Конспект родительского собрания во 2 младшей и средней группе по теме "Кризис трёх лет".
Проводит педагог-психолог.
Собрание проводится в виде путешествия в страну под названием Семизвездие, с использованием элементов тренинга, игровых и проблемных ситуаций (материалы прилагаются к конспекту), в конце прописан метод рефлексии.Собрание с элементами тренинга "Кризис 3 лет"
Кризис 3 лет новый.docx
Занятие с элементами
тренинга для родителей
детей группы раннего
возраста:
“Кризис 3 лет”
Подготовила:
Педагог-психолог
Кочурова Анна Александровна 2017 год
Собрание: Кризис 3 лет.
родителям предлагается выполнить определенные движения соответственно
1.Психологическая зарядка:
Цель: сплочение родительского коллектива, настрой на работу
• «разогрев» родителей, активизация внимания, введение в тему собрания;
первичная диагностика детскородительских отношений;
обобщение и закрепление знаний.
Инструкция:
высказываниям, если они согласны .
Те, кто считают, что ребенку до трех лет необходимо предоставлять полную свободу – потопайте
ногами;
Те, кто считают, что за съеденную кашу ребенку можно пообещать конфету дотроньтесь до кончика
носа
Те, кто считают, что в воспитании ребенка до трех лет, главное – пример взрослого – похлопайте в
ладоши
Если вы знаете, почему трехлетний ребенок все время упрямится – кивните головой.
Если вы думаете, что самым эффективным наказанием для ребенка раннего возраста является
лишение удовольствия – встаньте.
Если в вашей семье приняты единые требования к воспитанию ребенка – улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему малышу было комфортно в семье – погладьте себя по
голове.
Каждого родителя беспокоит и волнует поведение своего ребенка в разные периоды его
жизни. Напомню, что на протяжении всей своей жизни человек проходит разные этапы, такие как
ранний возраст, дошкольный возраст, подростковый возраст, взрослость и т.д. – это спокойные этапы
развития.
Данные этапы чередуются с возрастными кризисами, т.е. после каждого спокойного этапа
возникает кризис. Зачем он нужен? Кризисы – это довольно короткий промежуток времени, когда
человек формирует другие модели поведения; когда старые модели поведения, даже если они
были очень удачными, эффективными, привычными, уже его не устраивают.
Что же это за новые модели поведения? И почему старые модели ребенка перестают
устраивать? Посмотрите внимательно на график и вспомните, какой кризис уже прошли ваши
дети? Вспомните, в чем состоит суть кризиса первого года жизни? Суть кризиса первого года
жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная
ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это
оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ползать, ходить, развиваются действия с
предметами.
Сегодня мы постараемся понять, в чем суть кризиса третьего года жизни и как помочь
ребенку справится с ним.
Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Опека наша для ребенка та же
скорлупа – в этой скорлупе ребенок находится до трех лет. Ему тепло, уютно и безопасно быть под
ней. Но малыш растет, меняется изнутри, и вдруг приходит срок, когда он осознает, что скорлупа
мешает росту. И ребенок ломает "скорлупу", чтобы открыть для себя окружающий мир. После этого
ребенок считает себя независимым, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак
не может обойтись без мамы. И за это сердится на нее и “мстит” слезами, возражениями, капризами,
упрямством. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто”.
Сейчас я предлагаю Вам выполнить следующее упражнение. Цель этого упражнения состоят в
том, чтобы выявим характерные особенности поведения 3х летних малышей. Также с помощью, этого
упражнения я смогу понять наступил ли кризис у ваших детей.
Поменяйтесь местами те, у кого:
Малыш стал очень любопытным.
Малыш хочет все попробовать сделать сам!
Малыш стал довольно часто упрямиться.
Малыш отказывается спать в привычное время.
Малыш капризничает во время еды.
Малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из
детского сада.
Малыш стал вести себя агрессивно.
Малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
Малыш ссорится с вами и другими членами семьи.
Малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
Малыш не всегда выполняет то, о чем вы его просите.
Малыш стал дразнить и обзывать Вас и других членов семьи.
К трем годам некоторые родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он
становится упрямым, капризным, вздорным все это проявления кризиса 3 лет. У некоторых детей он
проходит довольно спокойно и родители, не замечают ни каких изменений в поведении ребенке. Но
часто случается так, что симптомы кризиса трех лет так сильно проявляются, что родители не знают,
что с этим делать.
