Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.конспект урока литературы
Урок 19. Акмеизм.rtf
Урок 19. Акмеизм
Цели урока: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать
краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.
Методические приемы: лекция учителя, комментированное чтение.
Ход урока
I. Лекция учителя
Задание классу: законспектировать лекцию учителя.
Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность — две ключевые
категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках
определенного течения,
вырабатывая свою эстетику, творческая личность в то же время стремилась
преодолеть не только
традиции поэтов-предшественников, но и границы направления, к которому тяготела
первоначально. «Свита делает короля» — литературное окружение делало наиболее
яркие
поэтические дарования своими лидерами. Показательна в этом отношении судьба
акмеизма. Два
крупнейших поэта этого течения А. Ахматова и О. Мандельштам уже к середине 1910-
х годов
вышли за пределы, очерченные акмеистической школой, а их последователи Г.
Иванов и Г.
Адамович наиболее полно отвечали требованиям акмеизма.
Акмеизм — модернистское течение (от греч. akme — острие, вершина, высшая
степень,
ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие
внешнего мира,
возврат слову его изначального, не символического смысла.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к
символизму, посещали «ивановские среды» — литературные собрания на
петербургской квартире
Вяч. Иванова, получившей название «башня». В «башне» Иванова велись занятия с
молодыми
поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой
«поэтической
академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». Название это
относило ко
временам средневековых ремесленных объединений и показывало отношение
участников «цеха»
к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой
профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.
Гумилев и С.
Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале «Аполлон» опубликовали
декларации
акмеистической группы.
Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около
двух
лет (1913—1914). В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В.
Нарбут и др. В
статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев критиковал символизм за
мистицизм, за
увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась «самоценность каждого
явления».
(Возможно сообщение ученика по основным положениям статьи Гумилева.)
Новому течению было дано еще одно истолкование — адамизм, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Этот взгляд проясняется в
стихотворении С.
Городецкого «Адам»:
(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы —
Вот первый подвиг. Подвиг новый —
Живой земле пропеть хвалы.
С. Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской
поэзии»
выступил против «размытости» символизма, его установки на непознаваемость мира:
«Борьба
между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этотмир, звучащий,
красочный,
имеющий формы, вес и время...»; «мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей
совокупности
красот и безобразий». В стихотворении 1913 года, посвящен ном О. Э. Мандельштаму,
Городецкий
выделяет то, за что ценит Мандельштама как акмеиста:
Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял,
Он вещества не укорял
За медленность и постоянство.
Строфы послушную квадригу
Он любит — буйно разогнав —
Остановить. И в том он прав,
Что в вечности покорен мигу.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее
конкретно-
чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было
противопоставлено мажорное
восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то
поэзия
акмеизма — возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского.
Затуманенное
стекло поэзии было тщательно протерто акмеистами и заиграло яркими красками
реального мира.
Герой возглавлявшего «Цех поэтов Гумилева — «Адам» по яркости и свежести
мировосприятия, по силе страсти, желаний. Это путешественник, конквистадор,
человек сильной
воли. В стихотворениях Гумилева — романтические мотивы, географическая и
историческая
экзотика. Экзотическая деталь порой играет чисто живописную роль, например, в
стихотворении
1907 года «Жираф»:
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
А. Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики — любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически
значимом
жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии:
Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится все слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне...
Как нестерпимо беда
Штора на белом окне.
— Здравствуй!
1909
Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало
недолго. Творческие поиски Гумилева, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки
акмеизма. Но
гуманистический смысл этого течения был значителен — возродить у человека жажду
жизни,
вернуть ощущение ее красоты.
Домашнее задание
1. Закончить работу над конспектом лекции.
2. Прочитать статью учебника об акмеизме.
3. Выучить на выбор стихотворение Н. Гумилева и проанализировать его.
4. Индивидуальное задание: сделать сообщение по биографии Н. С. Гумилева.__
Конспект урока "Акмеизм"
Конспект урока "Акмеизм"
Конспект урока "Акмеизм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.