Цели:
формировать понятия «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;
Тема: «Совесть и раскаяние»
показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных
качеств личности ребенка;
осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; умение чётко и
грамотно выражать свои мысли;
воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; понять, что значит жить в ладу со своей
совестью
Оборудование: ПК, жетоны, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, листы с рассказом,
аудиозапись, шкатулка.
Ход урока.
Этапы
1. Мотивация
к учебной
деятельности.
Деятельность учащихся
2.Актуализаци
я знаний.
Формирование УУД
Формирование
эмоционального
отношения,
привлечение
внимания –Л.
Добро и зло.
Всё хорошее, положительное,
полезное.
Приютить животного,
защитить слабого.
(Проверка на слайде)
Нечто дурное, вредное.
(Проверка на слайде)
(Выполняют задание)
Развивать умение
аргументировано
отвечать на
поставленный
вопрос, приводить
примерыК
(Показ жетончиков)
Деятельность учителя
(слайд1) Встали ровненько, красиво.
Посмотрюка, я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
Пожелаю вам удачи
За работу, в добрый час!
(слайд 2)Внимание на экран.
Нам даны два понятия, назовите их?
Что такое “добро”?
(Добро –это то, что способствует росту
души человека, помогает многим
людям.)
Какими поступками можно назвать
добрыми? Приведите примеры добрых
поступков
(слайд 2)Проверим себя.
Какой смысл вы вкладываете в слово
зло?( Зло это то , что удаляет от этих
добрых целей.)
(слайд 2)Проверим себя.
Молодцы! Я хочу вам предложить
оценить поступки и действия с двух
позиций: добра и зла. У каждого на
парте лежат фишки двух цветов —
красного и черного, с помощью
которых вы будите оценивать: добрые
поступки — фишки красного цвета;
злые поступки — фишки черного цвета.
Я называю поступок или действие, а вы
должны поднять фишку,
соответствующую его моральной
оценке.
(слайд 3)Слушаем внимательно и
проверяем: проведал больного друга
(проверим себя слайд 3); ударил
котенка; обидел друга; защитил
слабого; толкнул ногой щенка; обогрел
и накормил; нагрубил маме;
пожертвовал с родителями деньги на операцию больному ребенку; оскорбил
одноклассника; подал милостыню
нищему; сделал кормушку для птиц;
оставил мусор на берегу озера во время
отдыха; принял участие в озеленении
города.
Молодцы, вы хорошо справились с
этим заданием.
Ребята посмотрите у меня в руках
шкатулка добрых дел, у вас на партах
лежат чистые листочки, на этих
листочках я вам предлагаю написать
ваши самые добрые дела или поступки.
Я вам даю на это 23 минуты.
Ребята очень много добрых дел вы
сделали.
Нам приятно испытывать радость,
когда мы совершаем добрые дела? Я
надеюсь, что вы в своей жизни
совершите только добрые поступки.
На уроках вы наверняка говорили о
главных ценностях нашей жизни. – Какие
это ценности?
Представим себе, что у нас есть все из
перечисленного: мы живы, здоровы, есть
семья, Родина, мир на земле. Все для
человека. И тогда возникают вопросы:
каким должен быть человек, чтобы
сохранить все это?
3. Создание
проблемной
ситуации,
формулировани
е проблемы.
(записывают на листках,
беседуют в классе)
Да.
Знакомство с темой
– Р.
Развитие речиЛ.
Любовь, взаимопонимание,
доброжелательность.
Добрым, нежным, ласковым
Что самое главное в человеке?
Доброта, искренность.
Сегодня мы постараемся найти на них
ответы.
(слайд 4)Внимание на экран.
Как звучит тема сегодняшнего урока?
(слайд 5)Сегодня мы поговорим о
нравственных понятиях такие как:
совесть и раскаяние. Раскроем смысл
этих слов.
Ребята, как вы думаете, что такое
совесть? (слайд 5) это то, что
находится внутри нас и дает нам
советы).
А понятие раскаяние как вы
понимаете?(раскаяниеизменение той
оценки, которую человек даёт своим
поступкам. Тот поступок который
раньше виделся человеку хорошим,
смешным, остроумным, даже
необходимым, теперь может
оцениваться как глупый, нечестный,
трусливый)
Совесть и раскаяние.
Совесть – внутреннее
ощущение человеком добра и
зла. Внутренний советчик и
судья.
Раскаяниеэто когда человек
осознал свои ошибку, и
раскаивается в этом. Да.
Развитие, мышления,
вниманияЛ.
(Примеры детей)
Православной
(Просмотр иллюстраций на
слайде)
Славгороде
Если человек подумал,
то он может и сделать.
