Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
24.11.2018
Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Урок открытия новых знаний. Цели урока: • формировать умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака в конце и в середине слова; • формировать умение употреблять разделительный мягкий знак; • формировать умение различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости; • закреплять знания учащихся о правописании гласных после шипящих; • обогащать словарный запас учащихся; • формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
конспект урока.docx
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Предмет: русский язык. Класс: 2 «а» Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме». УМК   «Школа   России».   Русский   язык.   2   класс.   Авторы:   Канакина   В.П.. Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2013. Тип урока: урок открытия новых  знаний. Цели урока: Предметные  формировать   умение   обозначать   мягкость   согласных   с   помощью мягкого знака в конце и в середине слова;  формировать умение  употреблять разделительный мягкий знак;  формировать   умение   различать   две   функции   мягкого   знака: разделительного и показателя мягкости; закреплять знания учащихся о правописании гласных после шипящих;   обогащать словарный запас учащихся;  формировать   позитивное   отношение   к   правильной   устной   и письменной   речи   как   показателям   общей   культуры   и   гражданской позиции человека. Личностные результаты   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;   развитие самостоятельности и ответственности;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные результаты 1  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;  формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  использование   знаково­символических   средств   представления информации;  активное   использование   речевых   средств   для   решения коммуникативных и познавательных задач;  овладение логическими действиями, установление аналогий и причинно­ следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;   излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;   участвовать в групповом обсуждении. Оборудование:  индивидуальные   листы   учащихся,   карточки   для   работы   в парах,   заготовки   для   эмоциональной   оценки,   компьютерная   презентация, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук педагога, ноутбук обучающегося, система контроля и мониторинга качества знаний  PROClass, программно­методический   комплекс   «Академия   младшего   школьника:   1­4 класс». Ход урока. 1. Самоопределение к учебной деятельности (Слайд 1) Учитель:  ­ Здравствуйте, друзья! Наш урок я хочу начать с пословицы. На Востоке говорят: «Вселенная освещается солнцем, а человек знанием». ­ А какие знания мы получаем на уроках русского языка? Чему учимся? Дети: ­ На уроках русского языка мы учимся правильно произносить слова и грамотно писать, составлять тексты. 2 Учитель: ­ Сегодня нас ждут новые интересные открытия Учитель: ­ Посмотрите на экран. (Слайд 2) Вот ромашка непростая, А чудесная какая. ­ Посмотрите на лепестки ромашки. Что увидели?  Дети: ­ Буквы. Учитель: ­ Что у этих букв может быть общего? Какую одинаковую работу выполняют буквы?  Дети: ­ Обозначают мягкость предшествующего согласного звука. Учитель: ­ Какая буква лишняя? Почему?  Дети: ­ Лишня буква – мягкий знак. Учитель: ­ А что объединяет оставшиеся буквы? Дети: ­ Все остальные буквы гласные. 2. Актуализация опорных знаний Минутка чистописания (Слайды 3,4,5) Учитель: ­ Вспомним, как пишется буква ь. Белка хвостик изогнула, У пенёчка отдохнула. Распушила хвост, Да так – стал похож на Дети: Мягкий знак! Учитель: ­ В воздушной тетрадочке пропишем букву. ­ А теперь упражнение на развитие скорости письма. Напишем букву мягкий знак, не отрывая руки, и спрячем в «мешочек». ­ Мы прописали строчную букву. А почему нет заглавной? Дети: ­ Эта буква не обозначает никакого звука, с неё не могут начинаться слова. 