Если говорить о временных рамках, то кризис трех лет необязательно может начаться именно в
3 года: у одних начинается раньше, у других – чуть позже. Он может длиться недолго, а может
продолжаться до 4 – 4,5 лет.
Для того, чтобы лучше понять детей в кризис 3 лет, найти к ним подход я предлагаю Вам
отправится вместе со мной в путешествие, в страну, которая называется “Семизвездие”. В этой
стране живут дети, которые переживают кризис 3 лет. Но для того, чтобы туда отправится, я думаю
нам с вами надо подготовиться: потренироваться разговаривать на новом языке, на котором
разговаривают в этой стране, используя различные “волшебные” способы и методы общения; также
нужно купить билет и выбрать автобус; запастись едой и собрать чемодан. Этим мы с вами сейчас и
займемся.
Как вы думаете, почему страна, в которую мы с вами отправляемся так называется
“Семизвездие”? Такое название она получила изза того, что симптомов кризиса 3 лет всего семь и
каждый их них, как одна звездочка на небе (семизвездие – семь звезд): негативизм; упрямство;
своеволие; строптивость; деспотизм; протест, бунт против окружающих; обесценивание ребенком
личности других.
А на каком языке могут разговаривать в этой стране? (русский, детский) Мы умеем с вами
разговаривать на таких языках? Думаю больше да, чем нет. Единственное чему нам нужно будет
научиться это применять в своей речи так называемые “волшебные” способы общения.
Для этого я предлагаю Вам разбиться на семь групп (психолог раздает бланки с ситуациями).
Каждой команде необходимо будет разыграть ситуацию, написанную на противоположенной стороне.
Эта ситуация покажет нам один из симптомов кризиса 3 лет. Также Вам необходимо будет ответить
на следующие вопросы: Правильно ли поступили родители? Если нет, то в чем их ошибка? А как Вы
поведете себя в подобной ситуации? На выполнение задания у Вас 3 минуты (родители выполняют
задание; показывают сценку; находят симптом, который они показывали; психолог
характеризует симптом; родители отвечают на вопросы; психолог отвечает на вопрос “Как
вести себя родителям”; закрытие ситуации).
Ситуация: Мальчик Петя 3 лет с утра мечтает покататься на велосипеде, но родители не
всегда ему разрешают. В течение дня он играл в игрушки, смотрел мультфильмы, играл в мяч. Папа и мама в это время занимались своими домашними делами. Наступил вечер. Мама с папой
решили погулять вместе с Петей в парке и взять с собой велосипед.
Петя, пошли, погуляем в парке и велосипед с собой возьмем – говорит мама.
Не пойду! – ответил Петя.
Давай одевайся быстрее! – говорит папа.
Не пойду! Я буду в игрушки играть! – ответил Петя.
Да, пошли, я тебе говорю! Посмотри, как ярко светит солнце на улице! – говорит папа.
Нет, это не солнце! Это луна! – ответил Петя.
1.
Негативизм – это не просто нежелание выполнять какието указание взрослого, не
просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле
взрослого, стремление противоречить взрослому. Это попытка ребенка выделить свое “Я”. Ребенок
дает понять, что он тоже имеет право на свое мнение и желает, чтобы с ним считались.
Как вести себя родителям?
Необходимо как можно больше внимания уделять ребенку, ведь негативизм, это
реакция на дефицит внимания со стороны родителей. Типичный пример: мама приходит с работы
уставшая и, не обращая внимания на ребенка, принимается за домашние дела, попутно требуя от
малыша убрать игрушки; тот “не слышит”. Поэтому необходимо как можно больше проводить
времени с ребенком, разговаривать с ним;
Иногда помогают решить проблему “просьбы наоборот”: “Не буду надевать варежки”,
говорит ребенок. Родитель спокойный голосом отвечает: “Да, конечно, я тебе не разрешаю надевать
варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем)”.
Ребенок обычно сразу начинает надевать варежки, снимать пижаму и т.д.
Упражнение “Просьба наоборот”.
