Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература
5 кл
19.01.2017
Конспект урока
Маленький человек с большим сердцем. Рассказ В.Белова «Скворцы» Цели урока: Проанализировать содержание рассказа, дать характеристику Павлуне, оценить его по-вдение, действия. Донести до сердца ученика нравственные понятия: отзывчивость, сочувствие, сострада-ние, милосердие. Уметь делать выводы, развивать устную связную речь. Воспитывать доброту, чуткость к «братьям нашим меньшим».
Маленький человек с большим сердцем.doc
Маленький человек с большим сердцем. Рассказ В.Белова «Скворцы» Цели урока: Проанализировать содержание рассказа, дать характеристику Павлуне, оценить его поведение, действия. Донести до сердца ученика нравственные понятия: отзывчивость, сочувствие, сострадание, милосердие. Уметь делать выводы, развивать устную связную речь. Воспитывать доброту, чуткость к «братьям нашим меньшим».   Эпиграф Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку… Тихая моя Родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной. В.Белов I. Организационный момент. Постановка цели Ход урока II. Беседа с учащимися.  Каким представляется вам человек, который мог так о себе сказать (обращаюсь к записи на доске)?  Качества, которые вы назвали, проявились в рассказе «Скворцы»? Выслушав мнения ребят, читаю им стихотворение И.Северянина «В парке плакала девочка». В парке плакала девочка: «Посмотри­ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, ­  Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»… И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.  Я очень люблю эти стихи.  А вам они понравились? А чем? Чем, по­вашему, был потрясен отец девочки?  Есть ли у вас любимые стихи, рассказы о природе, о дружбе человека с «братьями нашими  меньшими»?  А Павлуня из рассказа Белова похож на героиню стихотворения И.Северянина, на тех, о  ком вы сейчас рассказали? (Хвалю детей за интересные ответы)  А сейчас коротко о писателе: (рассказ учителя или заранее подготовленного ученика)  Василий Иванович Белов родился в деревне Тимонихе Вологодской области в 1932 году. Рано  начал работу в поле наравне со взрослыми, рано узнал цену хлебу, товариществу, взаимопомощи,  взаимопониманию. Жизнь научила писателя бережному отношению ко всему живому, уважению к  человеку труда – мастеру и творцу; открыла главное в человеке – доброту! Рассказ «Скворцы –  один из лучших рассказов писателя. III. Анализ рассказа  Что узнаем мы в начале рассказа о главном герое – мальчике Павлуне? (Павлуня тяжело  болен, он всю зиму не вставал с постели, доктор советует отвезти мальчика в областную  больницу)  Мир мальчика ограничен стенами комнаты…Мать переставляет кровать больного сына к  окну. Что видит мальчик за окном? (Прочитайте описание весны)  Как Павлуня с отцом готовятся к приему скворцов? (Отец Павлуни мастерил скворечник.  Павлуня наблюдает за работой отца, а потом проверяет скворечник на свет: нет ли щелей  между дощечками, не будет ли холодно скворцам?  Какой сон видит мальчик накануне прилета скворцов? (Павлуня видит себя летом на  речке. Он бегает своими ногами по траве, радуется солнцу и теплу)  Как в этом эпизоде передает автор любовь Павлуни ко всему живому? (Он радуется  красоте летнего дня. Его все радует: и солнышко, и травка, и речка. В его голосе слышна  доброта ко всему вокруг)  Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде «Прилет скворцов»? Как вы понимаете  значение слова обомлел? (Павлуня рад, что скворцы осматривают скворечник, который  сделал его отец. Он счастлив. Счастье переполняет его душу).  О чем беспокоится, тревожится Павлуня? (Скворцов прилетело много, а скоречников в  деревне только два: их и еще один на Гурихиной черемухе. Но там скворечник старый, в  нем будет холодно скворцам)  Как случай все изменил? Как вел себя Павлуня в критической ситуации? (Павлуня увидел,  что ветром опрокинуло шест со скворечником на землю. Дома никого не было. Тогда  мальчик бросился на помощь скворцам)  Как вы расцениваете поступок Павлуни? (Павлуня очень болен, врач не разрешает ему  вставать. Но когда он видит, что скворчатам некому помочь, он бросается им на помощь.  Он еле переставляет ноги, ковыляет, он дрожит от холода и горя. Он чувствует, что  случилась беда, а потом видит осколки скорлупы…)  Жаль вам Павлуню, скворчат? А как относится к мальчику автор? (В голосе автора  слышны любовь и нежность к Павлуне. Даже само имя мальчика – не Павел, не Паша, а  нежное и ласковое – Павлуня. Автор любит его, гордится им.)  Грустно кончается рассказ. Хочется, чтобы он выздоровел, а скворцы снова прилетели.  (Павлуня очень добрый. Хочется, чтобы он выздоровел. Самое последнее предложение:  «Они улетели куда­то очень далеко, может, за реку, и, наверное, прилетят только завтра».  Эти слова: «прилетят завтра – дарят надежду». Сердце Павлуни отзываются на чужую боль. Это главное качество в человеке. Оно называется милосердие. Он любит все живое и  может прийти на помощь. У него доброе сердце. Павлуня – маленький мальчик, но сердце  у него большое и доброе. Сколько в него вмещается заботы о других и любви.  Ребята, как мы назовем сегодняшний урок? (Из множества вариантов выбираем  «Маленький человек с большим сердцем») IV. Домашнее задание. Попробуем сочинить рассказ (стр.258)

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017