Тип урока Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формировать у обучающихся умений достижения новых способов действий: анализировать, сравнивать, делать выводы, логически рассуждать.
Содержательная цель: расширить понимание новых элементов: экспериментальное доказательство движения молекул газа, жидкостей и твердых тел, понять явления диффузии.
Задачи урока:
Обучающая: доказать на экспериментах движение молекул газа, жидкостей и твердых тел, сформировать понятие явления диффузии, уметь применять новые знания при решении задач.
Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с приборами, учебником, умения работать в группах, формировать умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим. Развивать образную память, логическое мышление, речь обучающегося.
Воспитывающая: воспитать интерес к познанию природы, показать практическое значение диффузии в природе и жизни.
Планируемые результаты:
Личностные:
• развитие познавательного интереса учащихся;
• формирование культуры общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
• формирование логического мышления, умений обобщать;
Метапредметные:
• умение определять понятия, создавать обобщения, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• умение выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей протекания диффузии, проверять их экспериментальными средствами (модель протекания диффузии);
• развитие ИКТ– компетенции.
Предметные: знать: понятие явления диффузии, значение диффузии в природе и производственной практике;
уметь: объяснять процесс протекания диффузии при постановке опытов, при решении задач.
Ресурсы: Учебник: Физика 7 класс А.В. Перышкин. Эксперимент. Презентации учащихся. Тест, интерактивное задание.
Диффузия газов жидкостей и твердых тел Microsoft Office Word.doc
1
«Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
МБОУ «Средняя общеобразовательная
Подстречная Наталья Анатольевна,
учитель физики
школа №11»
Физика 7 класс, автор учебника: А.В. Перышкин, год издания 2014
2015 г. 2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название УМК: А.В. Перышкин
Предмет: Физика
Класс: 7
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!
Место и роль урока в изучаемой теме: урок представлен в теме «Первоначальные сведения о строении вещества», на изучение которой
отводится 6 ч. В данной теме изучаются основные положения молекулярнокинетической теории, которые используются при объяснении
тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Урок «Диффузия в газах, жидкостях и твердых
телах» имеет нумерацию 7/2. ФГОС. ФИЗИКА. Рабочие программы по учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формировать у обучающихся умений достижения новых способов действий: анализировать, сравнивать, делать
выводы, логически рассуждать.
Содержательная цель: расширить понимание новых элементов: экспериментальное доказательство движения молекул газа, жидкостей и
твердых тел, понять явления диффузии.
Задачи урока:
Обучающая: доказать на экспериментах движение молекул газа, жидкостей и твердых тел, сформировать понятие явления диффузии,
уметь применять новые знания при решении задач.
Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с приборами, учебником, умения работать в группах,
формировать умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим.
Развивать образную память, логическое мышление, речь обучающегося. Воспитывающая: воспитать интерес к познанию природы, показать практическое значение диффузии в природе и жизни.
3
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие познавательного интереса учащихся;
формирование культуры общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
формирование логического мышления, умений обобщать;
Метапредметные:
умение определять понятия, создавать обобщения, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
умение выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей протекания диффузии, проверять их
экспериментальными средствами (модель протекания диффузии);
развитие ИКТ– компетенции.
Предметные: знать: понятие явления диффузии, значение диффузии в природе и производственной практике;
уметь: объяснять процесс протекания диффузии при постановке опытов, при решении задач.
Ресурсы: Учебник: Физика 7 класс А.В. Перышкин. Эксперимент. Презентации учащихся. Тест, интерактивное задание.
этап
время
(мин.)
содержание учебного
материала
Технологическая карта урока
методы и
приемы
работы
формы
организации
учебной
деятельности
деятельность
учителя
деятельность
обучающихся
формирование
УУД
I.Организационный
момент (мотивация
к учебной
2
Приветствие обучающихся и
высказывание пожелания
увлекательной работы:
Чтение
стихотворения
Стихотворный
настрой к
новому
Приветствует
учащихся с
целью создания
Приветствуют
учителя,
Самоопределен
ие. Внутренняя
позиция деятельности)
4
II. Этап
актуализации и
выявления места и
причины
затруднения
III. Этап постановки
задач, цели урока
4
Сегодня на уроке мы
явление будем изучать, и
скажу вам честно будет
очень интересно! От вас
потребую внимания, хороших
знаний и старания!
