Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Оценка 4.6

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Оценка 4.6
Лекции
doc
информатика
11 кл +1
23.05.2017
Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Средства вычислительной техники, массовой информации, коммуникации позволяют различным организациям, предприятиям, учреждениям, отдельным специалистам получать достоверную, полную и своевременную информацию, необходимую для выработки и принятия оптимальных управленческих решений. При этом динамическое развитие информационных технологий на первое место выдвигает адаптацию специалистов различных областей деятельности к процессам управления как к наиболее конструктивной сфере применения автоматизированных ИТ. В этой связи изучение дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является важнейшей составляющей подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями по внедрению и использованию современных средств вычислительной техники, интеграции информатизации в производственные и управленческие процессы.
информационные технологии_конспект лекций2.doc
Департамент образования и науки Краснодарского края ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» КК МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) очной и заочной форм обучения СОДЕРЖАНИЕ 1.1. Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в  развитии экономики и общества................................................................................................................4 1.2. Эволюция информационных технологий, этапы их развития........................................................14 1.3. Развитие современных информационных технологий...................................................................19 1.4. Классификация информационных технологий...............................................................................22 ГЛАВА 2. ПЛАТФОРМА В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ.........................................................31 ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ  СИСТЕМАХ.................................................................................................................................................... 32 ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.......................................................................................37 КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.................................................................................................................. 37 4.1. Автоматизированное рабочее место................................................................................................38 4.2. Электронный офис............................................................................................................................ 44 4.3. Пользовательский интерфейс и его виды.......................................................................................50 ГЛАВА 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОКАЛЬНЫХ............................................................60 И КОРПОРАТИВНЫХ СЕТЯХ, ГЛОБАЛЬНЫХ СЕТЯХ..............................................................................60 5.1. Обзор средств электронных коммуникаций.....................................................................................60 5.2. Основы электронного бизнеса..........................................................................................................65 ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ...............................................................................73 В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ..................................................................................................73 6.1. Защита информации в компьютерных сетях...................................................................................73 6.2. Законодательные основы защиты информации.............................................................................73 ГЛАВА 7. ФИНАНСОВО ­ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ...........................................................................80 В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ......................................................................................................80 7.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия.................................................82 7.3. Технологии анализа финансового состояния предприятия..........................................................83 7.4. Технологии обработки экономической информации в системе электронных таблиц.................87 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................. 91 в производственные и управленческие процессы.....................................................................................91 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................................... 91 2 ВВЕДЕНИЕ Философу Френсису Бэкону  принадлежит высказывание: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В наши дни это высказывание становится все более актуальным. Ведь в настоящее время объем знаний на планете удваивается каждые пять лет. Информации уже накоплено так много, что ни один человек не способен удержать ее в голове. В нынешних условиях   обладать   знанием   —   значит   уметь   быстро   ориентироваться   в   потоке   новой информации, легко отыскивая в хранилище знаний необходимые сведения. При этом важно, чтобы затраты на поиск нужной информации не превышали  экономическую выгоду от ее использования. Справиться с этой задачей под силу только компьютерам. Компьютерные сети и   в   особенности   глобальная   сеть   Интернет   становятся   главным   средством   хранения   и передачи данных. Доступ к компьютерным технологиям и телекоммуникациям, а также пра­ вильное их использование — вот ключ к успеху в информационном обществе. Те,   кто   вовремя   осознают   это   и   овладеют   новыми   технологиями,   окажутся   в преимущественном положении перед другими представителями рода человеческого, так как получат большие возможности для профессионального роста и повышения благосостояния. При   поступлении   на   работу   предпочтение   отдается   претендентам,   которые   умеют пользоваться компьютером и Интернетом. Прочие же рискуют остаться на обочине — им придется   либо   пополнить   армию   безработных,   либо   всю   жизнь   заниматься   тяжелым физическим трудом. В   настоящее   время   информация   и   знания   являются   основой   экономического   и социального   прогресса,   важнейшим   стратегическим,   принципиально   новым   ресурсом,   к которому   неприменимо   традиционное   понятие   исчерпаемости.   Запасы   угля,   нефти   и природного   газа   на   планете   ограничены,   а   процесс   поиска,   переработки   информации   и получения на их основе новых знаний бесконечен, неисчерпаем. Ведь природа информации и знаний такова, что каждая удовлетворенная потребность в них тут же порождает множество новых. Современное развитие общества приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых   в   области   организации   производства,   процессов   планирования   и   анализа, финансовой   работы,   связей   с   поставщиками   и   потребителями   продукции,   оперативное управление   которыми   невозможно   без   организации   современной   автоматизированной информационной технологии. 