Развитие общей и мелкой моторики у детей
с общим недоразвитием речи
В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонением в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10-15 лет назад, количество детей с речевой патологией растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико-грамматического строя, связной речи. Работая инструктором по физкультуре с детьми - логопатами, я заметила, что стихотворная форма подвижных и логоритмических игр привлекает детей своей живностью, эмоциональностью, динамичностью. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой и фонематический слух, речевая память, голосовой аппарат. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, при чем и на занятиях физкультурой в детском саду.
В начале занятия детям предлагается самомассаж кистей и пальцев рук:
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
2. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
3. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
4. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
5. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Во время общеразвивающих упражнений мной использовались упражнения для развития мелкой моторики рук с малыми мячами, с платочками, массажными мячами и др. нестандартным оборудованием.
Примерный комплекс упражнений так же используемый на занятиях физкультурой с массажным мячом (по Ермаковой И. А.)
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз) .
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Упражнение с упаковочными пакетами. Взять необходимо по 1 пакету в каждую руку и попробовать подкинуть их одновременно обеими руками и поймать.
Данное упражнение развивает координацию и мелкую моторику одновременно обеих рук, что так же положительно сказывается на развитии работы обоих полушарий мозга.
Упражнения с шишками
Круговые движения сосновой шишкой между ладонями. |
Мишка с шишкою играет, Между лап ее катает. Медвежата все хохочут, Шишки лапы им щекочут. |
Перекатывание шишек между ладонями до появления приятного чувства. |
Шишки, словно ежики, Колются чуть-чуть. Покатать в ладошках Шишку не забудь. |
Сжимание и разжимание шишки. |
Я сильнее всех на свете! Буду шишки я сжимать. Буду шишки я сжимать, Буду руки развивать. |
Прокатить шишку от кончиков пальцев до локтя и обратно. |
От ладошки до локтя Покатила шишку я. От локтя и до ладошки Катит шишка по дорожке. |
Упражнение-игра с платком:
«Фокусник». Держим платок в руке и медленно начинаем собирать его в кулак, работая только пальцами, пока он полностью не исчезнет в кулаке. Затем можно повертеть кулачком, показав при этом, что платка нет. Дунуть, подбросив платок и поймать этой же рукой. Вариант: прятать платок в кулак, поочередно толкая его пальцами другой руки в зажатый кулак.
«Постираем платок». Имитируем движения стирки платка, в наклоне имитируем движение полоскания, держим платок большим и указательным пальцами, имитируя прищепку. Затем поочередно, чуть подбрасывая платок, меняем пальчики, перехватывая его.
Упражнения с обручем:
«Руль». Повороты направо, налево, выполняем, не поворачивая туловища
«Юла». Вращения вертикально поставленного обруча пальцами руки.
Упражнение с прищепками:
«Мамины помощники». Развешивание на прищепки платков или других предметов одежды.
«Прятки». Закрытыми глазами найти прищепки, закрепленные заранее на одежде.
«Волшебная палочка». На небольшую палку прикрепляется веревка длиной от 1 до 3 метров, на конце можно закрепить мяч или машинку. В игре – эстафете ребенок накручивает на палку веревку, работая одновременно двумя кистями рук.
В основной части занятия мной практиковались такие упражнения как:
Вис и лазание по шведской стенке, которые развивает силу хвата.
В конце занятия, чтобы снять усталость и напряжение я использую такие зарифмованные пальчиковые игры как:
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка - кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас - беда; (грозят пальчиком)
Разбегайтесь – Кто куда!
Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки.
В подвижных играх используются такие предметы для развития мелкой моторики рук, как прищепки, платочки, ленточки.
Заключение
Организация жизни ребенка должна быть построена так, чтобы в его повседневной деятельности развились точность движений рук, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества которые будут необходимы ему в будущем. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, соблюдение режима, способствует укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогают прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Развития тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект. Задания должны приносить радость, не допускать скуки и утомления.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.