Давайте немного потренируемся. По кругу мы сейчас будет передавать игрушку под музыку, в
какойто момент музыка остановится и тому, у кого в руках окажется игрушка необходимо с
помощью метода общения “просьбы наоборот” сказать, как бы Вы ответили ребенку. Ребенком буду
я: “Не буду чистить зубы”, “Не буду прибирать игрушки”, “Не буду мыть руки” (родители
выполняют задание).
Переведите негативизм в игру. К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный.
Вы не упрашивайте его, но ни чего не получается. Попробуйте накрыть на стол и посадить на стульчик
мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого,
попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой,
садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
Подведем небольшой итог, как вести себя родителям, если ребенок проявляет
негативизм? (изменение ситуации)
Ситуация. Вечер. Мама и папа готовятся ко сну. Девочка Катя 3 лет сидит на полу и
играет в игрушки.
Катя, расправь кроватку – говорит мама.
Да, ну – отвечает девочка, и продолжает играть в игрушки.
Почему, ведь раньше тебе так нравилось расправлять свою кроватку? спрашивает
мама.
Да, ну – отвечает девочка, и продолжает играть в игрушки.
Что за да ну! Расправь кровать говорю! Не расправишь, ни каких тебе новых игрушек! –
говорит мама.
Девочка продолжает играть в игрушки, не обращая внимания на маму. Через некоторое
время к Кате подходит папа.
Катюша, иди почисти зубки – говорит папа.
Да, ну – отвечает девочка, и продолжает играть в игрушки.
Почему Катюш, ведь раньше тебе так нравилось чистить зубки? – спрашивает папа.
Да, ну – отвечает девочка, и продолжает играть в игрушки.
Что за да ну! Я что тебе сказал?! Иди чисти зубы! – говорит папа. 2.
Строптивость внешне выглядит как негативизм, но безадресный. Это протест против
самого образа жизни. Ребенку перестают вдруг нравиться любимые игрушки и занятия, какиелибо
традиционные в семье совместные игры, ритуалы (например, при укладывании спать) и так далее. Она
выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем “да ну!”, которым ребенок отвечает
на все, что ему предлагают.
Как вести себя родителям?
Яркому проявлению строптивости способствуют: авторитарное воспитание в семье;
частые приказы и запреты. Предоставьте ребенку право на собственное решение, чтобы он чувствовал
себя более самостоятельно, свободно. Например, вместо приказа “Иди, почисти зубы”, задайте вопрос
ребенку содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: “Ты
сначала почистишь зубы или оправишь кроватку?”. Также можно применить фразу: “Давай вместе!”.
Например, ребенок говорит: “Не буду умываться!”. А вы предложите ему: “Давай вместе будем
умываться!”. А дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например,
прочитайте стишок: “Водичка, водичка, умой мое личико...” Или умываем мишку, для того чтобы
перевести строптивость в игру. Любимая игрушка, например, может неожиданно поменять внешность
и характер, стать на время такой же “вредной”, как малыш. Дети охотно включаются в новую игру.
Подыграйте ему, и вы увидите, что случилось чудо — ваш малыш стал более спокойным и
послушным.
Подведем небольшой итог, как вести себя родителям, если ребенок проявляет
строптивость? (изменение ситуации)
Ситуация. Мама вместе с сыном Кириллом 3 лет гуляют по парку.
Мама, я хочу пить – говорит мальчик.
Хорошо, давай дойдем до магазина, и я куплю тебе сок – отвечает мама.
Хорошо! – радостно ответил Кирилл.
Мама и мальчик дошли до ближайшего магазина, зашли в магазин, в котором было
несколько покупателей и подошли к витрине с соком.
Какой сок ты хочешь? – спросила мама.
Гранатовый – ответил мальчик.
Ммммм… Кирюш, здесь нет гранатового сока. Давай я куплю тебе апельсиновый –
сказала мама.
Я хочу гранатовый! отвечает мальчик.
Гранатового нет – говорит мама.
Гранатовый сок хочу! Купи мне гранатовый! – кричит мальчик.
3.
Упрямство. Упрямство – это отказ ребенка воспринимать мнение другого человека,
настаивание на своем только потому, что он так сказал, так потребовал, а вовсе не потому, что ему
этого хочется.
Как вести себя родителям? Итак, что делать, если ребенок начал упрямиться. Часто Вы
встречаетесь с детским упрямством? Где это происходило? Как вы реагировали на это?