3 ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Два величайших изобретения в истории: книгопечатание,  усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них. Жорж Элгози 1.1. Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль  информационных технологий в развитии экономики и общества Информационная технология­— процесс, использующий совокупность средств и  методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Под   термином   «технология»   (от   греч.  techne  —   искусство,   мастерство,   умение)   в промышленном смысле понимают совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства.   В   широком   смысле   толкования   этого   понятия   термин   «технология» подразумевает производство материальных благ, включающее три следующих компонента: Информационный Представляет собой процесс описания принципов и методов  производства Социальный Это кадры и их организация в процессе производства Инструментальный Это орудия труда, посредством которых реализуется  производство Единство понятий «технология» и «информационная технология» заключается, прежде всего,   в   том,   что   в   основе   и   той   и   другой   лежит  процесс,  под   которым   понимается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. При этом любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методов и средств. Методами информационных технологий являются методы обработки и передачи  информации. Средства информационных технологий — это технические, программные,  информационные и другие средства, при помощи которых реализуется информационная  технология на экономическом объекте. Сравнение технологии материального производства и информационной технологии  приведено в табл. 1.1. 4 Общее сравнение информационной и производственной технологий Таблица 1.1 Технология материального производства Информационная технология Технология изменяет качество или  первоначальное состояние материи для  получения материального продукта Информационная технология на основе  первичных данных получает информацию  нового качества для принятия  оптимального управленческого решения  Применяя разные технологии к одному и  тому же материальному ресурсу, можно  получить разные изделия, продукты Используются средства и методы  обработки, изготовления, изменения  состояния, свойств, формы сырья или  материалов Цель – выпуск продукции,  удовлетворяющей потребности человека  или системы   Используя   разные технологические процессы   обработки   одной   и   той   же информации, можно получать информацию разного качества  Используются   средства   и   методы, посредством   которых   реализуются операции   сбора,   обработки,   накопления, хранения   и   передачи   данных   на экономическом объекте Цель – производство информации для ее анализа человеком и принятия на этой основе решения по выполнению какого­ либо действия  Принципиальное отличие информационной технологии от технологии материального производства состоит в том, что в первом случае технология не может быть непрерывной, т.к. она соединяет работу рутинного типа (анализ, оперативный учет) и творческую работу, пока не   поддающуюся   формализации   (принятие   управленческих   решений).   Во   втором   случае функция производства непрерывна и отражает строгую последовательность всех операций для   выпуска   продукции   (технологический   производственный   процесс).   Используемые   в производственной сфере технологические понятия (норма, норматив и т. д.) могут быть в настоящее   время   распространены   только   на   простейшие,   рутинные   операции   над информацией. В целом можно выделить основные особенности информационных технологий (рис.  1.1.): 5 Рис. 1.1. Основные особенности информационных технологий • целью информационного технологического процесса является получение  информации; • предметом технологического процесса (предметом обработки) являются данные; • средства, которые осуществляют технологический процесс — это разнообразные  вычислительные комплексы (программные, аппаратные, программно­аппаратные); Информационные ресурсы –­это отдельные документы и отдельные массивы  документов, документы и массивы документов в информационных системах. • процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с выбранной  предметной областью; • управляющие воздействия на процессы осуществляется руководящим составом  организации; • критериями оптимальности  информационного технологического процесса являются  своевременность доставки информации пользователям, ее надежность, достоверность и  полнота. Информационная технология направлена на целесообразное использование  информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры.  Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой  организации, учреждения, предприятия, а конечным продуктом является принятое решение.  Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка  информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом  определяет эффективность работы организации. Таким образом, основная цель автоматизированной информационной технологии —  получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на  основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Основная цель информационной технологии достигается за счет: • интеграции информации; • обеспечения актуальности и непротиворечивости данных; • использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления. Информационная   технология   справляется   с   существенным   увеличением   объемов перерабатываемой   информации,   ведет   к   сокращению   сроков   ее   обработки   и   является 6 наиболее   важной   составляющей   процесса   использования   информационных   ресурсов   в управлении. Автоматизированная   информационная   технология   непосредственно   связана   с особенностями функционирования предприятия или организации. Выбор   стратегии   организации   автоматизированной   информационной   технологии определяется следующими факторами: • областью функционирования предприятия или организации; • типом предприятия или организации; • производственно­хозяйственной или иной деятельностью; • принятой моделью управления организацией или предприятием; • новыми задачами в управлении; • существующей информационной инфраструктурой и т. д. Основополагающим фактором для построения автоматизированной информационной технологии с привязкой ее к принятой модели управления и существующей информационной инфраструктуре   является   область   функционирования   экономического   объекта,   в соответствии   с   которой   предприятия   и   организации   можно   разделить   на   группы, представленные в табл. 1.2. 7 Область  функционирования  предприятия или  организации Органы власти  Государственные службы Государственные учреждения  Сфера услуг Транспортная система Предприятия связи Производственные предприятия,   которые классифицируются   по следующим признакам  Типы предприятий и организаций Таблица 1.2  Тип   предприятия   или   организации   в   соответствии   с производственно – хозяйственной или иной деятельностью Местные; региональные; федеральные Налоговые органы; органы социального обеспечения; органы социального страхования; органы медицинского страхования; пенсионный фонд; таможенные службы; государственные нотариальные конторы; арбитражные органы и др. Здравоохранение; образовательные учреждения Банки; коммерческие страховые органы; клиринговые учреждения торгово­посреднические фирмы; туризм; консалтинговые фирмы; лизинговые компании; рекламные агентства; факторинговые фирмы; аудиторские фирмы и другие Железнодорожный транспорт; автомобильный транспорт; водный транспорт; воздушный транспорт; трубопроводный транспорт Объединенные специализированные Отраслевые   и   предметной   специализации   предприятий   и организаций; административно­хозяйственной принадлежности; структурой производства; мощностью производственного потенциала; типом производства; типам хозяйственных объединений предприятий В свою очередь производственные предприятия, имеющие специфику промышленной деятельности, можно классифицировать по шести основным классификационным признакам, представленным на рис. 1.2. 