Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» комбинированного вида города Белово
Конспект
Родительское собрание в старшей группе
«Путешествие по «Стране Воспитания»
Составил воспитатель:
Белоусова Ю.Н.
2016
Форма проведения: путешествие
Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания и
наказания детей.
Задачи: активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком;
разработать основные правила семейного воспитания.
Подготовительный этап собрания:
Изготовление
приглашений на собрание
Запись ответов детей
Составление презентаций
Подготовка
вопросов «Острого блюда»
Изготовление буклетов
Фонограммы музыкальных записей.
Ход мероприятия:
В музыкальном зале играет музыка. Зал украшен по теме прошедшего праздника «Дня
матери». Постепенно собираются родители… По двум сторонам зала расставлены
столы для родителей. На проекторе слайд – поезд.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать у нас в гостях. Наше
собрание сегодня пройдет в нетрадиционной форме.
Тема нашего собрания «Путешествие по стране Воспитания» Слайд№ 1
Три несчастья есть у человека: смерть, старость и
плохие дети, - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима,
смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего
дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды".
Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых,
трудолюбивых, т.е. высоконравственных. Давайте объединим наши усилия в
воспитании подрастающего поколения. И отправимся в путешествие на поезде в
«Страну Воспитания» где узнаем, как правильно общаться с детьми в семье, чему
их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно
методы поощрения и наказания.
Воспитание
– очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов
недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого
нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на
более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка.
На проекторе – поезд даёт гудок, шум отправляющегося поезда…Слайд№ 2
Усаживаемся по удобней и мы с вами отправляемся в путь.
Общение играет огромную роль в жизни любого человека и
тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между
родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его
настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие.
Первая станция – «Общение». Слайд № 3
Уважаемые родители, чтобы вам научиться правильно общаться со своим ребёнком,
вы должны запомнить несколько принципов построения общения.
Слайд № 4 «Принципы построения общения»
Слайд № 5 •
Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения, но
большинство родителей никогда не делают этого. Они заняты "чтением
морали" своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином
случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми.
• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его
индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует
безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о
внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя
делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в
будущем плохую жизнь.
• Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи
ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите.
Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он
«хороший». Но не «сюсюкайте» с ребёнком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным
нытиком.
Слайд № 6 • Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры
в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений,
что и сказывается на его развитии.
• Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для
ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят
и выражаются так, как их родители.
• Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре
можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто
лучше понять друг друга, сблизится.
• В завершении хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье:
это единство не следует понимать упрощенно - все требуют одно и то же. Нет!
Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости и дополнения.
Мы с Вами ознакомились с принципами, помня которые, вы научитесь правильно
общаться со своим ребёнком. А теперь предоставляю Вам слово.
Слайд № 7 Упражнение «
Семейные заповеди»
Вы должны составит небольшой список семейных заповедей, обычаев, правил,
запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены
семьи. А потом каждый зачитаете свой список. Данное упражнение позволяет
сравнить свои представления о семейной жизни, воспитании с представлениями
других.
А мы отправляемся дальше Скажите, уважаемые родители: есть ли среди Вас
такие, кому не нравятся черты характера вашего ребенка? Поднимите руки, только
честно…
Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас?
Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не
повторяете ли вы ошибок ваших родителей? (Высказывания родителей).
Слайд № 8 Мы
прибыли на станцию «Шпаргалка для родителей»
Слайд № 9 «Как решить проблему»
Слайд № 10 • Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока
сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
• Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком –
как, в каких ситуациях они проявляются, быть может, вы какими-¬то своими
действиями провоцируете его на эти негативные проявления.
• Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например,
ребенок "упрямый, настырный". Если причина упрямства – не вы, то
посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша:
возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его
до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел
обедать). Нет ли здесь положительных черт?
• "Обратной стороной медали" могут оказаться такие черты, которые
желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например,
дошкольник, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен с вещами. Более
внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих
явлений – у него буйная фантазия, он все время что-¬то придумывает, а беспорядок
– следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая
неаккуратность.
• Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка,
осознайте их значимость и ценность.
Слайд № 11Если вы не уверены в возможностях ребенка:
• Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более
самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях
математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Родителей пугает
перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.
Как предотвратить проблему:
• Постарайтесь точно определить, чем вызваны ваши сомнения: не полагайтесь
только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи,
воспитателей.
• По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере,
которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом,
постарайтесь записать то, что видите.
• Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ:
это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности.
• Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии,
перспективах, особенностях, потребностях ребенка: это позволит раньше выявить
проблему, если она действительно есть.
Слайд № 12Как справиться с проблемой, если она уже есть:
• Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем
прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
• Постарайтесь избавиться от высказываний типа: "У тебя не получится",
"Ты не сумеешь".
• Замените их конструктивными фразами: "Ты решил помыть посуду? Прекрасно.
С чего ты начнешь?"; "Ты пробовал построить башню из книг, и она
рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь
первым?"
• Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку.
Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.
• Если вы видите, что чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные
стороны, посмотрите, что можно исправить, подчеркивая положительные черты его
характера.
Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.
Вы послушали меня, а теперь, уважаемые родители, предлагаю Вам поиграть.