Не вступайте в противоборство с малышом, не идите в этой ситуации с ним на
конфликт. Помните, что в те минуты, когда вы всерьез, на одном уровне спорите с малышом, его
упрямство усиливается. Как занимающиеся в спортивном клубе на снарядах накачивают мышцы, так и
ребенок в момент стычек “накачивает мышцу упрямства”, а его снаряд — вы. Если с ребенком в
кризисе начать всерьез, на одном уровне спорить — он только укрепит упрямство и волю к
сопротивлению.
Необходимо проявить гибкость: разговаривайте с ребенком в спокойном тоне и
постарайтесь переключить его внимание на чтолибо совсем другое (проанализировать ситуацию).
Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления
упрямства ребенка. Как это можно сделать? Предоставьте свободу выбора.
Переведите упрямство в игру. К примеру, ребенок отказывается кушать, хотя вы точно
знаете, что он уже должен порядком проголодаться. Не упрашивайте его. А, например, накройте на
стол и посадите рядом игрушку. Изобразите, будто она пришла на обед, и просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и покормить ее. Результат бывает потрясающий:
многие дети, увлекшись игрой, садятся рядом с игрушкой и както незаметно для себя вместе с ней
съедают содержимое тарелки.
Если же подобная истерика случилась гдето на улице или допустим в магазине (надо
сказать, что дети очень любят, как говорится “работать на публику”), то по возможности просто
лишите своего ребенка излишних зрителей. Причем для этого, вполне возможно будет, просто
перенести своего ребенка кудато в менее людное или закрытое от посторонних место.
Во время приступа упрямства оставайтесь рядом с ребенком дайте ему почувствовать,
что вы его понимаете. Назовите ребенку его эмоциональное состояние – этот прием называется
активное слушание. О нем я расскажу немного позже.
Подведем небольшой итог. Я прошу выйти в центр мальчика Кирилла (в этот момент
психолог раздает ленточки некоторым участникам). Кирилл хочет гранатовый сок, а такого сока в
магазине нет. Что же делать? Тому, у кого в руках оказались ленточки, я прошу по очереди подойти к
Кириллу, и использую любой из методов, попробуйте решить конфликт.
Ситуация. Мама вместе с сыном Антоном 3 лет пошли в магазин за продуктами. Антон в
магазине проявлял большой интерес к покупкам и сам старался брать и класть продукты в
корзину. Мама и мальчик взяли все необходимое, и подошли к кассе.
Мама, дай мне денежку, я сам ее отдам тете – говорит мальчик.
Нет, я сама. Ты же не знаешь какую денежку надо отдать – ответила мама.
Мама расплатилась, упаковала продукты по пакетам, и они направились домой.
Мама, дай я сам понесу сетку с продуктами – говорит мальчик.
Нет, Антош. Сетка слишком тяжелая – отвечает мама.
Мама, я хочу сам! Я большой! Дай мне! – отвечает мальчик, останавливается на месте
не желая идти дальше.
4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать самостоятельно независимо от
ситуации и своих возможностей (покупать товары в магазине; рассчитываться с кассиром; выбирать и
принимать лекарства; переходить дорогу, не держась за мамину руку, и так далее).
Как вести себя родителям?
Самый лучший способ в данном случае — компромисс (“Давай, я понесу тяжелую
сумку за эту ручку, а ты — за другую”). Если ребенку дают возможность чтолибо сделать в значимой
для него ситуации самому, конфликт с родителями быстро исчерпает себя. И наоборот, любой
жесткий запрет приведет к усилению негативных проявлений. В том что, что малыш еще не может
сделать, но чему его можно научить, помогайте ему, но не делайте все за него. Пусть с каждым днем
прибавляется дел, с которыми он может справиться, растет его уверенность в собственных силах.
Подведем небольшой итог. Вспомните, Ваш ребенок проявлял своеволие? (анализирование
ситуаций)
Ситуация. Вам нужно придумать самим.
5.
Протест, бунт против окружающих – ребенок ссорится со всеми, ведет себя
агрессивно. Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится “в состоянии войны
с окружающими, в постоянном конфликте с ними”. Выливается в частые ссоры с родителями.
Как вести себя родителям?
