Государственное бюджетное общеобразовательное
учебное заведение
средняя общеобразовательная школа № 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
Композиторов, 22/2
Тел./fax 515-86-37
Email: <494shko.la.@mail.ru>
Районный Фестиваль учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Петербургский урок» 2016 года
«Хозяйки литературных салонов первой половины XIX века»
(Литературная гостиная для учащихся 8-9-ых классов)
Номинация: «Лучшee внеклассное занятие по литературе»»
Методическая разработка внеклассного
занятия по литературе
учителя русского языка и литературы
Колногоровой Аллы Даниловны
д.т.: 514-01-64
Email: <kolnogorova_alla@yandex.ru>
Санкт-Петербург
2015-2016
Конспект внеклассного занятия по литературе в 8-9 классах
учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
Колногоровой Аллы Даниловны
Дата проведения занятия: 24.10.2015 г.
Тема занятия: «Хозяйки литературных салонов первой половины XIX века»
Цели урока:
Обучающие.
Объединение учащихся в подготовке материалов к проведению салона, знакомство с биографиями хозяек литературных салонов.
Учить выразительному чтению.
Развивающие.
Знакомство с культурой первой половины XIX века г. Санкт-Петербурга, поэзией, литературными салонами.
Прививать интерес к слушанию стихов, музыки.
Сохранять и развивать традиции, способствуюшие воспитанию у учащихся чувства гордости за Отечество, свой край, свою малую родину.
Продолжать создавать условия для самореализации личности каждого ребёнка, через дальнейшее совершенствование дополнительных занятий.
Воспитательные.
Воспитание и развитие у подрастающего поколения чувства прекрасного, любви, интереса к культуре и литературе России.
Воспитание ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека.
Приобщение учащихся к духовному и эмоциональному опыту, заложенному в искусстве через собственное творчество и создание художественных образов.
Форма занятия: интерактивная лекция с элементами мультимедийной презентации
Методы занятия: объяснительно-иллюстративный, исследовательский
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная
Продолжительность занятия: 50 минут
Возрастная категория: 8-9 классы
УУД:
· личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);
· регулятивные ( планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);
· познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
· коммуникативные ( постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора
Приложение: диск с материалами по методическому и дидактическому обеспечению образовательных (педагогических) технологий
Примечание от автора:
Для удобства прочтения материалов урока все примечания даны в основном тексте
Оформление занятия:
1. Кабинет оформлен в виде литературного салона – столы, покрытые скатертями, свечи в подсвечниках, свет приглушён.
2. Портреты хозяек литературных салонов.
3. Музыка. Романсы «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Средь шумного бала», «Утро туманное», «Динь-динь».
4. Рисунки Петропавловской крепости, Ростральных колонн, Разводных мостов.
5. Иллюстрации: Сцены из жизни Санкт-Петербурга первой половины XIX века.
Ход внеклассного занятия
Начало занятия. Вступительное слово.
Учитель:
Друзья!!! Сегодня мы приглашаем вас в модный в пушкинское время литературный салон!!!
В России, в XIX веке это была самая распространенная форма общественной жизни. Салоны были символом русской культуры. В са
лонах наряду с государственными обсуждались и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьезными беседами.
Одним из первых салонов в начале XIX века был салон А.Оленина, директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств в Петербурге. В его доме собирались замечательные люди: Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин, М.И. Глинка, Орест Кипренский и другие. Но чаще его хозяйками были женщины, например, А.Г. Лаваль, С.Д. Пономарева, Е.А. Карамзина, княжна Тенищева, Зинаида Волконская и другие…
У госпожи Лаваль по средам принимали членов дипломатического корпуса и лиц из высшего общества. Бывал у нее и Пушкин, здесь он читал ненапечатанную драму «Борис Годунов». Заметный след в истории русской культуры оставил салон княгини Зинаиды Волконской. Писательница, композитор, певица, она собирала в своем доме в определенный день недели писателей, поэтов, художников, музыкантов. В первый день знакомства с Пушкиным Волконская пропела его элегию «Погасло дневное светило».
