Конспект урока литературного чтения во 2 классе: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект будет полезен учителю начальных классов.
Иконка файла материала Урок литературного чтения 2 класс. Сказка Лиса и Тетерев.docx

Урок литературного чтения во 2 классе

                                                                                          Тема:  Сказка «Лиса и тетерев»                                                             

 

Цель деятельности

познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; развивать умение выразительно читать; фор­мировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту ; воспитывать интерес к чтению.

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Планируемые образовательные результаты

Учащиеся научатся:

П. –  различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова; владеть навыком плавного чтения целыми словами.

М. – слушать и слышать учителя; выполнять задания под руководством учителя;   работать в паре, группе; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; оценивать собственную деятельность на уроке; определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения.

Л. – проявлять желание читать самостоятельно, вникая в смысл прочитанного; принимать и осваивать социальную роль учащегося.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная

Оборудование

Учебник «Литературное чтение», презентация

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования: эмоционально  настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Пятиминутное чтение

Проверка домашнего задания

Речевая разминка ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний. Постановка целей урока

 

 

Следит за правильностью чтения каждым ребенком.

 

Задание 7 на с. 38.

 

 

- Прочитайте скороговорку.

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.

 

- Прочитайте скороговорку, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте ее с «ворчащей» интонацией (еще: вопросительно, утвердительно, весело, грустно).

- А сейчас - выразительно. Затем скороговоркой.

 

- Ребята, а кто такой тетерев?

 

 

-Как называется сказка, которую мы будем читать на уроке? Кто ее автор?

-Какие сказки бывают?

 

 

 

 

 

-Чем сказка отличается от других произведений?

 

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Как вы думаете, о чем будет эта сказка?

-Как описана лиса в сказках?  

 

-Прочитаем сказку и узнаем, правы ли мы в своих предпо­ложениях.

Самостоятельно читают принесенные из библиотеки книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетерев - крупная птица отряда куриных.

Тетерка - самка тетерева.

 

 

- Волшебные - в них происходят чудеса и присутствуют волшебные пред­меты; сказки о животных - в них животные являются ге­роями и ведут себя так, как люди; бытовые - в них описана жизнь простых людей

- Она обя­зательно чему-то учит, заключает в себе мудрую мысль

 

 

- Она хитрая, умная, ловкая, обманщица и т. д.

 

 

3. Изучение нового материала

Работа по учебнику, с. 39-40

 

Словарная работа

ИКТ

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Учитель читает сказку.

 

 

Проведать - навестить.

Нынче - сегодня.

Навострила уши - насторожилась.

Указ - постановление.

- Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»?

 

Организует проведение физкультминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Выполнение под  руководством дежурных детей или учителя.

4.Практическая деятельность

Работа по учебнику, с. 40-41

 

 

 

 

 

 

Чтение по ролям

- Прочитайте пословицу на с. 40 и объясните ее смысл.

- Выполните задания 1-5 на с. 41.

- Подготовимся к чтению по ролям:

·подумайте, каким голосом надо читать слова лисы и тетерева;

·определите основные мысли, которые надо выделить го­лосом.

 

- Разыграйте диалог лисы и тетерева, как в театре.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексия учебной деятельности. Итог занятий.

 

Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

- Какую сказку мы изучали на уроке?

- Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная?

- К какому виду относится эта сказка?

- Чему учит нас эта сказка?

Отвечают на вопросы

 

 

 

6. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С.39-40, подготовить выразительное чтение сказки.

 

Задают уточняющие вопросы.