Если же малыш скандалит, то попробуйте применить метод активного слушания. Например: Не
буду больше водится с Петей – Не хочешь с ним больше дружить – Да, не хочу – Ты на него
обиделся. Правила такой беседы просты: повернитесь к ребенку лицом, так чтобы ваши глаза
находились на одном уровне; когда вы беседуете не стоит задавать вопросов, желательно чтобы
ваши ответы звучали в утвердительной форме (не “Ты что обиделся на него?”, а “Ты на него
обиделся”); держите паузу, после каждой реплики; в ответе полезно повторить, как вы поняли, что
случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Таким образом, вы даете ребенку
ощущение, что его понимают и учите проговаривать свои эмоции так, чтобы не обижать
окружающих. Такое сочувствие родителя производить на ребенка совершенно особое впечатление.
Многие родители, которые впервые попробовали спокойно озвучить чувства ребенка,
рассказывают о неожиданных результатах. Упражнение “Активное слушание”.
Давайте потренируемся. Для этого мне нужно два добровольца. Выберите любую карточку.
Задача одного из Вас быть ребенком, а другого родителей. Родителю необходимо ответить
ребенку, применяя метод активного слушания, т.е. назвать чувство ребенка и ваш ответ, используя
метод активного слушания.
Ситуации
:
“Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня ни когда не жалеешь” – “Тебе
хочется чтобы я тебя тоже защищала”.
Ребенок роняет чашку, та разбивается: “Ой!!! Моя чашечка” – “Ты испугалась и чашечку так
жалко”.
“Сегодня, когда я играла с кубиками и построила большую крепость, мальчишка Петя побежал и
сломал ее” – “Ты очень расстроился и было обидно”.
‘Он отнял мою машинку” – “Ты очень огорчен и рассержен на него”.
“Доктор плохой” – “Тебе больно. Ты рассердилась на доктора”.
“Мама, я сегодня быстрее всех оделся на прогулку” – “Здорово! Я вижу, что ты рад”
Как Вы думаете, какие результаты может дать данный способ? Исчезают отрицательные
переживания, ребенок начинает все больше рассказывать о себе и сам продвигается в речении своей
проблемы.
И, наконец, не забывайте, что нужно периодически давать ребенку приемлемые способы
выплеснуть свою агрессию: понарошку подраться, покидаться подушками, поколотить грушу и
т.п., исходя из ситуации и места.
Подведем небольшой итог, как вести себя родителям, если ребенок протестует, бунтует
против окружающих? (изменение ситуации)
Ситуация. Родители смотрят телевизор, а дочка Женя 3 лет играет в соседней комнате.
Интересно, что делает Женя в своей комнате? – спрашивает муж жену.
Давай спросим. Жень, ты что делаешь? – кричит папа Жене.
Ничего! Отстаньте от меня! – отвечает Женя.
Ты что как со мной разговариваешь? У тебя чтото случилось? – спрашивает папа и
идет к девочке в комнату.
Да что тебе надо от меня! Не твое дело! – отвечает девочка.
А что у тебя игрушки как разбросаны? Убери пожалуйста – говорит папа.
Не собираюсь я ни чего убирать! Сам убери, дурак! – отвечает девочка и кидает игрушки
о пол.
Папа с удивленным лицом идет в свою комнату и садится на диван.
Знаешь, что она мне сказала? – спрашивает он жену.
Что? – отвечает жена.
Сам убери игрушки, дурак! – отвечает муж, смеясь.
6. Обесценивание ребенком личности близких – ребенок начинает ругаться, дразнить и
обзывать родителей. Например, в это возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать
скверные слова в адрес родителей. Если такое поведение останется незамеченным или же вызывает
насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда
позднее родители вдруг обнаружит, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то
сделать чтолибо будет уже поздно.
Как вести себя родителям?
Ругательное слово направлено не конкретно против вас, а для того чтобы посмотреть на вашу
реакцию. Ребенку стоит объяснить, что вы не хотели бы слышать такие слова у себя дома.
Родителям не следует постоянно твердить своему чаду: “Больше никогда так не говори!” – этим
вы только привлечете его внимание к плохому слову. По той же причине не стоит наказывать
ребенка или стыдить его, иначе он начнет употреблять ругательные слова, когда вас не будет
поблизости, например, в детском саду или на детской площадке во время игр с ровесниками. В данном случае можно использовать такой метод как сказкотерапия: “Сказка про фею,
которая говорила грубые слова”. Маленькую фею Марго наказали.
