Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Оценка 4.6

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
Междисциплинарный 3
4 кл—5 кл
02.04.2017
Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Материал, представленный на уроке, даёт сведения о почитании Божией Матери христианами на Руси, об отражении этой традиции в почитании икон Богородицы, знакомит с храмами и иконами, находящимися в Ступинском районе Московской области , посредством исследования, творческого задания; Даёт возможность показать ученикам, как изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие храмы не только освящены в честь Пресвятой Богородицы, но хранят в себе историческую память народа. Материал помогает воспитывать культуру общения в группе, интерес к искусству слова, воспитывать способность слушать, сопереживать, прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества.Конспект урока.
урок по духовному краеведению.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей  № 2 г. Ступино Московская область «Иконы Божией Матери  в истории духовной культуры Подмосковья» (4 класс) Автор:  Васина Елена Викторовна,  учитель начальных классов 1 Тема : «Иконы Божией Матери в истории христианской  культуры Подмосковья» Тип урока: урок­исследование. Форма     организации   учебной   деятельности:   групповая.   Работа   учащихся   в   малых группах по методике учебного сотрудничества.  Предварительно   выбран лидер группы, эксперт. Методические   приемы:   постановка   проблемных   вопросов   для   обсуждения, самостоятельный поиск, групповая и индивидуальная работа, самооценка. Цель урока:        Ступинском   дать   сведения о почитании Божией Матери христианами на Руси, об отражении этой традиции в почитании икон Богородицы, познакомить с храмами и иконами, находящимися   в   нашем     районе,   посредством   исследования, творческого задания; Показать ученикам, как изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие храмы не только освящены в честь Пресвятой Богородицы, но хранят в себе историческую память народа. воспитывать культуру общения в группе, интерес к искусству слова, воспитывать способность слушать, сопереживать. прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества   дать понять школьникам чудесное влияние культурного наследия Православия на формирование духовно-нравственных основ взаимоотношений соотечественников. Задачи урока:  ­ вывести ребят на самостоятельный уровень осмысления проблемы;  ­ организовать групповую работу по принципу «диалога мнений»;  ­ пополнить словарь духовной лексики учащихся;  ­ научить ориентироваться в духовных категориях;  ­ закрепить знания, полученные на прошлых уроках.  2 Средства:  ­ материалы и иллюстрации учебника ДКП (стр. 232­245);  ­ мульти­медийный диск с учебно­методическим комплексом для общеобразовательных  учреждений Московской области.  Оборудование: Евангелие, учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья» автор:  Л.Л.Шевченко. Москва.2007г., иллюстрации икон,  карта Ступинского района,  набор для  групповой работы учащихся, оценочный лист Основные понятия: Богородица, Чудотворные иконы, Почитание святынь, Благословение, Духовные   плоды:    любовь,   радость,  мир,     долготерпение,  благость,   милосердие,    вера, кротость. Предварительное задание ученикам к уроку, выполняемое по группам (Краеведы,  Историки, Художники):    узнать историю храмов Ступинского  района, в названиях которых отражена жизнь  Богородицы, приготовить презентацию своего исследования; изучить житие Божией Матери, познакомить с источниками о жизни Богородицы; исследовать списки­копии чудотворных икон, находящихся в храмах района,  сделать фотоснимки, представить отчет в форме презентации. Ход урока Организационный момент  Целеполагание  (слово учителя): «Для   верующего   человека   церковь­место   встречи   с   Богом.   Душу   свою   христианин открывает перед Богом в молитве. А молитва совершается перед иконами. Но следует помнить, что молятся верующие перед иконой Тому, Кто на ней изображен, но не иконе. С особым благоговением относятся верующие к иконам Божией Матери.    Матерь Божию на Руси считают Заступницей и Почему Покровительницей Земли нашей?     Во   все   века   ­   вражеских   нашествий, житейских   бед,   природных   потрясений   ­   христиане   прибегали   к   помощи   Пресвятой Богородицы.   Называли   её   заступницей,   верили,   что   Она,   стоя   у   Престола   Небесного, заступится   за   христиан.   Глубокая   любовь   христиан   к   Божией   Матери   выразилась   в почитании Её святых образов, в освящении храмов в Её честь. В красном углу стоят образа, Тихо, внимательно смотрят глаза. Матери Божьей, кроткий лик Взглядом Своим прямо в душу проник. 3 Слышу слова: приходите ко мне Все,  кто нуждается, все, кто в беде. Раскрою над всеми Святой  Свой Покров, Кто Мне молиться и верить готов. Тема нашего занятия «Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья. Наша   работа   на   уроке   пройдет   в   группах,   каждая   группа   «Историки»,   «Краеведы», «Художники» провела поисковую работу, получив предварительное задание. В процессе урока   ребята   расскажут   о   своих   поисках.   