Звучит романс.
Некоторые страницы нашего рассказа посвящены биографиям литературных героинь Петербурга первой половины XIX века. Нам интересны имена женщин, которые вдохновляли поэтов и художников:
М.Протасова, Е.Голицына, Д.Фикельмон, Е. Карамзина, А.Керн и многие другие.
В основу рассказов положено множество архивов, дневников, писем, мемуаров, портретов.
Первый ведущий.
Анна Алексеевна Оленина
В доме Олениных пишет Жихарев: «В первой половине XIX века он был одним из центров дворянской культуры, где сходились писатели и другие деятели искусства».
Литературные салоны создавались для взаимного обмена мнениями по вопросам литературы, искусства, политики. Оленины приглашали к себе лучших людей эпохи. Здесь и в Пригожино (на даче Олениных) бывали: И. А. Крылов, Г.Р. Державин, В. А. Озеров, А. Мицкевич, В.А. Жуковский, М.И. Глинка, А.С. Грибоедов. Любили приезжать: О. Кипренский, братья Александр и Карл Брюлловы и другие художники. О. Монферран и П. В. Басин обсуждали постройку и роспись Исаакиевского собора.
|
|
|
Основательные знания по музыке Анна Алексеевна приобрела, занимаясь с М.И. Глинкой. Голос ее был хорошо поставлен. Оленина хорошо владела кистью, рисовала и лепила, любила декламировать и сочинять театральные пьесы, шарады, шуточные стихи.
А.С. Пушкин был увлечен А.А. Олениной, посвящая ей свои стихи. Он делает ей предложение, но родители девушки ему категорически отказали. Но гений Пушкина щедр, и поэт написал ей позднее, в 1829 году, прощальные стихи, к ним написана музыка Глинкой.
Звучит романс.
Я Вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она Вас больше не тревожит:
Я не хочу печалить Вас ничем.
Я Вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
|
Как дай Вам Бог любимой быть другим.
В 1839 году А.А. Оленина была помолвлена с полковником лейб-гвардии гусарского полка Ф.А. Андро. Андро был богат. Он владел замком Ланжерон во Франции, виллой в Альпах, в Австрии. Они прожили вместе 40 лет. После смерти мужа Анна Алексеевна уехала туда, где хранились дорогие ее сердцу реликвии, в Волынскую губернию, к младшей дочери. Анна Алексеевна тщательно берегла альбом с автографами и реликвиями А.С. Пушкина. У нее была завидная и долгая жизнь, наполненная встречами с замечательными людьми.
15 декабря 1888 ее не стало. Любовь к родине до последних дней одухотворяла ее жизнь. Она гордилась славой России.
Второй ведущий.
Евдокия Ивановна Голицына
В ее гостиной собиралось избранное общество, состоящее в основном из поэтов и ученых. Голицына принимала только ночью. Говорили, что еще в детстве цыганка нагадала ей смерть в ночи, и она решила обмануть предсказание, не дать застать себя врасплох: днем спать, ночью бодрствовать. За ней всегда сохранилось название «Принцесса ночи».
|
По воспоминаниям многих современников, он был «характера решительного и прямого, наружности мужественной и прекрасной, сердца добрейшего и души благороднейшей». Трудно было устоять перед таким собранием достоинств. Долгорукий погибает в битве. Голицына замкнулась в своем горе, любовь ушла навеки. С этого времени начинается ее самостоятельная, крайне оригинальная, полная умственных интересов жизнь.
А.С. Пушкин был влюблен в Голицыну, еще 30 ноября 1817 года Пушкин посвятил ей стих-экспромт: «Краев чужих неопытный любитель»:
Краев чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в Отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина – не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел,
Но я вчера Голицыну увидел,
И примирен с Отечеством моим.
