Конспект урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс
Оценка 4.6

Конспект урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
9 кл
07.12.2018
Конспект  урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс
Урок географии в 9 классе на тему "Население Европейского Юга". Цель: Изучить особенности населения Европейского Юга, народы, их традиции и обычаи; этнические проблемы региона. Тип урока: комбинированный -урок изучения и первичного закрепления новых знаний . Урок проводила для учителей географии района.
урок в 9 кл.docx
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Европейского Юга». Цель: Изучить особенности населения  Европейского Юга, народы, их традиции и обычаи;  этнические проблемы региона. Задачи урока: Образовательные: Расширить знания учащихся о национальном составе населения Северного  Кавказа. Показать влияние природных условий на формирование материальной культуры  горских народов Кавказа. Познакомить с духовно­нравственными основами жизни народов  Северного Кавказа, с культурологическами основами их семейных и социальных традиций. Развивающие: развивать умения работать по типовому плану с целью выявления особенностей  региона; развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником,  дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Воспитательные: Способствовать воспитанию толерантности. Планируемые результаты: Личностные: формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным  особенностям, традициям и образу жизни народов Северного Кавказа, толерантность. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,  умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения,  подтверждая их фактами. Предметные: формирование представлений о народах Северного Кавказа, самостоятельно  проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы  населения. Тип урока: комбинированный ­урок изучения и первичного закрепления новых знаний . Оборудование: мультимедийное оборудование, Интернет­ресурсы,  административная карта  России, карта Северного Кавказа, карты атласа.   Используемые ЦОР:  Презентации «Население Европейского Юга»,  "Народы Северного Кавказа" Ход урока: Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Тест­ презентация. Самопроверка. Учащиеся меняются карточками, на слайде появляются правильные ответы.  III. Новая тема Включается фрагмент песни А. Токовой «Народы Кавказа».  Дети сами определяют название темы урока и формулируют цель урока..  Вопрос к учащимся: ­ Вспомните  план характеристики  населения любого региона. Ответ­слайд! ПЛАН урока: 1.Численность населения. 2.Размещение, плотность населения. 3.Урбанизация. 4.Состав населения: ­возрастной ­половой ­национальный. ­религиозный. 5. Занятость населения. 6.Проблемы.  Как изменилась? Причины?  (с.134) 1.Какова численность населения Европейского Юга?.    Работа ппо атласу с.4­5 «Мои географические исследования» с.134.1в.­1 в. 2в.­2 вопрос. Проверка. Размещение и плотность населения. С.22­ атлас. а) Один из самых густонаселённых районов России. Средняя плотность 53 чел на 1 кв км.  Сравнить с Центральной Россией. По карте плотности населения найти города­ миллионеры и показать на  карте у доски. 4. Урбанизация . Урбанизация низкая 54%. Почему? (связана со значительной ролью агропромышленного комплекса в его  экономике),  24 крупных города. Самые крупные? Показать. Город­ миллионер? Вывод: Численность, размещение по сравнению с другими регионами? Национальный состав. Учитель:           Северный   Кавказ  это  не  только    один  из  густонаселённых    районов, но   и   самый   многонациональный     из   районов   России.  Более 100 народов.              Какие народы проживают здесь? К  каким   языковым   семьям  и  группам  они  относятся? На  основе  анализа  карт « Народы  России», «Религии   России»   заполните   таблицу. Языковые  семьи Индоевропейская         Религии Православие.          Народы Русские, украинцы. Осетины. Кабардинцы,черкесы,адыгейцы. Ингуши,чеченцы,аварцы,лакцы. Ногайцы,кумыки,карачаевцы.   Ислам. Ислам.   Северо­кавказская Алтайская ­Какие народы Северного Кавказа имеют  свои  национально­государственные   образования? ­Какая  республика   является   самой  многонациональной? ­Какую  религию   исповедует   большая  часть  горских  народов? ­Какой  северокавказский  народ  исповедует   православие?       ­Почему   современный   состав  населения  Северного   Кавказа многонациональный?­   ­Как   же   складывалась  этническая  карта   района?  ­  ( Работа  учащихся  в  парах  с  текстом  учебника      стр.135) Занятия населения.                   Занятия  местных  жителей  в   прошлом    определялись   природными   условиями ,  прежде   всего  вертикальной  поясностью  и  формами  рельефа. Жители  горных   районов   страдали  от   недостатка   пахотной  земли,  обрабатывали  крохотные  поля, расположенные  по  склонам  гор   и  нередко   созданные   из   принесённой   земли.   Сильный  ливень  мог не только    погубить  урожай ,  но  и  смыть всё поле. Основным  занятием  у многих  горцев  было  животноводство. Многие  хозяйственные и бытовые  традиции   горцев   сохранились  и в  настоящее время.          Суровая природа гор повлияла на материальную культуру  народов Кавказа. Многие селения  расположены уступами на склонах , порой настолько крутых, что двором верхнего дома  является крыша  нижнего. (Слайд « Горный аул Кавказа»). «Башенные поселения»­ для   обороны  от  врагов   даже   жилые   дома   строились  в   форме   небольших  каменных   башен­укреплений. (Слайд  «Аул  Эзри .Ингушетия»). Террасное земледелие.( Слайд «Террасное земледелие»). Одежда­ необходимой   частью   горского  и казачьего снаряжения  является бурка. Она защищает от  непогоды не только во время езды – под хорошей буркой  можно укрыться от ненастья , как в маленькой  палатке. (Слайды «Лезгинский традиционный костюм», «Чеченский традиционный костюм»).  Пища .Основа питания – зерновые, молочные   продукты,  мясо. Почему   горцы  заменяют  хлеб  кашами? ­Мало   топлива  в  горах,  разреженный    воздух. На  выпечку  хлеба  затрачивается  больше времени,  топлива. Кефир­  изобретение      кавказских  горцев – заквашивают  особыми грибками в бурдюках.­ Не в  этом   ли   секрет    долголетия  жителей    Северного  Кавказа?            Под   влиянием   суровой   природы    сформировались   и    черты  характера:  выносливость,  аскетизм, трудолюбие  ,  сдержанность.             Особенность  горных районов  Северного Кавказа – широкое развитие  народных художественных  промыслов: ковроткачества, художественной обработки         металла,  производства  ювелирных изделий,  резьбы по камню и дереву и других. Мировой   известностью  пользуются   изделия мастеров  аула  Унцукуль­ предметы  быта ( трубки, шкатулки, трости) из   кизилового   дерева  с   тонкой насечкой  из  серебра , меди ,мельхиора.  ( Слайды).  Народы Северного Кавказа всегда выгодно отличались своими традициями, обычаями и историей.  Наиболее яркой чертой, присущей всем этническим группам является гостеприимство. Гость получает  самые лучшие угощения, внимание хозяев, полную безопасность и защиту. Однако нужно соблюдать  осторожность, чтобы не осквернить священные принципы и предметы в доме каждого народа, будь то  осетины, чеченцы, ингуши, дагестанцы, черкесы, карачаевцы или кабардинцы. Познакомиться с историей и традициями народов Северного Кавказа поможет эта статья. Сообщения учащихся. ( Приложения к уроку)                          Ещё одной особенностью    культуры  народов Кавказа  является  уважительное отношение  к  старшим, ко всем людям преклонного  возраста. Они ­ самые уважаемые  люди в каждой семье.  (Сообщение учащегося «Отношения «старший» и «младший»).            Кавказские  народы  отличаются   гостеприимством . Своеобразным   спектаклем  является  кавказское  застолье. (Сообщение учащегося о кавказском застольном этикете).                      Проблемы Кавказа: ­ Какие проблемы существуют на Кавказе?   (высказывания учащихся).                                      Учитель Северный Кавказ – это болевая точка на карте России.  1 сентября 2004 года. Кто помнит эту дату? (Ответы учащихся) (Трагедия в Беслане) Итог урока: Что нового узнали на уроке?                                                                                                       Рефлексия  ­Этот урок мне понравился (не понравился) потому, что  ­Наиболее трудным мне показалось  ­Я думаю, это потому, что  ­Самым интересным                                               Приложения к уроку.             этикет         застольный                Кавказский У  народов   Кавказа  большое   значение   всегда   придавалось   соблюдению   застольных   традиций.  Основные  предписания   традиционного   этикета   сохранились   и  сейчас.  