8 Рис. 1.2. Классификация предприятий и организаций В зависимости от требований по решению задач управления экономическим объектом формируется   технологический   процесс   обработки   информации   в   организациях   и   на предприятиях   различного   типа.   При   этом   при   внедрении   автоматизированных информационных   технологий   основными   критериям   являются   величина   предприятия   и область   функционирования,   в   зависимости   от   которых   делается   выбор   программно­ аппаратного обеспечения для решения конкретных функциональных задач, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решения. В соответствии с этим положением основным критерием для внедрения современной автоматизированной   информационной   технологии   является   мощность   производственного потенциала,   в   соответствии   с   которой   предприятия   можно   разделить   на   три   группы   — малые, средние и большие. На   малых   предприятиях  различных   сфер   деятельности   автоматизация информационной технологии, как правило, связана с автоматизацией задач бухгалтерского учета,   накоплением   информации   по   отдельным   видам   бизнес­процессов,   созданием информационных  баз   данных  по   направленности   деятельности   фирмы   и   организации телекоммуникационной   среды   для   связи   пользователей   между   собой   и   с   другими предприятиями и организациями. 9 В   средних   предприятиях  большое   значение   для   управленческого   звена   играет организация электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес­процессам. Для   таких   предприятий   характерно   расширение   круга   решаемых   функциональных   задач, связанных  с деятельностью фирмы,  организация  автоматизированных  хранилищ  и  архивов информации,   которые   позволяют   накапливать   документы   в   различных   форматах, предполагают   наличие   их   структуризации,   возможностей   поиска,   защиты   информации   от несанкционированного доступа и т. д. База   данных  —   это   организованная   структура   данных,   хранящая систематизированную определенным образом информацию. На   крупных   предприятиях  автоматизированная   информационная   технология строится   на   базе   современного   программно­аппаратного   комплекса,   включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент­сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей. Корпоративная автоматизированная информационная технология, организованная на крупном   предприятии,   имеет   трехуровневую   иерархическую   структуру,   организованную   в соответствии   со   структурой   территориально   разобщенных   подразделений   предприятия: центральный сервер системы устанавливается в центральном офисе, локальные серверы — в подразделениях и филиалах, станции­клиенты, организованные в локальные вычислительные сети структурного подразделения, филиала или отделения — у персонала компании. Непременным   условием   повышения   эффективности   производственных, экономических,   управленческих   и   других   процессов,   происходящих   на   предприятиях,   в учреждениях и организациях, является информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией, программными продуктами и вычислительной техникой. Эффективность функционирования информационной технологии определяется ее основными свойствами, к которым относятся следующие, представленные на рис. 1.3.   Рис. 1.3. Основные свойства информационных технологий 1.  Целесообразность  — состоит в повышении эффективности производства за счет внедрения   современных   средств   вычислительной   техники,   распределенных   баз   данных, различных   вычислительных   сетей,   что   позволяет   обеспечить   эффективную   циркуляцию   и переработку информации. Функциональные компоненты – это конкретное содержание процессов циркуляции и обработки данных (информационная база ИТ). Структура   информационной   технологии   –   это   внутренняя   организация, 10 представляющая собой взаимосвязанные компоненты ИТ. 2. Наличие компонентов и структуры. В состав информационной технологии  должны входить: Структура конкретной автоматизированной информационной технологии для своей  реализации предполагает наличие трех основных взаимосвязанных составляющих: Комплекс технических средств (КТС) Программные средства Система организационно­методического  обеспечения состоящий из средств вычислительной  коммуникационной и организационной  техники состоящие из общего (системного),  прикладного (программ для решения  функциональных задач специалистов) и  инструментального обеспечения  (алгоритмических языков, систем  программирования, языков спецификаций,  технологии программирования и т.д.) включающая нормативно­методические и  инструктивные материалы по организации  работы управленческого и технического  персонала конкретной ИТ 3.  Взаимодействие   с   внешней   средой  предполагает   организацию   взаимосвязи информационной   технологии   с   объектами   управления,   внешними   предприятиями, организациями,   включая   потребителей   и   поставщиков   продукции,   финансово­кредитные органы   и   т.   д.   Взаимодействие   информационных   технологий   различных   экономических объектов организуется посредством программных и технических средств автоматизации.  Информационная   технология   является   целостной   системой, 4.  Целостность. способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов. 5. Развитие во времени — это обеспечение динамичности развития информационной технологии, возможность ее модернизации и модификации, изменение структуры, включение новых компонентов, возможность решения новых задач и т. д. Применение автоматизированных информационных технологий позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных процессов. При этом предполагается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов,   необходимых   для   осуществления   этих   процессов.   Поэтому   автоматизированные информационные   технологии   играют   важную   стратегическую   роль,   которая   постоянно возрастает.   Можно   выделить   семь   основных   направлений,   по   которым   информационная технология оказывает непосредственное влияние на развитие экономики и общества. 1.  Информационные   технологии   позволяют   активизировать   и   эффективно использовать   информационные   ресурсы   общества,   которые   сегодня   являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт   показывает,   что   активизация,   распространение   и   эффективное   использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и т. д. 2.  Информационные   технологии   позволяют   оптимизировать   и   во   многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. 