конспект урока (8 класс, информатика)

  • Презентации учебные
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 2.docx
«Бекітемін»                                                                               Оқу ісінің меңгерушісі:            Г.А.Жұмабекова. Сабақ/Урок:   2                      8 б информатика                   Күні/Дата:     11.09.2017  Тема:     Системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная. Цель:  Изучение   и   первичное   закрепление   знаний   о   представлении   числовой   информации   в компьютере.  Научить выделять характерные особенности перевода из одной системы счисления в другую Задачи:  Образовательная:  Ввести определения понятий (система счисления, непозиционная система счисления,  позиционная система счисления, основание системы счисления). Уметь переводить число из десятичной  системы счисления в любую другую.  Развивающая:  Развить познавательный интерес к предмету.  Развивать умения обобщать, делать  выводы.  Воспитывающая: Воспитать умения слушать учителя и одноклассников.  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знании; Методы организации учебно­познавательной деятельности (Словесный ­ объяснительно­ иллюстративный, или информационно­рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с  учебником,) Оборудование.  Презентация,   интерактивная   доска   или   мультимедиа   проектор,   занимательные вопросы (рефлексия). Новые понятия, термины: система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система  счисления, основание системы счисления, запись в развёрнутой форме. Межпредметная связь: математика  Ход урока. 1. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. 2.Проверка домашней работы. Устный опрос.  Актуализация знаний:  Как вы думаете, что такое система счисления? 3. Объяснение нового материала: Понятия о системах счисления. Исторические сведения. «Все есть число» ­ говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в  практической деятельности. Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или  группой символов. Например: Задолго до нашей эры люди считали мешки с зерном, и за каждый мешок чертили черточку. Когда этих  черточек становилось много, люди боялись ошибиться в счете, что напишут лишнюю или не допишут. Люди вынуждены стали группировать, как вы это сейчас делаете, сотнями, десятками, единицами.  Древнеегипетская система счисления выглядела так:     (335) Египтяне записывали  ­ это были сотни,  ­ десятки,  В Вавилонской 60­ ричной системе счисления единицу обозначали  ­ , десятку ­ . В Римской СС в качестве «цифр» использовались следующие заглавные латинские буквы: ­ единицы, вот так они группировали. X 10 L 50 V 5 D 500 C 100 M 1000 I 1 Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи  чисел в данной системе счисления. Цифры – это любой символ (знак), входящий в алфавит данной системы счисления. И для того, чтобы правильно читать и записывать числа были придуманы СС Система счисления – это совокупность приемов и правил для обозначения и наименования  чисел.        Виды систем счисления: позиционные и непозиционные.                                            Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления. В них величина, обозначаемая  цифрой, зависит от позиции цифры в числе. Например число 555: цифра 5 встречается трижды,  причём самая правая обозначает пять единиц, вторая – пять десятков и, наконец, третья – пять сотен. Система счисления называется непозиционной – когда значения цифры не зависит от её положения в  числе. Например, в римской системе счисления число XXX (30) цифра X встречается трижды, и в  каждом  случае обозначают одну и ту же величину – число 10, три раза по 10 в сумме дают 30.  Величина в непозиционной СС определяется как сумма или разность цифр в числе. Если меньшая  цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется. Например:  (V­I), VI=6 (V+I). позиционные системы счисления Двоичная система счисления Числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с  коэффициентами 0 или 1. Например, развернутая запись двоичного числа может выглядеть следующим образом: IV=4  Восьмеричная система счисления Числа в восьмеричной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 8 с  коэффициентами 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Шестнадцатеричная система счисления Числа в шестнадцатеричной системе в развернутой формe записываются в виде суммы степеней основания 16 с  коэффициентами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А(10), В(11), С(12),D(13).E(14)F(15) Например, десятичное число 1532 в шестнадцатеричной системе будет записываться в виде 5FC. Развернутая  запись шестнадцатеричного числа записывается в виде: 4.Физминутка. Вывод: В какой системе счисления лучше записывать числа – это вопрос удобства и традиций. С технической точки  зрения, в ЭВМ удобно использовать двоичную систему, так как в ней для записи числа используются только   две цифры 0 и 1, которые можно представить двумя легко различимыми состояниями “нет сигнала ” и “есть  сигнал”. А человеку, напротив, неудобно иметь дело с двоичными записями чисел из­за того, что они более длинные, чем десятичные и в них много повторяющихся цифр. Поэтому, при необходимости работать с машинными  представлениями чисел используют восьмеричную или шестнадцатеричную системы счисления. Основания этих систем – целые степени двойки, и поэтому числа легко переводятся из этих систем в двоичную и обратно. 5. Занимательные вопросы (рефлексия). 6.  Самостоятельная работа по теме. Запишите в развернутой форме 1258.   10110112,   5618,   3D1616 перевода целых чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q: 7.Закрепление ЗУН: стр.11 задания1, 2,3. 8.Вопросы учащихся. 1.Что такое система счисления? 2.Что такое основание системы счисления? 3. Для чего используются двоичная, шестнадцатеричная система счисления? 9. Выставление оценок. 10. Домашнее задание: §2