Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»
Оценка 5

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
02.04.2017
Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»
Цели урока: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, проанализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика, развивать речь, мышление, Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять сочинять небылицы). Воспитательная: воспитывать интерес к литературным произведениям.Цели урока: познакомить с произведением Н. Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, проанализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика, развивать речь, мышление, Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять сочинять небылицы). Воспитательная: воспитывать интерес к литературным произведениям.
Литературное чтение Н.Носов.docx
Урок по литературному чтению ­ 2 класс.  Автор: учитель начальных классов Бурганова Римма Нурмухаметовна Образовательное учреждение: МБОУ «Кубянская средняя общеобразовательная школа » Атнинского района Республики Татарстан. Программа: «Перспективная начальная школа» Н.А Чуракова 1 часть стр 65­74 Тип урока Дидактическа я цель Планируемые  результаты Урок­исследование Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры» Цели   урока:   познакомить   с   произведением   Н.Носова   «Фантазёры»,   научить   проводить   грань   между   выдумкой   и   ложью, проанализировать   понятия   «фантазия»,   «выдумка»,   «ложь»,   различать   героя   обманщика   и   героя­выдумщика,   развивать   речь, мышление,  Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов –  (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки, умение составлять  сочинять небылицы). Воспитательная:  воспитывать интерес к литературным произведениям. Планирумые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Личностные УУД:  ­ Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: ­ Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей  (Регулятивные УУД). ­ Уметь  оформлять свои   мысли в устной форме;  слушать и понимать речь других;   учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию  (Коммуникативные УУД). ­ Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД). Предметные: ­ Уметь находить слова из толкового словаря ­ Уметь  различать героя обманщика и героя ­выдумщика 1 Ресурсы: ­ основные дополнительные Организация  пространства Н.А. Чуракова  Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 2 класс 1 часть стр 65­75 Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н.А Чураковой ­ проектор, экран, компьютер, презентация, карточки  для самостоятельной работы, портрет Н.Носова, выставка книг Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа Литературное чтение 2 класс «Перспективная начальная школа» Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»   Бурганова Римма Нурмухаметовна   учитель начальных классов 1 кв. категория МБОУ «Кубянская СОШ» Атнинского района РТ            Ход урока Этап урока и  его цели  I  этап. Мотевирование к учебной деятельности Цель: вхождение учащегося   пространство учебной деятельности в Деятельность  учащихся Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу Деятельность  учителя             Содержание урока Организует   и настраивает детей совместную работу. на   Добрый день, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку: Руки? – На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спинка? – Прямая. ­С каким настроением пришёл ты сегодня?  (карточки «Моё настроение»: снежное, приятное, грустное и т.д.) Планируемые  результаты Оформлять   свои мысли   в   устной форме   (Коммуникативны е УУД) 2 II. Актуализация и фиксирование индивидуальн ого затруднения   в пробном действии. (2 минуты) Цели:  ­   организовать актуализацию знаний; ­   организовать выполнение учащимися учебного действия; III.   Выявления места и причины затруднения  (2 мин) Цели:  ­   организовать выявление учащимися места   причины затруднения и   Высказывают своё предположени е, рассказывают . Организует составление совместного плана действий. Проверка домашнего задания      «Мое фантастическое животное»  и рассказ детей о     них. Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») Устанавливаются тематические рамки ( «могу») Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу») Оформлять   свои мысли   в   устной форме   (Коммуникативны е УУД) Я сам найду  способ! Предлагает обсуждение возникновения понятий. Постановка проблемы:  Что я не знаю?          Наш план действий: (1 слайд) 1. Сами найдём способ . 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Выполним. Выскажи свое мнение. Предлагает обсуждение возникновения понятий. Оформлять   свои мысли   в   устной форме   (Коммуникативны е УУД) Ребята, у меня на голове шляпа. Чья это шляпка? Какой герой любил носить эту шляпку? Отгадайте загадку, к кому мы отправимся в гости? Он не знает ничего. Все вы знаете его. Мне ответьте без утайки Как зовут его …..     (Незнайка)  Маша и Миша отправились в гости к Незнайке. И мы тоже отправимся к гости к Незнайке. Вспомните, первом классе мы прочитали рассказ про Незнайку. ­ Незнайка сочинял стихи. ­Получились ли стихи у Незнайки? Давайте вспомним. Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.        Торопыжка был голодный,        Проглатил утюг холодный.  3 ­Незнайка сочинял стихи про своих друзей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет. ­Почему   можно   фантазировать   про   себя   самого   и   нельзя   ­   про   своих друзей?  Потому   что   никогда   не   знаешь,   что   покажется   обидным окружающим тебя людям ­Каков, по­вашему, Незнайка?     Рассмотрите иллюстрации. Кого вы видите? Маша и Миша в Солнечном городе, в гостях у Незнайки.  ­Чему учила Мальвина Незнайку? ­Книгу какого автора предложила Мальвина? (Н.Носова  ) ­Вам знаком этот писатель?    