Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
План – конспект открытого занятия в детском объединении «Живая логика»
Тема: «Час весёлой математики»
Дата проведения: 22 апреля 2015 г.
Автор: педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД ЦВР
Терентьева В.П.
г. Нефтекумск
Ставропольский край
Цель:
ü Мотивация познавательной деятельности, развитие сообразительности, любознательности, логического и творческого мышления.
Задачи:
ü Развитие и укрепление интереса к математике,
ü содействие развития культуры коллективного труда,
ü формирование доброжелательных и дружеских отношений.
Структура занятия:
1.Организационный момент (приветствие, сообщение темы занятия)
2. Основная часть занятия:
Конкурсы:
- «Звездный час»;
- «Счастливый случай»;
- «Поле чудес»;
- «Брейн-ринг»;
- «Подумай! Сообрази!».
3. Рефлексия.
Тип занятия: комплексное.
Оборудование:
• Компьютер
• Мультимедийная презентация
• Раздаточный материал.
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случая
сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль
Ход занятия:
1. Организационный момент.
а) представление педагогов, присутствующих на занятии;
б) представление обучающихся и руководителя объединения;
в) объявление темы, цели и формы проведения занятия (слайд 1)
2.Основная часть занятия.
Ход игры:
Педагог представляет команды участников. Воспитанникам предлагается для выбора следующие конкурсы (Слайд 2):
ü «Звездный час»;
ü «Счастливый случай»;
ü «Поле чудес»;
ü «Брейн-ринг»;
ü «Подумай! Сообрази!».
Представители от команд, поочередно делают свой выбор.
Задания для конкурсов:
1. «Звездный час» – каждая команда получает набор цифр (от 1 до 10). На слайде написаны имена ученых математиков под номерами: 1 – Пифагор; 2 – Эйлер; 3 – Ада Байрон; 4 – Герон; 5 – Виет; 6 – Гипатия; 7 – Лепот; 8 – Галуа; 9 – Евклид; 10 – Декарт. Ведущий задает вопросы, а команды, кто быстрее, должны поднять табличку с верным номером. За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.
Вопросы дублируются на слайдах.
Вопрос |
Ответ |
2. Современный вид тригонометрии придал швейцарский ученый – математик, живший в 18 веке. Он был соратником М. В. Лобачевского, работал с 20-летнего возраста в Российской академии наук. Последние 17 лет ученый был слепым, но работу не бросал: диктовал свои мысли ученикам, они же вели вычисления. Кто этот ученый? |
№ 2 – Леонард Эйлер |
3. Этот гениальный математик, который, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в 21 год. Кто это? |
№ 8 – Эварист Галуа |
4. От трудов этого ученого шли все замыслы дальнейшего, более совершенного обоснования геометрии. Ему принадлежат слова: «В математике нет царской дороги». Назовите имя учёного. |
№ 9 – Евклид |
5. По дошедшим до нас сведениям первая женщина – математик была гречанка, жившая в Александрии от 370 до 415 года. Назовите её имя? |
№ 6 – Гипатия |
6. Ее именем назван цветок, привезенный из Индии. Это великая французская вычислительница. Ёе имя? |
№ 7-Гортензия Лепот |
7. Если повторять древние легенды, то этот ученый в честь своего открытия принес в жертву быка, а может 100 быков. Его именем названо величайшее открытие. Его имя? |
№ 1 – Пифагор |
8. Единственная дочь английского поэта, творчество которого любили Пушкин, Лермонтов, Белинский, тоже занималась математикой. Кто эта женщина? |
№ 3 – Ада Байрон |
9. В "Метрике" даны правила и формулы для точного и приближённого расчёта различных геометрических фигур, для определения площади треугольника по трём сторонам, правила численного решения квадратных уравнений и приближённого извлечения квадратных и кубических корней. Кто это? |
№4 - Герон |
10. По профессии юрист. В 1591 ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений. Ему принадлежит установление единообразного приёма решения уравнений 2-й, 3-й и 4-й степеней. Кто это? |
№5 – Франсуа Виет |
2. «Брейн-ринг» - ведущий задает вопрос. Участникам команд дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить раньше, то она поднимет руку. Вопросы задаются поочередно. Если одна команда не знает ответа, то может ответить другая. За каждый верный ответ – 3 балла.