11 Общеизвестно,   что   развитие   цивилизации   происходит   в   направлении   становления информационного   общества,   в   котором   объектами   и   результатами   труда   большинства занятого   населения   становятся   уже   не   материальные   ценности,   а,   главным   образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки   и   передачи   информации   и,   поэтому,   вынуждена   осваивать   и     практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии. 3.  Информационные   технологии   выступают   в   качестве   компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. Объясняется это тем, что информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. При этом они, как правило,   реализуют   наиболее   важные,   «интеллектуальные»   функции   этих   технологий. Характерными   примерами   являются   системы   автоматизированного   проектирования промышленных   изделий,   гибкие   автоматизированные   и   роботизированные   производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п. 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в   обеспечении   информационного   взаимодействия   между   людьми,   а   также   в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио   и   телевидение)   в   социальной   сфере   все   более   широко   используются   системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные   и   бытовые   проблемы,   вызываемые   процессами   глобализации   и   интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете. 5.  Информационные   технологии   занимают   сегодня   центральное   место   в процессе   интеллектуализации   общества,   развития   его   системы   образования   и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиатехнологии становятся  привычными   атрибутами  не  только  высших   учебных  заведений,  но и  обычных школ   системы   начального   и   среднего   образования.   Использование   обучающих информационных   технологий   оказалось   весьма   эффективным   методом   и   для   систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров. 6.  Информационные технологии  играют в настоящее  время  ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем   накопления,   классификации   и   распространения   научно­технической   информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии. Современные   методы   получения   и   накопления   знаний   базируются   на   теории искусственного   интеллекта,   методах   информационного   моделирования,   когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными. 7. Использование информационных технологий может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, 12 связанных   с   необходимостью   преодоления   переживаемого   мировым   сообществом глобального кризиса цивилизации. Именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных техногенных аварий, представляющих повышенную опасность для общества. 13 1.2. Эволюция информационных технологий, этапы их развития Развитие   информационных   технологий   можно   разделить   на   эволюционные   этапы, представленные на рис. 1.4. Рис. 1.4. Этапы эволюционного развития информационных технологий Исходя   из   определения   понятия   «информационная   технология»,   под   которой понимается   процесс,   использующий   совокупность   средств   и   методов   сбора,   обработки   и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, можно заключить, что история развития информационных технологий берет свое начало   с   появления   речи.   Этот   период   рассматривают   как  первый   этап  эволюции информационных технологий. Упростился   обмен   информации   между   отдельными   людьми   при   личном   контакте. Также упростилась передача информации между ближайшими поколениями людей (от деда к отцу и далее к внуку). Появились хранители знаний — жрецы, духовенство. Доступ к знаниям и   информации   был   ограничен,   поэтому   знания   не   могли   существенно   влиять   на производственные и социальные процессы в обществе. Однако передача информации «из уст в уста» терялась со смертью человека. Кроме того,   не   было   возможности   организовать   передачу   информации   ни   во   времени,   ни   в пространстве без участия человека. Второй   этап  эволюции   информационной   технологии   связан   с   появлением письменности.   Появилась   возможность   накапливать   и   передавать   информацию   многим поколениям.   В   качестве   носителя   информации   использовалось   письменное   сообщение. Благодаря   этим   возможностям   информационная   технология   поднялась   на   следующую ступень развития. Появление в 1445 г. первого печатного станка и книгопечатания привело к третьему этапу эволюции информационной технологии, который длился около 500 лет. Знания стали 14 тиражироваться,   ускорился   обмен   информацией   между   людьми.   Информация   уже   могла влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио. Тем не менее, еще до конца XIX в. около 95% работающего населения было занято в сфере материального производства, а в информационной сфере — не более 5%. К середине XX  в. процент населения, занятого в информационной сфере, возрос примерно до 30% от всего трудового населения развитых стран, и далее эта тенденция продолжает возрастать. В конце  XIX  — начале  XX  в. наступил  четвертый этап информационной эволюции, связанный   с   изобретением   и   распространением   средств   передачи   информации:   радио, телеграфа, телефона и т. д. Появилась   возможность   передавать   информацию   в   режиме   реального   времени   на любые расстояния. Появление первых электронно­вычислительных машин в 1946 г. привело к переходу на пятый   этап  эволюции   информационных   технологий.   Был   создан   способ   записи   и долговременного   хранения   формализованных   знаний,   при   котором   эти   знания   могли непосредственно   влиять   на   режим   работы   производственного   оборудования.   Появилась возможность   передачи   видео­   и   аудиоинформации   на   большие   расстояния,   появилась возможность создания информационных фондов. В   течение   пятого   этапа   происходило   развитие   ЭВМ,   что   приводило   к последовательному развитию информационных технологий. Основным критерием функционирования информационных технологий в этот период являлась   экономия   машинных   ресурсов.   При   этом   преследовалась   цель   максимальной загрузки оборудования, которая обеспечивалась организацией пакетного режима обработки информации. Пакетный режим резко повысил производительность использования ЭВМ, но затруднил процесс отладки программ и создания новых программных продуктов. В   начале   80­х   гг.   появились   мини­ЭВМ   и   ЭВМ   третьего   поколения   на   больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий на базе ЭВМ   третьего   поколения   стала   экономия   труда   программиста,   что   было   реализовано посредством   разработки   инструментальных   средств   программирования.   Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: • реального времени; • разделения времени; • в пакетном режиме. Системы разделения времени позволили специалисту работать в диалоговом режиме, так как ему выделялся квант времени, в течение которого он имел доступ ко всем ресурсам системы. Появились языки высокого уровня (PL, Pascal и др.), пакеты прикладных программ (ППП), системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР),   диалоговые   средства   общения   с   ЭВМ,   новые   технологии   программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети ЭВМ, сформировалась новая научная отрасль — информатика. Для   автоматизации   управления   экономическими   объектами   разрабатывались автоматизированные   системы   управления   (АСУ),   автоматизированные   системы   обработки данных   (АСОД)   и   другие   автоматизированные   системы   обработки   экономической информации (СОЭИ). Шестой   этап  эволюции   информационных   технологий   начался   с   появления микропроцессора и персонального компьютера (ПК).   