В  пище  полагалось  быть  умеренным. Кавказское  застолье – своеобразный    спектакль,  где  в  деталях   расписано  поведение   каждого : мужчин и женщин, старших и младших, хозяев  и   гостей.   Как  правило,  даже  если  трапеза    проходила   в   домашнем   кругу,  мужчины  и   женщины   за  один   стол   не  садились.  Сперва   ели    мужчины , а  за  ними   женщины  и   дети. Старшие  и  младшие  тоже  не   садились  за  один стол.  Распорядителем    застолья   был   не хозяин, а   старший   из  присутствовавших  ­ «тамада». Он    произносил   тосты, предоставлял    слово; за   большими   столами  тамаде   полагались   помощники.   Торжественная   трапеза   всегда   прерывалась  песнями   и   танцами.  Если   хозяин   замечал  , что   его   гость  из  приличия   или   стеснения   переставал  есть, он подносил ему ещё  одну  почётную  долю .   Отказ   считался  неприличным,  как   бы   тот   ни   был   сыт.  Хозяин  никогда не   прекращал   есть    раньше  гостей.  Женщины  в  мужском   застолье,  по   традиции  не   участвовали. У  некоторых   народов   хозяйка  дома  иногда всё  же   выходила   к   гостям, но  только   для  того,  чтобы    провозгласить в   их   честь   тост   и   тут   же   выйти.           на             Кавказе.         и             «младший» «Старший»   Гостеприимство   и   уважение  к   старшим   –   краеугольные    камни   кавказской   этики.  Гостя    окружают   неусыпным   вниманием:  выделят   лучшую  комнату   в  доме, ни  на  минуту  не  оставят   одного ­  всё время ,пока  гость  не   ляжет  спать, с  ним   будет   находиться   или  сам   хозяин , или  его   брат,   или другой   близкий   родственник.  Обедает   с   гостем   обычно   хозяин, возможно,  присоединятся  старшие  родственники   или   друзья, но хозяйка  и   другие   женщины  за   стол   не    сядут ­  будут   только прислуживать.  Младшие   члены  семьи   могут   и  вовсе  не показаться ,а   уж   заставить  их  сесть  за   стол вместе   со   старшими  и    вовсе   дело   немыслимое.   Когда по улице   идут   двое,  то   младший   обычно   идёт   слева    от  старшего.  Если  к  ним   присоединяется    третий  человек,  скажем    средний   по   возрасту,  младший   перестраивается   направо  и  чуть  назад , а    вновь           подошедший   занимает  его   место   слева.  В   таком   же   порядке   рассаживаются  в   самолёте   или   в автомобиле.   Это   правило   восходит   к   эпохе   Средневековья,  когда   люди   ходили   вооружённые, со щитом   на   левой  руке, и   младший    был   обязан   оберегать    старшего   от   возможного   нападения   из   засады.                                                                                                 Кубачи Дагестанский   посёлок   Кубачи   находится   в   горах,  к   западу   от   Дербента. Жители   этих   мест    славятся   как   непревзойдённые     мастера   по    изготовлению  ювелирных   изделий, холодного   и    огнестрельного   оружия ,   предметов    домашнего   обихода.  Нередко   они   сами   выезжали    продавать  свои   изделия  в   Грузию,  Персию,  Россию  и  другие  страны, привозя   из   поездок   новые    образцы  и  идеи.  В   домашних   собраниях   хранятся   персидский   фаянс  и   китайский    фарфор,  старинная    русская   посуда   и   медная    утварь     местного   производства            ХII  ­ ХIII вв.   Многовековой    опыт   и   художественный    вкус    кубачинцев    создали   своеобразный   стиль , переживший    веяния    моды.  Изделия    кавказских   мастеров    можно   увидеть   в  ювелирных   магазинах,   музеях,   на выставках   в   России   и   за    рубежом.

Конспект урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Конспект  урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Конспект урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Конспект  урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Конспект урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Конспект  урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Конспект урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Конспект  урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Конспект урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс

Конспект  урока географии на тему "Население Европейского юга" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2018