Литературные вкусы Голицыной были прогрессивны, все ее ближайшие друзья были членами «Арзамаса». Пушкин вначале 1818г. послал Голицыной свою оду «Вольность». В мае 1820г. Пушкин, отправленный Александром I в ссылку, покидает Петербург.
Прошло несколько лет…
По возвращении в Петербург в мае 1827г., Пушкин снова бывает в салоне Голицыной , но среди ее гостей теперь больше ученых, нежели поэтов. Княгиня очень серьезно была увлечена математикой и философией.
Последняя встреча Пушкина с княгиней Голицыной произошла в августе 1835 года.
Звучит романс: «На заре ты её не буди» А.Е.Варламова.
Голицына скончалась 15 января 1850г. в Петербурге. Ее похоронили в Александро-Невской лавре. Она оставила завещание денежных наград четырем отличившимся кандидатам из воспитанников военных учебных заведений. Ее стипендиатом был ученый, знаменитый генерал-лейтенант В.Ф. Петрушевский.
Третий ведущий.
Софья Дмитриевна Пономарева.
Каждый, кто держал в руках старинный альбом той поры, когда мир еще не знал фотографии, и перелистывал ветхие страницы с рисунками, стихами, вышивками, знает чувство прикосновения к интимной жизни человека. Милые тени прошлого . .
|
К таким реликвиям относятся альбомы С. Д. Пономаревой.
Софи была образованна и умна. Она рано вышла замуж за доброго и гостеприимного Акима Ивановича Пономарева. Муж обладал большим капиталом, а молоденькая любительница отечественной словесности решила открыть Литературное собрание
«Эта молоденькая плотненькая дама небольшого роста обладала необыкновенным искусством нравиться..., воспитание её было самое блистательное: она бойко говорила на четырех европейских языках, владела превосходно русским, что было тогда редкостью; восхищала своей игрой на фортепиано и пением», - вспоминал Д.Н. Свербеев, один из посетителей салона.
Звучит музыка. Вальс: «Средь шумного бала».
Судя по альбомам, у нее бывали многие художники: О. Кипренский, П. Яковлев, К Кольман, В. Мошков и др. известные.
Дельвиг и Баратынский были влюблены в нее. В её доме бывали Кюхельбекер, Кондратий Рылеев.
Слайд № 10 Слайд № 11
Прочтем последние посвящения в альбоме: к С.Д. Пономаревой от Дельвига:
За ваше нежное участье
Большой певец благодарит;
Оно его животворит,
Он молит: «Боже, дай ей счастье
В сопутники грядущих дней!
Болезни мне! Здоровье ей!
Пройду и в муках, и в тревоге;
Довольство, радость и покой!
1823г. Слайд № 9
Самый верный, преданный ее почитатель Илличевский пишет 15 февраля 1823г. перед отъездом в Париж:
Увы, простите! До свиданья!
Лечу в далекие края,
Но с вами вопреки желанью
Печальный, расстаюся я.
Томимый горестью безмерно,
Я царства и страны пройду,
Но женщин лучше вас, наверно,
Нигде на свете не найду!
Четвертый ведущий
Женщины рода Кутузовых.
Екатерина Ильинична Кутузова.
Она была верным другом своего мужа, одного из образованнейших людей своего времени. В описке их ближайших друзей - Г.Р. Державин, Н.И. Гнедич, И.А. Крылов. Ученых, писателей, актеров Кутузовы предпочитали кругу придворных и военных. Исключением были А.В. Суворов и П.И. Багратион, с которыми семья Кутузовых находилась в большой дружбе.