Информатика  — это наука,  изучающая  законы и  методы сбора,  накопления, хранения, передачи и обработки информации с использованием средств вычислительной техники. Персональный компьютер — это инструмент, позволяющий формализовать и сделать 15 широкодоступными   для   автоматизации   многие   из   трудноформализуемых   процессов человеческой   деятельности.   Основным   критерием   функционирования   информационных технологий явилось использование их для формализации знаний и внедрения во все сферы человеческой деятельности. Широкое   распространение   получили   диалоговые   операционные   системы,   например Unix,   автоматизированные   рабочие   места   (АРМ),   экспертные   системы,   базы   знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных. Информатизация   общества  —   это   процесс   удовлетворения   информационных потребностей человечества в информационных ресурсах. Информация   становится   ресурсом   наравне   с   материалами,   энергией   и   капиталом. Появилась   новая   экономическая   категория   —   национальные   информационные   ресурсы. Профессиональные   знания   в   наукоемких   изделиях   на   базе   персональных   компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации — 60—80 % трудового населения развитых стран. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний с целью информатизации общества. Появились машины с параллельной обработкой данных — транспьютеры. Для них был создан новый язык — язык параллельного программирования. Появились портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим, бесклавиатурные компьютеры, а также графические операционные   системы   и   новые   информационные   технологии:   объектно­ориентированные, гипертекст, мультимедиа, CASE­технология и т.д. Несмотря на общее эволюционное развитие информационных технологий, существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием средств вычислительной   техники,   которые   определяются   различными   классификационными признаками деления, представленными на рисунке 1.5. Общим для всех подходов является то, что с появлением ПЭВМ начался новый этап развития   информационной   технологии.   Основной   целью   становится   удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой. В соответствии с этим выделяют различные признаки деления, в соответствии с которыми рассматриваются этапы развития информационных технологий. 1. Вид задач и процессов обработки информации. 1­й   этап   (60—70­е   гг.)   —   обработка   данных   в   вычислительных   центрах   в   режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека. 2­й этап (с 80­х гг.) — создание информационных технологий, направленных на  решение стратегических задач. 2. Проблемы, стоящие на пути информатизации общества. 1­й этап (до конца 60­х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. 2­й этап (до конца 70­х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии  IBM/360. Проблема   этого   этапа   —   отставание   программного   обеспечения   от   уровня   развития аппаратных средств. 3­й  этап (с  начала   80­х гг.)  — персональный  компьютер  становится   инструментом непрофессионального пользователя, а информационные технологии — средством поддержки принятия   его   решений.   Проблемы   —   максимальное   удовлетворение   потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. 16 4­й этап (с начала 90­х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей   и   информационных   технологий.   Проблемы   этого   этапа   весьма   многочисленны. Наиболее существенными из них являются: • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; • организация доступа к стратегической информации; • организация защиты и безопасности информации.  3. Преимущества, которые приносит компьютерная информационная технология. 1­й   этап   (с   начала   60­х   гг.)   характеризуется   довольно   эффективной   обработкой информации   при   выполнении   рутинных   операций   с   ориентацией   на   централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных технологий была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом   этапе   была   психологическая   —   плохое   взаимодействие   пользователей,   для   которых создавались   информационные   технологии,   и   разработчиков   из­за   различия   их   взглядов   и понимания   решаемых   проблем.   Как   следствие   этой   проблемы,   создавались   технологии, которые   пользователи   плохо   воспринимали   и,   несмотря   на   их   достаточно   большие возможности, не использовали в полной мере. 17 Рис. 1.5. Классификация этапов развития информационных технологий 2­й   этап   (с   середины   70­х   гг.)   связан   с   появлением   персональных   компьютеров. Изменился   подход   к   созданию   информационных   технологий   —   ориентация   смещается   в сторону   индивидуального   пользователя   для   поддержки   принимаемых   им   решений. Пользователь   заинтересован   в   проводимой   разработке,   налаживается   контакт   с разработчиком,   возникает   взаимопонимание   обеих   групп   специалистов.   На   этом   этапе 18 используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная,   базирующаяся   на   решении   локальных   задач   и   работе   с   локальными базами данных на рабочем месте пользователя. 3­й этап (с начала 90­х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе   и   основан   на   достижениях   телекоммуникационной   технологии   распределенной обработки   информации.   Информационные   технологии   имеют   своей   целью   не   просто увеличение   эффективности   обработки   данных   и   помощь   управленцу.   Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.  4. Виды инструментария технологии. 1­й   этап   (до   второй   половины  XIX  в.)   —  «ручная»  информационная   технология,   Коммуникации инструментарий   которой   составляли:   перо, осуществлялись ручным способом путем передачи посредством почты писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.   чернильница,   книга. 2­й этап (с конца  XIX  в.) —  «механическая»  технология, инструментарий которой составляли:   пишущая   машинка,   телефон,   диктофон,   оснащенная   более   совершенными средствами   доставки   почты.   Основная   цель   технологии   —   представление   информации   в нужной форме более удобными средствами. 3­й   этап   (40   —   60­е   гг.  XX  в.)   —  «электрическая»  технология,   инструментарий которой   составляли:   большие   ЭВМ   и   соответствующее   программное   обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется   цель   технологии.   Акцент   в   информационной   технологии   начинает перемешаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4­й этап (с начала 70­х гг.) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления   (АСУ)   и   информационно­поисковые   системы   (ИПС),   оснащенные   широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести  технологии  еще более  смещается на формирование  содержательной стороны   информации   для   управленческой   среды   различных   сфер   общественной   жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой   информации   и   подготовлена   профессиональная,   психологическая   и социальная база для перехода на новый этап развития технологии. 5­й этап (с середины 80­х гг.) —  «компьютерная»  («новая») технология, основным инструментарием   которой   является   персональный   компьютер   с   широким   спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными  специалистами.  Подобные  системы  имеют встроенные элементы анализа и интеллекта   для   разных   уровней   управления,   реализуются   на   персональном   компьютере   и используют   телекоммуникации.   В   связи   с   переходом   на   микропроцессорную   базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. 1.3. Развитие современных информационных технологий Новая   информационная   технология  —   это   системно   организованная 19 последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Интегрированная   ИТ   —  это   взаимосвязанная   совокупность   отдельных технологий,   т.е.   объединение   различных   технологий   с   организацией   развитого информационного взаимодействия между ними. Современные   информационные   технологии   предназначены   оказывать   помощь специалистам,   руководителям,   принимающим   решения,   в   получении   ими   своевременной, достоверной, полной информации, создании условий для организации электронных офисов, проведении с применением вычислительной техники и средств коммуникации оперативных совещаний, имеющих звуковое и видео сопровождение. Достигается   это  путем  перехода  на  новую информационную  технологию.  Слово «новая»   подчеркивает   новаторский,   а   не   эволюционный   характер   этой   технологии.   Ее внедрение существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях и на предприятиях. Новая   информационная   технология   основывается   на   применении   персональных компьютеров,   активном   участии   пользователей   (непрофессионалов   в   области программирования)   в   информационном   процессе,   высоком   уровне   дружественного пользовательского   интерфейса,   широком   использовании   пакетов   прикладных   программ общего и проблемного назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям. При   этом   персональные   компьютеры,   являющиеся   основой   новой   информационной технологии,   не   порождают   информационную   продуктивность,   а   дают   возможность специалисту повысить эффективность труда путем увеличения (расширения) объема работ. Принципиальное   отличие   новой   информационной   технологии   от   предшествующих состоит   не   только   в   автоматизации   процессов   изменения   формы   или   местоположения информации, но и в изменении ее содержания. Постоянно   расширяющиеся   сферы   применения   персональных   компьютеров,   их массовое   использование   в   различных   отраслях   экономики   привело   к   необходимости формирования наиболее эффективных организационных форм применения вычислительной, коммуникационной и организационной техники. В настоящее время на их основе создаются и успешно   функционируют   локальные   и   многоуровневые   вычислительные   сети,   являющиеся основой   для   организации   интегрированных   информационных   технологий   обработки информации. Интегрированные информационные технологии обработки информации создаются на основе   объединения   и   жесткой   увязки   всех   входящих   в   технологию   элементов   в информационном,   техническом   и   программном   аспектах.   При   этом   организуется максимально   унифицированный   технологический   процесс   обработки   данных   с использованием   общих,   четко   спроектированных   для   разных   задач   структур   и   моделей данных. Автоматизированный   банк   данных  —   это   совокупность   программных   и технических   средств   для   централизованного   хранения   и   коллективного   использования данных. Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления, а, следовательно,   к   срочности   обработки   информации   привело   к   созданию   многоуровневых систем   организационного   управления   объектами,   к   которым   можно   отнести,   например, банковские, налоговые, статистические и другие службы. Их  информационное   обеспечение   поддерживается   посредством   организации автоматизированных   банков   данных   (АБД),   которые   строятся   с   учетом   организационно­ функциональной   структуры   соответствующего   многоуровневого   экономического   объекта, автоматизированного ведения информационных массивов и баз данных. Эту проблему в новых 20 информационных технологиях решает распределенная обработка данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней. За счет усложнения   программных   средств   управления   базами   данных   повышаются   скорость, обеспечиваются защита и достоверность информации при выполнении различных, расчетов и выработке управленческих решений. В многоуровневых системах организационного управления одинаково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией,  так и проблемы анализа экономических   ситуаций   при   выработке   и   принятии   управленческих   решений.   Например, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, вводить данные   с   клавиатуры   или   машинного   носителя   информации,   выполнять   их   визуальный контроль,   вызывать   нужную   информацию   для   обработки,   определять   достоверность результатной  информации   и   выводить   ее   на   экран   монитора,   печатающее   устройство   или передавать по каналам связи. С развитием новых экономических отношений возросла потребность в аналитической работе. Возникает необходимость в накоплении фактов, опыта, знаний в каждой конкретной отрасли   экономики   и   в   управленческой   деятельности.   На   первый   план   выдвигается заинтересованность в тщательном исследовании конкретных экономических, коммерческих, производственных   ситуаций   с   целью   принятия   в   оперативном   порядке   экономически обоснованных   и   наиболее   приемлемых   решений.   Эта   задача   решается   в   результате дальнейшего   совершенствования   интегрированных   информационных   технологий   обработки информации. База   знаний  —   это   специальным   образом   организованная   информация   в электронном   виде,   хранящая   систематизированную   совокупность   понятий,   правил   и фактов, относящихся к некоторой предметной области. База   знании   —   важнейший   элемент   создаваемой   на   рабочем   месте   специалиста экспертной   системы,   выступающей   в   роли   накопителя   знаний   конкретной   области профессиональной деятельности и консультанта специалисту при проведении исследований экономических ситуаций и выработке управляющих воздействий. Перспективным направлением развития новых информационных технологий является создание   программных   средств   для   вывода   и   обработки   звуковой   и   видеоинформации. Информационная   технология   формирования   видеоизображений   получила   название компьютерной графики. Компьютерная   графика   —  система   методов,   алгоритмов,   программных   и аппаратных средств для ввода, обработки и отображения графической информации, а также для преобразования данных в графическую форму. Компьютерная графика объединяет в себе процессы создания, хранения и обработки моделей   объектов   и   их   изображений   с   помощью   персонального   компьютера.   