Вопрос |
Ответ |
1. Прибор для измерения углов на местности. |
Астролябия |
2. Что означает в переводе с греческого «октаэдр»? |
Восьмиугольник |
3. От греческого слова «матема» произошло слово математика. Что это означает? |
Наука |
4. В каком городе есть улицы Пифагора, Ньютона, Архимеда? |
Амстердам |
5. В 1685 г. в Париже было введено математическое обозначение благодаря типографской опечатки. Какое это обозначение? |
Знак «%» |
6. По арабскому приданию формулу Герона открыл не сам Герон. А кто? |
Архимед |
7. Новая построенная геометрия была названа «воображаемой». Гаусс назвал ее «неевклидовой». Как мы ее называем сейчас? |
Геометрия Лобачевского |
8. «Не знающий геометрии да не войдет в Академию». Кто автор этих слов? |
Философ античного мира – Платон |
9. Что означает слово тригонометрия? |
Измерение углов |
10. С именем, какого ученого связано привычная для нас прямоугольная система координат? |
Рене Декарт |
11. Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою? |
Пифагор |
12. Кто из ученых – математиков впервые установил существование односторонних поверхностей? |
Мёбиус |
13. Немецкий ученый, которого называют «королем математики»? |
Гаусс |
14. В какой стране впервые появились отрицательные числа? |
Древний Китай |
3. «Поле чудес» - на доске нарисованы пустые квадратики, обозначающие количество букв слова. Участникам задается вопрос и разрешается открыть любые 3 буквы (участники называют буквы, если они есть в слове, то ведущий записывает их на доске). После этого дается минута на обсуждение. Если команда не ответила или ответила неверно, то может попытаться вторая команда. За верно отгаданное слово команда получает 3 балла.
· Как древние греки называли раздел математики, который занимался пропорциями?
М |
У |
З |
Ы |
К |
А |
· Назовите фамилию выдающегося русского математика; первой в мире женщины – профессора и члена – корреспондента Петербургской академии наук
К |
О |
В |
А |
Л |
Е |
В |
С |
К |
А |
Я |
· Великий математик, который в 1700 году Петром I, был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…» Назовите фамилию этого математика.
М |
А |
Г |
Н |
И |
Ц |
К |
И |
Й |
·
Нас
трое в треугольнике любом, предпочитая золотые середины.
Мы центр тяжести встречаем
На пути, ведущем из вершины.
Как называют нас, скажи?
М |
Е |
Д |
И |
А |
Н |
А |
4. «Подумай! Сообрази!» - в конкурсе участвует один обучаюшийся. Ему предлагается список математических терминов, которые необходимо попытаться передать без слов. Команда должна угадать. За верно угаданное слово – 5 баллов.
Задания I команде: треугольник, эллипс, неравенство, доска, угол, фигура, сложение, мел, периметр, ученик, диагональ.
Задания II команде: круг, вычитание, уравнение, график, парта, скобки, циркуль, вектор, учитель, градус, тетрадь.
5. «Счастливый случай» - команды за определенное время отвечают на вопросы. Чем больше вопросов, тем лучше. Верно отгаданный вопрос – 2 балла.
1 команда |
2 команда |
||
Чему равна 1/4 часа? |
15 минут |
Какую часть часа составляет 20 минут? |
1/3 |
1% метра? |
1 см |
Что такое астролябия? |
Прибор для измерения углов |
Наибольшее натуральное число? |
Нет |
Наименьшее натуральное число? |
1 |
Масса 1 м3 воды? |
Тонна |
Что такое 1%? |
1/100 часть |
Утверждение, принимаемое без доказательства. |
Аксиома |
Мог ли Лобачевский быть учеником Евклида? |
Нет |
Чему равна длина окружности радиуса 5? |
10 |
Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли? |
Равны |
В каком Европейском городе есть улица Коперника? |
Амстердам |
Отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника? |
Диагональ |
Что такое абак? |
Счеты |
Третья буква греческого алфавита? |
|
Что представляет график функции y = r/x? |
Гипербола |
Что представляет график функции y = x2? |
Парабола |
Как называется вторая координата точка? |
Ордината |
Как называется первая координата точки? |
Абсцисса |
Отрезок, соединяющий две точки окружности? |
Хорда |
Прибор для измерения и построения углов? |
Транспортир |
Прибор для построения окружности. |
Циркуль |
Чему равен угол в квадрате? |
90o |
Чему равен 1 фунт? |
400 гр |
Может ли при делении получиться 0? |
Да |
Единица массы драгоценных камней? |
Карат |
Чьи штаны во все стороны равны? |
Пифагора |
Может ли при умножении быть 0? |
Да |
Чему равен объем 1 кг воды? |
1 литр |
Закончить нашу игру мне хотелось бы словами:
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть
Но будешь ты рабочим, иль ученым
И будешь честно Родине служить.
Жюри подводит итоги, награждаются победители.
3. Рефлексия.
- Ребята, что нового мы узнали?
- Что было трудным?
- Что воспринималось легче всего?
-Что понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.