Слайд № 12 Слайд № 13
Суворов и Багратион - оба были несчастливы в личной жизни, они разъехались со своими женами. Дружный и гостеприимный дом Кутузовых был им в радость. У Кутузовых был один сын, умерший ребенком, и пять дочерей - Прасковья, Анна, Елизавета, Екатерина, Дарья. Слайд № 13
Конец XVIII в. и начало XIX в. можно назвать расцветом семейной жизни Кутузовых. В эти годы окрепли их дружеские связи с любезным их сердцу миром литераторов и театральных деятелей. Чета Кутузовых была близка
|
литературному салону Г.Р. Державина Собирались по воскресеньям. В 1805г. стало ясно, что у Суворова и Кутузова одна судьба; их забывают, подвергают опале в дни мира и вспоминают, когда над Россией нависает опасность, отвратить которую не в силах ни монарх, ни их придворные льстецы и лицемеры.
Пятый ведущий
В 1812 году все зятья Кутузова были на войне.
Вскоре весь Петербург знал, что Наполеон хочет кончить войну. Лористол молил об этом Кутузова, на что получил ответ: «Кончить войну? Да ведь мы её только начинаем» В те дни друг семьи Крылов написал свою басню «Волк на псарне». Все узнали в волке -Наполеона, в ловчем - Кутузова.
Французская армия отступала поспешно. Скорее, это было похоже на бегство «Мог бы я гордиться, что от меня первого бежит Наполеон, - писал Кутузов жене, но бог смиряет гордыню».
11 апреля 1813 года он диктует последнее письмо Екатерине Ильиничне: «Я к тебе, мой друг, пишу первый раз чужой рукой, чему ты удивишься, а может быть и испугаешься... Болезнь такого роду, что в правой руке отнялась чувствительность перстов. Посылаю 10 талеров на уплату долгов. Зт. Аннушке и Зт. Парашеньке - всем, кажется, по надобности».
Главнокомандующий умирал далеко от своих близких, думал о них с любовью и тревогой.
Незадолго до смерти к нему приехал царь Александр I Он просил умирающего о прошении. «Я, ваше величество, прощаю, но простит ли Россия», - ответил Кутузов. Вместе со всем русским народом семья Кутузова встретила его гроб в Петербурге. Хоронили его в Казанском соборе, куда на руках принес народ его останки с заставы столицы.
Шестой ведущий
Салон Карамзиных.
Екатерина Андреевна Карамзина.
Все, знавшие Екатерину Андреевну молодой, отмечали её ум, образованность, необычайно деликатную манеру обращения с людьми, сердечность к родным и друзьям. Она была необычайно красива. Такой её увидел юный Пушкин. Тогда ей было 36. Пушкин пишет;
|
Душа лишь только разгоралась,
И сердцу женщина являлась,
Каким-то чистым божеством,
Владея чувствами, умом - она
Сияла совершенством.
Екатерина Андреевна бесспорно признавалась всеми одной из самых выдающихся женщин эпохи.
При жизни мужа она участвовала в его работе над «Историей Государства Российского». Пушкин хорошо знал, что Екатерина Андреевна умела горячо и нежно любить своих детей и друзей, делить их радости и печали, поддерживать советом в трудные минуты.
Она сразу же после сообщения Пушкина о предполагаемой женитьбе ответила ему письмом: «Я очень признательна, что вы подумали обо мне в первые же минуты своего счастья, это - истинное доказательство вашей дружбы».
Наталья Николаевна по приезде в Петербург стала украшением салона Карамзиных, и салоне Екатерины Андреевны Карамзиной собирались литераторы и другие люди разных направлений. Эти вечера были единственные в Петербурге, где не играли в карты и говорили по-русски. В черновых набросках к «Евгению Онегину» Пушкин написал об Екатерине Андреевне:
В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей *
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И новичка - провинциала
Хозяйка спесью не смущала.
Ровно для всех она была
Непринужденна и мила...
Когда по Петербургу разнеслась весть о том, что Пушкин смертельно ранен на дуэли, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Михаил Юрьевич был отправлен в первую ссылку. Только в апреле 1838 года. вернулся в Петербург.
С лета 1838г. Лермонтов - частый гость Карамзиных. Он любил этот гостеприимный дом, и к нему там относились с неизменной доброжелательностью.