1. Из чего состоят вещества?
2. Что вы знаете о размерах
молекул?
3. Из одинаковых ли молекул
состоит вода и лед, водяной
пар и лед, вода и бензин?
Почему?
3. Кубик из каучука сжали.
Чем можно объяснить
уменьшение объема кубика?
4. Проволоку растянули.
Почему при этом ее объем
увеличился?
5. Сделайте общий вывод.
Молодцы!
Исходя из представления об
атомном строении вещества,
древнегреческие ученые
объяснили многие явления, в
частности такое, как
распространение запаха
некоторых веществ.
Послушайте отрывок из
старой ассирийской сказки
4
открытию
знания
благоприятной
атмосферы
урока
проверяют
свою
готовность к
уроку
ученика.
Планирование
учебного
сотрудничества
Беседа с
обучающимися.
Решение
качественных
задач.
Проблемно
ориентированн
ый диалог
Побуждает к
высказыванию
своего мнения
Оценивание
ответов и их
корректировка.
Отвечают на
вопросы
учителя,
высказывают
свое мнение,
формулируют
вывод.
Умение
выражать
мысли.
Выполнение
логических
операций
сравнения,
анализа,
обобщения.
Использование
дополнительно
й интересной
информации.
Проблемно
ориентированн
ый диалог,
анализ
жизненного
опыта, решение
проблемных
ситуаций.
Работа с
Создает
эмоциональный
настрой и
выдвигает
проблему,
побуждает к
высказыванию
своего мнения.
На доске
Выдвигают
гипотезы.
Читают,
раскрывают
значение слова
«Диффузия»
Учат
определение
Формулируют
Умение
выражать
мысли.
Планирование,ц
елеполагание.
Самостоятельн
ое выделение и
формулировани
е 5
учебником.
записывает
слово
«Диффузия»
Записывает
тему урока на
доске.
тему урока
Записывают в
тетрадях
тему урока.
познавательной
цели.
«Царь Зимаар». «Был у царя
умный советник Аяз,
которого он очень уважал.
Как обычно бывает в таких
случаях, у Аяза были враги,
которые его оклеветали
перед царем, и тот, послушав
их, заключил Аяза в тюрьму.
Когда к Аязу пришла жена,
он велел ей поймать
большого муравья, привязать
к его лапке крепкую веревку
длиной сорок метров, к
свободному концу её
привязать верёвку такой же
длины и пустить муравья по
наружной стене тюрьмы в
указанном месте. Как сказал
Аяз, так жена и сделала. Сам
же Аяз насыпал на окно
камеры сахара и муравей по
запаху сахара добрался до
камеры, где сидел Аяз».
Каким образом Аяз получил
в своё распоряжение верёвку
для побега?
Слушаю ваши предложения,
гипотезы?
Как вы думаете, какова тема
урока?
Какова главная цель урока?
Всем известно, если два 18
IV.
Этап построения
проекта выхода из
затруднения
6
вещества соприкасаются друг
с другом, то они непременно
перемешаются между собой.
Этот самопроизвольный
процесс перемешивания
веществ в науке называется
диффузией. Тема нашего
урока: «Диффузия»
Сейчас выполните
интереснейший опыт №1
«Диффузия в газах».
Как вы предлагаете провести
опыт.
У вас имеются приборы и
материалы: мензурка,
полоски белой
фильтровальной бумаги
шириной 2 см,
фенолфталеин, вата,
нашатырный спирт.
Если у вас возникли
затруднения, перед вами
лежит карточка с описанием
выполнения КФЛР.
Поставьте себе оценку за
выполненное задание
Опыт №2. Диффузия в
жидкостях.
Как вы думаете, ребята,
происходит ли диффузия в
твердых телах?
Формирование
умения
интересоваться,
сомневаться,
удивляться.
Кратковременн
ая фронтальная
лабораторная
работа.
Выслушивает
план
проведения
опыта.
Учитель
консультирует.
Вызов ученика
– помощника.
Формирование
умения
удивляться
Демонстрацион
ный
эксперимент
Формулирует
проблему,
ставит ряд
вопросов
Работа с
учебником
Просмотр
презентаций
Представляет
учащихся
Подготовка
презентаций
учащихся к
уроку
Представляют
результаты
работы, вывод.
