Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.
Оценка 4.9

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
русская литература
10 кл—11 кл
12.03.2018
Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.
Презентация к открытому уроку по творчеству В.С.Высоцкого поможет учителю провести интересный и увлекательный урок. Презентация содержит не только слайды с информацией и фотографиями, но и видеоматериал.
Открытый урок по творчеству Высоцкого.doc
План­конспект открытого урока УРОК­ ВСТРЕЧА с В.С. Высоцким "Поющий нерв эпохи" Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и мечтах, Я, конечно, спою… В. Высоцкий Цель урока. Обучающая ­  познакомить учащихся с  жанром авторской песни на примере песен  В. Высоцкого как уникального явления в русской культуре.   Развивающая ­  развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных»  философских    вопросов  бытия. Воспитывающая – воспитание через песни В.Высоцкого толерантности, гуманного  отношения к людям. Раскрыть перед обучающимися  одну из важнейших сторон дарования  поэта­гражданина – умение дружить и быть верным дружеским узам. Оборудование: книги В.С. Высоцкого, портрет барда, тексты песен, презентация,  раздаточный материал к уроку. Тип урока: урок­композиция. Ход урока Есть имена, при упоминании которых на душе становится теплее, с глаз спадает пелена  будней. Среди таких имен – Владимир Семенович Высоцкий – поэт, бард, актер.  Сегодня,25 января 2018 года,   ему бы  исполнилось 80 лет. Поэтому наш урок мы  посвящаем этому поэту.  Гениальный человек гениален во всем» – это аксиома, истинность которой в очередной раз подтверждает сложная, многогранная, по- настоящему знаковая фигура нашей истории – Владимир Высоцкий. Рассуждая о личности Владимира Высоцкого сложно определить нишу, которую он занимает в русской культуре. Безусловно, поэт. Тексты Высоцкого, это то, что существует вне времени. Дружба, любовь, грани «темного» и «светлого», добра и зла, духовности и мещанства. Сотни ярких образов, цепляющих сюжетов и фраз, многие из которых «ушли в народ». Высоцкий - певец, или как его принято называть «автор- исполнитель». Голос, который не спутаешь ни с чьим другим, простой, но берущий за душу аккомпанемент на семиструнной гитаре, временами нарочито театрализованная подача – все пропитано яркой индивидуальностью артиста. Высоцкий актер - и на этом поприще благодаря выдающемуся таланту Владимир Семенович добился высот, а главное поистине всенародной любви. Гамлет, Глеб Жеглов и десятки других запоминающихся образов подарил нам Высоцкий, который был одинаково великолепен как на театральной сцене, так и в кинематографе. Творчество Высоцкого – это не ретро, навевающее воспоминания «о былом» старшему поколению, это целая эпоха, культурное достояние нашей страны. Высоцкий та личность, которая может объединить людей разного возраста, разного достатка, с несхожими музыкальными вкусами и взглядами на жизнь. При жизни ни одна песня, ни одно стихотворение  не были изданы на родине поэта. Он не получил ни наград, ни званий, ни орденов, ни  медалей. Но его знали все. И его любили. Да был такой талант высокий! Так оцени ХХ век, Каким он был, твой сын Высоцкий – Поэт, артист и человек! (А. Вознесенский) ­ Как вы сформулировали бы цели нашего урока?   ­ Для чего мы сегодня обратились к творчеству этого поэта? (показ целей на слайде) Работа с тетрадью. Запишем число.  Продолжим запись: «Высоцкий В.С.,  1938 – 1980».   Презентация «Биография Высоцкого» Запись в тетрадях основных дат и событий. Каким он был, Владимир Высоцкий?  Предоставим слово самому поэту. Послушаем в его исполнении песню­кредо, песню­ исповедь  «Я не люблю». Вслушайтесь, ребята, и постарайтесь ответить на  вопрос: «Что  чуждо поэту­барду?» Слушание  песни     «Я не люблю»  Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю, и еще: Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо. Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Но, если надо, выстрелю в упор. Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или когда все время против шерсти, Или когда железом по стеклу. Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово «честь» забыто И коль в чести наветы за глаза. Я не люблю себя, когда я трушу, И не люблю, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу,  Тем более, когда в нее плюют.        ВОПРОСЫ:               Что не любит поэт?                                              Что ненавидит?                                              Искренен ли он в своей песне? Какие человеческие качества поэта раскрываются в песне?  Что в этой песне вы считаете особенно близким вам?                             Учащиеся делают вывод о необычайной искренности поэта. Для  Высоцкого невозможен  компромисс со злом, с ложью, с насилием.  Он не приемлет  лживую лесть.  Отвергал насилие и  подозрительно относился к людям, накачивающим  мышцы: “Мне кажется, что они готовятся кого­то бить. Скорее всего, слабых”. Вы, вероятно, ребята обратили внимание на слова, которые довольно часто начинают  строфу. Приведите пример (Я не люблю). Как называется этот приём? Анафора – стилистический прием, заключающийся в повторении звуков, слов  синтаксических и ритмических построений в начале смежных стихов, строф, предложений Жанр   авторской   песни   –   уникальное   явление   русской   культуры,   практически   не имеющее аналогов в других культурах. Конечно, поют все народы, но специфика нашего жанра состоит в его словоцентричности, т. е. в особой роли слова, в тесной взаимосвязи с поэтической традицией. Эта песня как жанр оформилась в 60­х годах XX века, когда автор стал выступать как яркая творческая индивидуальность.   Истоки жанра авторской песни теряются где­то в фольклоре:   это   и   дворовая,   и   блатная   песня,   и   романс,   фабричная   песня   20­х   годов, солдатская песня времен Великой Отечественной войны. По жанру авторская песня – это песня­новелла с острым столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом. Я хочу, чтобы вы поняли различие между песней развлекательной, где вместо слов можно  вставить тра­ля­ля, и песней авторской ­ песней размышлением, слова из которой не  выкинешь.  Бардовская песня – это язык сердца, души. Исполнитель должен донести,  прежде всего, смысл песни, её чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво, этому  способствует аккомпанемент гитары, доверительная интонация, высокий уровень стихов,  образность песни.Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто­то из великих  сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создаёт. Ну, а  бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.  Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства.  Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня – прежде всего  литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей. “Настоящий поэт приходит с мешком гвоздей. Они из мешка вылезают и колют, и ранят, и  задевают, а ты ахаешь и охаешь”. Б. Окуджава Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни, может быть, трагических, из  острых сюжетов, из клокотания души. Песни Владимира Семеновича Высоцкого различны по тематике. Стихи Высоцкого о людях самых простых, они помогали жить, помогали подняться, обрести уверенность слабому.  Песни – это истории, герой в них живёт, действует. Высоцкий обычно вёл поэтический  монолог от лица своего героя, добиваясь на столько сильного эффекта подлинности, что  поэта отождествляли с его персонажами.  У него каждая песня – как маленький спектакль. Его песни записывали на магнитофон, затем много раз перезаписывали, так они  расходились по всей стране. Их искренне любили, ведь они выражали настроения и чаяния  миллионов людей. Настоящий человек, по мнению Высоцкого, это тот, кто способен на поступок, поэтому все стихи его действенны. В них есть сюжет. Сюжет – это то необходимое, что вернул  Высоцкий песне. Это то, что отличает его песни от эстрадных развлекательных песен.  