Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки во 2 классе "Встречаем весну". Тема по литературному чтению: Тютчев Ф. И. "Зима недаром злится". Тема по музыке: П. И. Чайковский "Подснежник". Цели урока:
•познакомить учащихся с музыкой, показывающей красоту весенней
природы («Подснежник» П. И. Чайковского, с поэзией русских поэтов о весне;
•развивать речь учащихся, музыкальное мышление, память, умение
анализировать музыкальное произведение и поэтический текст;
• воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы и
музыки.
конспект.docx
МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа
Интегрированный урок
по литературному чтению
и музыке
«Встречаем весну»
2 А класс
Учитель начальных классов Цыганкова С.Н.
Учитель музыки Вашкевич Р.М. 2018/2019 уч. год
Цели урока:
•познакомить учащихся с музыкой, показывающей красоту весенней
природы («Подснежник» П. И. Чайковского, с поэзией русских поэтов о
весне;
•развивать речь учащихся, музыкальное мышление, память, умение
анализировать музыкальное произведение и поэтический текст;
• воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы и
музыки.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов
19века;
читать и передавать своё и авторское отношение к изображаемому;
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение,
оценивать результаты своей деятельности
анализировать стихотворение при помощи вопросов учителя, находить
необходимую информацию в тексте;
участвовать в работе группы;
Предметные:
представлять изменение картин природы, изображённые в стихотворении;
учить читать стихотворение выразительно; находить олицетворения в
тексте произведения
Оборудование:
1.Портреты П. И. Чайковского, иллюстрации с изображением подснежников,
птиц, весенней природы.
2.Фонограммы по теме урока. 3.Презентация к уроку.
4. Раздаточный материал. Этап урока
Оргмомент.
Мотивация к учебной
деятельности.
Подготовка учащихся
к восприятию нового
материала.
«Открытие» нового
знания детьми.
Содержание урока
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Урок литературного
чтения и музыки одновременно. В классе 2 учителя. Давайте улыбнёмся друг
другу и поздороваемся. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок
пройдёт интересно и увлекательно.
В классе звучит журчание ручейка, пение птиц.
1. Подготовка к восприятию.
– О чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О весне.)
– Как вы догадались? (Журчание ручейков, пение птиц.)
– Какие голоса вы слышите весной? (Пение птиц – грачей, капель.)
Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картины известных художников.
Подумайте, что в этих картинах общего? (о весне)
Весну в своих произведениях воспевали и художники, и композиторы, и поэты.
Сегодня, как вы догадались, мы будем говорить об этом. А почему именно сегодня
мы проводим такой урок? (1 марта – первый весенний день)
Учитель музыки: Да, действительно, у весны очень много голосов, так как
просыпается природа, происходит пробуждение. И вот, представьте, самый
первый голосок весны связан с каким цветком?
(подснежник)
Учитель музыки: Верно это подснежник.
Сейчас мы с вами познакомимся с музыкой замечательного русского композитора
– П. И. Чайковского. Этот композитор посвятил очень много музыкальных
Примечание
Слайд 1
Запись с голосами
природы Слайд 2
Слайд 3 (картины
русских художников
на тему «Весна»
Слайд 4 с
портретом П.И. произведений картинам природы. Во всём мире знают о его произведении
«Времена года» это 12 пьес для фортепиано. Ровно столько пьес, сколько
месяцев в году. Каждая пьеса носит название месяца, который рисует
музыкальным языком композитор. И сегодня на уроке мы с вами послушаем одну
из 12 пьес, которая называется «Подснежник», и вы мне расскажете, какова
музыка по характеру и что вы представили, слушая эту ее.
Слушание музыки
Дети: музыка радостная, немного взволнованная, красивая, нежная, танцевальная.
Можно представить человека, который внезапно увидел подснежник и его
охватили радостные чувства при виде цветка, среди талого снега.
Учитель: Вот ребята вам пример того, как композиторы рисуют весну в своей
музыке.
Учитель: Весну воспевали в своих произведениях не только художники и
композиторы, но и поэты.
Прочитайте имя, отчество и фамилию автора, с произведением которого мы
сегодня познакомимся. (Фёдор Иванович Тютчев)
– Что вы знаете о поэте Ф. И. Тютчеве? (любил природу, его стихи нравились А.С.
Пушкину) Дети рассматривают портрет поэта на слайде.
