различающиеся по восприятию человеком виды информации?” Все эти виды информации кодируются в последовательности электрических импульсов:  есть импульс (1), нет импульса (0), т. е. в последовательности нулей и единиц. Такое 10 кодирование информации в компьютере называется двоичным кодированием, а  логические последовательности нулей и единиц — машинным языком. При двоичном кодировании текстовой информации каждому символу сопоставляется его  код ­ последовательность из фиксированного количества нулей и единиц. В большинстве  современных ЭВМ каждому символу соответствует последовательность из 8 нулей и  единиц, называемая "байтом" (англ. byte). Всего существует 256 разных  последовательностей из 8 нулей и единиц ­ это позволяет закодировать 256 различных  символов, например, большие и малые буквы русского и латинского алфавитов, цифры,  знаки препинания и т. д. Соответствие байтов и символов задается с помощью таблицы, в  которой для каждого кода указывается соответствующий символ. Вот фрагмент такой  таблицы для кодировки КОИ­8: 00100000 пробел 00110000 00100001 00100010 00100011 00100100 00100101 00100110 00100111 00101000 00101001 00101010 00101011 00101100 ! “ # $ % & ' ( ) * + , 00110001 00110010 00110011 00110100 00110101 00110110 00110111 00111000 00111001 00111010 00111011 00111100 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 : ; < 01000000 @ 01010000 01000001 01000010 01000011 01000100 01000101 01000110 01000111 01001000 01001001 01001010 01001011 01001100 А В С D Е F G Н I J К L 01010001 01010010 01010011 01010100 01010101 01010110 01010111 01011000 01011001 01011010 01011011 01011100 Р Q R S Т U V W Х Y Z [ \ 11 00101101 00101110 ­ . 00111101 00111110 = > 01001101 01001110 М N 01011101 01011110 ] / 00111111 00101111 В вычислительной технике в настоящее время широко используется двоичное кодирование  с алфавитом (0,1). Наиболее распространенными кодами являются АSCII (Аmerican  … ? 01001111 О standart code for information interchange – американский стандартный код для обмена  информацией) и КОИ­8 (код обмена информации длиной 8 бит). Кодовая таблица ­ это внутреннее представление символов в компьютере. Для хранения  двоичного кода одного символа выделен 1 байт = 8 бит. Учитывая, что каждый бит  принимает значение 0 или 1, количество их возможных сочетаний в байте равно 28 = 256.  Значит, с помощью 1 байта можно получить 256 разных двоичных комбинаций и отобразить с их помощью 256 различных символов. Эти комбинации и составляют таблицу ASCII.  Например, вы нажимаете на клавиатуре латинскую букву S. В этом случае в память  компьютера записывается код 01010011. Для вывода буквы S на экран в компьютере  происходит декодирование ­ по этому двоичному коду строится его изображение. Коды ASCII по­русски произносят как а­эс­цэ­и или аски­коды. Важнейшие технические коды возникли с появлением электрического телеграфа, например  азбука Морзе;   набор знаков второго международного телеграфного кода (телекс).  Код используется для представления информации в виде, удобном для хранения и  передачи. Кодировать можно и звуки, графическую информацию.  КОДИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами — как  растровое изображение или как векторное изображение. Для каждого типа изображения  используется свой способ кодирования. Растровое изображение представляет собой совокупность точек, используемых для его  отображения на экране монитора. Объем растрового изображения определяется  умножением количества точек на информационный объем одной точки, который зависит от количества возможных цветов. Для черно­белого изображения информационный объем  одной точки равен 1 биту, т.к. она может быть либо черной, либо белой, что можно  закодировать двумя цифрами — 0 или 1. 12 Рассмотрим, сколько потребуется бит для отображения цветной точки: для 8 цветов — 3  бита; для 16 цветов — 4 бита; для 256 цветов — 8 битов (1 байт). В табл. 1.12 показано  кодирование цветовой палитры из 16 цветов. Разные цвета и их оттенки получаются за счет  наличия или отсутствия трех основных цветов (красного, синего, зеленого) и их яркости.  Каждая точка на экране кодируется с помощью 4 битов. Векторное изображение представляет собой графический объект, состоящий из  элементарных отрезков и дуг. Положение этих элементарных объектов определяется  координатами точек и длиной радиуса. Для каждой линии указывается ее тип (сплошная,  пунктирная, штрих­пунктирная), толщина и цвет. Информация о векторном изображении  кодируется как обычная буквенно­цифровая и обрабатывается специальными  программами. Таблица. Кодирование 16­пветной палитры Цвет Яркость Черный 0 Синий 0 Зеленый 0 Голубой 0 Красный 0 Фиолетовый 0 Коричневый 0 Белый 0 Серый 1 Светло­синий 1 Светло­зеленый 1 Светло­голубой 1 Светло­красный 1 Светло­фиолетовый 1 Желтый 1 1 Ярко­белый КОДИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Красный 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 1 1 1 1 Зеленый 0 0 1 1 0 0 1 1 0 0 1 1 0 0 1 1 Синий 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 Звуковая информация может быть представлена последовательностью элементарных  звуков (фонем) и пауз между ними. Каждый звук кодируется и хранится в памяти. Вывод  звуков из компьютера осуществляется синтезатором речи, который считывает из памяти  Гораздо сложнее преобразовать речь человека в код, т. к. живая речь имеет большое  разнообразие оттенков. Каждое произнесенное слово должно сравниваться с 13 предварительно занесенным в память компьютера эталоном, и при их совпадении  происходит его распознавание и запись. I. II. Закрепление.  Задача № 2. Предположим, что на "марсианском" языке выражение lot do may означает  кот съел мышу; may si – серая мышь; ro do – он съел. Как написать на "марсианском"  языке серый кот? Ответ: lot si. III. Домашнее задание. Выучить опорный конспект, решить задачу 3,4.  Задача № 3. Закодируйте сообщение “MURMANSK”, используя КОИ­8. Задача № 4. Раскодируйте сообщение, переданное с помощью азбуки Морзе: .. .­ .. ­ ­ ­ …­ . ­ .­ ­ ­ ­ ­ ..­  Тема 1.2. Информационные системы и технологии Представление об информационном обществе Роль и значение информационных революций В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций ­  преобразований общественных отношений из­за кардинальных изменений в сфере  обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение  человеческим обществом нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому  качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачизнаний от  поколения к поколениям. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально  изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. 14 Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому  появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать  информацию в любом объеме. Четвертая (70­е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и  появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах  создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные  коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к  электронным;  миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;  создание программно­управляемых устройств и процессов.  Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно  познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно­ вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить этисведения с этапами в области обработки и передачи информации. Справка о смене поколений ЭВМ 1­е поколение (начало 50­х гг.). Элементная база –  электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением  энергии, малым Быстродействием, низкой надежностью, программирова­нием в кодах.  2­е поколение (с конца 50­х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы.  Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические  характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.  3­е поколение (начало 60­х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный  печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.  4­е поколение (ссередины 70­х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие  интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск  персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вы­ числительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.  5­е поколение (с середины 80­х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров,  пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их  объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение  компьютерных информационных технологий. 15 Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль ­  информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими  информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно  телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в  области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология (ИТ) ­ процесс, использующий совокупность средств и  методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения  информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Телекоммуникации ­ дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и  современных технических средств связи. Примечание. Подробный анализ видов информационных технологий рассмотрен в  подразделах 3.3 и 3.4. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической  жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с  одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и  способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило  толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и  получившего название информационного общества. Как понимают ученые информационное общество Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации  даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы,  обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и  социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство  информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более  информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в  его стоимости. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни,  система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к  материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено  на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и 16 потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От  человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества станут различногорода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной  технологии, телекоммуникационной связи. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято  производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее  формы – знаний В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно  приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного  общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое  компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в  электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными  электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей  будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное  производство и производство энергии будет возложено на машины. Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а  неизбежная реальность недалекого будущего. Пример 1.1. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходяиздома, а 1/3 всех  недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной  занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. – 5,7 млн. человек, в 1989 г. – 14,6 млн., а в 1995 г. – 20,7 млн. человек. При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки  информациина базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий. Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества: решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между  информационнойлавиной и информационным голодом;  обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;  главной формой развития станет информационная экономика;  в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и  использование знаний с помощью новейшей информационнойтехники и технологии; 17 информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы  социальной деятельности человека;  формируется информационное единство всей человеческойцивилизации;  с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к  информационным ресурсам всей цивилизации;  реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на  окружающую среду.  Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции: все большее влияние на общество средств массовой информации;  информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;  существует проблема отбора качественной и достоверной информации;  многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.  Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.  Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой  информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию,  Германию, страны Западной Европы.В этих странахуже давно одним из направлений  государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой  инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и  телекоммуникаций. Понятие информационной системы Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как  единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей  совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как  по составу, так и по главным целям. Пример 3.1. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных  на реализацию разных целей. Система  Элементы системы  Главная цель  системы  Фирма Люди, оборудование,  Производство Компьютер 18 материалы, здания и др. товаров Электронные и  электромеханические  элементы, линии связи и др. Обработка данных Телекоммуникационная Компьютеры, модемы,  Передача  система кабели, сетевое  программное обеспечение и информации др. Информационная  Компьютеры,  Производство  система компьютерные сети, люди,  информационное и  профессиональной  информации программное обеспечение В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых  значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и  программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может  также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач,  дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами. Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и  функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку,  поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой  области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты. Информационная система ­ взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения  поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве  основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В  крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы  информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того,  техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить,  если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление. 19 Внимание! Под организацией будем понимать сообщество людей, объединенных общими  целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства  материальных и информационных продуктов и услуг. В тексте на равноправных началах  будут употребляться два слова: "организация" и "фирма". Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами.  Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются  технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная  система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и  телекоммуникациями. Структура информационной системы Типы обеспечивающих подсистем Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей,  называемых подсистемами. Подсистема ­ это часть системы, выделенная по какому­либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность  подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном  признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом,  структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью  обеспечивающих подсистем (рис. 3.4). Рис. 3.4. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих  подсистем Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое,  математическое, програмное, организационное и правовое обеспечение. Информационное обеспечение 20 Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном  формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. Информационное обеспечение ­ совокупность единой системы классификации и  кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Примечание. Системы классификации и кодирования информации рассмотрены в гл. 2.  Унифицированные системы документации создаются на государственном,  республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель ­ это обеспечение  сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны  стандарты, где устанавливаются требования: к унифицированным системам документации; к унифицированным формам документов различных уровней управления; к составу и структуре реквизитов и показателей; к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов. Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при  обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных  недостатков: чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки; одни и те же показатели часто дублируются в разных документах; работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения  непосредственных задач; имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др. Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при  создании информационного обеспечения. Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее  объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной  информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по  совершенствованию всей системы управления. Пример 3.10. В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести  схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника ­ от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении  на работу. 21 Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и  провести ее детальный анализ, обеспечивает: исключение дублирующей и неиспользуемой информации; классификацию и рациональное представление информации. При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации  по уровням управления (см. рис. 3.2 ). Следует выявить, какие показатели необходимы для  принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется. Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их  проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в  виде двух последовательно реализуемых на практике этапов: 1­й этап ­ обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью: понять специфику и структуру ее деятельности; построить схему информационных потоков: проанализировать существующую систему документооборота; определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров,  характеристик), описывающих их свойства и назначение. 2­й этап ­ построение концептуальной информационно­логической модели данных для  обследованной на 1­м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены  и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно­ логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных. Примечание. С теорией и технологией построения информационно­логической модели  можно познакомиться в гл. 15. Для создания информационного обеспечения необходимо: ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией; выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на  различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных  потоков, совершенствование системы документооборота; наличие и использование системы классификации и кодирования; владение методологией создания концептуальных информационно­логических моделей,  отражающих взаимосвязь информации; 22 создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия  современного технического обеспечения. Техническое обеспечение Техническое обеспечение ­ комплекс технических средств, предназначенных для работы  информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и  технологические процессы Комплекс технических средств составляют: компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линий связи; оргтехника и устройства автоматического съема информации; эксплуатационные материалы и др. Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация  их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы: общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому  обеспечению; специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки  технического обеспечения; нормативно­справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому  обеспечению. К настоящему времени сложились две основные формы организации технического  обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично  или полностью децентрализованная. Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в  информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров. Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных  подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах. Перспективным подходом следует считать, по­видимому, частично децентрализованный  подход ­ организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих  из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых  функциональных подсистем. Математическое и программное обеспечение 23 Математическое и програмное обеспечение ­ совокупность математических методов,  моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы,  а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики, теории  массового обслуживания и др. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные  продукты, а также техническая документация. К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ,  ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач  обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей  компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ,  разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят  пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени  адекватности, отражающие функционирование реального объекта. Техническая документация на разработку программных средств должна содержать  описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико­математическую модель задачи,  контрольные примеры. Организационное обеспечение Организационное обеспечение ­ совокупность методов и средств, регламентирующих  взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе  разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и  выявление задач, подлежащих автоматизации; подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на  проектирование ИС и технико­экономическое обоснование ее эффективности; разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методоло­гии  решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. 24 Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на  1­м этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении  информационного обеспечения. Правовое обеспечение Правовое обеспечение ­ совокупность правовых норм, определяющих создание,  юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих  порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных  органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств,  ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить  общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и  локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы. Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым  регулированием отклонений от договора. Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает: статус информационной системы; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др. Классификация по степени автоматизации В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе  управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические,  автоматизированные (рис. 3.9). Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки  информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности  менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с  ручной ИС. Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия  человека. Автоматизированные И С предполагают участие в процессе обработки информации и  человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В 25 современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно  понятие автоматизируемой системы. Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов  управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения. Пример 3.16. Роль бухгалтера в информационной системе по расчету заработной платы  заключается в задании исходных данных. Информационная система обрабатывает их по  заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде ведомости,  напечатанной на принтере. Рис. 3.9. Классификация информационных систем по разным признакам Классификация по характеру использования информации Информационно­поисковые системы (см. рис. 3.9) производят ввод, систематизацию,  хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований  данных. Например, информационно­поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов. Информационно­решающие системы осуществляют все операции переработки  информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по  степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия  решений и выделить два класса: управляющие и советующие. 26 Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает  решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка  больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования  выпуска продукции, система бухгалтерского учета. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению  и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. Пример 3.17. Существуют медицинские информационные системы для постановки  диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с  подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить  иное по сравнению с рекомендуемым решение. Классификация по сфере применения Информационные системы организационного управления (см. рис. 3.9) предназначены  для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое  применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы  понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные  системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами:  гостиницами, банками, торговыми фирмами и др. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и  регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование,  бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и  организационные задачи. ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для  поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной  промышленности. ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации  функций инженеров­проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при  создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем  являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем,  планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов. Интегрированные (корпоративные) И С используются для автоматизации всех функций  фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание 27 таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций  главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход  может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может  решиться не каждый управляющий. Понятие информационной технологии Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а  это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную  совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен  определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности  различных средств и методов. Информационная технология ­ процесс, использующий совокупность средств и методов  сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации  нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии ­ производство информации для ее анализа  человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого­либо действия. Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу,  можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для  технологии переработки информации. Информационная технология обработки данных Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо  структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны  алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности (см. рис. 3.3) персонала невысокой  квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся  операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и  систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала,  освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости  сокращения численности работников. На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи: обработка данных об операциях, производимых фирмой; создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме; получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных  документов или отчетов. Пример 3.25. Примеры рутинных операций: 28 операция проверки на соответствие нормативу уровня запасов указанных товаров на  складе. При уменьшении уровня запаса выдастся заказ поставщику с указанием потребного количества товара и сроков поставки; операция продажи товаров фирмой, в результате которой формируется выходной  документ для покупателя в виде чека или квитанции. Пример контрольного отчета: ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных  средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств.  Пример запроса: запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о  требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности. Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих: выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписано  законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как  средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме  обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана  соответствующая информационная технология; решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать  алгоритм; выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют  типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех  видов; выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием  человека; использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный  (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу; акцент на хронологию событий; требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других  уровней. Основные компоненты Представим основные компоненты информационной технологии обработки данных (рис.  3.12) и приведем их характеристики. 29 Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое ее  действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы,  затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые  фирмой. Рис. 3.12. Основные компоненты информационной технологии обработки данных Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей  деятельность фирмы, используются следующие типовые операции: классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид кодов, состоящих  из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки  объектов, используются для идентификации и группировки записей. Пример 3.26. При расчете заработной платы каждая запись включает в себя под  (табельный номер) работника, код подразделения, в котором он работает, занимаемую  должность и т. п. В соответствии с этими кодами можно произвести разные группировки. сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей; вычисления, включающие арифметические и логические операции. Эти операции,  выполняемые над данными, дают возможность получать новые данные; укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и  реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений. Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо  сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их  хранения создаются базы данных. Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных  необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы или в связи с проведенной фирмой операцией так 30 и периодически в конце каждого месяца, квартала или года. Тема 1.3. Автоматизированные системы Назначение и виды автоматизированных рабочих мест (АРМ) Основное предназначение рабочих мест управленческих, инженерных и иных  работников – обеспечить условия для комфортной, высокопроизводительной и  качественной работы. Для этой цели рабочее место специалиста должно быть оптимально  спланировано, оснащено всем необходимым, гарантирующем безопасность работы и  обеспечивающим бесперебойную информационную поддержку и рациональную  организацию труда. Рабочие места управленческих работников можно разделить на индивидуальные и  групповые. Индивидуальные рабочие места характерны для руководителей различных  рангов, групповые – для лиц готовящих информацию с целью её дальнейшего  использования и принятия управленческих решений (финансисты, бухгалтеры,  делопроизводители и др.). По степени автоматизации рабочие места можно классифицировать на ручные,  механизированные и автоматизированные (рис. 5.1.1). При ручном (немеханизированном) рабочем месте работник сферы  организационного управления пользуется столом, специальной мебелью, телефоном,  линейкой, таблицами и другими подсобными средствами. Механизированное рабочее место характеризуется включением в рабочий процесс  простейших и программируемых калькуляторов. Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) предполагает, что основные операции  по накоплению, хранению, переработке информации возлагаются на вычислительную  технику, специалист же выполняет определенную часть ручных операций и деятельность,  требующую творческого подхода при подготовке управленческих решений.  Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействий с пользователем,  который контролирует её действие, меняет значение отдельных параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для решения задач и функций управления. На 31 практике для каждой группы работников управления такие функции регламентируются  должностными инструкциями, положениями, законодательными актами и др. АРМ включат вычислительную систему, предназначенную для автоматизации  профессиональной деятельности. Основу АРМ составляет ЭВМ (персональный компьютер  или рабочая станция), снабженная специализированным программным обеспечением.  Наибольшее распространение получили АРМ для проектировщиков, конструкторов,  технологов, бухгалтеров, администраторов и т.д. АРМ позволяет существенно увеличить  производительность труда профессионала. Для пользователей в сфере экономической  деятельности обработка информации предполагает обязательное выполнение функций  учета, анализа и прогнозирования. В АРМ, предназначенных для решения задач учетно­аналитического и прогнозного  характера, требующих выполнения различных операций группировки, выборки,  сопоставления, должны применятся достаточно развитые языковые средства,  обеспечивающие оперирование числовыми, текстовыми и графическими данными. При  этом языковые средства общения в таких АРМ должны быть максимально упрощены,  поскольку пользователями выступают специалисты и руководители различных  экономических, не являющиеся специалистами в области вычислительной техники. Таким образом, АРМ представляет собой совокупность аппаратных, программных  и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой  предметной области и позволяющих оперативно удовлетворять его информационные и  вычислительные потребности, используя программное и информационные обеспечения, т.  