Стихи и песни Высоцкого заставляют думать, размышлять о жизни, поэтому его творчество – для думающих людей. Высоцкий, а с ним Булат Окуджава, являются основоположниками авторской песни. В 1980 г. на одном из концертов он говорил: «...когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить ещё музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже  сочинять музыку к своим стихам». Что же касается специфики песенного творчества  В.Высоцкого, то, по верному замечанию Р.Рождественского, он создавал «песни­роли»,  органически вживаясь в образы персонажей ­ героев его стихотворений. Может быть, одно  из самых удачных определений этой специфики принадлежит перу актрисы Театра на  Таганке Аллы Демидовой: «Каждая его песня ­ это моноспектакль, где Высоцкий был и  драматургом, и режиссёром, и исполнителем». И ­ надо непременно добавить: прежде всего ­ поэтом. Тема дружбы  Много у Высоцкого песен о настоящих людях. Это песни о летчиках, моряках,  альпинистах, о тех, кого жизнь постоянно ставит в экстремальные ситуации, ведь именно  они являются проверкой на прочность. Среди них – песня о друге. Вообще тема дружбы  занимает у Высоцкого одно их ведущих мест. Эта песня ­ "Песня о друге", была написана  еще в далеком 1969 г. Звучит «Песня о друге» ВОПРОСЫ:  Как предлагает проверить настоящего друга В.Высоцкий?  Кого предлагает автор этих строк гнать от себя подальше?  Кого, по мнению Высоцкого не берут в горы, о ком не поют песен?  На какого человека можно положиться, как на себя самого?  Каким видится настоящий друг В.С. Высоцкому?  Если говорить об истории «Песни о друге» Высоцкого, то написана она была в 1969 году  для кинофильма «Вертикаль». Что самое интересное, сам фильм прошел и позабылся, а вот песня зажила своей отдельной жизнью, мало того, она стала своеобразным гимном для альпинистов. Знакомясь с работой Высоцкого «Песня о друге» и делая анализ, хочется  сказать сразу о том, что это произведение, эта "Песня о друге" Высоцкого похожа на совет, на то, каким образом можно проверить своего друга на преданность и верность. Мы видим,  что Владимир Высоцкий в «Песне о друге» создает для своего героя экстремальные  условия, во время которых, как раз, и проявляется вся сущность человека. А ведь и,  правда, не зря же говорят, истинная дружба проявляется в беде. Вот и автор песни говорит  нам о том, что если мы не можем разобраться в человеке, не можем понять, насколько  искренние чувства в нем, если мы не знаем, друг он нам, враг или просто так, прохожий,  устройте испытание. В экстремальных условиях проявится истинное лицо каждого и здесь  автор категоричен. Если вдруг человек проявит слабость, если он «сразу раскис», «сник»,  «оступился – и в крик», то такие люди не нужны рядом. Высоцкий говорит, что их нужно  гнать, они чужие. На таких людей нельзя положиться и уж точно в горы с ними не пойдешь, о них песни не споешь. Но, если в сложной ситуации, «когда ты упал со скал, он стонал, но  держал», когда «не ныл», «шел с тобой как в бой», вот здесь можно положиться на  человека. Это и есть характеристика настоящего друга, на которого можно положиться,  которому можно довериться и который никогда не подведет. Эта песня является, на мой взгляд, идеальной песней. Тема дружбы, измены,  предательства, мужества и трусости занимала важное место в творчестве Высоцкого.  