Документирование — запись информации на носителе по установленным правилам. Документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и нормативными правовыми актами.
Требования к документированию информации
устанавливаются законодательством Российской Федерации или соглашением сторон.
Способы документирования |
Способы фиксации |
qтекстовое; qкино-; qфото-; qвидео; qэлектронное. |
qна простые (карандаш, ручка); qмеханические (пишущие машины); qэлектромеханические (магнитофоны, диктофоны, фото-, кино-, видеотехника); qэлектронные (электронные пишущие машины, персональные компьютеры). |
ГОСТ Р 7.0.97–2016 определяет состав и правила оформления реквизитов для управленческих документов, создаваемых как в бумажной, так и в электронной форме.
Документ, зафиксировав (отобразив) информацию, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, повторное и неоднократное возвращение к информации во времени.
Чрезвычайно важна для любой, в том числе для управленческой деятельности, юридическая значимость документа.
Каждый документ состоит из набора отдельных элементов (автор документа, текст, номер и дата, адресат, подпись печать и др.), который получил название «реквизит».
Обязательный состав реквизитов:
qавтор документа (наименование организации, учреждения, предприятия с указанием ведомственной принадлежности или организационно-правовой формы); qдата создания документа;
qрегистрационный индекс; q текст (содержание); qподпись.
Отсутствие или неправильное оформление в документе одного из этих реквизитов делает его недействительным.
Разные виды документов имеют разный набор реквизитов. Состав реквизитов конкретного документа определяется исходя из его видовой принадлежности, а также целей создания и использования документа, сферы распространения и даже способа документирования.
Каждый документ состоит из трех основных частей:
qзаголовочная часть (в просторечии «шапка») включает сведения об авторе документа, его номер и дату;
qсодержательная часть (текст, таблица данных) передает основное содержание документа;
qоформляющая часть, которая в обязательном порядке содержит подпись (подписи) должностного лица, возможно, оттиск печати.
Структура содержательной части документа может быть различной в зависимости от вида документа.
В приказах и иных распорядительных документах текст формулируют отдельными пунктами.
Письма, представления, докладные записки содержат грамматически связанный текст. Положения, инструкции, регламенты принято делить на разделы, которые нумеруются валовой нумерацией, и подразделы.
Главное требование, предъявляемое к управленческим документам, — официальность, достоверность, объективность.
Для управленческой деятельности юридическая сила документов чрезвычайно важна, так как они служат способом доказательства заключенной в них информации и представляют одну из форм выражения права.
Правовые акты федеральных органов представительской и исполнительной власти, судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты, договорная документация, изначально обладают юридической функцией, устанавливая, закрепляя и/или изменяя правовые нормы и правоотношения или прекращая их действие.
Другие документы наделяются юридической функцией в случае использования их как доказательства в суде, органах следствия и прокуратуры, нотариате, арбитраже и др.
Юридическая сила документа определяется содержанием и формой документа. Для определенных видов документов в действующих правилах оформления разработаны требования к реквизитам, удостоверяющим их юридическую силу. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы в соответствии с законом, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Юридическая сила электронного документа подтверждается электронной подписью. Правилами делопроизводства установлено, что электронные документы, направляемые в государственные органы и органы местного самоуправления, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственного органа, органа местного самоуправления.
«Вид документа» — классификационное понятие, обозначающее принадлежность документа к определенной группе документов по признаку общности функционального назначения (н.р. протокол, диплом, патент, раппорт, акт, ведомость и др).
Однако документы одного наименования (вида) могут быть различны по назначению, содержанию, порядку оформления, сфере применения. Понятие «разновидность документа» уточняет характер применения того или иного вида документа и его принадлежность к той или иной системе документации (н.р., разновидности документа с названием «протокол»: протокол собрания
(совещания), протокол задержания, протокол пребывания делегации, протокол переговоров, протокол разногласий, протокол аттестации и др.
В деятельности любого управленческого аппарата реализуются определенные управленческие функции.
Типовые |
Специальные |
они присущи любому управленческому аппарату, например планирование деятельности, организация системы управления, учет и отчетность, кадровое обеспечение и др. |
документируют соответствующую отрасль деятельности (н.р., в пенсионных фондах это документы по расчету и начислению пенсий, в вузах, других учебных заведениях — по организации учебного процесса, в учреждениях налоговой службы — налоговая документация и т.д. |
Система документации представляет собой «совокупность документов взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению».
Система документации — объективная категория, ее формирование и применение в управленческой деятельности определяется историческим периодом в жизни государства и общества.
Личного происхождения |
Официальные |
личная переписка, воспоминания личного характера, дневники. |
создается юридическим или физическим лицом с обязательным оформлением и удостоверением в установленном порядке.
Среди официальных документов выделяют группу личных - это документы, удостоверяющие личность (паспорт, вид на жительство), специальность, образование (диплом, аттестат), трудовой стаж (трудовая книжка) и др. |
Документы, создаваемые с помощью технических средств (фото-, фоно-, кино-, электронные), относят к технотронным документам, они созданы с помощью технических или автоматических устройств.
В управленческой деятельности любой организации присутствуют письменные (текстовые) документы, созданные рукописным, машинописным способом, а также электронные документы.
В зависимости от отношения к аппарату управления различают документы:
qвходящие (поступившие в организацию);
qисходящие (отправляемые из организации);
qвнутренние (создаваемые в данной организации и используемые во внутренних связях).
Совокупность этих документов образует документооборот организации.
Простые документы |
Сложные документы |
например, письма, заявления содержат изложение одного вопроса |
например, приказы, протоколы, постановления, решения, регламенты, инструкции |
Секретные документы |
Служебные документы |
Несекретные (простые) документы |
документы снабжаются особой пометкой и грифом секретности.
Использование таких документов и работа с ними осуществляются по особой технологии и требуют специального разрешения. |
содержащие несекретные сведения, могут использоваться работниками данного учреждения.
Такие документы помечаются грифом «Для служебного пользования». |
обычные документы |
Индивидуальные |
Трафаретные |
Типовые |
в документах содержание излагается в виде связанного текста.
Составитель (исполнитель) индивидуального документа готовит оригинальный текст, посвященный одному (или нескольким) вопросу, для выполнения конкретной управленческой задачи.
Эти документы представляют собой традиционный литературный текст. |
в документах структура изложения текста формализована, в них используются заранее подготовленные стандартные фразы или отдельные части постоянно повторяющегося текста и пропуски для заполнения переменной информации. Например, анкета или справка.
Такие документы, как правило, напечатаны на бланке, содержащем постоянную информацию, а переменная вписывается от руки. |
Типовые документы используются для документирования однотипных (повторяющихся) ситуаций, они составляются на основе образца (например, типовые письма, инструкции, договоры и др.).
Типовой текст — текст-образец, на основе которого создаются в последующем тексты аналогичного содержания. |
Подлинники (оригиналы) |
Копии |
обладает правовой значимостью и является основанием для выполнения управленческих функций. |
не имеет юридической силы (если не заверена у нотариуса) |
Постоянное |
Долговременное (свыше 10 лет) |
Временное (до 10 лет) хранения |
Сроки хранения документов определяются Федеральной архивной службой и закрепляются в перечнях документов с указанием сроков хранения. В зависимости от сферы деятельности официальные документы подразделяются на управленческие, личные, научные, технические, производственные (технологические) и др.
Документы по назначению — распорядительная деятельность в управленческой практике выражается изданием приказов и указаний, постановлений, решений, распоряжений, планирование — посредством подготовки различных планов.
Закрепление порядка каких-то направлений деятельности проводится в виде издания инструкций, методических указаний, регламентов, правил, инструкций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.