Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
05.11.2018
Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Планируемые результаты:
Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.
Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.Тема урока: Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
мой урок.docx
Тема урока: Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке –
наберёшь кузовок»
Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его
произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Планируемые результаты:
Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на
моральные нормы.
Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать
выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора
Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»;
научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою
точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
1.Организационный момент.
Ровно встали,
Тихо сели,
На меня все посмотрели.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Давай те подарим друг другу
хорошее настроение. Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости.
Повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки.
2.Проверка домашнего задания.
Ребята, а с каким интересным заданием по литературному чтению вы вчера ушли
домой? (найти и выписать пословицы)
Всем удалось справиться с заданием? (да) Напомню, что задание это было еще и творческим. Вам нужно было оформить
пословицы в виде ягодок. У вас на столах замечательные ягодки, и кузовки.
Ребята, а что такое кузовок?
Только вот незадача… Они пусты… Давайте наполним кузовоки вашими ягодками.
Но не забывайте, что ваши ягодки не простые, а волшебные. Ведь на обратной
стороне записаны пословицы.
Зачитываем свою пословицу и кладем ягодку в кузовок.
Ребята, а о чем были все ваши пословицы?
Молодцы! Как быстро и легко вы заполнили кузовки. Ребята, к нам на урок
пришла девочка Женя (учитель вешает рисунок девочки на доску) А вот как у
девочки Жени получилось набрать свой кузовок ягодами, давайте посмотрим.
(фрагмент мультфильма)
Получилось у девочки, набрать свой кувшин ягодами?
А как вы думаете почему?
Ребята, я ведь тоже приготовила для вас пословицы, да вот незадача я все слова
перепутала. Помогите мне составить пословицы и выбрать ту, которая больше
всего подходит к фрагменту нашего мультфильма.
( Учащиеся разделены на группы у каждой группы по две пословицы отпечатанные
на ягодах. «Труд человека кормит, а лень — портит»; «Собирай по ягодке
наберешь кузовок»)
3.Работа над новым материалом.
О чем все эти пословицы?
А какая все же пословица, подходит к фрагменту нашего мультфильма?
(«Собирай по ягодке наберешь кузовок»)
Как вы ее понимаете?
А нужно ли идти в лес и собирать по ягодке? Или эту пословицу можно еще где
нибудь применить? (Можно заниматься любым делом, но делать его на совесть,
доводя работу до конца) Верно! Только упорный и кропотливый труд может привести к ожидаемому
результату.
Правильно! Молодцы! Кладем мои пословицы в наш кузовок.
Ребята, а кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока? (СЛАЙД)
Правильно, тема нашего урока «Собирай по ягодке наберешь кузовок», но так
называется не только рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, но и наш
раздел.
Сейчас вы в этом убедитесь сами. Откройте учебники на странице 123.
Изучая, этот раздел, что мы узнаем и чему мы научимся? (дети зачитывают с
учебника) .
Откройте стр 124
Ребята, а кто является автором произведения «Собирай по ягодке наберешь
кузовок»?
Небольшой рассказ об авторе нам прочтет ______________
СЛАЙД Б.В.Шергин русский писатель. Родился в 1896г, в г.Архангельске. Там
же провел детство и юность. Отец будущего писателя был кораблестроителем.
Маму свою Борис называл «хранительницей слова» за то, что она рассказывала
ему былины. Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал. (СЛАЙД) В
дальнейшем, окончив художественное училище, многие сои книги оформлял сам.
(СЛАЙД) Умер писатель в 1973 году, похоронен в г.Архангельске, там же
установлен ему памятник и названа библиотека его именем.
Спасибо _____________!
Стук в дверь
Ой, ребята, кажется, что ктото стучался! Давайте посмотрим кто там.
(открывает дверь, за дверью посылка)
Ребята! Так это же посылка для нас с вами! (раскрывает посылку)
В посылке какието вещи. Давайте разберемся кому они принадлежат? (вещи
достаются по порядку)
1 папка с чертежами. Наверно она принадлежит какомуто важному человеку. Ведь в папке эскизы,
чертежи.
Как вы думаете, чья она? (мастера)
Почему вы так решили? (ответы детей)
Кто такой мастер? (умелец своего дела)
А еще это учитель, наставник, руководитель.
2 очки, клубок со спицами.
А это чьи вещи? (бабушки)
3 доска.
А вот еще одна вещица.
Верно! Это небольшой стол.