Я –небесный верхолаз, я по небу лазаю А потом оттуда – раз, опускаюсь на землю. Ты не веришь? Ну и что ж… Все равно это не ложь, а моя фантазия. ­Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?  (о фантазии, выдумке, воображении) 2 слайд ­ Послушайте одну историю. Миша был фантазёром. Он считал себя художником. Однажды он  показал Маше свою картину .На ней ничего не было. Но Миша сказал: «  На картине ты видишь зелёную траву». Маша закричала «Где же  трава? Я не вижу травы». Миша сказал «Траву съела корова», « А где  же корова? Я не вижу коровы» . Миша сказал. «Корова съела траву и  ушла в другую картину» ­ Я Вас приглашаю  в страну фантазии. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве.  В  школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами,  электротехникой, фотографией. После окончания института Николай  Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым,  добрым, очень честным человеком. (3 слайд) Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для  своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень  просто, доступно сообщает что­нибудь интересное и полезное, легко, с  юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.  (3,4  слайд) Предлагает обсуждение возникновения понятий. Включает учащихся   в работу   через игровую деятельность.  Устраивает выставку   книг Н.Носова Умение ориентироваться   в окружающем   мире используя жизненный   опыт   и имеющуюся информацию.  (Познавательные УУД). Уметь   правильно определить ответ по описанию . (Познавательные УУД). 4   Обсуждают совместно   с учителем особенности понятий. Проговариваю т   ответы   (о фантазии, выдумке, воображении) с Работа   рисунками.  Портретом писателя Дети  называют прочитанные книги .Носова Н   IV.Постановка проблемы.  ( 3  минуты) Цели:   ­   сформировать представления детей понятии «фантазия»     о   V.   Работа   по новой теме  (8 мин) Цель: познакомить   с произведением Н.Носова «Фантазёры», ­О ком и для кого писал Носов? Какие у него рассказы? ­«Приключения Незнайки и его друзей» Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Носова  –«Фантазёры». С вами наверняка случались самые разные истории:  весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что  произошло, рассказать обо всем этом так увлекательно, чтобы вас  внимательно слушали? ­Давайте подумаем: кто же такие фантазёры?  Фантазия­ нечто надуманное, неправдоподопное, несбыточное,  способность к творческому воображению. Уточните значение этого слова из толкового словаря подберите синонимы. (Выдумка, затея). Фантазёры­ люди, которые любят фантазировать, мечтать (5 слайд) Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол. (Фантазировать)  Фантазировать – выдумать что­нибудь неправдоподопное,  невозможное, ненужное. ­Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр)  Фантазёры­ люди, которые любят фантазировать, мечтать Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова ­Почему Н.Носов назвал своих героев фантазёрами? Прочитаем рассказ по цепочке и выясним какие фантазии рождались у героев? Ребята слушайте, и подумайте ответить на вопрос. ­Кто же герои? Что вы можете о них сказать? ­Какая выдумка кажется тебе самой интересной? ­Говорить неправду и фантазировать –это одно и то же? научить проводить грань   между выдумкой и  ложью, Из   толкового словаря находят  слова фантазёры, фантазирова ть, фантазия Учитель читает   первый абзац рассказа ­придумывали интересные, смешные истории Чтение цыпочке   по VI.  Первичное закрепление   с проговаривани ем во внешней речи.  (   10 минут) Цель: организовать усвоение детьми   нового способа действий   при решении данного класса Оформлять   свои мысли   в   устной форме   (Коммуникативны е УУД) 5 задач   с   их проговаривание м   во   внешней речи. VII. Физкультминут ка (1 мин) VIII  . Самостоятельн ая   работа   с самопроверкой по эталону. (8­9 мин) Цели:  ­  организовать постановку цели урока; умение читать по   ролям    Проговариваю т   следующий шаг   учебной деятельности. С   помощью учителя ставят цель  Составляют   и проговаривают план  действий с   помощью учителя. Ученики строят   план   доске с   На рисунок изображением Незнайки Организует уточнение следующего шага   учебной деятельности. Встал Незнайка, потянулся, Раз ­ нагнулся, два –нагнулся. Три –присел, посидел. Встал. Руки в стороны развел И тихонько сел за стол. (6 слайд)  ­ Какая была  цель ? ­Определить, чем отличается неправда от фантазии? ­ Кто нам поможет? ( Наши герои Мишутка и Стасик. Игорь) ­Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик. Читают по ролям.  (Читают до слов: ­ На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не  знаешь сам!) ­Кто, по­вашему, лучший сочинитель? Почему? ­ Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что  делали ребята? (Врать). Как называют человека, который врёт? (Врун). Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?  (Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому  не делали плохо.) ­Чем отличается врун от фантазёра?  (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.  Уметь  определять и формулировать цель с помощью учителя; определить   способы исследования  (Регулятивные УУД)   новые Добывать   находить знания: ответы   на   вопросы, используя учебник, свой   жизненный опыт и информацию, 6 достижения цели. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого  процесса сочинения.) ­Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга? ­ Что в этой истории правда?  (Встреча с акулой в море и ёё нападение могли произойти в реальной  жизни) ­Что в этой истории неправдоподобно?  (Что Мишка ходил без головы и что у него выросла другая.) ­ Как развивались события дальше?  (Тут пришёл соседский Игорь…) ­ Что сказал ребятам Игорь? ­Что ответили ребята? ­Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают  мальчики?  (Обманывать.) Что значит обманывать? Как называют человека, который  обманывает? (Обманщик.) ­ Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем  вы согласны? ­ Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить  историю? ­ Как Игорь придумывал? Прочитайте. («Сейчас…») ­ Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм? ­ Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? ­ Трудно ли сочинять? Приходилось ли вам сочинять? ­ Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята  отнеслись к поступку Игоря? ­ Как вы относитесь к поступку мальчика? ­ Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы? ­ Как вы понимаете значение слова брехун? ­ Подумайте, какое родственное слово можно подобрать? (Брехать.) Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно  заменить?  (Обманывает, врёт.) ­ Зачем используется такое грубое слово? ­ Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.) ­ Кого встретили мальчики? в   полученную разных источниках  (Познавательные УУД). 7 Выполняют задание   листочках. . на Организует   и контролирует работу детей  ­ Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять? ­ Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на  неё вину.) ­ Как ребята утешали Иру? Прочитайте. ­Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует? ­ Зачем он это делает? ­ А как бы вы посочувствовали девочке? ­ Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра. ­ Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова  в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.) ­С кем из ребят вы хотели бы дружить?           Работа в группах и парах. Ученики получают карточки с заданием: ­ Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие ­  для  врунов.                       Карточка для первой группы (работаем парами) Придумывать ради собственного удовольствия; Хочет обмануть кого­то с выгодой для себя; Хочет сочинить интересную историю; Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие; Обманывает, чтобы получить какую­то пользу; Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.                           Карточка для  2 группы тоже работают парами. ­Поделите слова на две группы и объясните свое решение Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать,  лгать, врать Вопросы учителя, если учащийся допустил ошибку: Где у тебя ошибка? - - В чем ты видишь причину? - Какой ты видишь выход? Рифмовка:              Ошибок не пугайся,  С ошибками справляйся! Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия  или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.   Учиться   работать   в парах, формулировать собственное   мнение и позицию; совместно договариваться   о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). 8     IX.  Включение в систему знаний и повторение.  ( 3­4 минут) Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательн ой непрерывности . X.Домашнее задание (1 мин) уроке (   2   –   4 XI.   Рефлексия учебной деятельности   на (итог).   минуты) Цель: провести рефлексивный анализ  учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; Обсуждают   и записывают домашнее задание. оценить собственную деятельност ь на уроке;   свои Оформлять мысли   в   устной форме   (Коммуникативны е УУД) 1 в.Пересказать содержание Н Носова «Фантазёры» 2в. Сочинять фантастические истории. Ребята. обманывать и выдумывать – это одно и тоже? ­Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или Обманщики» (Героями   рассказа   являются   Мишутка   и   Стасик,   они   и   есть фантазёры­безобидные  выдумщики. А Игорь­ обманщик. Он вызывает только осуждение и гнев) ­Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чём главная мысль? (С   человеком   который   умеет   фантазировать,   всегда   интересно. Фантазии   безобидны,   они   приносят   радость   и   удовольствие,   дарят хорошее   настроение.   Но   когда   человек,   сочиняя   и   придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.) ­В чем же секрет творчества писателя? ( У него развиты фантазия и воображение) К   какому   жанру   можно   отнести   это   приозведение?   Выбирайте нужный ответ. стихотворение сказка рассказ Вот и ребята подошло к концу наше путешествие, но пока мы не скажем  Н.Носову «Прощай!»  ­ Ребята, что вы нового узнали  сегодня на уроке  (Ответы детей) ­  Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей) ­  Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы! 9 Приложение Карточка №1                Наш план действий: 1. Сами найдём способ . 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Выполним. Выскажи свое мнение. Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие ­  для врунов                        Карточка №2 для первой группы  ­   работа парами Придумывать ради собственного удовольствия; Хочет обмануть кого­то с выгодой для себя;                                                фантазёры Хочет сочинить интересную историю;                                                                                                                                    Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие; Обманывает, чтобы получить какую­то пользу; 10 Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.                        вруны                                          Карточка №3  для  2 группы,   работайте парами. Поделите слова на две группы и объясните свое решение Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать                Наш план действий: 1. Сами найдём способ . 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Выполним задания.  4. Выскажи свое мнение. 11 Работа  в парах.    Карточка №4 ­ Какое настроение у ребят?  Как будете читать их слова?  Прочитайте по ролям Миша  Стасик  Мне 140 лет. Был большой, а стал маленький. Мог реку переплыть, океан. Напала акула, откусила голову,  другая выросла. Раздавил автобус.  Мне 95 лет. Был маленький, вырос, снова стал  маленький, а потом опять вырасту. Мог море переплыть. Крокодил съел, а потом выплюнул. На луну летал.  12

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»

Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017