Развивать умение
работать с
текстовым
материаломП.
Ребята говорят, когда человек
совершил злой поступок, нехороший, то
это в первую очередь указывает на
совесть человека, верно? То есть
внутренний голос в сердце, душе
подсказывает ему что он сделал
нехорошо.
У вас было такое? Приведите
примеры.
В мире много разных вероисповеданий,
такие как католическая, православная,
мусульманская и мн.др.)
Как вы считаете у нас в России людей
больше, какой веры?
95% жителей России православной
веры.
(слайд 6). Потому в России много
православных храмов. Посмотрите на
экран перед вами изображения
православного храма Христа Спасителя
в Москве. Обратите внимание на
устройство храма (белокаменный, с
золотыми куполами)
(слайд 7)Покровский собор, находится
этот собор в г.Барнауле. Обратите
внимание материал красный кирпич,
купол голубого цвета, а сверху купола
крест.
(слайд 8) Никольский храм. Тоже
сооружен из красного кирпича.
Ктонибудь знает, где он находится?
Православные люди слово зло иначе
называютгрех.(слайд 9)Грехэто
недоброе чувство, мысли или дело. Не
только плохой поступокгрех, но даже
если плохо подумал о каком либо
человекеэто уже плохо, раз подумал то
можешь это сделать, все начинается с
мыслей, ведь это так, кто со мной не
согласен?
Почему мысль тоже грех?
(слайд 10)Православные люди
называют себя христианами, то есть
последователями Христа.
Мы сейчас с вами прочитаем отрывок
из библии. Библияэто древняя книга
христиан. В этом отрывке мы узнаем об
одном из учеников Христа. В этой
истории тоже пойдет речь о добре и
зле, совести и раскаянии.
Но прежде чем читать его, я вам хочу
сказать что Христос учил людей добру
и любви друг ко другу, но у него
появилось много врагов и завистников,
которые решили его оклеветать и
донесли на него царю Ироду, который в
то время правил в Иудее где жил
4. Решение
проблемы,
открытие новых
знаний. Христос.
Как вы думаете что после этого сделал
царь Ирод? Он решил его казнить, но
для начала надо было его арестовать.
Мы с вами посмотрим как на все это
отреагировали ученики Христа.
(слайд11)Речь пойдет о ученике
апостолеПетре.
Давайте прочитаем отречение Петра.
1)Как Петр прореагировал на арест
Христа?
2)В какое время суток был арестован
Петр?
3)Кто узнал Христа?
4) Почему, услышав крик петуха,
Пётр заплакал?
5)Что изменилось в судьбе Петра после
этих слёз?
Найдите и прочитайте первое
выделенное предложение?
Что такое горький стыд? Представьте,
вы откусили огурец, а он горький,
кислый. Какие у вас ощущения?
Так почему в тексте стыд назван
горьким?
Как Петр относится к своему
поступку?
(слайд 12)У православных людей
существует еще такое слово как
раскаяние. Т.е. Петр жалеет и хочет это
поступок исправить, но причем он не
просто жалеет о совершившем, но и
плачет.
Ребята, вы когданибудь в чем то
раскаивались?
Обратим с вами внимание на второе
выделенное предложение. Прочтите
его.
Как вы понимаете, обновилась его
душа? Обновилась значит стала новой,
другой.
А другой, какой?
Изначально, какой была его душа?
В тот момент, когда он заплакал,
раскаялся его душа стала светлой,
чистой, а то была грязной.
(слайд 13)Внимание на слайд.
Как вы понимаете, что такое душа?
(слайд 13)Определим душу Петра до
раскаяния и после раскаяния.
(слайд 13)Я вам предлагаю набор
прилагательных, ваша задача соотнести
Воспитывать
положительные
качества человекаР.
Развитие речиЛ.
Казнить
(Чтение отрывка из Библии по
порядку)
Убежал в минуту ареста
Ночью
Женщина, затем все люди.
Он раскаялся, осознал свою
вину.
Обновилась его душа, он
впредь ничего больше не
боялся.
Заплакал от горького стыда
Угрызение совести, не
хороший поступок.
Не приятный на вкус.
Неприятен
Пожалел о том, что сделал.
Да, нет.
Обновилась его душа
Обновиласьзначит стала
новой.
Чистой
Трусливой, предательской, не
доброй, злой, темная душа
Внутренний мир человека
Развитие
воображения,
мышления, речиЛ. 5. Построение
проекта выхода
из затруднения
6.Итог урока.
их в нужную группу.
(,прозревшая,предательская,светлая,гр
язная,чистая,злобная)Соотнесите
характеристику души какой она была
до и после раскаяния у Петра.