е. образует вместе с персоналом информационную систему. Информационная система – это совокупность средств, методов и персонала,  использующих для хранения, обработки и передачи информации современные технические  средства и телекоммуникации. По степени автоматизации информационные системы можно классифицировать на  ручные, механизированные и автоматизированные (рис. 5.1.1). АРМ работают либо автономно, либо в составе локальной  вычислительной сети. 32 Информационные системы Ручные Автоматизированные Автоматические По сфере применения Интегрированные Организационного управления Управления ТП САПР По характеру информации Информационно-поисковые Информационно-решающие Управляющие Советующие Рис. 5.1.1. Классификация информационных систем Обеспечение АРМ Функционирование АРМ требует наличия различных видов обеспечения (рис. 5.1.2). 33 Структура АРМ как совокупность обеспечивающих подсистем Техническое обеспечение Эргономическое обеспечение Информационное обеспечение Математическое обеспечение Информационная система Организационное обеспечение Программное обеспечение Правовое обеспечение Технологическое обеспечение Рис. 5.1.2. Структура автоматизированного рабочего места Информационное обеспечение (ИО) АРМ – совокупность единой системы  1) классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология  построения баз данных. Назначение ИО состоит в своевременном формировании и выдачи достоверной   информации для принятия управленческих решений. Унифицированные системы  документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и  региональном уровне. Их цель – обеспечение сопоставимости показателей различных сфер  общественного производства. Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и его  объемы, места возникновения первичной информации и использование результатов  информации. Например, простейшая схема потока данных, где отражены все этапы  прохождения служебной записки или записи в базе данных о приёме на работу сотрудника  – от момента её создания до выхода приказа о его зачисления на работу. Технологическое обеспечение АРМ – представляет собой некоторую, четко  2) установленную, совокупность проектных решений, определяющих последовательность 34 операций, процедур, этапов в соответствующей сфере деятельности пользователя.  Например, специалист может выполнять на АРМ: ­ ввод данных; ­ приём данных по каналам связи; ­ редактирование данных; ­ поиск, обновление, защиту данных; ­ накопление данных; ­ вывод на печать… 3) Математическое и программное обеспечение АРМ – совокупность математических  методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач пользователя, а  также нормального функционирования технических средств. К средствам математического обеспечения АРМ относятся средства моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы математического  программирования, математической статистики, теории массового обслуживания. В состав программного обеспечения (ПО) АРМ входят общесистемные и специальные  программные продукты, а также техническая документация. К общесистемному ПО относятся комплексы программ, управляющих работой  компьютера и расширяющих функциональные возможности ЭВМ. Специальное программное обеспечение АРМ, состоит из функциональных пакетов  прикладных программ. Техническая документация на разработку программных средств должна содержать  описание задач, задания на алгоритмизацию, экономико–математическую модель задачи,  контрольные примеры. Организационное обеспечение – совокупность методов и средств,  4) регламентирующих взаимодействия работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации АРМ. При этом возникает необходимость  определить функции и задачи каждого специалиста, регламентировать взаимодействие 35 работников, обеспечить персонал инструктивными материалами на всех технологических  операциях автоматизированной обработки информации. 5) Правовое обеспечение включает систему нормативно­правовых документов,  которые должны четко определить права и обязанности специалистов в условиях  функционирования АРМ. Должен быть разработан комплекс документов,  регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила развития данных. 6) Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для  работы АРМ, а также соответствующая документация на эти средства и технологические  процессы. Состав технического обеспечения:  ­ компьютеры любых моделей;  ­ устройства сбора накопления, обработки, передачи и вывода информации; ­ устройства передачи данных и линий связи; ­ оргтехника и устройства автоматического съема информации; ­ эксплутационные материалы. 7) Эргономическое обеспечение (ЭО) АРМ – комплекс мероприятий, выполнения  которых должно создавать максимально комфортные условия для использования АРМ  специалистами. Выбор мебели организацию хранения бумажных и магнитных носителей.  Задача ЭО – уменьшить отрицательное воздействие на человека со стороны ПЭВМ. Программное обеспечение АРМ Программное обеспечение (ПО) любого АРМ определяет его интеллектуальные  возможности, профессиональную направленность, возможность применения различных  технических устройств. Под программным обеспечением АРМ понимается совокупность  программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки  данных средствами вычислительной техники. ПО любого АРМ можно разделить на базовое ПО и прикладное ПО (рис. 5.1.3). 36 Операционная система (ОС) предназначена для управления выполнениям программ  пользователя, планирования и управления вычислительными ресурсами компьютера. Операционные системы делятся на однозадачные и многозадачные. В однозадачных ОС пользователь работает в данное время с одной конкретной  программой, например, ОС МS – DOS. Многозадачные ОС позволяют параллельно работать с несколькими программами.  Количество таких программ зависит от мощности системы, например, ОС всех версий  Microsoft Windows, UNIX (корпорации Bell Laboratory). Сетевые ОС предназначенные для доступа ко всем ресурсам вычислительной сети.  Примером таких систем являются Novell Netwere, Microsoft Windows – NT, UNIX. Сервисное программное обеспечение включает программные продукты, обеспечивающие  пользователю предоставление дополнительных услуг в работе с компьютером и  расширяющих возможности ОС. Набор сервисных программ является расширением  базового программного обеспечения. Эти программы часто называют утилитами. Программное обеспечение АРМ Базовое ПО Прикладное ПО Операционные системы ПО общего назначения Сервисное ПО Программы технического обслуживания Проблемно­ориентированное ПО Методо­ориентированное ПО Интеллектуальные системы Инструментальное ПО ПО для глобальных сетей и другие Рис. 5.1.3. Классификация ПО АРМ Утилиты – программы, служащие для выполнения вспомогательных операций  обработки данных или обслуживания компьютеров (диагностики, тестирования аппаратных

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01

Конспект лекций дисциплины ЕН.02 "Информатика" для специальности 46.02.01
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018