Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Оценка 4.7

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
05.11.2018
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» Планируемые результаты: Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы. Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты. Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками. Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.Тема урока: Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
мой урок.docx
Тема урока: Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке –  наберёшь кузовок» Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его  произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» Планируемые результаты: Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на  моральные нормы. Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать  выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты. Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками. Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора  Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»;  научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою  точку зрения; оценивать себя и товарищей. Ход урока 1.Организационный момент. Ровно встали, Тихо сели, На меня все посмотрели. На уроке не зевать, А работать и читать! ­ Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Давай те подарим друг другу хорошее настроение. Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки. 2.Проверка домашнего задания. ­ Ребята, а с каким интересным заданием по литературному чтению вы вчера ушли домой? (найти и выписать пословицы) ­ Всем удалось справиться с заданием? (да) ­ Напомню, что задание это было еще и творческим. Вам нужно было оформить пословицы в виде ягодок. У вас на столах замечательные ягодки, и кузовки.  ­ Ребята, а что такое кузовок? Только вот незадача… Они пусты… Давайте наполним кузовоки вашими ягодками. Но не забывайте, что ваши ягодки не простые, а волшебные. Ведь на обратной стороне записаны пословицы. ­ Зачитываем свою пословицу и кладем ягодку в кузовок. ­  Ребята, а о чем были все ваши пословицы? ­ Молодцы! Как быстро и легко  вы заполнили кузовки. Ребята, к нам на урок пришла девочка Женя (учитель вешает рисунок девочки на доску)  А вот как у девочки   Жени   получилось   набрать   свой   кузовок   ягодами,   давайте   посмотрим. (фрагмент мультфильма)  ­ Получилось у девочки, набрать свой кувшин ягодами?  ­ А как вы думаете почему?  ­ Ребята, я ведь тоже приготовила для вас пословицы, да вот незадача я все слова перепутала.   Помогите   мне   составить   пословицы   и   выбрать   ту,   которая   больше всего подходит к фрагменту нашего мультфильма.  ( Учащиеся разделены на группы у каждой группы по две пословицы отпечатанные  на ягодах. «Труд человека кормит, а лень — портит»; «Собирай по ягодке ­  наберешь кузовок») 3.Работа над новым материалом.  ­ О чем все эти пословицы?  ­ А какая все же пословица, подходит к фрагменту нашего мультфильма?  («Собирай по ягодке ­ наберешь кузовок») ­ Как вы ее понимаете? ­ А нужно ли идти в лес и собирать по ягодке? Или эту пословицу можно еще где­ нибудь применить? (Можно заниматься любым делом, но делать его на совесть, доводя работу до конца) ­   Верно!   Только   упорный   и   кропотливый   труд   может   привести   к   ожидаемому результату. ­ Правильно! Молодцы! Кладем мои пословицы в наш кузовок. ­ Ребята, а кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока? (СЛАЙД) ­ Правильно, тема нашего урока «Собирай по ягодке ­ наберешь кузовок», но так называется   не   только   рассказ,   с   которым   мы   сегодня   познакомимся,   но   и   наш раздел. ­ Сейчас вы в этом убедитесь сами. Откройте учебники на странице 123. ­ Изучая, этот раздел, что мы узнаем и чему мы научимся? (дети зачитывают с учебника) .  ­ Откройте стр 124 ­ Ребята, а кто является автором   произведения «Собирай по ягодке ­ наберешь кузовок»?  ­ Небольшой рассказ об авторе нам прочтет ______________ СЛАЙД Б.В.Шергин ­ русский писатель. Родился в 1896г, в г.Архангельске. Там же   провел   детство   и   юность.  Отец   будущего   писателя   был   кораблестроителем. Маму свою Борис называл «хранительницей слова» ­ за то, что она рассказывала ему   былины.   Борис   Викторович   с   детских   лет   хорошо   рисовал.  (СЛАЙД)  В дальнейшем, окончив художественное училище, многие сои книги оформлял сам. (СЛАЙД)  Умер   писатель   в   1973   году,   похоронен   в   г.Архангельске,   там   же установлен ему памятник и названа библиотека его именем. ­ Спасибо _____________! Стук в дверь ­   Ой,   ребята,   кажется,   что   кто­то   стучался!   Давайте   посмотрим   кто   там. (открывает дверь, за дверью посылка) ­ Ребята! Так это же посылка для нас с вами! (раскрывает посылку) ­  В  посылке  какие­то вещи.  Давайте  разберемся кому  они принадлежат? (вещи достаются по порядку) 1 ­ папка с чертежами. ­ Наверно она принадлежит какому­то важному человеку. Ведь в папке эскизы, чертежи. ­ Как вы думаете, чья она? (мастера) ­ Почему вы так решили? (ответы детей) ­ Кто такой мастер? (умелец своего дела) ­ А еще это учитель, наставник, руководитель. 2 ­ очки, клубок со спицами. ­ А это чьи вещи? (бабушки) 3 ­ доска. ­А вот еще одна вещица. ­ Верно! Это небольшой стол.  ­   А   кто   может   красиво   украсить   столешницу?   (любой   человек,   который   умеет хорошо рисовать) ­   А   кто   мне   скажет,   что   такое   столешница?   (Верхняя плоская часть стола, его крышка.) ­ А это может быть ребенок? (да) ­ Верно! А как он должен выполнять эту работу? (аккуратно, внимательно) ­ Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 127. (СЛАЙД) ­   Посмотрите   внимательно   на   картинку   в   учебнике.   Как   вам   кажется,   кто изображен на картинке? (мастер) ­   Опишите   его.   (деловитый   вид,   карандаш   за   ухом.   Он   помечает   что­то   этим карандашом. В его руках расписная дощечка. Мастер любуется своей работой). ­ Хорошо. Молодцы! ­ А как ведет себя мальчик? (он очень внимательно разглядывает рисунок на доске, будто смекает: «И я так смогу?») ­   Бабушка   довольна   происходящим   в   мастерской?   (да,   ведь   она   поощрительно улыбается перед уходом) ­ Ребята, а вот верны ли наши предположения в отношении героев, мы в этом убедимся, если прочтем произведение и конечно же постараемся найти ответ на главный вопрос: «Какой урок дал мастер мальчику Мите?» (вопрос вывесить на доску) ­ Прежде чем начать читать, проведем речевую разминку. 4.Речевая разминка. (речевая разминка на листках у каждого ребенка на парте) Дети ягодки искали. Вместе все их собирали. Раз,два,три,четыре,пять Кузовок полный опять! (дети хором повторяют) Чики­чики­чики­чок Побыстрее язычок! (повторяют, увеличивая темп) Чики­чики­чики­чок Ещё быстрее язычок! (повторяют очень быстро, но чётко) Чики­чики­чики­чок Отдохни мой язычок! 5.Работа над текстом. ­ Давайте, напомним друг другу некоторые правила: ­ каким должно быть чтение? (выразительным, неторопливым) ­   что   нужно   делать,   если   в   тексте   встретились   незнакомые   слова?  (нужно попытаться объяснить их смысл) ­ Ребята, а как вы думаете, легко ли пересказывать все произведение целиком? (нет, нелегко) ­ Для облегчения пересказа, текст можно разделить на части и озаглавить каждую часть. ­ По ходу чтения мы с вами разделим текст на части и к каждой части придумаем свое название. ­ Название каждой части у нас появится на доске, в виде плана. ­ Но это еще не все! Когда мы с вами будем выполнять разные интересные задания и успешно с ними справляться, то вот на   этой столешнице будет красоваться красивый узор. В конце урока вы увидите эту красоту. ­ Я сейчас начну читать, а вы слушайте внимательно, ведь вам нужно будет найти ответ на главный вопрос. Вспомним его. ­ Кто сможет повторить вопрос? («Какой урок дал мастер Мите?») ­   Я   начну   читать,   а   вы   внимательно   следите   и   будьте   готовы   выполнять   мои задания. За каждое правильно выполненное задание ваша команда будет получать по ягодке. Текст читает учитель. ­ Какие незнакомые слова выделены в 1 части текста? (штукарное и малярное дело) ­ А где мы можем узнать значение незнакомых слов. (ответы детей)  ­ Правильно в словарях. Вот посмотрите у меня в руках толковый словарь Ожегова в котором вы сможете найти значений многих слов.  ­ У нас в учебнике тоже есть толковый словарь. Давайте посмотрим значение этих в словаре на странице 217. (Дети зачитывают значение слов) ­  Кто  владеет  штукарным и малярным  ремеслом?  Мы  можем ответить  на  этот вопрос уже в начале произведения? (да, Ванина бабушка) ­ А какая она бабушка? Найдите ответ в тексте на странице 124. (добрая, уважительная, любит малышей) ­ Как вы понимаете слово красовито? ­ Что еще нужно уметь делать, чтобы стать умельцем? (нужно уметь рисовать, знать всякую краску) ­ А какое звание есть у бабушки? («Мастер малярного дела») ­ Обратите внимание на доску. Какое слово записано на доске? (план) ­ Правильно. Мы сегодня на уроке разобьем наше произведение на части. Выделяя каждую часть, мы будем определять ей название и отмечать это в нашем плане. У вас на столах лежат названия частей нашего текста. Найдите то название которое пойдет к первой части.  ­ Итак.  Первая  часть  нашего  плана  ­ «Мастер  малярного  дела». (Клубничка  за правильный ответ) ­   И   посмотрите   на   нашу   столешницу.   Она   начинает   изменяться.   (открывается, переворачивается одна полоска) ­ Продолжим чтение (читает ученик). ­   Какие   2   пословицы   встретились   в   тексте?   («Работа   любит   не   молодца,   а незалежливого», «Глаза страшатся, а руки делают») ­ Как вы их понимаете? ­Значит эти пословицы тоже о труде? ­ Я их заранее оформила в виде ягодок и теперь мы их так же отправляем в наш кузовок. ­ Ребята, кто заметил какое слово встретилось нам второй раз? (красовито) ­ Молодцы. Будьте внимательны. ­ Найдите в тексте строки, рассказывающие нам о том, чем работает Митя. ­ Зачитайте строки, где Митя выкладывает дорожки по цветам. (стр 125. черная, коричневая, черная, красная, белая) ­ Кем же работает Митя? (Митя ­ художник) ­   Как   мы   можем   озаглавить   вторую   часть?   Найдите   название.   (Клубничка   за правильный ответ) ­ Итак II часть получает название ­ «Митя ­ художник». Отметим это на доске в нашем плане. И не забываем переворачивать белый лист. ­   А   почему   Ваня   назвал   Митю   паркетчиком?   Что   такое   паркет?   А   кто   такой паркетчик? (паркет ­ это пол, а паркетчик ­ это человек который застилает этот пол узором из деревянных дощечек) ­ Ребята, а давайте предположим, какую еще историю мог рассказать о себе Митя бабушке? Что с ним иногда случалось раньше, когда он был совсем молодым и неопытным работником? Все ли у него получалось? (Когда Митя был начинающим художником, он мог перепутать краски, их очередность. Поэтому приходилось все перекрашивать заново. Он мог смешать краски и не получить желаемый цвет. От этого он мог расстроиться и бросить эту работу) ­ Давайте проверим наше предположение. Продолжим чтение III части. И узнаем, что же случилось однажды с Митей. Продолжает чтение _________________.  ­   Теперь   выполним   задание   по   группам.   Давайте   вспомним   правила   работы   в группе. СЛАЙД Правила: 1.Выслушай товарища до конца. 2.Говори только по делу. 3.Работай дружно, сообща. 4.Записывает суждения только кто­то один. ­ Каждой группе необходимо составить по три вопроса к III части текста. Затем вы по очереди задаете вопросы, другая группа должна на них ответить.  (Учащиеся выполняют задание) ­   Следующее   задание.   Первая   группа   ­   даст   объяснение   слову   «профессор» (Профессор ­ ученое звание и должность преподавателя вуза) Вторая группа ­ слову «академик»(Академик ­ звание члена академии) ­ Вы верно составили свои ответы. Эти слова относятся к общему слову ­ высшее образование. ­ А я нашла значение слова «Академия».  (СЛАЙД)  Академия ­ система высших заведений. А следовательно и профессора и академика можно встретить где? (в академии)  ­ Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Вернемся к тексту. ­ Успевал Митя выполнить работу к сроку? (нет) ­ Что ему мешало закончить работу во время? (лень) ­ Найдите строки, подтверждающие что Митя ленился. (стр. 126) ­ Оправдал Митя доверие? (обманул) ­ Как назовем III часть? Найдите на своих столах название. (обманутое доверие) ­   Хорошо.   Третья   часть   ­   «Обманутое   доверие».   И   не   забываем   постепенно открывать нашу столешницу.  ­ А теперь нам пора немного отдохнуть. 6. Физминутка. 7. Продолжение работы с текстом. ­   Давайте   вспомним,   какой   вопрос   я   задала   вам   перед   началом   чтения произведения? (какой урок дал мастер Мите?) ­ Мы уже можем на него ответить? (нет) ­ Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в IV части. Продолжает чтение ученик. ­ Вернитесь на страницу 127. ­ Нашли ли вы в тексте ответ на вопрос «Какой урок дал мастер Мите?» (да, зачитают отрывок) ­ Как можно озаглавить IV часть? Найдите название.  («Урок мастера») ­ Итак, IV часть ­ «Урок мастера». И снимаем еще один фрагмент белой бумаги со столешницы.  ­ Мастер оценил Митину работу? (да) ­   Найдите   в   тексте   ответ­подтверждение,   в   котором   сразу   да   синонима подтверждают это (отменно, красовито). ­ А почему «красовито», а не «красиво»? Кто так раньше говорил? (старики) ­ Придумайте еще один синоним этому слову. (прекрасно, замечательно) ­ Следующее задание. Задание для 1 группы: вам нужно найти в тексте на стр. 127 фразеологизм и объяснить его смысл: («Комар носа не подточит».) Задание для 2 группы: вам нужно найти фразеологизм  на стр. 128 и объяснить его смысл ( «Вылощил волчьим зубом») ­ Молодцы! Вы справились с заданием.  ­   Ребята,   значение   фразеологизмов   вы   также   сможете   найти   в   словаре Фразеологизмов. (СЛАЙД)  ­   А   какая   еще   пословица   о   труде   вам   встретилась?  («Глаза   страшатся,  а   руки делают») ­ Как вы ее понимаете? ­ Мы эту пословицу помещаем в наш кузовок.  ­ Какие вы молодцы! Посмотрите, понемногу, по чуть­чуть и мы с вами набрали полные   кузовки   пословиц.   И   нам   осталось   только   справиться   с   последним заданием. ­ В начале урока мы предположили, что на картинке на странице 124 учебника изображен мастер. ­ Кто же это на самом деле? (Митя­художник) ­ Бабушке нравился Митя? (да) ­ За что? (У Мити «золотые руки») ­ Как вы понимаете эти слова? ­ Как можно назвать V часть нашего произведения? ­ Предложите свои варианты. Много хороших вариантов. Свой выбор мы остановим на ­ «Золотые руки». ­ Посмотрите ребята на доску. Мы с вами составили план нашего произведения. ­ Давайте его зачитаем: I часть ­ «Мастер малярного дела» II часть ­ «Митя ­ художник» III часть ­ «Обманутое доверие» IV часть ­ «Урок мастера» V часть­ «Золотые руки» ­ Этот план поможет вам при подготовке домашнего задания. Учитель снимает последний фрагмент бумаги)  ­­ Ребята!  