Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
Междисциплинарный 3
4 кл—5 кл
02.04.2017
Материал, представленный на уроке, даёт сведения о почитании Божией Матери христианами на Руси, об отражении этой традиции в почитании икон Богородицы, знакомит с храмами и иконами, находящимися в Ступинском районе Московской области , посредством исследования, творческого задания; Даёт возможность показать ученикам, как изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие храмы не только освящены в честь Пресвятой Богородицы, но хранят в себе историческую память народа.
Материал помогает воспитывать культуру общения в группе, интерес к искусству слова, воспитывать способность слушать, сопереживать, прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества.Конспект урока.
урок по духовному краеведению.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 2 г. Ступино Московская область
«Иконы Божией Матери
в истории духовной культуры Подмосковья» (4 класс)
Автор: Васина Елена Викторовна,
учитель начальных классов
1 Тема : «Иконы Божией Матери в истории христианской культуры Подмосковья»
Тип урока: урокисследование.
Форма организации учебной деятельности: групповая. Работа учащихся в малых
группах по методике учебного сотрудничества. Предварительно выбран лидер группы,
эксперт.
Методические приемы: постановка проблемных вопросов для обсуждения,
самостоятельный поиск, групповая и индивидуальная работа, самооценка.
Цель урока:
Ступинском
дать сведения о почитании Божией Матери христианами на Руси, об отражении
этой традиции в почитании икон Богородицы, познакомить с храмами и иконами,
находящимися в нашем
районе, посредством исследования,
творческого задания;
Показать ученикам, как изучение священной топографии
Подмосковья позволяет узнать, что многие храмы не только
освящены в честь Пресвятой Богородицы, но хранят в себе
историческую память народа.
воспитывать культуру общения в группе, интерес к искусству слова, воспитывать
способность слушать, сопереживать.
прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества
дать понять школьникам чудесное влияние культурного наследия
Православия на формирование духовно-нравственных основ
взаимоотношений
соотечественников.
Задачи урока:
вывести ребят на самостоятельный уровень осмысления проблемы;
организовать групповую работу по принципу «диалога мнений»;
пополнить словарь духовной лексики учащихся;
научить ориентироваться в духовных категориях;
закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
2 Средства:
материалы и иллюстрации учебника ДКП (стр. 232245);
мультимедийный диск с учебнометодическим комплексом для общеобразовательных
учреждений Московской области.
Оборудование: Евангелие, учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья» автор:
Л.Л.Шевченко. Москва.2007г., иллюстрации икон, карта Ступинского района, набор для
групповой работы учащихся, оценочный лист
Основные понятия: Богородица, Чудотворные иконы, Почитание святынь, Благословение,
Духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость.
Предварительное задание ученикам к уроку, выполняемое по группам (Краеведы,
Историки, Художники):
узнать историю храмов Ступинского района, в названиях которых отражена жизнь
Богородицы, приготовить презентацию своего исследования;
изучить житие Божией Матери, познакомить с источниками о жизни Богородицы;
исследовать спискикопии чудотворных икон, находящихся в храмах района,
сделать фотоснимки, представить отчет в форме презентации.
Ход урока
Организационный момент
Целеполагание (слово учителя):
«Для верующего человека церковьместо встречи с Богом. Душу свою христианин
открывает перед Богом в молитве. А молитва совершается перед иконами. Но следует
помнить, что молятся верующие перед иконой Тому, Кто на ней изображен, но не иконе. С
особым благоговением относятся верующие к иконам Божией Матери.
Матерь Божию на Руси считают Заступницей и
Почему
Покровительницей Земли нашей? Во все века вражеских нашествий,
житейских бед, природных потрясений христиане прибегали к помощи Пресвятой
Богородицы. Называли её заступницей, верили, что Она, стоя у Престола Небесного,
заступится за христиан. Глубокая любовь христиан к Божией Матери выразилась в
почитании Её святых образов, в освящении храмов в Её честь.
В красном углу стоят образа,
Тихо, внимательно смотрят глаза.
Матери Божьей, кроткий лик
Взглядом Своим прямо в душу проник.
3 Слышу слова: приходите ко мне
Все, кто нуждается, все, кто в беде.
Раскрою над всеми Святой Свой Покров,
Кто Мне молиться и верить готов.
Тема нашего занятия «Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья.
Наша работа на уроке пройдет в группах, каждая группа «Историки», «Краеведы»,
«Художники» провела поисковую работу, получив предварительное задание. В процессе
урока ребята расскажут о своих поисках. На столах каждой группы лежит пакет, в
котором находится следующий материал: алгоритм действия группы, иллюстрации, текст
источника, учебное пособие. Оценивать работу в группах будут эксперты, которые должны
в процессе работы заполнить карту урока (показать).
Раскройте пакеты, посмотрите содержимое.
Учитель:
«Говоря о Богородице, нельзя пройти стороной сведения о ее жизни. Первыми своими
исследованиями поделится группа « Историков».
