«Бекітемін»
Оқу ісінің меңгерушісі: Г.А.Жұмабекова.
Сабақ/Урок: 2 8 б информатика Күні/Дата: 11.09.2017
Тема: Системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная.
Цель: Изучение и первичное закрепление знаний о представлении числовой информации в
компьютере. Научить выделять характерные особенности перевода из одной системы счисления в
другую
Задачи:
Образовательная: Ввести определения понятий (система счисления, непозиционная система счисления,
позиционная система счисления, основание системы счисления). Уметь переводить число из десятичной
системы счисления в любую другую.
Развивающая: Развить познавательный интерес к предмету. Развивать умения обобщать, делать
выводы.
Воспитывающая: Воспитать умения слушать учителя и одноклассников.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знании;
Методы организации учебнопознавательной деятельности (Словесный объяснительно
иллюстративный, или информационнорецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с
учебником,)
Оборудование. Презентация, интерактивная доска или мультимедиа проектор, занимательные
вопросы (рефлексия).
Новые понятия, термины: система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система
счисления, основание системы счисления, запись в развёрнутой форме.
Межпредметная связь: математика
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2.Проверка домашней работы. Устный опрос.
Актуализация знаний:
Как вы думаете, что такое система счисления?
3. Объяснение нового материала:
Понятия о системах счисления. Исторические сведения.
«Все есть число» говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в
практической деятельности.
Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или
группой символов.
Например:
Задолго до нашей эры люди считали мешки с зерном, и за каждый мешок чертили черточку. Когда этих
черточек становилось много, люди боялись ошибиться в счете, что напишут лишнюю или не допишут.
Люди вынуждены стали группировать, как вы это сейчас делаете, сотнями, десятками, единицами.
Древнеегипетская система счисления выглядела так:
(335)
Египтяне записывали это были сотни, десятки,
В Вавилонской 60 ричной системе счисления единицу обозначали , десятку .
В Римской СС в качестве «цифр» использовались следующие заглавные латинские буквы:
единицы, вот так они группировали.
X
10
L
50
V
5
D
500
C
100
M
1000
I
1
Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи
чисел в данной системе счисления.
Цифры – это любой символ (знак), входящий в алфавит данной системы счисления.
И для того, чтобы правильно читать и записывать числа были придуманы СС
Система счисления – это совокупность приемов и правил для обозначения и наименования
чисел.
Виды систем счисления: позиционные и непозиционные.
Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления. В них величина, обозначаемая
цифрой, зависит от позиции цифры в числе. Например число 555: цифра 5 встречается трижды,
причём самая правая обозначает пять единиц, вторая – пять десятков и, наконец, третья – пять сотен.
Система счисления называется непозиционной – когда значения цифры не зависит от её положения в
числе. Например, в римской системе счисления число XXX (30) цифра X встречается трижды, и в
каждом случае обозначают одну и ту же величину – число 10, три раза по 10 в сумме дают 30.
Величина в непозиционной СС определяется как сумма или разность цифр в числе. Если меньшая
цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется. Например:
(VI), VI=6 (V+I).
позиционные системы счисления
Двоичная система счисления
Числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с
коэффициентами 0 или 1.
Например, развернутая запись двоичного числа может выглядеть следующим образом:
IV=4
Восьмеричная система счисления
Числа в восьмеричной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 8 с
коэффициентами 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Шестнадцатеричная система счисления
Числа в шестнадцатеричной системе в развернутой формe записываются в виде суммы степеней основания 16 с
коэффициентами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А(10), В(11), С(12),D(13).E(14)F(15)
Например, десятичное число 1532 в шестнадцатеричной системе будет записываться в виде 5FC. Развернутая
запись шестнадцатеричного числа записывается в виде:
4.Физминутка.
Вывод:
В какой системе счисления лучше записывать числа – это вопрос удобства и традиций. С технической точки
зрения, в ЭВМ удобно использовать двоичную систему, так как в ней для записи числа используются только
две цифры 0 и 1, которые можно представить двумя легко различимыми состояниями “нет сигнала ” и “есть
сигнал”.
А человеку, напротив, неудобно иметь дело с двоичными записями чисел изза того, что они более длинные, чем
десятичные и в них много повторяющихся цифр. Поэтому, при необходимости работать с машинными
представлениями чисел используют восьмеричную или шестнадцатеричную системы счисления. Основания этих
систем – целые степени двойки, и поэтому числа легко переводятся из этих систем в двоичную и обратно.
5. Занимательные вопросы (рефлексия).
6. Самостоятельная работа по теме.
Запишите в развернутой форме 1258. 10110112, 5618, 3D1616
перевода целых чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:
7.Закрепление ЗУН: стр.11 задания1, 2,3.
8.Вопросы учащихся.
1.Что такое система счисления?
2.Что такое основание системы счисления?
3. Для чего используются двоичная, шестнадцатеричная система счисления?
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание: §2
Конспект урока (8 класс, информатика)
Конспект урока (8 класс, информатика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.