3 Учитель:  ­ Поработаем в парах. Возьмите жёлтую  карточку, положите на середину   стола.   Посмотрите   внимательно.   Какое   задание   я   хочу   вам предложить? Маш.на, пруж.на, лос., ш.шка. Реч(?)ка, свеч(?)ка, туч(?)ка, олен.. Тюлен., ч.дак, щ.ка, ч.лок. Дети: ­ Вставить пропущенные буквы Учитель:  ­ Найдите лишнее слово в каждой строке. Запишите их отдельно. Чем похожи оставшиеся слова? Дети: ­ В них орфограмма связана с правописанием шипящих согласных. Учитель: ­ Проверьте. (Слайд 6) ­ Что объединяет слова в самой последней строке? Дети: ­ Во всех словах последней строки есть буква мягкий знак. 3. Постановка проблемы Учитель:  ­   Сколько   букв   мы   написали   в   слове  лось?   А   сколько   звуков произнесли? А почему звуков меньше? ­  Может   быть   буква   Ь   –   совершенно   бесполезная   буква?  Может   надо исключить её из алфавита? ­   Ребята,   посмотрите,   на   доске   какой­то   конвертик   ­    «Послание   от Буквоежки». Интересно, что в нём? Загадки. Я буду читать загадки, а вы хором называть отгадки и записывать слово в тетрадь. Словарная работа 1. То я в клетку, то в линейку. Написать по мне сумей­ка! Можешь и нарисовать. Что такое я … (тетрадь) 2. Летом бродит без дороги Между сосен и берёз 4 А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (медведь) 3. Корчит рожицы и дразнит, Думает, что без изъяна. Быстро скачет по деревьям Маленькая … . (обезьяна) 4. Рад своей он трудной доле, Учит он ребяток в школе. Буквы складывать, считать, И за труд им ставит «5»! (учитель) 5. Чернокрылый, красногрудый И зимой найдёт приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (снегирь) (Слайд 7) ­ Чтобы правильно написать эти слова вы применяли правило или вспоминали   Их   надо   или   запомнить, написание слова? Дети:  ­   Мы   вспоминали   написание   слов,   так   как   это   слова   из   словаря   или   проверять   по «Трудных   слов». орфографическому словарю. Учитель: ­ Что объединяет эти слова? Какое слово лишнее? Почему? Дети: ­ Лишнее слово обезьяна, в нём мягкий знак стоит в середине слова, а в остальных словах в конце. Учитель: ­ Давайте попробуем прочитать слово обезьяна без мягкого знака. Смешно получилось. ­ Кто уже догадался и может сформулировать тему урока.   (Дети формулируют тему урока, сверяют свои предположения с названием темы на слайде) 5 (Слайд 8) Учитель: ­ Чему мы будем учиться на уроке? Дети: ­  Узнаем о роли мягкого знака в словах, какую работу он выполняет. Будем   учиться   писать   слова   с   мягким   знаком   –   показателем   мягкости   и разделительным мягким знаком. Учитель: ­ Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится,  Но в слово часто просится. 4. Открытие нового знания Учитель:  ­ Однажды Ь обиделся на согласные и сказал: «Не буду с вами дружить!» И вот что из этого получилось. Возьмите листы для индивидуальной работы, посмотрите на задание. Задание №1 В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол. ­ Почему вы улыбались, когда читали предложения? ­ Что нужно сделать, чтобы предложения стали иметь смысл? Дети: ­ В слова нужно вставить мягкий знак.  (Слайд 9,10)  Учитель: ­ Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? Дети:  ­ Мягкий знак в этих словах показывает, что предыдущий согласный нужно произносить мягко. Учитель: ­ Что общего у этих слов? Дети: ­ Во всех словах есть мягкий знак – показатель мягкости. Работа в парах  Задание №2 (Слайд 11) Дельфин, зверь, тюльпан, пень, кольцо, олень. 6 ­ Подумайте, как распределить эти слова в две группы? Запишите слова в два столбика. (Дети обсуждают в парах и записывают самостоятельно) Учитель:  ­   Сделаем   вывод,   где   может   стоять   мягкий   знак   –   показатель мягкости в словах? Дети: ­ Мягкий знак – показатель мягкости может стоять в середине слова, между двумя согласными и в конце слова, после согласной. Учитель: ­ Мягкий знак – какой хитрец. В слове встал он в серединке, Буквам заменил перинку. Между двух согласных  Чувствует себя прекрасно. (Слайд 12) Релаксация ­   Ребята   повернитесь   лицом   друг   к   другу.   