Слайд № 13 «Острое блюдо» или ("Закончи
предложение")
На подносе лежат листочки с незаконченными предложениями.
«Общение с ребенком – это…»
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
«Если я вижу, что моего 4-х летнего сына «лупит» сверстник…
«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»
«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…»
«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
«Если ребенок провинился…»
«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…»
«У нас в семье «наказание-поощрение» -…» (если затрудняетесь продолжить –
разбейте высказывание на части).
Отправляемся дальше и следующая станция
Слайд № 14 «Наши дети»
Мы посмотрим видео с записью ваших детей и узнаем, что они думают о вопросах воспитания.
Видеоролик «Устами младенца» (вашим детям
задавали один и тот же каверзные вопросы «Тебя дома воспитывают? Как? Ответы
детей, конечно же, Вас рассмешат…
Как мы видим из видеоролика, слово «воспитание» у некоторых детей ассоциируется
со словом «наказание». Поразмышляйте над этим, уважаемые родители…
А мы продолжаем наше собрание
Слайд № 15 Задание "Экскурсия по дому" Детям предложили рассказать о своём доме, а вы уважаемые родители должны угадать у кого мы в гостях.
1.- о своей детской комнате
2.- о любимой игрушке,
3.- чем ты любишь заниматься по вечерам.
4.-кто с тобой чаше проводит время из старших.
Большое спасибо вам родители, что вы у нас такие
заботливые, внимательные и живёте жизнью своих детей, интересуетесь их
проблемами.
Слайд № 16 А мы подъезжаем к станции «Наказание и поощрение»
Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не возможен без
наказаний и поощрений.
Каким же образом родители наказывают своих детей? Ответы родителей:
- ставят в угол;
- лишают удовольствий, таких, как поход в магазин за покупками, в гости;
- ограничивают просмотр мультипликационных фильмов и игры на компьютере;
- изменяют интонацию голоса, выражение лица;
- обсуждают проступок, беседуют «по душам».
Действительно, это приемлемые способы наказания. Следует помнить,
что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок,
лишение любви и ласки. Осуждается и наказывается действие, нежелательный
поступок, а не личность ребёнка.
Что такое наказание? Наказание – это вовсе не действие наказующего, а то, что
происходит в душе наказываемого ребёнка, то, что он испытывает при этом.
Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой
поступок, исправиться и больше так не поступать.
А как дела обстоят с поощрениями? Они, как воспитательное средство, более
действенны. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение
ориентирует на – хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребёнка – сознание
того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь
символизирует это.
Завершить свою беседу хочется словами Симона. Соловейчика – писателя, большого
знатока детских душ, который утверждал:
«Любить – значит принимать человека
Таким, какой он есть».
И далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал:
«Бороться-то, конечно, можно,
но победить их можно лишь любовью.
Ведь перед нами не
враг, а собственный ребенок.
А теперь давайте проделаем с вами
одно практическое задание «Загибаем лист»:
Берем листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Чтобы не повторять таких ошибок, Я предлагаю вам
поиграть в одну психологическая игру «Рассерженные шарики».
Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева,
обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих
детей.
Родители встают в круг (они дети). Я – это мама –
предлагает детям - родителям - научиться злиться, никого при этом не
обижая. Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и
удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.
«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша
злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из
рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.Вы видите, что
шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и
человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими
порциями».
Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).А что происходит
с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).
Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно
управлять».
А мы снова с вами в пути…И следующая станция
Слайд № 18 «Игровая».
Уже говорили о том, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре
вы можете передать детям те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и
просто лучше понять друг друга, сблизится. Правильного воспитания и общения не
может быть без игры! Но родители зачастую говорят: да когда нам играть с
детьми! Я хочу Вам доказать, что для игры не нужно специально отведённое время,
играть можно с детьми между делом, по дороге в детский сад, в ванной, на кухне,
когда вы готовите ужин.
Слайд № 19 1. Игры по дороге в детский сад.
Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать,
покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и
для родителей, и для детей. Что же делать? Отвлечь любимое чадо играми.
2. Игры в ванной комнате.
3. Игры между домашними делами.
*Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к
интересным событиям и явлениям
4. Игры на кухне.
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может
стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья.
Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки,
знания.
Разумеется, требуются особые меры предосторожности,
чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов,
но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с
пользой провести время.
(Буклет Приложение )
Воспитатель: Вот наше путешествие подходит к концу и мы с Вами прыбыли
на конечную станцию
Слайд № 20 «Детский сад»
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои
особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, где
подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность —
ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. В жизни много радостных
переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам.
Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами
отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и
защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или
дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими
уважать себя и других.
Музыку "Гимн Семьи" (И.Резник).Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы называете ласково своего ребёнка
Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением Себастьяна Брант., ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.
"Ребёнок учиться тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтоб не каяться потом."
ИТОГ встречи. Мне хочется узнать: что было значимым для каждого
из вас, нашли ли ответы на свои вопросы, какие выводы для себя сделали… А также
– пожелания на будущее.
Рефлексия «Ёлочка пожеланий» (родители
вешают игрушки на ёлочку, в которых – анализ и отзывы о мероприятии).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.