Ученики из группы «Историки»:
«Главные сведения о жизни Богоматери древнерусский читатель узнавал из источников,
что повествовали о Христе: канонических и апокpифических Евангелий. Дева Мария
родилась у супругов из Иерусалима, Иоакима и Анны ,когда они уже потеряли надежду на
рождение ребенка. Обрадованные водители посвятили девочку Богу, отдали ее в возрасте
трех лет воспитываться при Иерусалимском храме. Автор одного апокрифического
Евангелия писал, что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей.
Когда Мария выросла, ей уже не полагалось жить в храме. Ее водители к тому времени
умели, и девушку решили выдать замуж. Но поскольку она хотела соблюсти обет и
посвятить себя Богу, в мужья ей выбрали старца Иосифаплотника, обещавшего
позаботиться о Марии как отец ,а не как муж. Поэтому Иосифа называют не мужем, а
обручником Марии. Мария и после замужества не изменила свои привычки: она часто
приходила в храм и помогала Иеpусалимским девам делать большую завесу для
святилища. Однажды ей снова явился ангел и возвестил, что она родит Сына Божьего. "Как
будет это, когда я мужа не знаю?" воскликнула Мария. Но сын Божий должен был
родиться именно от чистой девы, чтобы самим рождением явить чудо всему человечеству.
Незадолго до родов Пресвятой Деве вместе с праведным Иосифом пришлось отправиться в
небольшой город Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения Иудеи. По дороге они
попытались остановиться на ночлег на постоялом дворе, но там не было места. Тогда они
воспользовались укрытием, где прятались пастухи. Там и родился Младенец Иисус;
спеленав, его положили в ясли кормушку для скота.
В это время царю Ироду стало известно, что в его владениях появился чудесный младенец,
который станет правителем мира. Ирод испугался, что новый царь свергнет его с престола
и повелел своим войнам убить всех младенцев в возрасте до 2х лет. Однако Христос
уцелел благодаря вмешательству ангела, тот явился Иосифу и велел ему взять Магию и
ребенка и отправиться в Египет. Там святое семейство переждало гонения Ирода. Но
Марии было суждено пережить своего сына, она проводила его на казнь и присутствовала
4 на распятии, а затем погребала его тело. Умирая на кресте, Христос завещал любимому
ученику Иоанну заботиться о ней. Богоматерь скончалась в 64 года, причем о смерти она
узнала заранее.»
(Далее ответы на вопросы оппонентов)
Учитель:
Спасибо ребята! Давайте все вместе обратимся к тексту Евангелия от Луки гл 1 ст.2833 и
проверим свои знания о жизни Богородицы.
Прочитайте и скажите, о каком событии из жизни Богородицы рассказывает Евангелие?
(ребята изучают текст и отвечают на поставленные вопросы)
Учитель:
«Изучение Священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие
христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья носят имя Пресвятой
Богородицы. И наш Ступинский район не является исключением. Ребята из группы
«Краеведы» провели поисковую работу и сегодня поделятся результатами своих поисков».
Ученики из группы «Краеведов»:
«В ходе поисковой работы мы узнали, что в Ступинском районе 54 Храма. Вот некоторые
из них:
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь
Церковь Всех святых в земле Российской просиявших г.
Ступино.
Авдотьино.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с.
Церковь Покрова Божией Матери с. Авдулово
Церковь Успения Божией Матери с. Алёшково.
Церковь Покрова Божией Матери (Рождества
Христова) с. Батайки
Христорождественская церковь с. Березнецово.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Большое
Алексеевское
5 Церковь Преображения Господня с. Бортниково.
Церковь Преображения Господня с. Верзилово.
Церковь Рождества Божией Матери с. Верховлянь.
Церковь Рождества Божией Матери с. Вихорна.
Покровско-Ильинская церковь с. Воскресенки.
Церковь Воскресения Христова с. Городня.
Церковь Святителя Николая с. Еганово.
Церковь Иоанна Предтечи с. Ивановское.
Церковь Рождества Христова с. Каменище.
6 Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Кишкино.
Церковь Казанской иконы Божией
Матери с. Киясово ".
Церковь Святых бессребреников
Косьмы и Дамиана с. Кузьмино.
Церковь иконы Божией Матери Всех
Скорбящих Радость (Мученика
Иоанна Воина) с. Куртино.
Церковь Успения Божией Матери с.
Липитино.
Церковь Святой Троицы с. Лужники.
Церковь Успения Божией Матери с. Малино.
Церковь Воздвижения Креста Господня с. Марьинка
Христорождественская церковь с. Мартыновское.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с.
Марьинское.
Церковь Рождества Божией Матери с. Мещерино.
Церковь Преображения Господня пос. Михнево
Церковь Покрова Божией Матери с. Мышенское.
7 Церковь Покрова Божией Матери с. Покровское.
Церковь Михаила Архангела с. Починки.
Церковь Державной иконы Божией Матери п. Приокск.
