Действие магнитного поля на проводник с током.docx
Тема: «Действие магнитного поля на проводник с током и заряженную частицу. Правило левой руки»
Цели урока:
Образовательные:
изучить как обнаруживается магнитное поле по его действию на электрический ток, изучить правило левой руки,
повторить ранее пройденные определения электрического поля, магнитного поля, условия их возникновения,
свойства;
закрепить правила правой и левой руки с помощью упражнений;
закрепить знания по предыдущим темам;
научить применять знания, полученные на уроке;
показать связь с жизнью;
расширить межпредметные связи.
Воспитательные:
формировать интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, творческое отношение, воспитывать
добросовестное отношение к учебе, прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе,
воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету.
Развивающие:
развивать творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный
интерес путем привлечения дополнительного материала, а также потребности к углублению и расширению знаний;
развивать речевые навыки, умение работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей и отстаивать свою точку
зрения;
формировать умения выделять главное, делать выводы, развивать способность быстро воспринимать информацию и
выполнять необходимые задания;
развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать
соответствующие выводы.
Этапы урока:
1. Организационный момент – 0,5 мин.
2. Проверка домашнего задания, знаний и умений – 8 мин.
3. Фронтальная работа по изучению нового материала с анализом эксперимента – 17 мин.
4.Работа с кейсом текстом с последующим отчётом в группах – 8 мин
5. Закрепление. Решение задач – 10 мин.
6. Домашнее задание – 0,5 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – 0,5 мин
I I. Проверка домашнего задания, знаний и умений – 8 мин
Вопросы в презентации:
1.Что такое электрический ток?
Направленное движение заряженных частиц
2.Как создаётся маг поле?
Движущимися заряженными частицами
3.Можно ли увидеть магнитное поле?
нет
4.Как обнаружить магнитное поле?
С помощью магнитной стрелки (компаса)
5.Как наглядно можно «показать» магнитное поле?
С помощью магнитных линий
6.Что такое магнитные линии?
Это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещённые в
магнитное поле
7.О чём можно судить по картине магнитных линий магнитного поля?
1.О направлении поля
2.О величине поля
8.Что принимают за направление магнитных линий
Условно принимают направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки
9.Чем отличается расположение магнитных линий в однородном и неоднородном магнитных полях
Однородное: линии параллельны друг другу и расположены с одинаковой густотой
Неоднородное: линии искривлены, их густота меняется от точки к точке
10.Что можно определить с помощью правила буравчика
Направление линий магнитного поля
Правильных ответов: 9 10 ответов– «5», 6 8 ответов – «4», 5 ответов – «3», менее 5 ответов – «2». III. Фронтальная работа по изучению нового материала с анализом эксперимента – 17 мин
Учитель: Как можно обнаружить магнитное поле? Оно не действует на наши органы чувств – не имеет
запаха, цвета, вкуса. Мы выяснили, что магнитная стрелка помогает обнаруживать магнитное поле.
Сегодня мы изучим ещё один способ: обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток
и правило левой руки.
На всякий проводник с током, помещенный в магнитное поле и не совпадающий с его магнитными линиями, это
поле действует с некоторой силой, наличие такой силы можно посмотреть с помощью такого опыта:
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕО ИЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЛИ РЕАЛЬНОГО ОПЫТА:
Опыт № 1: проводник подвешен на гибких проводах, который через ключ присоединен к аккумуляторам.
Проводник помещен между полюсами подковообразного магнита, т. е. находится в магнитном поле. При
замыкании ключа в цепи возникает электрический ток, и проводник приходит в движение. Если убрать магнит, то
при замыкании цепи проводник с током двигаться не будет.
Учитель: Что заставляет отклоняться проводник?
Ученик: Магнитное поле
Учитель: Действие магнитного поля на проводник с током может быть использовано для обнаружения
магнитного поля в данной области пространства. Конечно, обнаружить магнитное поле проще с помощью компаса.
Но действие магнитного поля на находящуюся в нем магнитную стрелку компаса, по существу, тоже сводится к
действию поля на элементарные электрические токи, циркулирующие в молекулах и атомах магнитного вещества,
из которого изготовлена стрелка
Вывод 1: Магнитное поле создается электрическим током и обнаруживается по его действию на
электрический ток.
Опыт №2:
Учитель: Выясним, от чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном
поле. Поменяйте полюса магнита. Что вы наблюдаете?
Ученик: Отклонение проводника в другую сторону
Вывод 2: При изменении направления магнитного поля изменяется направление движения проводника, а
значит, и направление действующей на него силы
Опыт 3:
Учитель: Выясним, от чего ещё зависит направление силы, действующей на проводник с током в
магнитном поле. Поменяйте полярность на клеммах. Что вы наблюдаете?
Ученик: Отклонение проводника в другую сторону
Вывод 3: При изменении направления тока изменяется и направление движения проводника, а значит, и
направление действующей на него силы
Общий вывод: Направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы,
действующей на проводник, связаны между собой.
Учитель: А теперь давайте сформулируем правило левой руки, которое позволяет определить
направление движения проводника или заряженной частицы в магнитном поле
Слайды презентации
Внимание! Сила действия магнитного поля на проводник с током или движущуюся заряженную частицу
равна нулю, если направление тока в проводнике или скорость частицы совпадают с линиями магнитного поля или
параллельны им.
IV. Работа с кейсом текстом с последующим отчётом в группах – 8 мин.
Учитель: Прочитайте предложенный текст о применении магнитного поля и составьте краткий отчёт
Учитель: Давайте попробуем применить полученные сегодня знания на практике
V.Закрепление – 10 мин. VI. Домашнее задание: § 45, упр. 36 (2, 3, 4).
Конспект урока "Действие магнитного поля на проводник с током" 8 класс
Конспект урока "Действие магнитного поля на проводник с током" 8 класс
Конспект урока "Действие магнитного поля на проводник с током" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.