Стихотворение Е.П. Растопчиной «Где мне хорошо», написанное в 1838году, прямо посвящено салону Карамзиных, в нем передана его духовная атмосфера. Когда читаешь стихотворные строки, то словно видишь всех, чьи портреты оставило нам время:
Когда насытившись весельем шумным света,
Я жизнью умственной вполне хочу пожить,
И просится душа, мечтою разогрета,
Среди душ родственных свободно погостить.
К приюту тихому беседы просвещенной,
К жилищу светлых дум дорогу знаю я
И радостно спешу к семье благословенной,
Где дружеский прием радушно ждет меня,
Там говорят и думают по-русски,
Там чувством родины проникнуты сердца... Слайд № 16
Отбросивши подчас сует и дел оковы,
Былое вспоминать готовые всегда,
Там собираются, влекомые туда
Старинной дружбою (приманкой вечно новой).
Все те, кто песнею иль речью, иль пером
Себя прославили, кто русским путь открыли
К святой поэзии, кто в сердце не забыли,
Что этот мирный кров был их родным гнездом
Они там запросто и дома, и спокойны,
Их круг разрозненный становится тесней
Но много мест пустых!!!...
Но бури ветер знойный,
Недавно проходя над головой гостей,
Унес любимого!...
Восьмой ведущий.
Александра Осиповна Россет
Страстно увлекалась поэзией, искусством, интересовалась философией и слыла одной из самых интересных и образованных женщин петербургского общества. Дружеские отношения связывали с Жуковским, Вяземским, Пушкиным, Лермонтовым, Плетневым, Гоголем, Аксаковым и многими другими литераторами. Слайд № 17
Жуковский о ней скажет: «Милая из милых, умная из умных, прелестная из прелестных».
Замуж Александра Осиповна вышла за чиновника Министерства иностранных дел, Н.М. Смирнова, человека, увлекающегося искусством живописи, богатого помещика. Муж разделял любовь жены к литераторам, позднее у них бывали: Гоголь, Хомяков, Лермонтов, Аксаков, Белинский, Тургенев и многие другие.
Смирнова-Россет тяжело переживала смерть А.С. Пушкина.
В 1837 она в салоне Карамзиных познакомилась с Лермонтовым. Поэт не раз бывал у них,
на Мойке, у Синего моста.
Но особенно долголетняя дружба связывала Смирнову с Н.В. Гоголем. В 1843 году,
встретясь в Италии, они часто гуляли вместе по Риму и любовались античным искусством.
Была ли это дружба или любовь? На это трудно ответить.
|
Девятый ведущий.
Звезды Севера.
Слайд № 19
Звездами Севера называли многих красавиц, но, пожалуй, больше всего поэтического
поклонения вызывала красота Елены Михайловны Завадовской, дочери польского
генерала.
«Красавица писаная», «звезда первой величины петербургского большого света», - такписали о ней современники.
Первым в ее альбом пишет стихи И.И. Козлов. Они посвящены 25-летней красавице:
Твоя красой блещет младость,
Ты на любовь сердцам дана,
Светла, пленительна, как радость,
И как задумчивость нежна;...
В юбилейном альбоме 1832 года среди новых блестящих посвящений на арену выступает Петр Андреевич Вяземский. После рассуждений о красоте Петербурга и северной природы он переходит к прославлению русской красавицы:
Но сердцу русскому есть красота иная,
Сын севера признал другой любви закон:
Любовью чистою таинственно сгорая,
Кумир божественный лелеет свято он.
Красавиц северных он любит безмятежность,
Чело их, чуждое язвительных страстей
И свежесть их лица, и плеч их белоснежность,
И пламень голубой их девственных очей.
Он любит этот взгляд, в котором нет обмана,
Улыбку свежих уст, в которой лести нет,
Величье стройное их царственного стана
И чистой прелести ненарушимый цвет.
Красавиц северных царица молодая!!!
Чистейшей красоты высокий идеал!!!