Один   из   вас   раскрывает   свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Задание №3 (Слайд 13) ­ Замените одним словом:  Снежная буря (вьюга)  Мама, папа, дети (семья)  Ягоды, сваренные в сахаре (варенье)  Дом, жилище (жильё)  Домики для пчёл (ульи) ­ Какая буква есть в каждом слове? Дети: ­ Мягкий знак.  Учитель: ­ Какую работу выполняет Ь в этих словах? Дети: ­ Он разделяет согласную от гласной. Чтобы они звучали раздельно, а не как слияние. 7 Учитель: ­ Подчеркните разделительный мягкий знак одной чертой, а буквы, которые он разделяет двумя. ­ Перед какими буквами стоит мягкий знак? После каких? Дети: ­ Разделительный мягкий знак стоит после согласного, перед гласными е, ё, ю, я, и (Слайд 14). Учитель: ­ Перед е,ё,ю,и,я Я в корнях стою, друзья, После согласного, Перед хитрой гласной. (Слайд 15) ­ Ребята, Буквоежка задаёт вам ещё один вопрос. Сколько букв вы написали в слове вьюга? А сколько звуков этом слове? Почему? Сделаем вывод. Дети: ­ букв в слове ­5. Звуков тоже 5. Хоть и буква ь звука не обозначает, зато гласная после него будет обозначать два звука. 5. Закрепление изученного Физминутка Учитель:   ­  Поднимайтесь   со   своих   мест.   Поучимся   различать   братьев близнецов: Ь – разделительный и Ь ­показатель мягкости. Если я говорю слово с   мягким   знаком   разделительным   –   вы   топайте,   а   если   с   мягким   знаком­ показателем мягкости – вы хлопайте: Перья, конь, деревья, ружьё, метель, зверь, зверьё, букварь, пальма, друзья, осень, варенье, печенье.  Работа в группах Учитель: ­ Работаем в группах (4 группы). Составляем карту понятий: «Какую работу делает мягкий знак?». (Дети на бумаге маркерами с помощью рисунков, схем фиксируют, что они узнали на уроке о мягком знаке, затем презентуют).  6. Контроль и оценка ­ Сейчас ребята, которые сидят на 1 ряду, возьмут в руки пульты и будут выполнять   тест,   а   ребята   второго   ряда   сядут   за   ноутбуки   выполнять упражнение, потом поменяемся.  8 (Первая группа работает с тестом в  системе контроля и мониторинга качества   знаний  PROClass.   После   выполнения   теста   дети   видят   свой результат   в   таблице.   Вторая   группа   работает   с   упражнением   из программно­методического   комплекса   «Академия   младшего   школьника: 1­4 класс». По окончании выполнения упражнения дети на экране увидят отметку.) 6. Подведение итогов Учитель: ­ Так полезная или бесполезная буква мягкий знак? Какую работу она выполняет? 7. Рефлексия Учитель: ­ Нарядим наши буквы.  (На доске три больших буквы Ь разного цвета: зелёного – мне всё понятно, желтого   –   у   меня   остались   вопросы,   красного   –   мне   было   трудно   на уроке). Прикрепите ваши значки на нужную букву. 8. Домашнее задание (Слайд 16) 1. С.32, прочитать правило, выполнить упражнение 54. Составить текст, в котором были бы слова с разделительным мягким знаком (это задание выполняют по желанию). Учитель: ­ Ребята, вы большие молодцы. Отлично работали на уроке. Всем спасибо. (Слайд 17) Список используемой литературы: 1. Алексеева   Л.Л.,   Анащенкова   С.В.,   Биболетова   М.З.   Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения; М.: Просвещение, 2011. 2. Волина В. Весёлая грамматика; М.: Просвещение, 2004. 9 3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс; М.: Просвещение, 2013. 4. Пинская   М.А..   Улановская   И.М.   Новые   формы   оценивания.   Начальная школа; М.: Просвещение, 2013. Электронные источники информации: 1. http://www.uchportal.ru/ 2. http://www.int­edu.ru 3. http://vschool.km.ru 10

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2-ого класса по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2018