На   столах   каждой   группы   лежит   пакет,   в котором находится следующий материал: алгоритм действия группы, иллюстрации, текст источника, учебное пособие. Оценивать работу в группах будут эксперты, которые должны в процессе работы заполнить карту урока (показать). ­ Раскройте пакеты, посмотрите содержимое. Учитель:  «Говоря о Богородице, нельзя пройти стороной сведения о ее жизни. Первыми своими исследованиями поделится группа « Историков». Ученики из группы «Историки»: «Главные сведения о жизни Богоматери древнерусский читатель узнавал из источников, что   повествовали   о   Христе:   канонических   и   апокpифических   Евангелий.   Дева   Мария родилась у супругов из Иерусалима, Иоакима и Анны ,когда они уже потеряли надежду на рождение ребенка. Обрадованные водители посвятили девочку Богу, отдали ее в возрасте трех   лет   воспитываться   при   Иерусалимском   храме.   Автор   одного   апокрифического Евангелия писал, что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей. Когда Мария выросла, ей уже не полагалось жить в храме. Ее водители к тому времени умели,   и   девушку   решили   выдать   замуж.   Но   поскольку   она   хотела   соблюсти   обет   и посвятить   себя   Богу,   в   мужья   ей   выбрали   старца   Иосифа­плотника,   обещавшего позаботиться о Марии как отец ,а не как муж. Поэтому Иосифа называют не мужем, а обручником Марии. Мария и после замужества не изменила свои привычки: она часто приходила   в   храм   и   помогала   Иеpусалимским   девам   делать   большую   завесу   для святилища. Однажды ей снова явился ангел и возвестил, что она родит Сына Божьего. "Как будет  это,  когда   я  мужа  не  знаю?"   ­  воскликнула  Мария.   Но  сын  Божий  должен  был родиться именно от чистой девы, чтобы самим рождением явить чудо всему человечеству. Незадолго до родов Пресвятой Деве вместе с праведным Иосифом пришлось отправиться в небольшой город Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения Иудеи. По дороге они попытались остановиться на ночлег на постоялом дворе, но там не было места. Тогда они воспользовались   укрытием,   где   прятались   пастухи.   Там   и   родился   Младенец   Иисус; спеленав, его положили в ясли ­ кормушку для скота. В это время царю Ироду стало известно, что в его владениях появился чудесный младенец, который станет правителем мира. Ирод испугался, что новый царь свергнет его с престола и повелел своим войнам убить всех младенцев в возрасте до 2­х лет. Однако Христос уцелел благодаря вмешательству ангела, тот явился Иосифу и велел ему взять Магию и ребенка  и   отправиться  в  Египет.  Там   святое  семейство   переждало  гонения  Ирода.  Но Марии было суждено пережить своего сына, она проводила его на казнь и присутствовала 4 на распятии, а затем погребала его тело. Умирая на кресте, Христос завещал любимому ученику Иоанну заботиться о ней. Богоматерь скончалась в 64 года, причем о смерти она узнала заранее.» (Далее ответы на вопросы оппонентов) Учитель: ­Спасибо ребята! Давайте все вместе обратимся к тексту Евангелия от Луки гл 1 ст.28­33 и проверим свои знания о жизни Богородицы. ­Прочитайте и скажите, о каком событии из жизни Богородицы рассказывает Евангелие? (ребята изучают текст и отвечают на поставленные вопросы) Учитель:  «Изучение   Священной   топографии   Подмосковья   позволяет   узнать,   что   многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья носят имя Пресвятой Богородицы.   И   наш   Ступинский     район   не   является   исключением.   Ребята   из   группы «Краеведы» провели поисковую работу и сегодня поделятся результатами своих поисков». Ученики из группы «Краеведов»: «В ходе поисковой работы мы узнали, что в Ступинском районе  54  Храма. Вот некоторые из них:  Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь  Церковь Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино. Авдотьино.  Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с.  Церковь Покрова Божией Матери с. Авдулово  Церковь Успения Божией Матери с. Алёшково.  Церковь Покрова Божией Матери (Рождества Христова) с. Батайки  Христорождественская церковь с. Березнецово.  Церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Большое Алексеевское 5  Церковь Преображения Господня с. Бортниково.  Церковь Преображения Господня с. Верзилово.  Церковь Рождества Божией Матери с. Верховлянь.  Церковь Рождества Божией Матери с. Вихорна.  Покровско-Ильинская церковь с. Воскресенки.  Церковь Воскресения Христова с. Городня. Церковь Святителя Николая с. Еганово.   Церковь Иоанна Предтечи с. Ивановское.  Церковь Рождества Христова с. Каменище. 6  Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Кишкино.  Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Киясово ".  Церковь Святых бессребреников Косьмы и Дамиана с. Кузьмино.  Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Мученика Иоанна Воина) с. Куртино.  Церковь Успения Божией Матери с. Липитино.  Церковь Святой Троицы с. Лужники.  