Посмотрите, что же у нас получилось! Красивое, расписное полотно ­ столешница. ­   Давайте   вспомним   то   слово,   которое   раньше   употребляли   старики   в   давние времена   ­   «Красовито».   Можно   сказать   так   ­   «Красовито   выглядит   наша столешница!»  ­ Посмотрите, какой красивый узор у нас получился! (СЛАЙД) Я бы вам хотела показать   примеры   росписи   дерева   и   других   предметов   быта   на   Руси.   (роспись дымковской игрушки, хохлома, городецкая роспись, гжель.)  ­ Ребята, калмыцкие мастера тоже с давних времен украшают национальную посуду и другие предметы быта в национальном стиле. (СЛАЙД) ­ А теперь продолжим. ­ Кто бабушке рассказал про Митю? (он сам) ­ А кто Ване рассказал про Митю? (бабушка) ­ А зачем бабушка рассказала Ване про Митю? (чтобы Ваня брал с Мити пример и к труду относился с душой) ­ Ребята, как вы думаете, почему нам удалось создать сегодня, как и Мите свою столешницу? (мы трудились, выполняли задания) ­ Можно сказать, что мы с вами молодцы! ­ Ребята, а давайте посмотрим, смогла ли Женя собрать свой кувшинчик ягодами и помог ли ей в этом кто­нибудь. (Просмотр мультфильма)    ­ Кто же помог Жене?  ­ А как помог Старик – Боровик Жене?  ­ Давайте, попробуем дать характеристику нашим героям Жене и Мите и сравнить их.  8. Закрепление пройденного. ­ Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились? ­ Какими словами бабушка закончила свой рассказ? ­ А можно ли название рассказа отнести и к нам? (да) ­ Почему? (мы тоже собирали по ягодке и набрали кузовок)  _ Давайте подсчитаем, какая из команд набрала больше всего ягод. ­ Можно ли  слова бабушки назвать мудрыми, «золотыми»? (да) ­ Они пригодятся нам в нашей жизни? (да) ­ Давайте вспомним какие мы ставили перед собой цели в начале урока? ­ познакомиться с автором; ­ понять смысл рассказа, его основную мысль; ­ составить план рассказа для краткого пересказа текста; ­ сравним героев и их поступки; ­ сделаем вывод. ­ Как вы думаете мы достигли всех целей? (да) Вывод: ­   Дорогие   ребята!   Воспитывать   себя   всегда   очень   не   просто.   Настоящие   люди воспитывают  себя всю жизнь. И начинают  это делать с детства. Дайте учиться доброте, взаимопониманию, вежливости, умению трудиться сообща, а в этом нам помогут «золотые слова». 9. Рефлексия. ­ И подводя итог нашему уроку, хотелось бы узнать понравился ли он вам, как бы вы оценили свои знания, свою работу на уроке. ­   Посмотрите   на   слайд   на   нём   заглавная   буква   Я   со   словами   вам   необходимо выбрать одно слово и продолжить предложение. (Я – узнал, удивился, задумался, повторил, научился, запомнил) В заключение урока оцените свое настроение. У вас у каждого на столе земляника красного,  зеленого   цвета   и   полуспелая.   Красная   клубника   означает   ­   мне   урок понравился и мне было интересно, розовая клубника мне было не очень интересно, а   зеленая   мне   урок   не   понравился.   Выберите   ту   клубнику   которая   вам   сейчас ближе   по   настроению   и   прикрепите   её   на   доску.   (оценить   настроение   по настроению смайликов) 10.Домашнее задание. Дома по плану составьте краткий пересказ произведения.   11. Оценки  ­ Сегодня вы ребята все работали хорошо, но самыми активными были……… И за урок я вам ставлю оценку 5 Урок окончен, спасибо ребята за активную работу! Я хочу подарить вам вот этот столик в класс, который будет напоминать о нашей встрече.

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018