Предлагаю вам, слушая эту песню, не только нарисовать мысленную картину всего того, о  чем поется в песне, но и попытаться представить себе людей, которые были, есть или будут в вашей жизни в те моменты, когда решается, чего стоит человек на самом деле; "друг он  или враг, или просто так". Эту песню, ребята, постарайтесь услышать не только ушами, но  и сердцем, и тогда вы увидите как песня засверкает новыми, яркими красками. Тема войны Да, человек проверяется на деле, в экстремальной ситуации. Такой ситуацией была война – проверка на право называться настоящим человеком – другом, братом, отцом, сыном. Это  время, когда самый заурядный человек мог оказаться героем, а душа компании – трусом. Тема войны – одна из центральных у Высоцкого. Ей посвящено более полусотни стихов,  песен. О войне он знал понаслышке, ему было 3 года, когда началась война, но рассказывал  он о ней так, как будто был участником и очевидцем. Его отец, Семён Владимирович, был  на фронте с 1­го дня до последнего, награждён 28 орденами и медалями, он часто  рассказывал сыну о войне. Жена Марина Влади по этому поводу говорила: «На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и  серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы,  документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, ты в войне не участвовал, но “прожил” ее в своих песнях.» Он войну сделал понятной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слёзы на глазах.  Читая стихи Высоцкого о войне, чувствуешь, как будто это он сам, как собственную  смерть, переживает смерть друга, с которым прошёл через всю войну. Военные стихи Высоцкого трагичны, но в них много оптимизма. В его основе сыновняя  любовь к родной земле. В этом году 2 февраля мы отмечаем 75 лет со дня победы наших  войск в Сталинградской битве. Давайте почтим память всех защитников Сталинграда, всех, кто не вернулся из боя. Песня «Он не вернулся из боя».          В произведениях Высоцкого война предстает не парадным своим портретом, а  суровой правдой, некрасивой, жестокой, но всегда верной.           Высоцкий ­ продолжатель национальных литературных традиций, настоящий патриот  России: «Без России я ­ ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет». Стихи  Высоцкого о Великой Отечественной войне – дань памяти и уважения тем, кто погиб за  наше будущее. (Звучит стихотворение Высоцкого «Братские могилы»). Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления везде: в столичном  ли Доме учёных, на Ленских приисках, в студгородке, на сборах хоккеистов или в  изысканном парижском концертном зале. Отвечая на вопросы зрителей, почему он так часто возвращается к военной теме, Высоцкий говорил: «В письмах, например, спрашивают: «Не тот ли вы самый Высоцкий, с которым  мы под Оршей выходили из окружения?» И довольно много таких писем. Значит, люди  предполагают, что эти песни может написать только человек, который прошел через войну. Это мне вдвойне приятно, потому что я хочу так работать и писать песни от имени тех  людей, которые прошли, как говорится, огонь и воду во время войны». Тема любви Проблема любви в искусстве стара, как мир. Она существует с тех пор, как человек стал  человеком (точнее, с тех пор, как он сознал себя человеком). Устареть эта тема не в  состоянии никогда, поскольку каждое новое поколение человечества открывает что­то  неизведанное в своём опыте и в переживании вечного чувства любви. Нет практически ни одного художественного гения в истории человечества, который не  говорил бы о любви. Высоцкий ­ не исключение, поскольку было бы странным  предположить, будто человек с такой страстной натурой и с таким богатым личным  опытом смог бы обойти сию тему стороной. Мы сейчас хорошо знаем: личная, интимная  жизнь Владимира Семёновича была сверхсложной.  Всё это самым непосредственным  образом сказалось в его песенном творчестве:  Высоцкий ­ автор с сильной  автобиографической, исповедальной жилкой...  Поэзия Высоцкого проникнута большой любовью. Он всегда был лирик в первую очередь. В 1967 году в театре на Таганке французская актриса Марина Влади увидела Владимира  Высоцкого в спектакле «Пугачев» в роли Хлопуши. Как и весь зал, она потрясена силой,  отчаянием, необыкновенным голосом актера. Аплодировали ему стоя. Вечером они  познакомились. Историю их большой и красивой любви я предлагаю вам посмотреть в  клипе. (Клип «Владимир Высоцкий и Марина Влади) У Высоцкого не так много песен о любви, но все они очень заметны в его творчестве и ­ что особенно бросается в глаза ­ каждая из них, с точки зрения трактовки любовной темы, ни разу не повторяет одна другую. Применительно к содержанию эти песни можно  сгруппировать следующим образом: ­ Одну группу песен составляют те из них, которые непосредственно касаются темы любви  (в том числе своей любви), выражая авторскую, личностную интонацию самого Высоцкого.  