Какое стихотворение Тютчева о зиме мы проходили во 2 классе? («Чародейкою
Зимою…», «Есть в осени первоначальной»)
- Чему посвящены произведения Ф. И. Тютчева? (природе, временам года)
Чему, как вы думаете, мы будем учиться на уроке? (знакомиться со
Чайковского
Чайковский
«Времена года.
Подснежник»
Слайд 5 с
портретом Ф. И.
Тютчева
Работа над новым
материалом. стихотворением Тютчева о весне).
Ознакомление со стихотворением Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится».
Звучит запись
Проверка первичного восприятия стихотворения.
– Понравилось вам стихотворение?
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Словарная работа.
– Перечитайте стихотворение про себя. Какие слова в стихотворении были
непонятны? Работа в парах, проверка.
Физкультминутка.
Проверка
Засуетилось всё пришло в движение
Нудит (вынуждает) – заставляет
Трезвон звонкое пение
Хлопочет хочет удержать свои права
Пуще сильнее
Ведьма злая женщина, колдунья
Слайд 6 слушание
стихотворения
Слайд 7 словарная
работа
Слайд 8 работа в
парах
Слайд 9 проверка Захватя быстро взять, схватить
Наперекор – назло
Учитель музыки: А сейчас я предлагаю вам побыть подснежниками.
(физминутка)
- Посмотрите, в стихотворении слова Весна и Зима написаны с большой буквы,
хотя это и не имена собственные. Как вы думаете, почему?
Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются, как
живые существа, называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ
Работа в группах
– Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова действия
Весны и Зимы, которые помогают нам представить их живыми.
– 1 группа найдёт словадействия Весны.
– 2 группа найдёт словадействия Зимы.
– 3 группа найдёт слова противоположные по смыслу.
Весна 1гр Зима 2гр
стучится злится
гонит (Зиму) хлопочет
хохочет ворчит
Слайд 10 музыка
для физминутки
Слайд 11
Слайд 12 задания
по группам Слайды 13, 14 для
проверки
шумит взбесилась
умылася пустила
стала( румяней)
3 гр.
Весна Зима
Хохочет злится
гонит хлопочет
шумит ворчит
дитя ведьма
прекрасное злая
горя мало взбесилась
– Рассматривая эти слова, ответьте, на чьей стороне поэт? Докажите.
Отработка выразительного чтения
Как вы думаете можно ли при чтении голосом показать характер Зимы и Весны? (
да, строчки ,которые относятся к весне надо читать бодрым, радостным голосом, а
о Зиме ворчливым, недовольным голосом)
Слайд 15
– Что нужно сделать, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (нужно
соблюдать паузы, остановки). Подведение итогов
Домашнее задание
Рефлексия урока.
Учитель музыки: 1. Итак, ребята, музыку какого композитора мы сегодня
слушали? ( Чайковского)
2. Как называется его муз. произведение? (Времена года. Подснежник)
3. Сколько пьес в альбоме «Времена года»? (12 пьес)
4.Для какого муз. инструмента Чайковский сочинил «Времена года»?
(ФОРТЕПИАНО)
Учитель: Ребята, Ф.И. Тютчев дал нам возможность посмотреть на изменения,
происходящие в природе совсем по –другому. Он как бы показал, что в природе
есть чудесное, волшебное, надо только обратить на это внимание, понаблюдать.
– Что нового узнали на уроке? (Новый прием – олицетворение)
Выборочное домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть.
Подготовить выразительное чтение и нарисовать рисунок.
Учитель: На протяжении всего урока мы говорили о весне, о музыке, о звуках,
которые мы слышим весной, о весеннем настроении, о весенних цветах. И сейчас
мы с вами откроем конверты, лежащие на столе и посмотрим, что в них находится.
(Цветы)
Рефлексия: У кого на протяжении всего урока было хорошее настроение,
покажите подснежник, который тянется к солнцу, а кому было скучно – опустите
цветок вниз (учащиеся приклеивают подснежник на полянку, нарисованную на
доске)
Учитель музыки: Молодцы. Я предлагаю порадовать весну песней о
подснежнике.
Слайд 16
Слайд 17 Исполнение песни: « Подснежник» муз. Видмана. Приложение 1. Задание в парах
Соедини слово с его значением
хочет удержать свои права
звонкое пение
злая женщина, колдунья
всё пришло в движение
быстро взять, схватить
назло
заставляет
сильнее
Засуетилось
Нудит (вынуждает)
Трезвон
Хлопочет
Пуще
Ведьма
Захватя
Наперекор
Приложение 2 Работа в группах Группа 1
Зима Группа 2
Весна Группа 3
Найти слова противоположные по смыслу
Зима
Весна
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.