— Ну, что ты опять наговорила? — ласково спросила ее подруга Снежка, маленькая хозяика
карусели.
— Я опять нагрубила маме! — вздохнула фея. — А ведь я знаю, что воспитанные феи не
должны говорить плохие слова, поэтому мама рассердилась и наказала меня.
Утирая ладошками мокрые щеки, Марго захныкала:
— Мама теперь не хочет со мнои разговаривать! Не обнимет, не поцелует, не приласкает!
Снежка принялась утешать ее:
— Ладно, не грусти! Ты же не виновата, что плохие слова прячутся у тебя во рту. Просто
иногда они начинают скакать, выпрыгивать изза твоих зубов, и тогда их все слышат! А вот и мама
твоя идет! Попроси у нее прощения.
Но мама строго сказала:
— Марго, ты должна быть наказана. Сегодня твоя волшебная палочка останется дома.
— Ну мамочка! Я обещаю, что буду хорошо себя вести, буду послушнои и вежливои!
— Ничего не жалею слушать! Научись справляться без волшебнои силы!
Марго очень обиделась на маму и снова надулась.
— Поидем покатаемся на моеи карусели, — предложила Снежка.
— Не хочу, — буркнула Марго. — Что за веселье без волшебнои палочки! — И она опять
заплакала. Снежка начала терять терпение. Неужели все маленькие феи такие плаксы?
Но вскоре Марго надоело хныкать, и она побежала вдогонку за подругои к красивои, расписнои
карусели.
Подружки уселись на деревянных лошадок, и карусель завертелась. Гривы так и полетели по
ветру!
— Еще, еще! — кричала Марго, заливаясь смехом. Еще кружок, быстрее, быстрее! Какая
веселая музыка!
Вдруг Марго заметила на карусели странную фигуру…
— А это кто, Снежка? Какая красивая дама! Она похожа на принцессу!
— Это фея, — ответила Снежка, — фея моеи карусели. Конечно, она не настоящая, как мы с
тобои: она сделана из дерева.
Марго задумчиво подошла к деревяннои фее и забралась к неи на колени. Потрогала ее руки,
прикоснулась к деревяннои волшебнои палочке… И тут же подумала о своеи маме, вспомнила, как
огорчила ее своими грубостями…
— Больше никогда не стану грубить еи! — решила она. — Обещаю! Соидя с карусели,
маленькая фея помахала рукои Снежке:
— Мне нужно поскорее увидеть маму и сказать еи чтото важное! — крикнула она. — До
свидания, Снежка! Завтра увидимся здесь же, на карусели!
Подведем небольшой итог, как вести себя родителям, если ребенок обесценивает личности
окружающих? (изменение ситуации)
Ситуация.
Девочка Нина 3 лет играла в игрушки со своим братиком Ваней 2 лет.
Не трогай Ваня! Это моя игрушка! Играй своими погремушками! – говорит Нина.
Ваня продолжает играть Ниниными игрушками, не понимая, почему их нельзя трогать.
Я же сказала тебе, не трогай! – кричит Нина и толкает братика.
Ваня в слезах убегает к маме. Нина сидит довольная на ковре и продолжает играть в
игрушки. Через какоето время Нине надоедает играть, и она идет к папе, который сидит на
кресле.
Дай мне посидеть! – говорит Нина папе.
Ниночка, подожди. Я очень устал после работы, дай мне отдохнуть, пожалуйста –
отвечает папа.
Нет! Я сказала, что хочу посидеть сейчас! Вставай! – кричит девочка на папу.
Папа в ответ не обращает на девочку внимания. Нина идет на кухню, где видит Ваню и маму.
Мама, не корми Ваню, покорми меня! – говорит Нина.
Подожди Нина, пожалуйста – отвечает мама.
Деспотическое подавление окружающих – с одной стороны, ребенок стремится быть
автономным и решать, как взрослые, все сам, с другой — хочет снова стать маленьким, чтобы
безраздельно владеть вниманием близких. Эти противоречия находят выход во властном поведении,
когда малыш начинает манипулировать взрослыми («Нет, ты не пойдешь в гости, ты будешь со мной
дома!», «Не говори по телефону, а играй со мной!»).