Вам глаз и сердца дань, Вам лиры песнь живая
И лепет трепетный застенчивых похвал!!!
А в мае 1832 года в поэтическое соперничество вступает А.С. Пушкин и, конечно, одерживает победу:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Десятый ведущий.
Амалия Крюднер
Одни звезды уходили за горизонт, другие появлялись. Так в 1833 году появилась при дворе женщина необыкновенной красоты, 25-летняя жена барона А.С. Крюднера — Амалия.
Стихи Федора Ивановича Тютчева, любившего ее долгие годы, - вот что сделало ее известной в истории литературы. Молодой атташе русской дипломатической миссии в Мюнхене Ф.И. Тютчев, влюбленный в нее уже 2 года, с первого взгляда и, как окажется, на всю жизнь.
Амалия часто уезжала из Мюнхена в Петербург, Тютчев Пушкину передает с ней свои стихи.
Слайд № 20
В 1838 году звезда ее была в зените, она стала фавориткой Николая I. Об этом много пишет А.О. Смирнова в своих записках: «Она [Амалия] была блистательно хороша... Царь ухаживал за нею и сидел рядом за столом».
В 1844 году она вновь встречается с вернувшимся Тютчевым.
В 1870 году он встретил 62-летнюю Амалию Адлербер (ему было уже 67 лет), они долго беседовали, вспоминали прошлое. А 26 июня этого же года он написал свои бессмертные стихи, посвященные любви, прошедшей через всю жизнь.
Романс «Я встретил вас...», музыка Малашкина, слова Тютчева.
Одиннадцатый ведущий.
Наталья Николаевна Гончарова
В феврале 1831 года А.С. Пушкин вступает в брак с Натальей Николаевной, слагая своей молодой жене сонет-посвящение:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Впоследствии Пушкин не разочаровался в своей жене.
«А жена Пушкина очень милое творенье», - радуется В. А. Жуковский. Слайд № 21
Александр Брюллов написал портрет Натальи Николаевны Гончаровой. Пушкин очень
хотел, чтобы его жену-красавицу написал «великий Карл». Но для Карла Брюллова Наталья
Николаевна осталась только светской красавицей, он не осознал, что она дала Пушкину
высокое и вместе с тем простое человеческое счастье, о котором так мечтал поэт, соединяя
с ней свою судьбу. После трагической гибели Пушкина Брюллов, вероятно, считал ее
виновницей, а не жертвой и навсегда отказался писать ее портрет.
В 1844 году Гончарова ответила согласием на предложение генерала П.П. Ланского вступить с ним в брак. Наталья Николаевна никогда не забывала о том, что в ее руках память о Пушкине. Она заботилась об издании его сочинений, понимала ценность рукописного наследия.
Исследователи жизни и творчества Пушкина находят все больше материалов, подтверждающих слова Александра Сергеевича о своей молодой жене: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - и душу твою люблю я еще больше твоего лица».
Слайд № 22
Двенадцатый ведущий.
Мария Протасова
Поиск романтического идеала был близок всему творчеству В.А. Жуковского. Он нашел его в близком человеке, своей духовной воспитаннице, Машеньке Протасовой. «Люблю Машу, как жизнь», - признался он своему другу Александру Ивановичу Тургеневу.
Жуковский пишет стихи, посвящая их Маше:
Мой друг, хранитель-ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но где для страсти выраженья?
…
С тобой, один, вблизи, вдали,
Тебя любить - одна мне радость;
Ты мне все блага на земли: Слайд № 23
Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.