К таковым можно отнести песни "07" , "Мне каждый вечер зажигает свечи", "Было так: я  любил и страдал", "Так давно", "Несостоявшийся роман", "Если я богат, как царь  морской", "Дуэт разлучённых", "Не долюбил", "Здесь лапы у елей дрожат на весу".  Особняком в этом списке стоят следующие песни: "Люблю тебя сейчас" (посвящено  Марине Влади), "О двух автомобилях" (интеллектуально­"технократическая" аллегория  взаимоотношений барда с Мариной Влади), "Она была в Париже" (самый лучший памятник  чувству Высоцкого и Марины Влади ­ "недосягаемой русско­французской звезде",  "инопланетянке", "Жар­птице", как назвал её В. Кантор), "Марине", "Маринка, слушай,  милая Маринка" (адресат двух последних песен понятен) и особенно "Когда вода  всемирного потопа" (написанная к фильму "Стрелы Робин Гуда") [8] ­ своего рода кредо  Высоцкого по проблеме любви, самый светлый и величественный гимн, когда­либо  выходивший из­под пера поэта.  «Баллада о любви» – гимн сильному и светлому чувству. Автор помнит, что живет в  далеко не романтическую эпоху, поэтому для него большая любовь – удел избранных и  одновременно – вызов рутине окружающего мира. Рыцарей великой любви Высоцкий,  иронизируя над их антиподами, называет чудаками: И чудаки – еще такие есть – Вдыхают  полной грудью эту смесь И ни наград не ждут, ни наказанья, И, думая, что дышат просто  так, Они внезапно попадают в такт Такого же неровного дыханья „Баллада о любви“ – это название песни, написанной в 1975 году, на примере которой мы  можем показать, как Высоцкий воспринимал чувство любви. Баллада состоит из шести  шестистиший и трех четверостиший. В ней поэт рассказывает о том, что такое любовь,  рассказывает о людях, которые готовы ради любви на все, потому что, познав любовь,  человек готов на любые самопожертвования ради сохранения этого чувства. В первом стихе автор затрагивает библейскую историю – всемирный потоп. Этим он хочет  обратить внимание на то, что любовь рядом с нами уже несколько тысяч лет. В его стихах  она „родилась“ после потопа, который явился Божественным возмездием за нравственное  падение человечества. Как будто она родилась в „новом“ мире. Автор одушевляет любовь,  рассказывая о ней как о человеке. Значимость любви подчеркивает и написанием слова с  заглавной буквы: Когда вода Всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На берег тихо выбралась Любовь – Любовь – невидимая вещь, ее руками не потрогать, и человек не знает, что это такое, пока  сам не переживет это чувство и по­настоящему не полюбит. С помощью преувеличения  Высоцкий передает, что она витает в воздухе, она есть всегда. ­ Другая группа песен представляет своего рода "искажённый" лик любви. Это сюжеты, где люди корчатся в гримасах уродливого социального существования, через которое, однако,  всё же пробивается свет того, что составляет главный смысл человеческого бытия. Сюда  можно отнести песни "Татуировка" (где Высоцкий горько посмеялся над самим собой, над  своим "двоежёнством"), "Здравствуй, "Юность", это я" (один из самых жестоких "опусов" на эту тему в творчестве барда), "Девушка из Нагасаки", "О нашей встрече", "Грустный  романс", "Я женщин не бил до семнадцати лет", весь цикл про любовь в разные  исторические эпохи (своего рода калейдоскоп «кривых зеркал»), и, особенно, "Два письма" [8] ­ последний мини­цикл из 2­х песен можно назвать "эпопеей совковой любви". Сатирическая тема Еще одну тематическую группу песен Высоцкого можно было бы назвать условно  сатирической. Условно, потому