Церковь Успения Божией Матери с. Малино.    Церковь Воздвижения Креста Господня с. Марьинка  Христорождественская церковь с. Мартыновское.  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Марьинское.  Церковь Рождества Божией Матери с. Мещерино.  Церковь Преображения Господня пос. Михнево  Церковь Покрова Божией Матери с. Мышенское. 7  Церковь Покрова Божией Матери с. Покровское.   Церковь Михаила Архангела с. Починки.  Церковь Державной иконы Божией Матери п. Приокск.  Церковь Святителя Николая Мирликийского с. Семёновское  Церковь Покрова Божией Матери с. Ситне-Щелканово.  Церковь иконы Божией Матери Знамение с. Старая   Кашира.  Церковь Рождества Божией Матери с. Старая Ситня.   Церковь Тихвинской иконы Божией Матери г. Ступино Церковь Рождества Божией Матери с. Старое. (с. Среднее).  Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Суково.  Церковь Покрова Божией Матери с. Хонятино.  Церковь Рождества Божией Матери с. Хатунь  Церковь Казанской иконы Божией Матери с.   Четряково. 8  Церкви Покрова Божией Матери и Святителя Василия Великого с. Чиркино.  Церковь Святой Троицы с. Щапово. Пользуясь нашими материалами, назовите Храмы, которые освящены в честь Пресвятой Богородицы. Сколько   церквей Рождества   Пресвятой Богородицы?   Успения Пресвятой Богородицы?   Сколько  Храмов – Покрова Пресвятой Богородицы? (Далее ответы на вопросы оппонентов) Учитель:  ­Ребята в своем поиске вы назвали храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Абдулово, с. Батайки, с. Марьинское…) и это не случайно, традиция глубокого почитания Богородицы на Руси приводит к появлению праздника Покрова Божией Матери. Обратимся к учебному пособию (стр.238) и прочитаем текст об истории возникновения праздника. ­Что сделала Богородица? ­Когда празднуется на Руси? Запишите в тетрадь новые слова, встретившиеся в тексте. Учитель:  «Ребята   третьей   группы   «Художники»   исследовали   и   изучили   иконографию   наиболее почитаемых икон Богородицы в храмах района.   Результаты своего поиска они любезно предоставили каждой группе. На ваших столах лежат художественные списки икон. Ученики из группы «Краеведов»: «В ходе поисковой работы мы узнали, что 26  храмов  Ступинского района освящены или почитают образы Пресвятой Богородицы. 6 церквей Рождества Божьей Матери: сёла Веховлянь, Вихорна, Мещерино, Хатунь, Старая Ситня, с. Старое. 8   церквей   Покрова   Божьей   Матери:   с.Авдулово,   с.Батайки,   с.   Чиркино,   с.Хонятино, с.Марьинское, с.Покровское, с. Ситне­Щелканово, с.Мышенское. 4   церкви   Успения   Божьей   Матери:   с.Алёшково,   с.Большое   Алексеевское,   с.Малино, с.Липитино. 4 церкви ­ Казанской иконы Божией Матери: сёла Кишкино, Киясово, Суково, Четряково. 2 церкви ­  Тихвинской иконы Божией Матери: сёла Авдотьино, Среднее. 1 церковь ­ Иконы Божьей Матери Знамение: с. Старая Кашира 1 церковь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих: с. Куртино 9 1 церковь Державной иконы Божьей Матери: п. Приокск (Далее ответы на вопросы оппонентов) Учитель:  «Душевность   образа   Марии,   её   близость   к   грешному   и   страдающему   человеку   стали причиной широкого распространения икон Богоматери, их встречается гораздо больше, чем икон с изображением Христа. ­ в нашем учебном пособии в рубрике « Представление иконы» есть образы Богородицы. Рассмотрите   и   назовите,   какие   образы   вы   узнали?   Какие   увидели   впервые?   (ребята называют). Заключение Учитель: «Говорить о Богородице можно бесконечно. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы ­ « древнейшей песни материнства», как идеал женщины­матери. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорит: «Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на нас. Матерь Божия ­ Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери». Любовь к матери идет от самого сердца, а с чем вы обратились бы к матери Бога? Давайте подумаем и послушаем песню Ж. Бичевской, посвященной Богородице (звучит песня «О! Всепетая мати»). ­Ребята! О чем говорили на уроке? Что понравилось? ­Самооценка и оценка работы групп по 5­бальной системе. В помощь предлагается схема  оценивания работы групп. Номер группы: Качество: (5 баллов) Корректност ь текста: (5 баллов) Дизайн: (5 баллов) №1 №2 №3 Соответствие содержания заявленной теме, научность, продуманность структуры. лаконичность, Отсутствие ошибок, законченность точность, слайдов отвечает Разметка эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с 10 изображения элементами, соответствуют содержанию. Коммуникабельность, внимание к другим, активность уважение и знаний Качество сообщения, убедительность, глубина теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. по Взаимодейст вие: (5 баллов) Выступление: (5 баллов) Итого: Домашнее   задание:  Представить   себя   группой   филологов   и познакомиться с сюжетами литературных произведений русских писателей. Прочитать отрывок И.С. Шмелева «Лето Господне», «Покров» и ответить на вопросы. 11

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)

Конспект урока  "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017