Эта информационная технология проникла в область экономического анализа и моделирования различного рода конструкций, незаменима в производстве, в рекламной деятельности и т. д. Формируемые и обрабатываемые изображения могут быть следующих видов: Демонстрационные Анимационные К ним относится коммерческая (деловая) и иллюстративная графика Охватывают инженерную, научную, а также информацию,   связанную   с   рекламой, искусством,   играми,   когда   выводятся   не только   одиночные   изображения,   но   и последовательность   кадров   в   виде   фильма 21 (_интерактивный вариант) Интерактивная   компьютерная   графика   является   одним   из   наиболее   прогрессивных направлений совершенствования современных информационных технологий. Это направление претерпевает   бурное   развитие   в   области   появления   новых   аппаратных   и   программных средств, позволяющих создавать объемные движущие изображения. Программно­аппаратная организация обмена с компьютером текстовой, графической,  Такая аудио­   и   видеоинформацией   получила   название информационная технология реализуется специальными программными средствами, которые имеют встроенную поддержку мультимедиа и позволяют использовать ее в профессиональной деятельности,   учебно­образовательных,   научно­популярных,   игровых   и   других   областях. Благодаря   использованию   такой   информационной   технологии   в   экономической   работе открываются   перспективы   для   организации   взаимодействия   пользователя   с   персональным компьютером в процессе профессиональной деятельности посредством звуковых команд и ввода информации голосом.  мультимедиатехнология. Мультимедиа   средства   (multimedia  —   многосредовостъ)  —   комплекс аппаратных   и   программных   средств,   позволяющих   пользователю   общаться   с   ПК, используя разнообразные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др. 1.4. Классификация информационных технологий Для   того,   чтобы   правильно   понять,   оценить,   грамотно   разработать   и   использовать информационные   технологии   в   различных   сферах   жизни   общества   необходима   их предварительная   классификация.   Классификация   информационных   технологий   зависит   от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков,   влияющих   на   выбор   той   или   иной   информационной   технологии.   Как   правило, выделяют   следующие   классификационные   признаки   информационных   технологий, представленные на рис. 1.6. Рис. 1.6. Классификация информационных технологии 22 1. По назначению выделяют следующие два основных класса информационных  технологий (рис. 1.7): • обеспечивающие информационные технологии; • функциональные информационные технологии. Рис. 1.7. Классификация информационных технологий по назначению и характеру использования Обеспечивающие   информационные   технологии   —  это   технологии   обработки информации,   которые   могут   использоваться   как   инструменты   в   различных   предметных областях   для   решения   специализированных   задач.   Они   представляют   собой   способы организации отдельных технологических операций информационных процессов и связаны с представлением,   преобразованием,   хранением,   обработкой   или   передачей   определенных видов информации. К   ним   относятся   технологии   текстовой   обработки,   технологии   работы   с   базами символов, данных, телекоммуникационные технологии, технологии защиты информации, технологии разработки программного обеспечения и т. д.   мультимедиатехнологии, распознавания технологии       Функциональные   информационные   технологии   —  это   технологии,   реализующие типовые   процедуры   обработки   информации   в   определенной   предметной   области.   Они строятся   на   основе   обеспечивающих   информационных   технологий   и   направлены   на обеспечение   автоматизированного   решения   задач   специалистов   данной   области. Модификация   обеспечивающих   технологий   в   функциональную   может   быть   сделана   как профессиональным разработчиком, так и самим пользователем, что зависит от квалификации пользователя   и   от   сложности   модификации.   Взаимосвязь   между   функциональными   и обеспечивающими информационными технологиями приведена на рис. 1.8. Рис. 1.8. Связь между функциональными и обеспечивающими ИТ К   функциональным   информационным   технологиям   относятся   офисные   технологии, финансовые   технологии,   информационные   технологии   в   образовании,   в   промышленности, корпоративные технологии автоматизированного проектирования и т. д.   информационные   информационные технологии,     23 2.   Информационные   технологии   можно   рассматривать   с   точки   зрения пользовательского   интерфейса,   возможностей   доступа   пользователя   к информационным и вычислительным ресурсам в процессе обработки информации. По этому признаку выделяют (рис. 1.9):   е.  т. • пакетные информационные технологии; • диалоговые информационные технологии; • сетевые информационные технологии. Рис. 1.9. Классификация информационных технологий по типу пользовательского интерфейса Пакетные   информационные   технологии  характеризуются   тем,   что   операции   по обработке   информации   производятся   в   заранее   определенной   последовательности   и   не требуют вмешательства пользователя. В этом случае задания или накопленные заранее данные по   определенным   критериям   объединяются   в   пакет   для   последующей   автоматической обработки в соответствии с заданными приоритетами. Пользователь не может влиять на ход выполнения   заданий,   пока   продолжается   обработка   пакета,   его   функции   ограничиваются подготовкой  исходных  данных  по комплексу   задач и  передачей   их  в центр обработки.  В настоящее   время   пакетный   режим   реализуется   применительно   к   электронной   почте   и формированию отчетности.  Интерфейс  — это совокупность правил организации взаимодействия устройств или   программ   между   собой   или   с   пользователем   и   средств,   реализующих   это взаимодействие. Диалоговые информационные технологии предоставляют   пользователям   неограниченную   возможность   взаимодействовать   с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Эти технологии предполагают отсутствие жестко закрепленной последовательности операций   преобразования   данных   и   активное   участие   пользователя,   который   анализирует промежуточные   результаты   и   вырабатывает   управляющие   команды   в   процессе   обработки информации.  Пользовательский интерфейс  — это комплекс правил и средств, организующих взаимодействие пользователя с устройствами или программами. Сетевые   информационные   технологии  обеспечивают   пользователю   доступ   к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью специальных средств связи. В этом случае появляется возможность использования данных, накопленных на рабочих местах других пользователей, перераспределения вычислительных мощностей   между   процессами   решения   различных   функциональных   задач,   а   также возможность совместного решения одной задачи несколькими пользователями. 3.  