что социальная, политическая и философская сатира у  Высоцкого присутствует в песнях на самые разные темы. Значительное место в поэзии  Высоцкого занимает сатира, в которой поэт высмеивает различные пороки общества:  пьянство, бескультурье, хамство, сплетничество: «Ходят сплетни, что не будет больше слухов, И ходят слухи, будто сплетни запретят…» Наиболее известные из его юмористических песен: «Диалог у телевизора», «Письмо в  редакцию «Очевидное невероятное»», «Почему аборигены съели Кука», «Весёлая  покойницкая». «В царстве теней, в этом обществе строгом Нет ни опасностей, нет ни тревог. Ну, а у нас ­ все мы ходим под Богом, Только которым в гробу ­ ничего. Слышу упрёк: «Он покойников славит!» Нет, я в обиде на злую судьбу: Всех нас когда­нибудь кто­то задавит, За исключением тех, кто в гробу». Сатирические персонажи Высоцкого – это не схематические карикатуры, а живые,  узнаваемые характеры. Высоцкий еще в начале своего творчества подметил очень важное: в жизненной неустроенности, в засилье пошлости виноваты не только "верхи", но и "низы",  так называемые "простые люди". Прочитаем с этой точки зрения текст "Диалога у телевизора" (1973) – произведения,  построенного в драматургической форме, рисующего два колоритных и жизненно  достоверных характера. Диалог этот, кажется, бесконечен (чисто по объему самого  стихотворения), длиной в целую человеческую жизнь. Стихотворение сюжетно­ повествовательное, лирический герой в строгом смысле слова в нем отсутствует (он  присутствует здесь в подтексте, в скрытом виде), но оно так замечательно, так важно для  понимания Высоцкого, что не сказать о нем несколько слов невозможно. Напомню  некоторые строфы этой хрестоматийно известной песни, в 1970–80­е годы звучавшей  повсюду и повсюду вызывавшей смех до слез: (клип песни «Разговор у телевизора) И кажется, не будет этому разговору, этим житейским разборкам, дрязгам, мелочным спорам конца. "Скучно на этом свете, господа!" – сказал бы классик. Смешны в этой песне и Ваня, и Зина, и Зинин приятель с завода шин, и друзья Вани, и клоуны, и попугайчики тоже смешны. И в то же время Зину с Ваней очень жаль. Песня называется не "Ваня и Зина", хотя они колоритны и являются героями этого довольно объемного (для стихотворения) текста, а "Диалог у телевизора". То есть в ней описана типичная ситуация, повторяющаяся изо дня в день, в каждой квартире, по всей стране. Автор в своей речевой характеристике персонажей настолько убедителен, что мы ясно представляем себе интерьер этой квартиры, положение героев в пространстве, то, как они одеты... Герои, точнее, персонажи говорят о важных для них житейских проблемах, о своих друзьях, о своих родственниках. При этом у Вани одно на уме – как бы поскорей выпить. Зина же тянется к красоте, "красивой" жизни, которую она может увидеть разве что по телевизору и, разумеется, в цирке с его мишурой и блестками. Вспомним булгаковского Шарикова: "Не люблю театр, цирк люблю". Одеты они, конечно, без претензий, в продукцию местной "пятой швейной фабрики", о которой говорит Зина. А что может пошить "пятая швейная"? Да то же, что и шестая, и двадцать пятая, и любая другая... Подсознательно Зина понимает, что жизнь их серая, тусклая, именно о несовершенстве своей жизни, о неэстетичности ее все время пытается говорить Зина, говорит как умеет. И Ваня чувствует, что Зина права в своих обидах на него, что жизнь их бессмысленна и пуста. Но они обречены вести этот свой бесконечный "диалог у телевизора": нет у них ни сил, ни желания, ни умения сделать свою жизнь счастливой, яркой и праздничной. Невольно возникает вопрос: кто виноват? По Высоцкому, винить приходится прежде всего самих себя, свою лень, свою необразованность, свое бескультурье. И вновь вспоминается классик: "Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!" Написано, если вдуматься, очень ядовито, резко, но... не зло и без унижения человеческого в человеке (в отличие, кстати, от