А кто может красиво украсить столешницу? (любой человек, который умеет
хорошо рисовать)
А кто мне скажет, что такое столешница? (Верхняя плоская часть стола, его
крышка.)
А это может быть ребенок? (да)
Верно! А как он должен выполнять эту работу? (аккуратно, внимательно)
Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 127. (СЛАЙД)
Посмотрите внимательно на картинку в учебнике. Как вам кажется, кто
изображен на картинке? (мастер)
Опишите его. (деловитый вид, карандаш за ухом. Он помечает чтото этим
карандашом. В его руках расписная дощечка. Мастер любуется своей работой).
Хорошо. Молодцы!
А как ведет себя мальчик? (он очень внимательно разглядывает рисунок на доске,
будто смекает: «И я так смогу?»)
Бабушка довольна происходящим в мастерской? (да, ведь она поощрительно
улыбается перед уходом)
Ребята, а вот верны ли наши предположения в отношении героев, мы в этом
убедимся, если прочтем произведение и конечно же постараемся найти ответ на
главный вопрос: «Какой урок дал мастер мальчику Мите?» (вопрос вывесить на доску)
Прежде чем начать читать, проведем речевую разминку.
4.Речевая разминка.
(речевая разминка на листках у каждого ребенка на парте)
Дети ягодки искали.
Вместе все их собирали.
Раз,два,три,четыре,пять
Кузовок полный опять!
(дети хором повторяют)
Чикичикичикичок
Побыстрее язычок!
(повторяют, увеличивая темп)
Чикичикичикичок
Ещё быстрее язычок!
(повторяют очень быстро, но чётко)
Чикичикичикичок
Отдохни мой язычок!
5.Работа над текстом.
Давайте, напомним друг другу некоторые правила:
каким должно быть чтение? (выразительным, неторопливым)
что нужно делать, если в тексте встретились незнакомые слова? (нужно
попытаться объяснить их смысл)
Ребята, а как вы думаете, легко ли пересказывать все произведение целиком?
(нет, нелегко)
Для облегчения пересказа, текст можно разделить на части и озаглавить каждую
часть.
По ходу чтения мы с вами разделим текст на части и к каждой части придумаем
свое название.
Название каждой части у нас появится на доске, в виде плана.
Но это еще не все! Когда мы с вами будем выполнять разные интересные задания
и успешно с ними справляться, то вот на этой столешнице будет красоваться
красивый узор. В конце урока вы увидите эту красоту.
Я сейчас начну читать, а вы слушайте внимательно, ведь вам нужно будет найти
ответ на главный вопрос. Вспомним его. Кто сможет повторить вопрос? («Какой урок дал мастер Мите?»)
Я начну читать, а вы внимательно следите и будьте готовы выполнять мои
задания. За каждое правильно выполненное задание ваша команда будет получать
по ягодке.
Текст читает учитель.
Какие незнакомые слова выделены в 1 части текста? (штукарное и малярное дело)
А где мы можем узнать значение незнакомых слов. (ответы детей)
Правильно в словарях. Вот посмотрите у меня в руках толковый словарь Ожегова
в котором вы сможете найти значений многих слов.
У нас в учебнике тоже есть толковый словарь. Давайте посмотрим значение этих в
словаре на странице 217. (Дети зачитывают значение слов)
Кто владеет штукарным и малярным ремеслом? Мы можем ответить на этот
вопрос уже в начале произведения? (да, Ванина бабушка)
А какая она бабушка? Найдите ответ в тексте на странице 124.
(добрая, уважительная, любит малышей)
Как вы понимаете слово красовито?
Что еще нужно уметь делать, чтобы стать умельцем? (нужно уметь рисовать,
знать всякую краску)
А какое звание есть у бабушки? («Мастер малярного дела»)
Обратите внимание на доску. Какое слово записано на доске? (план)
Правильно. Мы сегодня на уроке разобьем наше произведение на части. Выделяя
каждую часть, мы будем определять ей название и отмечать это в нашем плане. У
вас на столах лежат названия частей нашего текста. Найдите то название которое
пойдет к первой части.
Итак. Первая часть нашего плана «Мастер малярного дела». (Клубничка за
правильный ответ)
И посмотрите на нашу столешницу. Она начинает изменяться. (открывается,
переворачивается одна полоска)
Продолжим чтение (читает ученик). Какие 2 пословицы встретились в тексте? («Работа любит не молодца, а
незалежливого», «Глаза страшатся, а руки делают»)
Как вы их понимаете?