Самооценка
собственной
учебной
деятельности
Наблюдают,
обсуждают с
учителем опыт
№ 2, объясняют
его, делают
вывод
Читают:
диффузия в
твердых телах,
отвечают на
вопрос
Внимательно
слушают
защиту
Решение
проблемы
поискового
характера.
Умение
работать в
группе,
рефлексия
способов и
условий
действия,
умение
делать выводы.
Самооценка.
Работа с
информацией.
Умение
сравнивать и
делать выводы.
Волевая
саморегуляция. Опыт № 3. Диффузия в
твердых телах
(Кристаллики
марганцовокислого калия,
парафиновая свеча, спички)
Подводим детей к
определению явления
диффузии
В каких телах диффузия
происходит быстрее?
Значение диффузии в
природе и жизни.
Внимание! Ребята, вам
одноклассники приготовили
презентации:
1. Как растения пьют воду?
2. Засолка и консервирование
овощей.
3. Диффузия обеспечивает
безопасность.
Мы немного устали. Ребята,
а из чего состоят наши тела?
Принимаю ваш ответ. Но
молекулы находятся в
движении. Давайте и мы
подвигаемся.
Дети! Открывается рубрика
«Задай вопрос классу!»
2
5
V. Первичное
закрепление
7
презентации,
самостоятельно
подготовленны
х учащимися,
задают вопросы
Познавательная
инициатива.
Поиск
информации.
Самостоятельн
ое решение
проблемы
творческого
характера.
Метод
релаксации
Физкульт
минутка
Дает команды
на
активизацию
мышц рук,
головы
Выполняют
упражнения
для
двигательного
аппарата
Умение
слушать и
слышать,
саморегуляция.
Рубрика «Задай
вопрос
классу!»
Формулировани
е вопросов для
получения
информации.
Устанавливает
правильность,
осознанность
изученного
Задают свои
вопросы по
новому
материалу.
Построение
речевых
высказываний,
планирование 8
Интерактивное
задание.
Работа с
тестом.
Обобщение.
Диалог.
Словесный
метод.
Открыть
домашнее
задание,
записанное
заранее на
доске.
материала,
проводит
коррекцию
пробелов.
Фиксирует
время.
Контролирует
выполнение
теста.
Дает
комментарий к
домашнему
заданию.
Домашний
эксперимент:
Зависит ли
диффузия от
плотности
различных
овощей?
(картофель,
огурец,
кабачок,
яблоко).
учебного
сотрудничества
.
Умение
применять
новые знания в
новой
ситуации.
Формулировани
е и
аргументация
своего мнения.
Рефлексия
способов и
условий
действия;
контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельности.
Выполняют
тест.
Называют
основные
позиции нового
материала.
Анализируют
свою
деятельность,
оценивают
степень
освоения
материала.
Записывают
домашнее
задание.
6
4
VI.
Самостоятельная
работа
VII. Итог урока
Рефлексия
деятельности
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/669b
0443e92111dc95ff
0800200c9a66/index_listing.ht
ml
Ребята, что нового вы
узнали?
Что показалось вам
необычным, интересным?
Чем конкретно каждый из вас
занимался?
Закончите предложение:
«Наша жизнь без
диффузии…»
Проанализируйте ожидаемый
результат – качество
понимания материала и
умение его использовать на
практике.
Какую оценку вы поставите
себе за урок?
Достаньте свои дневники и
запишите домашнее задание.
Стандартный минимум: §9,
задание 2, № 6162
(В.И. Лукашик, Е.В. Иванова) 9
Творческий домашний
эксперимент.
Информационные источники:
1. А.В.Перышкин Физика 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2012
2.В.А.Валков, С.Е.Полянский Поурочные разработки к учебникам физики 7 класс А.В.Перышкина (М., Дрофа), С.В.Громова и
Н.А.Родиной (М., Просвещение)
3. http://schoolcollection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Конспект урока 7 класс "Диффузия в газах"
Конспект урока 7 класс "Диффузия в газах"
Конспект урока 7 класс "Диффузия в газах"
Конспект урока 7 класс "Диффузия в газах"
Конспект урока 7 класс "Диффузия в газах"
Конспект урока 7 класс "Диффузия в газах"
Конспект урока 7 класс "Диффузия в газах"
Конспект урока 7 класс "Диффузия в газах"
Конспект урока 7 класс "Диффузия в газах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.