По способу организации сетевого взаимодействия выделяют (рис. 1.10): • информационные технологии на базе локальных вычислительных 24 сетей; • информационные технологии на базе многоуровневых сетей; • информационные технологии на базе распределенных сетей. Рис. 1.10. Классификация информационных технологий по способу организации сетевого взаимодействия Информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей  представляют собой систему взаимосвязанных и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки информации, ориентированных на коллективное  использование общесетевых ресурсов — аппаратных, программных, информационных. Они  позволяют перераспределять вычислительные мощности между пользователями сети в  зависимости от изменения их потребностей и сложности решаемых задач и обеспечивают  надежный и быстрый доступ пользователей к информационным ресурсам сети. Вычислительная сеть — это совокупность компьютеров и сетевого  оборудования, объединенных с помощью каналов связи в единую систему для  информационного обмена. Построение информационных технологий на базе многоуровневых сетей  заключается в представлении архитектуры создаваемой сети в виде иерархических уровней,  каждый из которых решает определенные функциональные задачи. Такие технологии  строятся с учетом организационно­функциональной структуры соответствующего  многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к  информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых  задач и реализуемых функций управления на каждом уровне. Информационные технологии на базе распределенных сетей обеспечивают  надежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами  сети с использованием единой информационной инфраструктуры. Этот способ организации  сетевого взаимодействия ориентирован на реализацию коммуникационных информационных  связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети. 4. По принципу построения информационные технологии делятся на следующие виды (рис. 1.11): • функционально ориентированные технологии; • объектно­ориентированные технологии. Рис. 1.11. Классификация информационных технологий по принципу построения При построении функционально ориентированных информационных технологий деятельность специалистов в рассматриваемой предметной области разбивается на множество иерархически   подчиненных   функций,   выполняемых   ими   в   процессе   решения 25 профессиональных задач. Для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на рабочем месте пользователя, в рамках которой определяются исходные данные, процессы их преобразования в результатную информацию, а также выделяются информационные потоки, отражающие передачу данных между различными функциями. Построение   объектно­ориентированных   информационных   технологий заключается в проектировании системы в виде совокупности классов и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложной системы отражается в виде иерархии классов,   ее   функционирование   рассматривается   как   совокупность   взаимодействующих   во времени   объектов,   а   конкретный   процесс   обработки   информации   формируется   в   виде последовательности   взаимодействий.   В   качестве   объектов   могут   выступать   пользователи, программы,   клиенты,   документы,   базы  данных  и   т.  д.   Такой   подход  характерен  тем,  что используемые   процедуры   и   данные   заменяются   понятием   «объект»,   что   позволяет динамически   отражать   поведение   моделируемой   предметной   области   в   зависимости   от возникающих событий. Сравнительная   характеристика   функционально   ориентированных   и   объектно­ ориентированных технологий приведена в табл. 1.3.  Рассматриваемая задача Представляемые системы Принцип построения Таблица 1.3 Функционально ориентированная технология Объектно­ ориентированная технология Учет товаров на складе В виде функции: • прием товара • отпуск товара • инвентарный контроль и  т.д. Разрабатываются технологии для каждой функции и  определяются процессы  передачи информации  от  одной функции к другой В форме классов объектов: •товары • клиенты •поставщики • заказы и т.д. Определяются состав и  структура каждого класса  объектов и процессы  информационного  взаимодействия этих  классов друг с другом и с  внешней средой 5. По степени охвата задач управления выделяют следующие виды (рис. 1.12): • информационные технологии обработки данных; • информационные технологии управления; • информационные технологии автоматизации офисной деятельности; • информационные технологии поддержки принятия решений; • информационные технологии экспертных систем. 26 Рис. 1.12. Классификация информационных технологий по степени охвата задач управления Информационные   технологии   обработки   данных  предназначены   для   решения функциональных   задач,   по   которым   имеются   необходимые   входные   данные   и   известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки. Эти технологии применяются в целях   автоматизации   некоторых   рутинных,   постоянно   повторяющихся   операций управленческой   деятельности,   что   позволяет   существенно   повысить   производительность труда персонала. Характерной особенностью этого класса технологий является их построение без пересмотра методологии и организации процессов управления. Целью   информационной   технологии   управления  является   удовлетворение информационных   потребностей   сотрудников,   имеющих   дело   с   принятием   решений.   Эти технологии ориентированы на комплексное решение функциональных задач, формирование регулярной   отчетности   и   работы   в   информационно­справочном   режиме   для   подготовки управленческих решений. Они решают следующие задачи обработки данных: • оценка планируемого состояния объекта управления; • оценка отклонений от планируемых состояний; • выявление причин отклонений; • анализ возможных решений и действий. Информационные технологии автоматизации офисной деятельности  направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней   средой   на   базе   компьютерных   сетей   и   других   современных   средств   передачи   и работы с информацией. В них реализуются типовые процедуры делопроизводства и контроля управления: • обработка входящей и исходящей информации; • сбор и последующее составление отчетности за определенные периоды времени в соответствии с различными критериями выбора; • хранение поступившей информации и обеспечение быстрого доступа к информации, поиск необходимых данных. Эти   технологии   предусматривают   наличие   интегрированных   пакетов   прикладных программ: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, телеконференции, специализированные программы реализации электронного документооборота и т. д. Информационные   технологии   поддержки   принятия   решений  предусматривают широкое использование экономико­математических методов, моделей и пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес­планов и обоснованных выводов по изучаемым процессам и явлениям производственно­хозяйственной практики.   Отличительными   характеристиками   этих   технологий   является   ориентация   на решение слабоформализованных задач, генерация возможных вариантов решений, их оценка, выбор   и   предоставление   пользователю   лучшего   из   них   и   анализ   последствий   принятого решения. Информационные технологии поддержки принятия решений могут использоваться на любом уровне управления и обеспечивают координацию лиц, принимающих решение, как на разных уровнях управления, так и на одном уровне. 27

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Конспект лекций  по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2017