Значит эти пословицы тоже о труде?
Я их заранее оформила в виде ягодок и теперь мы их так же отправляем в наш
кузовок.
Ребята, кто заметил какое слово встретилось нам второй раз? (красовито)
Молодцы. Будьте внимательны.
Найдите в тексте строки, рассказывающие нам о том, чем работает Митя.
Зачитайте строки, где Митя выкладывает дорожки по цветам. (стр 125. черная,
коричневая, черная, красная, белая)
Кем же работает Митя? (Митя художник)
Как мы можем озаглавить вторую часть? Найдите название. (Клубничка за
правильный ответ)
Итак II часть получает название «Митя художник». Отметим это на доске в
нашем плане. И не забываем переворачивать белый лист.
А почему Ваня назвал Митю паркетчиком? Что такое паркет? А кто такой
паркетчик? (паркет это пол, а паркетчик это человек который застилает этот
пол узором из деревянных дощечек)
Ребята, а давайте предположим, какую еще историю мог рассказать о себе Митя
бабушке? Что с ним иногда случалось раньше, когда он был совсем молодым и
неопытным работником? Все ли у него получалось? (Когда Митя был начинающим
художником, он мог перепутать краски, их очередность. Поэтому приходилось все
перекрашивать заново. Он мог смешать краски и не получить желаемый цвет. От
этого он мог расстроиться и бросить эту работу)
Давайте проверим наше предположение. Продолжим чтение III части. И узнаем,
что же случилось однажды с Митей.
Продолжает чтение _________________.
Теперь выполним задание по группам. Давайте вспомним правила работы в
группе. СЛАЙД Правила:
1.Выслушай товарища до конца.
2.Говори только по делу.
3.Работай дружно, сообща.
4.Записывает суждения только ктото один.
Каждой группе необходимо составить по три вопроса к III части текста. Затем вы
по очереди задаете вопросы, другая группа должна на них ответить.
(Учащиеся выполняют задание)
Следующее задание. Первая группа даст объяснение слову «профессор»
(Профессор ученое звание и должность преподавателя вуза)
Вторая группа слову «академик»(Академик звание члена академии)
Вы верно составили свои ответы. Эти слова относятся к общему слову высшее
образование.
А я нашла значение слова «Академия». (СЛАЙД) Академия система высших
заведений. А следовательно и профессора и академика можно встретить где? (в
академии)
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Вернемся к тексту.
Успевал Митя выполнить работу к сроку? (нет)
Что ему мешало закончить работу во время? (лень)
Найдите строки, подтверждающие что Митя ленился. (стр. 126)
Оправдал Митя доверие? (обманул)
Как назовем III часть? Найдите на своих столах название. (обманутое доверие)
Хорошо. Третья часть «Обманутое доверие». И не забываем постепенно
открывать нашу столешницу.
А теперь нам пора немного отдохнуть.
6. Физминутка.
7. Продолжение работы с текстом.
Давайте вспомним, какой вопрос я задала вам перед началом чтения
произведения? (какой урок дал мастер Мите?) Мы уже можем на него ответить? (нет)
Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в IV части.
Продолжает чтение ученик.
Вернитесь на страницу 127.
Нашли ли вы в тексте ответ на вопрос «Какой урок дал мастер Мите?» (да,
зачитают отрывок)
Как можно озаглавить IV часть? Найдите название. («Урок мастера»)
Итак, IV часть «Урок мастера». И снимаем еще один фрагмент белой бумаги со
столешницы.
Мастер оценил Митину работу? (да)
Найдите в тексте ответподтверждение, в котором сразу да синонима
подтверждают это (отменно, красовито).
А почему «красовито», а не «красиво»? Кто так раньше говорил? (старики)
Придумайте еще один синоним этому слову. (прекрасно, замечательно)
Следующее задание. Задание для 1 группы: вам нужно найти в тексте на стр. 127
фразеологизм и объяснить его смысл: («Комар носа не подточит».)
Задание для 2 группы: вам нужно найти фразеологизм на стр. 128 и объяснить его
смысл ( «Вылощил волчьим зубом»)
Молодцы! Вы справились с заданием.
Ребята, значение фразеологизмов вы также сможете найти в словаре
Фразеологизмов. (СЛАЙД)
А какая еще пословица о труде вам встретилась? («Глаза страшатся, а руки
делают»)
Как вы ее понимаете?
Мы эту пословицу помещаем в наш кузовок.