Какой была его душа до раскаяния?
А какая после раскаяния?
Спасибо большое.
(слайд 14)Внимание на слайд. В этом
домике живут люди совершившие
плохие поступки, чтобы вы им
посоветовали сделать, для исправления
своих ошибок.
В первой квартире живет человек
который украл. Что вы посоветуете ему
сделать?
Во второй квартире живет человек,
который солгал.
В третьей пожадничал. Что ему вы
посоветовали бы сделать?
В четвертой – обидел злыми словами.
Что вы ему посоветуете?
Спасибо
Как, по вашему мнению, можно
избавиться от терзаний совести?
Какое важное слово нужно употребить
при раскаянии, когда вы перед кем то
извиняетесь?
Важное слово, это словопрости, а
лучше прости меня. Люди иногда
делают вид, будто раскаиваются, а на
самом деле подделывают раскаяние.
Они думают, что стоит скороговоркой
сказать: «Прости, мама» или «Прости,
Господи!»и можно спешить к новым
приключениям.
Как работу надо делать до пота, так и
каяться надо искренне, а порой до слёз.
Но после таких слёз приходит радость.
Ведь теперь между душой, совестью,
Богом и друзьями больше нет
постыдной тайны.
Вы согласны со мной?
Спасибо!
Мы обсуждали сегодня такие важные
для всех понятия, как добро, зло,
совесть и раскаяние. Конечно, разговор
на эту тему не заканчивается, впереди у
вас вся жизнь, которая тоже будет вас
учить разбираться, в этом.
Как вы думаете, актуальна ли эта тема
сегодня?
Хотелось бы вам чтото изменить в
себе после нашего разговора?
А сейчас мне бы хотелось вам
предложить послушать песню,
Воспитывать
положительные
качества человека –
Л.
(Выполняют задание)
Предательская, грязная,
злобная.
Светлая, чистая, прозревшая.
Вернуть!
Набраться сил и сказать
правду.
Подарить.
Попросить прощенья.
Раскаяться
Прости меня.
Да.
(Ответы детей)
(слушают песню)
Понять, что значит любить. Доброты, любви.
называется она: «Берегите любовь».
Как вы думаете, зачем я дала вам ее
послушать?
Какие чувства у вас появились после
прослушивания этой песни?
Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы
приоткрыли завесу над самым главным
качеством человека, вы искали и
открывали истины, над которыми
размышляют взрослые и не всегда
находят ответы. Пусть годы не скроят
от вас мудрость, открывшуюся сегодня
на уроке. И ваша совесть всегда будет
вам главным советчиком на всю жизнь.
Надеюсь, что этот урок не прошел для
вас даром. Мне бы очень хотелось,
чтобы вы всегда помнили о том, что
жизнь дана на добрые дела.
Нам приятнее находиться в обществе
добрых людей, но для этого мы должны
быть сами добрыми людьми.
(Слайд 15)
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а
уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть
ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Попробуй и ты увидишь, какими
теплыми, радостными станут твои
отношения с людьми, какое
удивительное чувство согреет твое
сердце. Спешите делать добро! Ведь
добро творит чудеса!
Играет спокойная музыка.
У каждого из вас на листочке есть
цветик – семицветик. Один лепесток
его не закрашен. Закрасьте его сами.
Кому было легко ответить на вопрос,
что такое счастье и в чем смысл жизни
закрасьте лепесток Красным, кто
испытывал затруднения –Зелёным,
А
если вы считаете, что так и не смогли
найти ответ Жёлтым.
Закройте глазки. Попробуйте
представить, что вдыхаете в себя
добро, свет, всё хорошее и мысленно
посылаете это друг другу, всем родным
близким, всем людям. Наши мысли
обязательно долетят до них и принесут
им радость.
7.Релаксация.
«Полёт
мысли». -Я благодарна вам за работу. Вы были
замечательные слушатели, мыслители,
помощники, вас было интересно
слушать.(слайд 16)Урок окончен.
Спасибо за внимание.
Конспект+ презентация урока на тему «Совесть и раскаяние» (4 класс)
Конспект+ презентация урока на тему «Совесть и раскаяние» (4 класс)
Конспект+ презентация урока на тему «Совесть и раскаяние» (4 класс)
Конспект+ презентация урока на тему «Совесть и раскаяние» (4 класс)
Конспект+ презентация урока на тему «Совесть и раскаяние» (4 класс)
Конспект+ презентация урока на тему «Совесть и раскаяние» (4 класс)
Конспект+ презентация урока на тему «Совесть и раскаяние» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.