булгаковского Шарикова в "Собачьем сердце"): "Сатира Высоцкого сугубо русская, “простого человека” он высмеивает резко, но не унижая, не оскорбляя, напротив, сострадая, и у осмеиваемых создается впечатление, что он их понимает"5. Тоска Высоцкого по идеалу, по положительному лирическому герою здесь скрыта в подтексте (по принципу "от противного"), но она явственно ощущается. Необходимо помнить также, что деление стихов Высоцкого на лагерные, сатирические, спортивные довольно относительно, потому что темы взаимопроникают друг в друга. Как, например, в стихотворении, которое принято относить к спортивной тематике – "Утренняя гимнастика" (1968), но в котором явственно прочитываются и сатирические мотивы. Спорт в трактовке Высоцкого – это модель окружающего мира, модель социальной действительности, человеческой судьбы, и утренняя гимнастика становится метафорой тоталитарного однообразия и застоя: Не страшны дурные вести – Мы в ответ бежим на месте, – В выигрыше даже начинающий. Красота – среди бегущих Первых нет и отстающих, – Бег на месте общепримиряющий! Казалось бы, безобидная, чисто юмористическая картина прошлой эпохи, но автор остроумно открывает в этой картине новую грань. Ровно в шесть часов по радио звучит: "Доброе утро, товарищи! Начинаем утреннюю гимнастику!" И далее все единомиллионно встают, единомиллионно открывают форточки, единомиллионно поднимают руки вверх-вниз... Не правда ли, воспринимается как иллюстрация к роману Е. Замятина "Мы" (1920) с его механистичностью жизни граждан Единого Государства, нумерами вместо имен, устранением искусства и т.д.  Давайте   послушаем   песню   Высоцкого   «Утренняя   гимнастика»   и последуем совету автора. Вместе с героями клипа предлагаю всем немного размяться) (клип песни «Утренняя гимнастика) Рефлексия. Подведение итогов урока: Сегодня о Высоцком много пишут, выходят его книги, диски. Альпинисты называют его  именем труднодоступные горные вершины. Слова его песен высекают на мраморе  обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает  жить в стихах, песнях, кинолентах, а главное  ­ в памяти людей. Знакомство с творчеством Высоцкого состоялось, говорить о нем, слушать его песни  можно не один урок, но мне хочется надеяться, что теперь каждый из вас обретёт «своего  Высоцкого», выберет те произведения, которые будут нравиться больше других, потому,  что они чем­то роднее, ближе, убедительнее.  В песнях Высоцкого есть то, что нужно в трудную минуту, ­ есть неистощимая сила,  непоказная нежность и размах души. В заключение хочу спросить: ­ Как вы думаете, нужны ли сегодня стихи и песни Высоцкого? Если да, то для чего? Его творчество учит нас быть людьми, учит задумываться над жизнью, отличать правду от  лжи, быть самим собой, не подличать, не предавать. ­  Какой вклад внес Владимир Высоцкий в литературу и искусство? Создал новый жанр – авторскую песню, в песне появился сюжет – развитие действия, а это  уже история, уже интересно.  Перед портретом Высоцкого зажигается свеча. 25 июля 1980 года В.Высоцкого не стало. Это горе, которое не залечит время… Но Высоцкий с нами всегда. Сколько бы он смог осуществить сегодня, когда столько  изменилось в жизни, на что в те годы и надеяться не могли. Алесь Адамович писал: « Мы  свободны, всё­таки свободны, и не только в мыслях, чувствах, но и в словах, действиях. А  он был предтечей, он и его песня­крик».  (Клип «Памяти Высоцкого) Стихи Н.Михалкова «Памяти Высоцкого»: (читает ученик ) – цветы к его портрету. Он не допел, не досказал всего, Что било пульсом и в душе звучало, И сердце отказало оттого, Что слишком долго отдыха не знало. Он больше на эстраду не взойдёт Так просто, вместе с тем и так достойно. Он умер. Да. И всё же он поёт, И песни не дадут нам жить спокойно. Д.з. Написать эссе «Моё восприятие поэзии Высоцкого»

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация  к уроку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.