Какие вы молодцы! Посмотрите, понемногу, по чутьчуть и мы с вами набрали
полные кузовки пословиц. И нам осталось только справиться с последним
заданием.
В начале урока мы предположили, что на картинке на странице 124 учебника
изображен мастер. Кто же это на самом деле? (Митяхудожник)
Бабушке нравился Митя? (да)
За что? (У Мити «золотые руки»)
Как вы понимаете эти слова?
Как можно назвать V часть нашего произведения?
Предложите свои варианты. Много хороших вариантов. Свой выбор мы остановим
на «Золотые руки».
Посмотрите ребята на доску. Мы с вами составили план нашего произведения.
Давайте его зачитаем:
I часть «Мастер малярного дела»
II часть «Митя художник»
III часть «Обманутое доверие»
IV часть «Урок мастера»
V часть «Золотые руки»
Этот план поможет вам при подготовке домашнего задания.
Учитель снимает последний фрагмент бумаги)
Ребята! Посмотрите, что же у нас получилось! Красивое, расписное полотно
столешница.
Давайте вспомним то слово, которое раньше употребляли старики в давние
времена «Красовито». Можно сказать так «Красовито выглядит наша
столешница!»
Посмотрите, какой красивый узор у нас получился! (СЛАЙД) Я бы вам хотела
показать примеры росписи дерева и других предметов быта на Руси. (роспись
дымковской игрушки, хохлома, городецкая роспись, гжель.)
Ребята, калмыцкие мастера тоже с давних времен украшают национальную посуду
и другие предметы быта в национальном стиле. (СЛАЙД)
А теперь продолжим.
Кто бабушке рассказал про Митю? (он сам)
А кто Ване рассказал про Митю? (бабушка) А зачем бабушка рассказала Ване про Митю? (чтобы Ваня брал с Мити пример и к
труду относился с душой)
Ребята, как вы думаете, почему нам удалось создать сегодня, как и Мите свою
столешницу? (мы трудились, выполняли задания)
Можно сказать, что мы с вами молодцы!
Ребята, а давайте посмотрим, смогла ли Женя собрать свой кувшинчик ягодами и
помог ли ей в этом ктонибудь.
(Просмотр мультфильма)
Кто же помог Жене?
А как помог Старик – Боровик Жене?
Давайте, попробуем дать характеристику нашим героям Жене и Мите и сравнить
их.
8. Закрепление пройденного.
Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?
Какими словами бабушка закончила свой рассказ?
А можно ли название рассказа отнести и к нам? (да)
Почему? (мы тоже собирали по ягодке и набрали кузовок)
_ Давайте подсчитаем, какая из команд набрала больше всего ягод.
Можно ли слова бабушки назвать мудрыми, «золотыми»? (да)
Они пригодятся нам в нашей жизни? (да)
Давайте вспомним какие мы ставили перед собой цели в начале урока?
познакомиться с автором;
понять смысл рассказа, его основную мысль;
составить план рассказа для краткого пересказа текста;
сравним героев и их поступки;
сделаем вывод.
Как вы думаете мы достигли всех целей? (да)
Вывод: Дорогие ребята! Воспитывать себя всегда очень не просто. Настоящие люди
воспитывают себя всю жизнь. И начинают это делать с детства. Дайте учиться
доброте, взаимопониманию, вежливости, умению трудиться сообща, а в этом нам
помогут «золотые слова».
9. Рефлексия.
И подводя итог нашему уроку, хотелось бы узнать понравился ли он вам, как бы
вы оценили свои знания, свою работу на уроке.
Посмотрите на слайд на нём заглавная буква Я со словами вам необходимо
выбрать одно слово и продолжить предложение. (Я – узнал, удивился, задумался,
повторил, научился, запомнил)
В заключение урока оцените свое настроение. У вас у каждого на столе земляника
красного, зеленого цвета и полуспелая. Красная клубника означает мне урок
понравился и мне было интересно, розовая клубника мне было не очень интересно,
а зеленая мне урок не понравился. Выберите ту клубнику которая вам сейчас
ближе по настроению и прикрепите её на доску. (оценить настроение по
настроению смайликов)
10.Домашнее задание.
Дома по плану составьте краткий пересказ произведения.
11. Оценки
Сегодня вы ребята все работали хорошо, но самыми активными были……… И за
урок я вам ставлю оценку 5
Урок окончен, спасибо ребята за активную работу! Я хочу подарить вам вот этот
столик в класс, который будет напоминать о нашей встрече.
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Конспект открытого урока на тему: "Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.