Церковь Святителя Николая Мирликийского с.
Семёновское
Церковь Покрова Божией Матери с. Ситне-Щелканово.
Церковь иконы Божией Матери Знамение с. Старая
Кашира.
Церковь Рождества Божией Матери с. Старая Ситня.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери г. Ступино
Церковь Рождества Божией Матери с. Старое.
(с. Среднее).
Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Суково.
Церковь Покрова Божией Матери с. Хонятино.
Церковь Рождества Божией Матери с. Хатунь
Церковь Казанской иконы Божией Матери с.
Четряково.
8
Церкви Покрова Божией Матери и Святителя Василия
Великого с. Чиркино.
Церковь Святой Троицы с. Щапово.
Пользуясь нашими материалами, назовите Храмы, которые освящены в честь Пресвятой
Богородицы. Сколько церквей Рождества Пресвятой Богородицы? Успения Пресвятой
Богородицы? Сколько Храмов – Покрова Пресвятой Богородицы?
(Далее ответы на вопросы оппонентов)
Учитель:
Ребята в своем поиске вы назвали храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Абдулово, с.
Батайки, с. Марьинское…) и это не случайно, традиция глубокого почитания Богородицы
на Руси приводит к появлению праздника Покрова Божией Матери. Обратимся к учебному
пособию (стр.238) и прочитаем текст об истории возникновения праздника.
Что сделала Богородица?
Когда празднуется на Руси?
Запишите в тетрадь новые слова, встретившиеся в тексте.
Учитель:
«Ребята третьей группы «Художники» исследовали и изучили иконографию наиболее
почитаемых икон Богородицы в храмах района. Результаты своего поиска они любезно
предоставили каждой группе. На ваших столах лежат художественные списки икон.
Ученики из группы «Краеведов»:
«В ходе поисковой работы мы узнали, что 26 храмов Ступинского района освящены или
почитают образы Пресвятой Богородицы.
6 церквей Рождества Божьей Матери: сёла Веховлянь, Вихорна, Мещерино, Хатунь, Старая
Ситня, с. Старое.
8 церквей Покрова Божьей Матери: с.Авдулово, с.Батайки, с. Чиркино, с.Хонятино,
с.Марьинское, с.Покровское, с. СитнеЩелканово, с.Мышенское.
4 церкви Успения Божьей Матери: с.Алёшково, с.Большое Алексеевское, с.Малино,
с.Липитино.
4 церкви Казанской иконы Божией Матери: сёла Кишкино, Киясово, Суково, Четряково.
2 церкви Тихвинской иконы Божией Матери: сёла Авдотьино, Среднее.
1 церковь Иконы Божьей Матери Знамение: с. Старая Кашира
1 церковь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих: с. Куртино
9 1 церковь Державной иконы Божьей Матери: п. Приокск
(Далее ответы на вопросы оппонентов)
Учитель:
«Душевность образа Марии, её близость к грешному и страдающему человеку стали
причиной широкого распространения икон Богоматери, их встречается гораздо больше,
чем икон с изображением Христа.
в нашем учебном пособии в рубрике « Представление иконы» есть образы Богородицы.
Рассмотрите и назовите, какие образы вы узнали? Какие увидели впервые? (ребята
называют).
Заключение
Учитель:
«Говорить о Богородице можно бесконечно. Во всем мире почитается образ Пресвятой
Богородицы « древнейшей песни материнства», как идеал женщиныматери. Святейший
патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорит: «Каждый человек может обратиться к
Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на
нас. Матерь Божия Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной
матери». Любовь к матери идет от самого сердца, а с чем вы обратились бы к матери Бога?
Давайте подумаем и послушаем песню Ж. Бичевской, посвященной Богородице (звучит
песня «О! Всепетая мати»).
Ребята! О чем говорили на уроке? Что понравилось?
Самооценка и оценка работы групп по 5бальной системе. В помощь предлагается схема
оценивания работы групп.
Номер
группы:
Качество:
(5 баллов)
Корректност
ь текста:
(5 баллов)
Дизайн:
(5 баллов)
№1 №2 №3
Соответствие содержания заявленной
теме,
научность,
продуманность структуры.
лаконичность,
Отсутствие ошибок,
законченность
точность,
слайдов
отвечает
Разметка
эстетическим требованиям,
текст
легко читается, фон сочетается с
10 изображения
элементами,
соответствуют содержанию.
Коммуникабельность,
внимание к другим, активность
уважение и
знаний
Качество сообщения, убедительность,
глубина
теме,
аргументированность,
полнота
ответов на вопросы, грамотность
речи, владение терминологией.
по
Взаимодейст
вие:
(5 баллов)
Выступление:
(5 баллов)
Итого:
Домашнее задание: Представить себя группой филологов и
познакомиться с сюжетами литературных произведений русских
писателей. Прочитать отрывок И.С. Шмелева «Лето Господне»,
«Покров» и ответить на вопросы.
11
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Конспект урока "Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Православия" (4 класс, православие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.