По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться, как ревность.
Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
Как вести себя родителям.
Следует объяснить малышу, что у каждого члена семьи есть свои желания, дела и
обязанности, в которых он, ребенок, тоже может принимать участие («Мы с тобой собрали
мозаику, а теперь надо приготовить папе ужин, ведь он придет голодный. Давай, ты будешь мне
помогать — папе будет приятно, что мы вместе трудимся». «У тебя есть рабочий стол с бумагой и
фломастерами, и у меня есть рабочий стол с книжками и ручками. Давай, после завтрака вместе
поработаем»).
Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и
бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку
возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»
Если ребенок не чувствует себя постоянно вычеркнутым из родительской жизни, если нет разделения
дел на «детские» и «взрослые», он спокойнее будет реагировать на просьбы, примет как должное ваш
уход на службу или в гости.
Если в семье несколько детей, этот же симптом можно назвать ревностью. Родителям
необходимо более чутко относиться к потребностям каждого ребенка в семье. Иногда лучше
отложить какието домашние дела, но обязательно в течение дня уделить хотя бы несколько минут
безраздельного внимания каждому из детей, какого бы возраста они ни были. Любой ребенок
нуждается в том, чтобы мама или папа в течение, пусть самого непродолжительного, времени
«принадлежали» только ему одному, когда не надо делить родительскую любовь с кем бы то ни было.
Подведем небольшой итог, как вести себя родителям, если ребенок проявляет деспотизм?
(изменение ситуации)
Вывод: Мы рассмотрели все 7 симптом кризиса 3 лет. Какие методы и приемы общения с
ребенком Вам запомнились? И когда этот метод можно применять?
Упражнение “Автобус”.
Думаю, что нам пора выбрать автобус и приобрести билет. Каждый из Вас сейчас получит по
одному билету. Всего в волшебную страну Семизвездие будут отправляться четыре автобуса, которые
называются (родители перечисляют): малыш, кроха, пупсик, малютка. Поделитесь на группы в
соответствии с названием автобуса.
Для того, чтобы Ваш билет был действительным, Вам необходимо подобрать на каждую букву
слова прилагательные не менее 2, обозначают качества и свойства характера ребёнка, у которого
проявляется кризис (родители выполняют задание). На выполнения задания у вас 3 минуты.
Давайте посмотрим, какие автобусы у нас отправятся в путь (родители перечисляют).
Первый автобус… Второй автобус… Третий автобус… Четвертый автобус (родители
выстраиваются друг за другом парами, и перечисляют качества детей).
Теперь у каждого из нас есть билеты. Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет
очень много как отрицательных, так и положительных качеств. Родителю необходимо проявлять
огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту и ласку, вне
зависимости от того, что ребёнок переживает кризисный период.
Дорога в страну Семизвездия очень долгая и Вы успеете проголодаться. Сейчас у Вас есть
возможность зайти в магазин и купить продукты, для того чтобы сготовить чтонибудь вкусное. Упражнение “Рецепт эффективного общения”.
Я предлагаю вам составить рецепт воспитания, который поможет Вам и Вашим детям пережить
кризис 3 лет. Сейчас мы разделимся на группы в зависимости от того, когда у Вас день рождения:
зима, лето, очень, весна.
Рецепт овощного салата (рецепт воспитания).
Взять _________, добавить к нему ___________, смешать с определённым количеством
__________, _________ и __________, добавить собственной _____________, приправленной
любящим материнским и отцовским _____________.
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты). Каждый рецепт
уникален и имеет право на существование.
Упражнение “Чемодан”.
В заключении предлагаю вам собрать чемодан в дорогу, куда вы положите всё то, что вы взяли
на нашей встрече. Вы можете выбрать любой предмет гардероба, на противоположенной стороне
которого, написаны вопросы, на которые я прошу Вас ответить:
Что на занятии Вам понравилось больше всего? Что не понравилось?
Какая часть занятия была более удачной? Почему?
Получили ли Вы ответы на те вопросы, с которыми пришли?
Как вы будете использовать информацию, полученную на занятии?
Ваши пожелания организаторам.
Спасибо за внимание!
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.