Так писал Жуковский в 1811 году, когда он впервые решил сделать предложение Маше. Ее мать решительно ему отказала, мотивируя свой отказ религиозными соображениями (церковь запрещала родственные браки). Все пути к счастью были отрезаны для обоих любящих. В августе 1812 года Жуковский уехал в действующую армию. Надежда не покидала Жуковского, пока к Маше не посватался профессор медицины Дерптского университета И.Ф. Мойер. Мать настаивала на свадьбе. Мойер страстно любил Машу, с ее именем на устах он скончался через 35 лет после ее смерти. Наследственная болезнь – туберкулез – уже давала о себе знать. Умирая, Маша все время звала Жуковского. Письмо к нему осталось недописанным: «Друг мой. Это письмо получишь тогда, когда меня подле вас не будет. Тебе я обязана своим живейшим счастьем, которое только ощущаю!!!...»
Я на тебя с тоской гляжу,
В груди огонь, в душе молчанье.
Хочу сказать...
Но чот скажу?
О, друг, пойми мое признанье.
Тиха любовь к тебе моя,
Она всех чувств успокоенье,
Хранитель - гений бытия,
Души надежда и спасенье. Слайд № 24
/Жуковский о Маше Протасовой/
Заключительное слово
Учитель.
Вот и закончилось наше путешествие в литературный Петербург XIX века.
Скажите, а какие романсы сегодня прозвучали?
Назовите авторов слов и музыки?
Ответы.
1. «Средь шумного бала…» (музыка П.И.Чайковского, слова А.К.Толстого).
2. «Я встретил вас…» (музыка Л.Д.Малашкина, слова Ф.И.Тютчева).
3. «Утро туманное…» (музыка Ю. Абазы, слова Ф.И.Тютчева).
4. «На заре ты её не буди…» (музыка А.Е.Варламова).
Хочется верить в то, что вы непременно продолжите знакомство с литературой и музыкой XIX века. Тема нашей следующей литературной гостиной «В горнице у Н. Рубцова».
Мы благодарим всех ведущих, чтецов и исполнителей романсов.
Большое вам спасибо, ребята!
Использованные материалы для подготовки к мероприятию.
1. Литература
1. И.Б. Чижова. Хозяйки литературных салонов Петербурга первой половины XIX века. г. Санкт-Петербург, 1993 г.
2. Стихотворения:
А.С.Пушкин. «Краёв чужих неопытный любитель».
«Душа лишь только разгоралась…».
«В гостиной истинно дворянской…».
. «Красавица».
А. Дельвиг. «За ваше нежное участье».
А. Илличевский. «Увы, простите! До свидания!»
Е.П.Растопчина. «Где мне хорошо».
И.И.Козлов. «Твоя красою блещет младость».
П.А.Вяземский. «Но сердцу русскому есть красота иная».
В.А.Жуковский. «Мой друг, хранитель – ангел мой».
«Я на тебя с тоской гляжу».
Е.Баратынский. «Выдь, дохни нас упоеньем»
М.Ю. Лермонтов. «Графиня Эмилия –
Белее, чем лилия».
3. Романсы:
«На зре ты её не буди…». (Слова А.А. Фета, музыка А.Варламова).
«Средь шумного бала…». (Слова А.К.Толстого, музыка П.И.Чайковского).
«Я встретил вас…». (Слова Ф.И.Тютчева, музыка Л.Д.Малашкина).
«Утро туманное». (Слова И.С.Тургенева, музыка Ю. Абазы).
«Я пришёл к тебе с приветом». (Слова А.А.Фета, музыка И.Н.Лопухина),
2. Электронные ресурсы
Государственное бюджетное общеобразовательное
учебное заведение
средняя общеобразовательная школа № 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
Композиторов, 22/2
Тел./fax 515-86-37
Email: <494shko.la.@mail.ru>
Районный Фестиваль учителей общеобразовательных учреждений
Санкт-Петербурга «Петербургский урок» 2015 года
«Хозяйки литературных салонов первой половины XIX века»
(Литературная гостиная для учащихся 8-9-ых классов)
Номинация: «Лучшee внеклассное занятие по литературе»»
Методическая разработка внеклассного
занятия по литературе
учителя русского языка и литературы
Колногоровой Аллы Даниловны
д.т.: 514-01-64
Email: <kolnogorova_alla@yandex.ru>
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.